Менеджмент как процесс принятия решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент как процесс принятия решения



Менеджмент как наука

Теория менеджмента относится к классу социально-экономических наук. Научные основы менеджмента включают в себя систему научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления и обеспечивает эту практику научными рекомендациями. Объектом изучения в теории управления является социально-экономическая система. Проблематика менеджмента как науки составляют: методология и организация управления, дифференциация и интеграция деятельности, социально-экономические и организационно-технические аспекты.

Менеджмент как процесс принятия решения

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, классифицируется как задача, требующая от менеджера принятия соответствующего решения и, при необходимости, корректировки программы действий и формулирования целей. Основой принятия управленческого решения является поступающая к менеджеру информация, которая подлежит соответствующей обработке.

Менеджмент как организация

При этом подходе менеджмент рассматривается как организация управления некоторым объектом (коммерческой или общественной организацией, политической партией, объединением людей и т.д.) для достижения определенных целей (получение прибыли, победа на выборах и т.д.). Таким образом, суть менеджмента состоит в обеспечении определенных результатов в ходе деятельности. Организация делится на структурные единицы (подразделения), которые выполняют возложенные на них задачи. Деятельность этих подразделений направляется и координируется. Таким образом, в любой организации формируется орган управления, управленческий аппарат различных уровней, которые составляют систему управления.

Менеджмент как люди, управляющие организацией

Этот подход предполагает, что процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами. Для осуществления руководства организацией менеджер должен обладать определенными знаниями, навыками, которые позволят ему эффективно добиваться поставленных результатов за счет использования различных ресурсов (потенциал других людей, деньги, время, производственные мощности, информация, научные разработки и др.).

Менеджмент как функция и процесс

Менеджмент – это отдельный вид профессиональной деятельности, в ходе которой при использовании ресурсов достигаются определенные результаты. Существует три подхода к определению менеджмента как функции: процессный, когда менеджмент представляется как связанный процесс, имеющий обратную связь; системный, когда менеджмент рассматривается как управление взаимосвязанными друг с другом элементами организацией, которые также имеют связи с внешней средой; ситуационный, когда процесс принятия решений зависит от специфики каждой конкретной ситуации. Процессный подход объединяет все виды деятельности и все принимаемые в ходе их реализации управленческие решения в одну цепочку. При этом менеджмент имеет постоянную обратную связь, при помощи которой происходит координирование процессов. Процессный подход выражается в простой цепочке действий «планирование – организация (выделение ресурсов) – мотивация – контроль». Системный подход подразумевает описание взаимосвязи элементов организации между собой и с элементами внешней среды. Если система работает эффективно, то на выходе организация получает реализацию поставленных задач (образование добавленной стоимости, получение прибыли и т.д.).

Менеджмент как искусство

Данный подход во главу угла ставит индивидуальные особенности и качества менеджера, используя которые он достигает поставленных перед ним результатов. Разработка, выбор и принятие управленческих решений зависит от следующих качеств менеджера: интуиция, образования, опыт работы, коммуникабельность, убеждения, решительность, инициативность, тип мышления. Творчество менеджера, возведенное в обязательный и важнейший атрибут его деятельности, существенно влияющее на качество управленческих решений и в значительной мере определяющее успех их реализации характеризует искусство менеджмента.

 

Корпоративная культура

Корпоративная культура – это система ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы, предопределяющая их поведения, характер жизнедеятельности организации. Корпоративная культура выступает как система наиболее существенных предположений, принимаемых членами организации и выражающихся в конкретных ценностей, задающих людям ориентиры их поведения.

При анализе корпоративной культуры следует выделить три основных момента. Первое – это базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и в действиях. Они нередко связаны с ведением окружающей человека среды. Второе – ценности, которых может придерживаться человек. Ценности ориентирует, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым. Третье – это «символика», посредством которой ценностные ориентации – «передаются» членами ориентации. Смысл корпоративной культуры в том, чтобы ценности компании и человека совпали. Цель корпоративной культуры – обеспечение высокой прибыльности фирмы посредством совершенствования управления человеческими ресурсами для обеспечения лояльности сотрудников к руководству и принимаемым им решениями, воспитания у работников отношения к предприятию как к своему дому, что приводит к максимизации эффективности производственного менеджмента и к качественным улучшениям деятельности предприятия в целом.

Понятие культуры фирмы включает в себя множество компонентов, но особое место при ее формировании занимает мнение о фирме, ее общественный авторитет. Успех рыночной деятельности фирмы определяется ее способностью сформировать свою культуру. Этому может помочь строгое соблюдение следующих принципов: убежденность в правильности действий, ведущее к установлению определенных целей в рамках данного подхода; разделение всеми работниками общих этических ценностей; политика обеспечения занятости; повышение разнообразия и творческого характера работы; разнообразное и последовательное стимулирование; развитие карьеры в соответствии с возможностями и потребностями фирмы; личное участие сотрудников в принятии решений; постоянное развитие фирменной культуры.

