38.03.01. «Экономика», 38.03.02. «Менеджмент» (все профили) для очной формы, в том числе ускоренной. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Вид текущего контроля: не предусмотрен, вид промежуточной аттестации – зачет.
38.03.02. (все профили) «Менеджмент» для заочной формы обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Вид текущего контроля: не предусмотрен, вид промежуточной аттестации – зачет.
№
п/п
| Наименование темы (раздела) дисциплины
| Трудоемкость в часах
| Формы текущего контроля успеваемости
|
Всего
| Аудиторная работа
| Самос
тоятельная работа
|
Об
щая
| Лек-ции
| Практические и се-минар-ские заня-
тия
| Заня-тия в инте-рак-
тивных формах
|
| Основы ораторского искусства и культуры речи. Предмет и задачи курса «Риторика и культура речи»
| 3/4,5
| 1/0,5
| -
| 1/0,5
|
| 2/4
| Эвристическая беседа
|
| Ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима
| 3/4,5
| 1/0,5
| -
| 1/0,5
| 1/1
| 2/4
| доклады,
учебные презентации
фронтальный опрос-
рефлексия
|
| Риторика и культура речи в России
| 6/5
| 3/1
| -
| 3/1
| 1/0
| 3/4
| Научная дискуссия,
доклады,
учебные презентации,
письменные работы,
фронтальный опрос-
рефлексия.
|
| Виды красноречия
| 4/5
| 2/1
| -
| 2/1
|
| 2/4
| доклады,
учебные презентации
фронтальный опрос-
рефлексия
|
| Типы и качества речи
| 5/4,5
| 2/0,5
| -
| 2/0,5
|
| 3/4
|
|
| Этический аспект культуры речи оратора
| 4/4,5
| 2/0,5
| -
| 2/0,5
| 1/0
| 2/4
| Научная дискуссия, док-лады, учебные презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Публичная речь, её особенности
| 7/5,5
| 4/0,5
| -
| 4/0,5
| 2/0
| 3/5
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Подготовка оратора к выступлению
| 7/5,5
| 4/0,5
| -
| 4/0,5
| 1/1
| 3/5
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Культура речи оратора
| 5/6
| 2/1
| -
| 2/1
| 2/0
| 3/5
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Полемическое мастерство
| 7/5,5
| 4/0,5
| -
| 4/0,5
|
| 3/5
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Деловая беседа
| 5/4,5
| 2/0,5
| -
| 2/0,5
| 2/0
| 3/4
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Риторика общения
| 4/5
| 2/1
| -
| 2/1
|
| 2/4
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Невербальные средства общения
| 3/4
| 1/1
| -
| 1/1
|
| 2/3
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Выразительные средства риторической речи
| 4/4,5
| 2/0,5
| -
| 2/0,5
|
| 2/4
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Современная риторика и культура речи
| 5/3,5
| 4/0,5
| -
| 4/0,5
|
| 1/3
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Итого:
| 72/72
| 36/10
| -
| 36/10
| 10/2
| 36/62
| |
*Примечание. Через дробь (слеш) указано количество часов для заочной формы обучения.
38.03.01. «Экономика» для заочной формы, в том числе ускоренной.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов);
Вид текущего контроля: не предусмотрен, вид промежуточной аттестации – зачет.
№
п/п
| Наименование темы (раздела) дисциплины
| Трудоемкость в часах
| Формы текущего контроля успеваемости
|
Всего
| Аудиторная работа
| Самос
тоятельная работа
|
Об
щая
| Лек-ции
| Практические и се-минар-ские заня-
тия
| Заня-тия в инте-рак-
тивных формах
|
| Основы ораторского искусства и культуры речи. Предмет и задачи курса «Риторика и культура речи»
| 4,5
| 0,5
| -
| 0,5
|
|
| Эвристическая беседа
|
| Ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима
| 4,5
| 0,5
| -
| 0,5
|
|
| доклады,
учебные презентации
фронтальный опрос-
рефлексия
|
| Риторика и культура речи в России
|
|
| -
|
|
|
| Научная дискуссия,
доклады,
учебные презентации,
письменные работы,
фронтальный опрос-
рефлексия.
