Состояние просодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние просодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием



Для изучения заикающегося ребёнка, а в дальнейшем для разработки плана коррекционной работы, были обследованы все испытуемые. Список детей экспериментальной группы приведён в таблице 1.

Таблица 1.Экспериментальная группа детей

Имя ребёнка Ф. Дата рождения Логопедическое заключение
  1. Данил Т.
22.04.2010г. неврозоподобное заикание клоно-тонической формы средней степени у ребёнка с ОНР III уровня
  1. Саша П.
17.07.2011г. неврозоподобное заикание клонической формы средней степени у ребёнка с ОНР III уровня
  1. Женя Л.
21.08.2010г. невротическое заикание клонической формы лёгкой степени
  1. Аня С.
3.09.2010г. неврозоподобное заикание с невротическим наслоением клоно-тонической формы средней степени у ребёнка с ОНР III уровня
  1. Карен С.
1.03.2010г. невротическое заикание клонической формы лёгкой степени

 

Из таблицы видно, что 80 % испытуемых составляют мальчики и лишь 20 % - девочки. Также необходимо отметить, что у 60 % детей заикание неврозоподобной формы или неврозоподобной формы с невротическим наслоением средней степени, у 40 % - заикание невротической формы лёгкой степени.

Была применена методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой (2003), результаты представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2. Результаты обследования заикающихся дошкольников

№   Вид обследования Данил Саша Женя Аня Карен
  Анамнез отягощённый отягощённый нор-мальный отягощённый нор-мальный
  Состояние моторных функций моторная нелов-кость моторная напря-жённость своевре- менное форми-рование с задерж-кой своевре-менное форми-рование
  Состояние дыхательной функции дыхание преры-вистое дыхание преры- вистое корот- кий ре-чевой выдох дыхание преры- вистое корот- кий ре- чевой выдох
  Состояние просодиче- ской стороны речи нарушена сформи- рована с откло- нениями сформи- рована с откло- нениями сформи- рована с откло- нениями нару- шена
  Уровень речевого развития средне- низкий средний средний средне- низкий средний
  Характерис- тика проявле- ния заикания: -локализация судорог;     -их форма;     -степень тяжести     артикуля-ционные     клоно-то-ническая   средняя   артикуля-ционно-голосо-вые клони-ческая   средняя     дыха-тельные     клони-ческая   лёгкая   дыха-тельно-артикуля-ционные клоно-то-ническая   средняя   дыхатель-ные     клониче-ская   лёгкая
  Характероло- гические особенности   Особенности психических процессов конфликт-ность     неустой- чивое внимание     задири-стость     отста- вание в словесно- логиче-ском мышле- нии   раздра-житель-ность   страдает продук- тивность запоми-нания робость   неустой- чивое внима- ние раздра- житель- ность   высокая эмоцио-нальная возбу-димость
  Степень фиксации на речевом дефекте нулевая нулевая нулевая умерен- ная нулевая
                 

При анализе обследования можно заметить следующее:

- 60 % обследуемых детей имеют отягощённый анамнез;

- 80 % - нарушения моторной функции;

- 60 % - прерывистое дыхание, 40 % - короткий речевой выдох;

- 100 % - нарушения в состоянии просодической стороны речи;

- 60 % - средний и 40 % - средне-низкий уровни речевого развития;

- 20 % имеют артикуляционные клоно-тонические судороги, 40 % - дыхательные клонические, 20 % - артикуляционно-голосовые клонические, 20 % - дыхательно- артикуляционные клоно-тонические судороги;

- 100 % имеют негативные черты в характере;

- 20 % - замечают речевой дефект.

Исходя из результатов обследования, следует, что 40 % испытуемых - I клиническая группа, 40% - II клиническая группа, 20 % - III клиническая группа (клинические группы описаны в параграфе 1.3. главы 1).

В экспериментальной работе исследовалась темпо - ритмическая сторона речи детей 6 – 7 лет. Для оценки темпо - ритмической стороны речи детям предлагалось прочитать любое знакомое стихотворение, для проверки уровня связных высказываний - составить рассказы, пересказать текст.

Параметры исследования: уровни просодическойстороны речи.

Были выделены следующие уровни просодическойстороны речи: нормальный, замедленный, ускоренный, приближенный к норме.

Нормальный уровень составляет 10 – 12 звуков в секунду, активный словарь и грамматический строй речи соответствуют возрасту, паузы в словах и фразах логически обоснованы.

Приближенный к норме – около 10 – 12 звуков в секунду, иногда присутствуют аграмматизмы.

Замедленный уровень – менее 10 звуков в секунду, пассивный и активный словарь ограничен, длительные паузы, эмболофразия.

Ускоренный – более 10 – 12 звуков в секунду, слова не договариваются, присутствуют повторы, аграмматизмы, речевое дыхание нарушено.

Детям экспериментальной группы было дано четыре задания

После проведения исследования были проанализированы полученные данные. Результаты анализа приведены в таблице 3.

 

Таблица 3.Анализ результатов исследования уровня развития просодических навыков связной речи детей экспериментальной группы

Имя ребёнка Задание 1. Задание 2. Задание 3. Задание 4. Итог
1.Данил Н Н Н Н Н
2.Саша С С Н С С
3.Женя С Н С С С
4.Аня Н Н Н Н Н
5.Карен С С С С С

 

Условные обозначения: Н – низкий уровень (замедленный, ускоренный), С – средний уровень (приближенный к норме), В – высокий уровень (нормальный).

Из таблицы видно, что 40 % детей имеют низкий уровень, 60 % детей имеют средний уровень развития просодических навыков связной речи.

При составлении связного текста дети нарушают его структуру: не наблюдается связи предложений между собой, предложения простые, нераспространённые. Также дети допускают ошибки при изменении слов по родам, числам, падежам, не используют диалог, прямую речь.

Наглядно уровень развития просодических навыков связной речи представлен на рис.1: по горизонтали отмечены уровни развития (низкий, средний, высокий); по вертикали – количество детей (в процентах), имеющих тот или иной уровень.

Рис. 1. Уровень развития просодических навыков связной речи детей до начала эксперимента.

По рисунку видно, что просодические навыки связной речи у 40 % детей находится на низком уровне, на среднем уровне – 60 %, на высоком уровне – 0 %.

Таким образом, проведённая диагностика показала необходимость проведения коррекционной работы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.006 с.)