Самоменеджмент руководителя

Самоменеджмент – усилия менеджера по улучшению своей деятельности: самоорганизация, умение управлять собой, своим трудом, чтобы эффективность была максимальной.Чтобы добиться этого, менеджер должен постоянно анализировать свои действия

• как он распределил работы по управлению между собой и местителями;

• как планирует свое время и улучшает его использование;

• как слушает, говорит, умеет ли вдохновлять людей;

• как организовано его рабочее место, включая информацион ное обеспечение;

• как улучшить стиль и методы работы.

Делегирование полномочий – постановка задачи перед менеджером и одновременно наделение его правами и обязанностями в сфере его компетенции. Чтобы делегирование прав было эффективным, необходимо вы­держивать следующие принципы:

1) диапазон контроля;

2) фиксированная ответственность;

3) соответствие прав и ответственности;

4) передача ответственности на возможно более низкий уровень;

5) отчетность по отклонениям.

Диапазон контроля. Это количество работников, которым менеджер передает обязанности. Существует оптимальное число работников, непосредственно подчиненных одному руководителю.

Фиксированная ответственность. Делегирование ответственности подчиненному не снимает эту ответственность с руководителя. Она просто распределяется: подчиненный несет ответственность перед своим руководителем, а тот — перед тем, кто ему дал задание.

Соответствие прав и обязанностей. Объем делегированных прав должен соответствовать объему делегированных обязанностей.

Передача ответственности за работу на возможно низкий уровень управления. Любое задание следует передавать на самый низкий уро­вень управления. Высокооплачиваемые должностные лица должны решать «свои» вопросы и не выполнять работу, которую можно пору­чить подчиненным.

Отчетность по отклонениям. Доклад руководству главного результата.

Делегировать в любом случае надо: • рутинную работу, • специализированную деятельность, • частные вопросы, • подготовительную работу

Не подлежит делегированию: • установление целей, принятие решений по выработке полити­ки предприятия, контроль результатов; • руководство сотрудниками, их мотивация; • задачи особой важности; • необычные, исключительные дела; • задачи строго доверительного характера.

Организация личной работы руководителя включает использование рабочего времени как самый главный потенциал фирмы. Выигрыш времени – самое важное достижение.

3 аспекта работы менеджера:

Изучение трудовых навыков. У любого человека развиваются при­вычки, которых он придерживается, не задумываясь над тем, хороши они или нет.

Зависящие от нас — недостаток опыта, уровня образования или квалификации, неорганизованность, нерациональный распорядок дня;

Не зависящие от нас — избыток совещаний, на которые мы приглашены, вызовы к руководству и ожидание приема; ненужная отчетность; исполнение несвойственных функций.

У управленцев среднего звена исполнение несвойственных функ­ций составляет от 20 до 40% рабочего времени. Совещания отнимают от 25 до 35% времени.

Оценка рациональности использования времени. Когда собраны фактические данные об использовании рабочего времени, можно выделить различные виды работ и определить их удельный вес к общим затратам. Можно будет определить, сколько времени тратится на решение повторяющихся задач и сколько на одноразовые, ре­шающие действия.

Составление планов работы: долгосрочные планы (охватывают годовой пе­риод, но содержат также отдельные задачи, требующие для выполне­ния несколько лет), рабочие планы (3-6 месяцев с учетом долгосрочных планов и других документов), месячные или недельные распорядки дня.

Личное время менеджера необходимо для подготовки и принятия решений, анализа дел.

В реальной обстановке возникают ситуации, приводящие к тем или иным отклонениям от планового графика.

 

Менеджмент как наука

Теория менеджмента относится к классу социально-экономических наук. Научные основы менеджмента включают в себя систему научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления и обеспечивает эту практику научными рекомендациями. Объектом изучения в теории управления является социально-экономическая система. Проблематика менеджмента как науки составляют: методология и организация управления, дифференциация и интеграция деятельности, социально-экономические и организационно-технические аспекты.

Менеджмент как процесс принятия решения

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, классифицируется как задача, требующая от менеджера принятия соответствующего решения и, при необходимости, корректировки программы действий и формулирования целей. Основой принятия управленческого решения является поступающая к менеджеру информация, которая подлежит соответствующей обработке.

Менеджмент как организация

При этом подходе менеджмент рассматривается как организация управления некоторым объектом (коммерческой или общественной организацией, политической партией, объединением людей и т.д.) для достижения определенных целей (получение прибыли, победа на выборах и т.д.). Таким образом, суть менеджмента состоит в обеспечении определенных результатов в ходе деятельности. Организация делится на структурные единицы (подразделения), которые выполняют возложенные на них задачи. Деятельность этих подразделений направляется и координируется. Таким образом, в любой организации формируется орган управления, управленческий аппарат различных уровней, которые составляют систему управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.014 с.)