|
| Виды красноречия
|
|
| -
|
|
|
| доклады,
учебные презентации
фронтальный опрос-
рефлексия
|
| Типы и качества речи
| 4,5
| 0,5
| -
| 0,5
|
|
|
|
| Этический аспект культуры речи оратора
| 4,5
| 0,5
| -
| 0,5
|
|
| Научная дискуссия, док-лады, учебные презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Публичная речь, её особенности
| 5,5
| 0,5
| -
| 0,5
|
|
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Подготовка оратора к выступлению
| 5,5
| 0,5
| -
| 0,5
|
|
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Культура речи оратора
|
|
| -
|
|
|
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Полемическое мастерство
| 11,5
| 0,5
| -
| 0,5
|
|
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Деловая беседа
| 10,5
| 0,5
| -
| 0,5
|
|
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Риторика общения
|
|
| -
|
|
|
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Невербальные средства общения
|
|
| -
|
|
|
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
14.
| Выразительные средства риторической речи
| 10,5
| 0,5
| -
| 0,5
|
|
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
15.
| Современная риторика и культура речи
| 9,5
| 0,5
| -
| 0,5
|
|
| Научная дискуссия,
доклады, учебные
презентации, письменные
работы, фронтальный
опрос-рефлексия
|
| Итого:
|
|
| -
|
|
|
| |
Содержание практических и семинарских занятий
Очная и заочная формы обучения
№ темы
(раздела)
дисциплины
| Тематика
практических/
семинарских занятий
| Содержание и формы семинарского
занятия
| Трудо-ѐмкость в часах
|
Тема 1.
| Семинар 1.
Основы ораторского искусства и культуры речи. Предмет и задачи курса «Риторика и культура речи»
| Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с учебными презентациями или докладами. Научная дискуссия о необходимости изучения риторики и культуры речи в вузе. Рефлексия по теме семинара.
| 1/0,5
|
Тема 2.
| Семинар 2.
Ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима
| Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с учебными презентациями или докладами. Дискуссия «Причины активного развития риторики в античных странах».
| 2/0,5
|
Тема 3.
| Семинар 3.
Риторика и культура речи в России
| Фронтальный опрос студентов по вопросам темы. Выступление с учебными презентациями или докладами. Рефлексия по базовым вопросам темы семинара.
| 2/1
|
Тема 4.
| Семинар 4.
Виды красноречия
| Дискуссия о сущности моделей различных видов красноречия
| 2/1
|
Тема 5-6.
| Семинар 5-6
Типы и качества речи Этический аспект культуры речи оратора
| Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами и презентациями.
| 2/0,5
2/0,5
|
Тема 7.
| Семинар 7.
Публичная речь, её особенности
| Письменная работа по теме занятия
| 4/0,5
|
Тема 8.
| Семинар 8. Подготовка оратора к выступлению
| Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами и презентациями. Научная дискуссия об особенностях подготовки оратора к выступлению.
| 4/0,5
|
Тема 9.
| Семинар 9.
Культура речи оратора
| Опрос студентов по базовым вопросам темы.
| 2/1
|
Тема 10.
| Семинар 10.
Полемическое мастерство
| Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами и презентациями. Научная дискуссия о сущности и особенностях системы полемики в современном мире. Рефлексия по теме семинарского занятия.
| 4/0,5
|
Тема 11.
| Семинар 11.
Деловая беседа
| Опрос студентов по вопросам темы. Рефлексия по теме семинарского занятия.
| 2/0,5
|
Тема 12.
| Семинар 12.
Риторика общения
| Дискуссия о сущности и актуальности риторического общения. Письменный контроль в тестовой форме на проверку знания категориального аппарата.
| 2/1
|
Тема 13.
| Семинар 13.
Невербальные средства общения
| Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами и презентациями. Рефлексия по теме семинарского занятия.
| 1/1
|
Тема 14.
| Семинар 14.
Выразительные средства риторической речи
| Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами и презентациями
| 1/1
|
Тема 15.
| Семинар 15.
Современная риторика и культура речи
| Опрос студентов по вопросам темы.
Выступление с докладами и презентациями.
Рефлексия по теме семинарского занятия.
| 4/0,5
|
Итого
|
|
| 36/10
|
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Очная / заочная формы обучения
38.03.01. «Экономика», 38.03.02. «Менеджмент» (все профили) для очной формы обучения, в том числе ускоренной.
38.03.01. «Экономика» для заочной формы обучения, в том числе ускоренной.
Наименование разделов, тем, входящих в дисциплину
| Формы внеаудиторной̆ самостоятельной̆ работы
| Трудоемкость, в часах
| Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися
|
|
|
|
|
Темы №№ 1-5
| Разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию
| 11/30
| 1. Основы ораторского искусства и культуры речи. Предмет и задачи курса «Риторика и культура речи»
2. Ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима.
