Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности текстовой информации и ее переработкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы дать адекватное описание речевой структуры текста, необходим учет разноаспектных критериев – экстра- и интралингвистических. Прежде всего текстообразование реагирует на виды содержательной информации. В зависимости от этого избирается и способ изложения. Описательный контекст обычно привязан к лицу, месту, обстановке, условиям, в которых протекает действие; повествовательный контекст развертывается во времени и пространстве. Авторские рассуждения сопровождают части текста, передающие концептуальную информацию, и выражаются в виде суждений, умозаключений, философских и психологических обобщений, в форме заключений и выводов. Функционально-смысловые типы речи определяются характером передаваемой содержательной информации. Содержательная информация, как известно, бывает фактологическая,соответствующая эмпирическому уровню познания; концептуальная и гипотетическая, соответствующая теоретическому уровню познания; методическая,заключающая в себе описание способов и приемов усвоения информации; эстетическая, связанная с категориями оценочного, эмоционального, нравственно-этического плана; инструктивная, содержащая ориентацию на определенные действия. Эти виды информации отдельно или совокупно содержатся в разных видах текста. Например, фактологическая, теоретическая и гипотетическая информации характеризуют прежде всего тексты научные;фактологическая и эстетическая – тексты художественные; методическая – тексты учебные; тексты публицистические и газетные (синкретичные по своей сути) рассчитаны на два вида человеческой деятельности – познавательную и ценностно-ориентационную и потому совмещают в себе разные виды информации – фактологическую, оценочно-эмоциональную. Художественная информация – термин, перенесенный в эстетику из теории информации, (Эстетика и теория информации), раскрывающий специфику художественного сообщения, которая состоит в том, что оно оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, а представляет собой систему индивидуализированных художественных образов. Осмысляется через понятия оригинальность, избыточность, выбор, упорядоченность, текст, код, знак. Основные свойства – раскрытие индивидуальной сущности описываемых объектов знаковыми средствами, соответствующими отображаемому объекту, передача знаковыми средствами мировоззрения и личности автора сообщения – художника[23]. Основа художественной информации – художественный образ – форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала, путем создания эстетически воздействующих объектов, это образ искусства, который создается автором художественного произведения с целью типизации описываемого явления действительности. В самом общем смысле образ – это чувственное представление определенной идеи. Образами именуются эмпирические воспринимаемые и подлинно чувственные в художественном произведении объекты. Структурное многообразие видов художественных образов в общем виде сводится к двум первоначалам – принципу метонимии(часть или признак вместо целого) и принципу метафоры (ассоциативное сопряжение разных объектов); на идейно-смысловом уровне этим двум структурным принципам соответствуют две разновидности художественного обобщения (метафоре – символ, метонимии – тип)[24]. Признаки художественного образа - 1) типичность, 2) органичность (живость), 3) ценностная ориентация, 4) недосказанность. Выделяют авторские и традиционные художественные образы. В частности, в прекрасной миниатюре И.Ф. Анненского «Среди миров»: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной молю ответа, Не потому, что без Нее темно, А потому, что с Ней не надо света. Звезда в стихотворении поэта – это не просто любимая женщина. Звезда означает «голубую» мечту, недоступный и возвышенный идеал, смысл жизни, истину, любовь. Она может являть и образ Христа, который есть «звезда светлая и утренняя». Эмпирический и теоретический уровни познания отражаются на обшей специфике текстов. Они могут быть, прежде всего, констатирующего (или представляющего) типа и типа аргументирующего. Каждый из этих типов в тексте реализуется в разных формах речи или способах изложения. Тексты констатирующего типа имеют описание, повествование (характеристика-описание, сообщение-повествование). Тексты аргументирующего типа – рассуждение (определение-объяснение, умозаключение-рассуждение). Это наиболее традиционная классификация, в которой выделяется в основном три разновидности – описание, повествование, рассуждение [25]. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления функционально-смысловых разновидностей текста. Таблица2. Функционально-смысловые разновидности языка
Интертекст – соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма. К интертекстуальным элементам художественного текста относятся: заглавия, отсылающие к другому произведению; аллюзии; эпиграфы; цитаты в составе текста; реминисценции; пересказ чужого текста, включенный в новое произведение; пародирование другого текста; точечные цитаты - имена литературных персонажей других произведений или мифологических героев, включенные в текст. Формы интертекстов в нехудожественных текстах[26]: 1. Цитация – основная форма интертекстов в научной коммуникации. Представляют собой формально маркированные фрагменты ранее опубликованных текстов. Цели цитации: – доказательная функция (цитата-аргумент), – иллюстрация суждений автора (цитата-пример), – выражение точки зрения автора с помощью чужих слов, ссылка на авторитет (цитата-заместитель). 2. Пересказ в форме косвенной речи фрагментов из текстов других авторов. 3. Фоновые ссылки на теорию или идеи, высказанные ранее. Функции интертекстов в прессе: 1. информационная, 2. текстообразующая (если интертекстуальное включение является темой сообщения, образуя его содержательную основу), 3. Аутентичность – приведены точные данные об источнике интертекста. Аллюзия – включения из прецедентных текстов с нулевой или имплицитной маркированностью. Стилистическая фигура, требует высокого уровня культурной и интеллектуальной компетенции читателя. Обычно стоит в сильно позиции. Содержание научного текста составляет особым способом организованная методологическая, концептографическая, фактографическая (фактологическая) и библиографическая информации. Принцип изложения основывается на мыслительных операциях с объектами как инструментах познания: а) анализ – операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики; б) сравнение – операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами; в) абстрагирование – отвлечение от частных признаков и выявление общих в целях обобщения и получения цельного знания о предметах и явлениях; б) обобщение. Основные типы речи – рассуждение, описание, мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам. Любой научный текст имеет стандартную трехчастную структуру: введение, основная часть, заключение. В основной части базовые микротемы соответствуют типам текста «описание», «повествование», «рассуждение», оценка. Научное описание, которое характерно для описания (анализа) объекта и предмета исследования как сущности или явления и включает, во-первых, номинацию и дефиницию, во-вторых, сравнение, затем классификацию и типологию.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.27.199 (0.008 с.) |