3. Риторика и культура речи в России.
4. Виды красноречия.
5. Типы и качества речи.
|
Темы №№ 6-10
| Подготовка к коллоквиуму, работе с тестами, проверочной письменной работе, выступлению на Круглом столе: «Культура речи оратора»
| 15/38
| 6. Этический аспект культуры речи оратора.
7. Публичная речь, её особенности.
8. Подготовка оратора к выступлению.
9.Культура речи оратора.
10. Полемическое мастерство
|
Темы №№ 11-15
| Выполнение семинарских заданий, подготовка презентаций по итогам подготовки к семинарам.
| 10/30
| 11. Деловая беседа
12. Риторика общения.
13.Невербальные средства общения.
14.Выразительные средства риторической речи.
15. Современная риторика и культура речи.
|
| ИТОГО
| 36/98
|
|
38.03.02. «Менеджмент» (все профили) для заочной формы обучения
Наименование разделов, тем, входящих в дисциплину
| Формы внеаудиторной̆ самостоятельной̆ работы
| Трудоемкость, в часах
| Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися
|
|
|
|
|
Темы №№ 1-5
| Разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию
|
| 1. Основы ораторского искусства и культуры речи. Предмет и задачи курса «Риторика и культура речи»
2. Ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима.
3. Риторика и культура речи в России.
4. Виды красноречия.
5. Типы и качества речи.
|
Темы №№ 6-10
| Подготовка к коллоквиуму, работе с тестами, проверочной письменной работе, выступлению на Круглом столе: «Культура речи оратора»
|
| 6. Этический аспект культуры речи оратора.
7. Публичная речь, её особенности.
8. Подготовка оратора к выступлению.
9.Культура речи оратора.
10. Полемическое мастерство
|
Темы №№ 11-15
| Выполнение семинарских заданий, подготовка презентаций по итогам подготовки к семинарам.
|
| 11. Деловая беседа
12. Риторика общения.
13.Невербальные средства общения.
14.Выразительные средства риторической речи.
15. Современная риторика и культура речи.
|
| ИТОГО
|
|
|
6.2 Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Вопросы для самоконтроля оценки качества освоения дисциплины
1. Какой язык называется литературным?
2. Когда сформировался русский литературный язык? С какими именами связано его формирование?
3. Какова роль риторики и речевой культуры в деловом общении и профессиональной деятельности экономиста?
4. Речевая деятельность, её значение для человека.
5. В чем принципиальные отличия устной и письменной форм речи?
6.Что такое: многозначность, вариативность способов выражения, синонимия, метафоричность, контекстная связанность.
7. Дайте определение другим видам тропов: метонимия, синекдоха, перифраза.
8. Каковы приметы научного стиля?
9. Терминология: способы образования, нормативные требования.
10. Каковы приметы официально-делового стиля?
11. Форма документа, организация текста документа.
12. Каковы приметы публицистического стиля?
13. Как строится публичное выступление, какие стадии выделяются в процессе его подготовки?
14. Языковая норма, её роль в становлении и развитии литературного языка.
15. Функциональные стили литературного языка, их взаимодействие.
16.Понятие «речевое мастерство»: логика, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.
17.Коммуникативные и этические аспекты культуры речи.
18.Культура диалога.
19.Речевой этикет: факторы, определяющие его формирование. Формулы речевого этикета.
20.Ведение переговоров. Национальные стили ведения переговоров.
21.Культура делового разговора. Выслушивание собеседников, постановка вопросов и ответов.
22.Основные единицы речевого общения. Анализ и оценка ситуации речевого взаимодействия.
23.Интонация – отличительный признак устной речи. Пауза и её типы.
24.Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении.
25.Особенности публичной речи. Ораторское искусство как социальное явление.
26.Взаимодействие оратора и аудитории. Проблема контакта.
27.Подготовка к выступлениям и их проведение. Основные этапы подготовки.
28.Композиция публичного выступления: определение, основные принципы.
29.Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Виды спора.
30.Культура спора, предмет спора, позиции полемистов.
31.Психологические приёмы убеждения в споре. Приёмы воздействия на участников.
32.Культура официальной переписки. Типы документов.
33.Культура и правила оформления документов в деловом общении.
34.Унификация языка служебных документов. Языковые формулы.
35.Речевой этикет в документах.
36.Язык и стиль распорядительных документов.
37.Реклама в деловой речи. Виды рекламы.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
7.1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины
Перечень компетенций и их структура в виде знаний, умений и владений содержится в разделе 2 РПД «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы»