Обязательный и инициативный аудит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательный и инициативный аудит



Понятие, задачи аудита

Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности организации которая основывается на проверке:

1. Соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета.

2. Соответствие хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации.

3. Полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №119 аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой бухгалтерской отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Аудит включает в себя оказание иных аудиторских услуг:

1. Постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета.

2. Составление деклараций о доходах бухгалтерской и финансовой отчетности.

3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

4. Оценка активов и пассивов экономического субъекта.

5. Консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного права.

Основные принципы аудита:

· Независимость (реализация принципа независимости)

· Платность (аудит предпринимательской деятельности должен оплачиваться)

· Конфиденциальность (аудиторская тайна)

Задачи аудиторской деятельности.

Главная задача аудита- предоставление обществу информации о степени возможного доверия к различной бухгалтерской отчетности организации.

Задачи аудита:

Ø Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Ø Оценка правильности и законности совершения бухгалтерских записей.

Ø Оказание помощи управляющим органам организации путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений.

Ø Ориентирование организации на будущие события, которые могут повлиять на хозяйственную деятельность предприятия (перспективный анализ)

Ø Выявление резервов роста финансовых ресурсов организации.

Ø Проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения.

Ø Подтверждение достоверных отчетов или констатация их недостоверности.

Основными видами аудита являются:

1. Общий аудит (аудит организаций независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности).

2. Банковский аудит (аудит банков и иных кредитных организаций).

3. Аудит страховых организаций.

4. Аудит бирж.

5. Аудит внебюджетных фондов.

6. Аудит инвестиционных фондов.

7. Налоговый аудит.

8. Экологический аудит.

Для достижения основной цели аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

ü Соответствует ли отчетность всем требованиям, предъявляемым к ней.

ü Учтены ли все активы и пассивы экономического субъекта.

ü Все ли категории включены в бухгалтерскую отчетность и правильно ли они отражены в отчетных формах.

ü Имеются ли основания служащие для включения в отчетность указанных в ней сумм.

ü Все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны.

 

Отличие аудита от ревизии.

Ревизия- составная часть системы государственного финансового контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Основными задачами ревизии является осуществление контроля:

1. За соблюдение государственной финансовой дисциплины и экономном использованием государственных средств.

2. Сохранность материальных и денежных ресурсов.

3. Правильность постановки бухгалтерского учета.

4. Пресечение хозяйственных правонарушений.

Аудит отличается от ревизии по следующим основаниям:

· Аудит выявляет и фиксирует недостатки хозяйственной деятельности организации, ревизия не только выявляет недостатки, но и способствует их устранению и наказанию виновных.

· Отношения в области аудита регулируются гражданским правом, отношение ревизии регулируются административным правом.

· Объект аудита- то что ухудшает платежеспособность организации, ее финансовое состояние; объект ревизии- то что нарушает законодательство Российской Федерации и учетную политику предприятия.

· В аудите присутствуют горизонтальные связи (добровольные), при проведении ревизии присутствуют вертикальные, основанные на административном приказе и принуждении.

· Проведение аудита способствует привлечению новых пассивов, а также улучшению платежеспособности, ревизия направлена на сохранность активов организации, а также пресечение различных злоупотреблений, правонарушений.

· При аудите составляется аудиторское заключение, а также различные рекомендации для проверяемой организации, при ревизии составляется акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляет:

1. Счетная палата.

2. Министерство финансов.

3. Федеральное казначейство.

4. Министерство по налогам и сборам.

5. Государственный таможенный комитет.

6. Центральный банк Российской Федерации.

Принципы проведения аудита:

Основные принципы проведения аудита:

Ø Принцип независимости - заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения различного рода заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта.

Ø Принцип честности - заключается в обязательной проверки аудитора своему профессиональному долгу, а также следование общим нормам морали.

Ø Принцип объективности - заключается в обязанности применения аудитором беспристрастного подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов.

Ø Принцип профессиональной компетентности- включает в себя, что аудитор должен владеть определенными навыками, позволяющие ему обеспечить качественное, отвечающее современным требованиям, оказание профессиональных услуг.

Ø Добросовестность – аудитор обязан оказывать услуги тщательно и оперативно, ответственное отношение аудитора к своей работе.

Ø Принцип конфиденциальности – аудитор обязан обеспечить сохранность документов и не вправе выдавать эти документы в пользу 3-х лиц, либо устно разглашать содержание в этих документах руководителям других предприятий.

Ø Принцип профессионального поведения – в данном случае заключается в соблюдении приоритета общественных интересов, поддержание высокой репутации профессии, воздержание от совершения поступков, которые могут нанести ущерб аудиторской профессии.

Ø Профессиональный скептизм – включает в себя, что получение информации об экономическом субъекте и аудиторские доказательства могут оказаться неверными, в данном случае аудитор не должен упускать в ходе проверки подозрительные обстоятельства, не делать неоправданных обобщений при подготовке выводов по результатам аудита, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур.

 

Классификация видов аудита-

Логическое построение видов аудиторской деятельности в зависимости от определенного критерия. Существуют различные классификации видов аудита: в экономике аудит подразделяется на 2 вида:

ü Внешний аудит

ü Внутренний аудит

Внутренний аудит – система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского, финансового и налогового учета. Внутренний аудит является элементом управленческого контроля. Внутренний аудит имеет информационное и консультационное значение. Отдельные функции внутренних аудиторов выполняют ревизионные группы при бухгалтериях крупных предприятий. Функции внутреннего аудита включают:

1. Контроль за состоянием активов и недопущением убытков.

2. Подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.

3. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.

4. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.

5. Оценку качества информации выдаваемой управленческой информационной системой.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой на договорной основе с экономическим субъектом.

Цели внешнего аудита:

· Объективная оценка состояния бухгалтерского учета и отчетности.

· Подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения организации.

· Повышения эффективности деятельности предприятия.

· Изыскание неиспользованных ресурсов производства.

Внешний аудит в Российской Федерации зависит от направления аудиторской деятельности и включает в себя:

Ø Общий аудит.

Ø Банковский аудит.

Ø Страховой аудит.

Ø Аудит внебюджетных фондов.

Ø Аудит инвестиционных институтов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД)

1. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности (ФСАД 1/2010)

2. Модифицированное мнение в аудиторском заключении (ФСАД 2/2010)

3. Дополнительная информация в аудиторском заключении (ФСАД 3/2010)

4. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ФСАД 4/2010)

5. Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита (ФСАД 5/2010)

6. Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010)

7. Аудиторские доказательства (ФСАД 7/2011)

8. Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам (ФСАД 8/2011)

9. Особенности аудита отдельной части отчетности (ФСАД 9/2011)

Международные стандарты аудита:

Вводные аспекты: МСА 110 «Глоссарий» МСА 120 «Концептуальная основа МСА» Обязанности: МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности». МСА 210 «Условия аудиторского задания». МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы». МСА 230 «Документация». МСА 240 «Мошенничество и ошибки». МСА 250 «Учет законов и нормативно-правовых актов при аудите финансовой отчетности». МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделенными руководящими полномочиями». МСА 265 «Сообщение о недостатках в системе внутреннего контроля». Планирование: МСА 300 «Планирование». МСА 310 «Знание бизнеса». МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации». МСА 320 «Существенность в аудите» МСА 330 «Аудиторские процедуры по оценённым рискам» Внутренний контроль МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля» МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций» Аудиторские доказательства МСА 500 «Аудиторские доказательства»МСА 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей»МСА 505 «Внешние подтверждения»МСА 510 «Первая аудиторская проверка — начальные сальдо»МСА 520 «Аналитические процедуры»МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного контроля»МСА 540 «Аудит оценочных значений»МСА 545 «Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости»МСА 550 «Связанные стороны»МСА 560 «Последующие события» МСА 570 «Непрерывность деятельности»МСА 580 «Заявления руководства»

Использование работы третьих лиц МСА 600 «Использование работы другого аудитора»МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»МСА 620 «Использование работы эксперта»

Аудиторские выводы и подготовка отчетов МСА 700 «Аудиторский отчет по финансовой отчетности» МСА 710 «Сопоставимые значения» МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проанализированную финансовую отчетность»

Специализированные области МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию» МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации»

Сопутствующие услуги МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности» МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур» МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации»

 

Сопоставление МСА с ФСАД

МСА ФСАД Различия стандартов
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Кодекс этики отдельных объединений бухгалтеров или аудиторов В ФСАД нет единого документа регламентирующего вопросы этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов
Глоссарий терминов Перечень терминов и определений использующихся в правилах аудиторской деятельности Российский документ составлен в соответствии с Российскими НПА и поэтому он не похож на глоссарий из МСА
Нет аналогов ФЗ об аудиторской деятельности № 307 - ФЗ ФЗ об аудиторской деятельности является нормативным документом устанавливающий требования к аудиторской деятельности
Стандарты аудита
МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» ФСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита» Оба документа совпадают по содержанию но ФСАД №1 более подробный. Отличие МСА 200 от ФСАД №1 не содержит требования о следовании технических стандартов
МСА 210 «Условия аудиторского задания» ФСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита»   МСА 210 предусматривает возможность проведения аудита по результатам оформления письма-обязательства аудиторским организациям о согласии на проведение аудита. Данная форма не соответствует Российской договорной практике при этом перечень обязательных моментов о которых аудитор обязан поставить в известность клиента и по поводу которых аудиторские организации и экономический субъект обязаны достичь согласия до начала аудита в МСА и ФСАД совпадают
МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы» ФСАД № 7 «.Контроль качества выполнения заданий по аудиту» Отличие МСА 220 от ФСАД № 7 содержит описание иерархии сотрудников аудиторской фирмы и не содержит приложений аналогичных МСА 220
МСА 230 «Документация» ФСАД № 2 «Документирование аудита» ФСАД № 2 содержит более детальную информацию о документировании аудиторских процедур, хранении документов и конфиденциальность
МСА 240 «Мошенничество и ошибки» ФСАД № 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» МСА 240 содержит понятие мошенничество, а ФСАД рассматривает просто недобросовестное действие, т.к. согласно УК РФ мошенничество является одним из видов уголовных преступлений. В связи с чем квалифицированное деяние как мошенничество может только судить следствие, а не аудитор. Западные аудиторы имеют право на профессиональную тайну в отношении своих клиентов. Наше государство находится в процессе становления и до сих пор не прекращаются попытки использовать конфиденциальную информацию аудиторов для получения доказательств вины их клиентов причем речь идет зачастую не о серьезных случаях угрожающих безопасности государства, а о фактах мелких налоговых нарушениях
МСА 250 «Учет законов и нормативно-правовых актов при аудите финансовой отчетности» ФСАД 6/2010 «. «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» Различия ФСАД и МСА обусловлены отличием правовой системы от международного права, а также особенностями российских ФСАД перечисленные в данном обзоре.
МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделенными руководящими полномочиями» ФСАД 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» ФСАД 22 не является аналогом МСА 260. МСА 260 разъясняет каким образом нужно сообщать о вопросах связанных с аудитом руководству проверяемого экономического субъекта. В МСА говорится также о конфиденциальности информации по результатам аудита, которую аудиторы сообщают руководству клиента. МСА 260 не содержит каких либо конкретных рекомендаций относительно формата развернутых итоговых документов составляемых по результатам аудита, перечней таблиц, структур разного рода, детализированных отчетов.
МСА 265 «Сообщение о недостатках в системе внутреннего контроля» Нет аналогов   В ФСАД вопросов системы внутреннего контроля не предается значение как в МСА
МСА 300 «Планирование» ФСАД 3 «Планирование аудита» ФСАД содержит более детальную информацию о планировании аудита, а также дополнительную информацию (например: описание этапа предварительного планирования, а также приложения содержащие образцы плана аудита и программы аудита).
МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации» ФСАД 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности» Понимание деятельности экономического субъекта
МСА 320 «Существенность в аудите» ФСАД 4 «Существенность в аудите» ФСАД более подробный и содержит дополнительные требования по разработке аудиторскими организациями внутренних методик и стандартов по определению уровня существенности в процессе аудита, а также в приложении определяющее порядок расчета уровня существенности
МСА 330 «Аудиторские процедуры по оценённым рискам» Нет аналогов МСА 330 представляет руководство по определению общего подхода, а также разработке и выполнению дальнейших аудиторских процедур по оцененным рискам, существенных искажений на уровне финансовой отчетности.
МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций» ФСАД 25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчётность которого подготавливает специализированная организация» ФСАД приближен у требованиям МСА
МСА 500 «Аудиторские доказательства» ФСАД 5 «Аудиторские доказательства» Соответствует
МСА 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей» ФСАД 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» Соответствует
МСА 505 «Внешние подтверждения» ФСАД 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников» Соответствует
МСА 510 «Первая аудиторская проверка — начальные сальдо» ФСАД 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица» Соответствует
МСА 520 «Аналитические процедуры» ФСАД 20 «Аналитические процедуры» Соответствует
МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного контроля» ФСАД 16 «Аудиторская выборка» Соответствует
МСА 540 «Аудит оценочных значений» ФСАД 21 «Особенности аудита оценочных значений» Соответствует
МСА 550 «Связанные стороны» ФСАД 9 «Связанные стороны» Соответствует
МСА 560 «Последующие события» ФСАД 10 «События после отчетной даты» Соответствует
МСА 570 «Непрерывность деятельности» ФСАД 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» Соответствует
МСА 580 «Заявление руководства» ФСАД 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица» Соответствует
МСА 600 «Использование работы другого аудитора» ФСАД 28 «Использование результата работы другого аудитора» ФСАД 28 соответствует МСА 600 только в части использования работы других аудиторов. Аспекты аудита финансовой отчетности группы в рассмотренных правилах отсутствуют
МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» ФСАД 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» Соответствует
МСА 620 «Использование работы экспертов» ФСАД 32 «Использование аудитором результаты работы эксперта Соответствует
МСА 700 «Аудиторский отчет по финансовой отчетности» ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» Соответствует
МСА 710 «Сопоставимые значения» ФСАД 26 «Сопоставимые данные финансовой отчетности» Соответствует
МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проанализированную финансовую отчетность» ФСАД 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчётность» Соответствует
МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию» ФСАД 8/2010 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам» Соответствует
МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации» Нет аналогов МСА определяет ответственность к проверке прогнозной и финансовой информации проаудированных в соответствии с МСА данным аудитором
Нет аналогов ФСАД 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» ФСАД к соответствующим аудиту услугам относят обзорные проверки согласованность процедур, компиляцию финансовой отчетности
МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности» ФСАД 33 «Обзорная проверка финансовой отчетности» Соответствует
МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур» ФСАД 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации» Соответствует
МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации» ФСАД 31 «Компиляция финансовой информации» Соответствует
Нет аналога ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» Применяется при осуществлении саморегулирующей организации аудиторов к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющий внешний контроль качества аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. МСА осуществления подобного качества внешнего контроля не предусматриваею.

 

Аттестация и лицензирование

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, аннулирование лицензий и контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствий лицензированных требований и условий. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалифицированного экзамена, лицам, хорошо сдавшим экзамен, выдается аттестат аудитора. Квалификационный аттестат выдается без срока действия, кроме аттестата необходимо получить лицензию на определенные виды аудиторской деятельности. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение года проходить обучение по повышению квалификации. Обязательные требования к претендентам на получения квалифицированного аттестата аудитора:

1. Высшее образование (экономическое, юридическое)

2. Наличие стажа работы по экономическим или юридическим специальностям не менее 3-х лет

3. Аудитор должен иметь специальное профессиональное образование включая теоретические знания и практические навыки работы

Лицензия – это официальное разрешение выдаваемое уполномоченным государственным органом на занятие заниматься определенным видом деятельности. Аудиторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также аудиторские организации вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельность. Лицензия выдается отдельно на осуществление следующих видов деятельности:

¾ Аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (на 1 год)

¾ Аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов (на 2 года)

¾ Аудит юридических лиц и индивидуальных предпринимателей(общий аудит) – 3 года

К аудиторской организации получившей лицензию впервые предъявляет следующие требования:

· Аудиторская организация может быть любой организационно – правовой формы кроме ОАО

· Уставной капитал составляет не менее 100 МРОТ

· В штате аудиторской организации должно составлять не менее 2 аудиторов

Лицензия аудиторской организации не выдается и может быть аннулирована:

1. Неоднократное непрофессиональное проведение аудиторских проверок или оказание аудиторских услуг

2. Осуществление аудиторской организацией деятельности, не предусмотренной выданной лицензии

3. Вступление в законную силу приговора суда предусматривающий наказание аудитору в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью.

 

Аудит основных средств.

Основные средства организации – денежная оценка средств, которая отражается в балансе предприятия. Аудит основных средств является одним из этапов аудиторской проверки. Перед аудитором при проведении аудиторской проверки основных средств стоят следующие задачи:

1. Оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств.

2. Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам.

3. Проверка соблюдения предприятием налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением и выбытием основных средств у физических или юридических лиц.

4. Проверка и оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт основных средств.

5. Проверка результатов проведенной инвентаризации и оценки основных средств.

Аудит основных средств осуществляется с учетом положений следующих нормативно-правовых актов:

· ФЗ «О бухгалтерском учете».

· НК РФ 1,2 часть.

· ПБУ «Учет основных средств».

По назначению основные средства подразделяются:

¾ На производственные основные средства основной деятельности.

¾ Производственныеосновные средства других отраслей.

¾ Непроизводственные основные средства.

По видам выделяют следующие группы основных средств:

o Здания и сооружения.

o Машины и оборудование.

o Транспортные средства.

o Производственный и хозяйственный инвентарь.

o Офисное оборудование.

o Рабочий и продуктивный скот.

o Многолетние насаждения.

o Капитальные затраты по улучшению земель.

o Библиотечный фонд и так далее.

В состав основных средств включают так же капитальные вложения в арендованные объекты относящихся к основным средствам. По принадлежности основные средства подразделяются на:

1) Собственные

2) Арендованные.

По признаку использования:

1) Находящиеся в эксплуатации

2) В реконструкции и техническом перевооружении

3) В запасе

4) На консервации.

В текущем учете основных средств используются 3 оценки:

1. Первоначальная стоимость – она складывается из затрат по строительству или приобретению основных средств, их доставке и установке.

2. Восстановительная стоимость – это стоимость по данным переоценки на определенную дату. В качестве учетной стоимости используется первоначальная или восстановительная.

3. Остаточная стоимость – это разница между учетной стоимостью и начисленной амортизацией.

 

Аудит кассовых операций.

Аудит кассовых операций основан на изучении таких документов:

1.Первичные документы:

1.1 Кассовая книга.

1.2 Приходные и расходные кассовые ордера.

1.3 Денежные чековые книжки.

1.4 Платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий, премий.

1.5 Документы, подтверждающие размер установленный банком лимита остатка кассы.

1.6 Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

1.7 Договор о материальной ответственности кассира и расписка кассира в том, что он ознакомлен с порядком ведения кассовых операций в РФ.

1.8 Приказ руководителя и акты инвентаризации кассы.

Аудит кассовых операций включает проверку взаимосвязи между регистрами бухгалтерского учета и проверяемыми первичными документами.

Аудит кассовых операций также включает проверку инвентаризации кассы, а также входит проверка правильности документального оформления хозяйственных операция. При этом нужно проверить:

· Наличие приказа руководителя о назначении кассира на работу.

· Порядок приема наличных денег:

¾ Прием наличных от населения за работу.

¾ При наличии денег от юридических лиц должен оформляться приходным кассовым ордером.

Банки имеют право систематически проверять соблюдение предприятиями порядок ведения кассовых операций, а также проверять целевое использование наличных средств полученных по чеку в банке.

Каждая организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и закреплена печатью. Подписана руководителем и главным бухгалтером.

При наличии у организации кассовых операций с иностранной валютой они должны отражаться в одной кассовой книге с рублевыми операциями (в рублевом и валютном эквивалентах).

При аудиторских проверках кассовых операций выделяют следующие виды ошибок:

1. Осуществление расчетов с населением без контрольно-кассовых машин.

2. Использование для отражения прихода наличных денег в кассу не приходно-кассовыми ордерами, а другими документами.

3. Отсутствие в приходно-кассовых ордерах необходимых подписей уполномоченных лиц.

4. Превышение лимита остатка кассы.

5. Отсутствие указания приходно-кассовых ордеров и расходно-кассовых ордеров оснований получения наличных денег.

6. Отсутствие необходимых документов.

7. Исправления, подчистки и так далее.

 

Аудит учетной политики.

Учетная политика организации – основные методы и принципы ведения учета и внутреннего контроля в организации. Аудиторы приступают к аудиту учетной политике аудируемой организации после аудита учредительных документов. Целью аудита учетной политики являются:

1. Проверка соблюдения методологии бухгалтерского учета.

2. Проверка порядка составления бухгалтерской отчетности.

Учетная политика организации на отчетный год должна быть оформлена организационно-распорядительным документом- приказом. Существенные способы ведения бухгалтерского учета принятые учетной политикой подлежат раскрытию в пояснительной записке в составе годовой бухгалтерской отчетности организации. В учетной политике отражается выбор одного из нескольких способов ведения и организации бухгалтерского учета, допускаемые законодательством и нормативными документами, входящие в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. В качестве основных нормативных документов используют:

1. ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

2. ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

3. ПБУ и бухгалтерская отчетность в РФ.

4. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности»

Содержание аудита политики организации составляет действия:

¾ Способы организации и ведения бухгалтерского учета.

¾ Соответствие записей бухгалтерского учета действующей методологии.

¾ Соблюдение типовой корреспонденции счетов бухгалтерского учета.

¾ Правильности отражения хозяйственных операций в соответствующих синтетических и аналитических регистрах бухгалтерского учета.

¾ Правильности отражения итоговых данных по главной книге и других синтетических регистрах по соответствующим статьям бухгалтерской отчетности.

По результатам аудита делаются предварительные выводы возможных нарушений по соответствующим участкам бухгалтерского учета, которые могут привести к нарушению законодательства. Анализ форм бухгалтерской отчетности, правильности заполнения отдельных статей, увязки показателей, форм отчетности между собой и внутри каждой формы позволяет выявлять хозяйственные операции не соответствующие законодательству РФ, которые так же могут привести к налоговым ошибкам.

 

Аудиторское заключение.

Аудиторское заключение – это официальный документ. Имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти и управления судебных органов, составленные в соответствии с ФСАД и содержащий выраженное в установленной форме мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. Аудиторское заключение – это результат аудиторской проверки в экономическом субъекте. Выделяют следующие формы аудиторского заключения:

1. Безоговорочно положительное аудиторское заключение – отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах деятельности аудируемого лица.

2. Условно-положительное аудиторское заключение, т.е. мнение с оговоркой:

2.1 Приводит факты своего несогласия с руководством экономического субъекта в отношении финансовой отчетности.

2.2 Описывает имевшие место ограничения в работе.

2.3 Высказывает существующую у них неуверенность, достоверности отдельных позиций отчетности и делает запись о том, что во всех остальных существующих аспектах финансовая отчетность достоверна.

3. Отрицательное аудиторское заключение составляется когда несогласие или ограничение работы становится настолько существенным, что не позволяет аудитору сделать вывод о достоверности финансовой отчетности.

4. Отказ аудиторской фирмы от выражения аудиторского мнения – аудитор не может получить достоверные доказательства и не может выразить мнение о достоверности финансовой отчетности в связи с ограничением объема аудита.

При составлении заключения должны соблюдаться следующие принципы:

· Аудитор должен принимать во внимание все существенные обстоятельства установленные в результате аудита экономического субъекта.

· Аудиторское заключение не может трактоваться как гарантия в том, что не существует иных обстоятельств оказывающих влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

· В аудиторском заключении должно быть полно и ясно отражены все существенные обстоятельства которые привели к составлению аудиторского заключения отличного от безоговорочно положительного

· Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке.

· Стоимостные показатели должны быть в рублях.

· Исправности не допускаются.

Аудиторское заключение состоит из 3 частей:

1. Вводная часть – указывает сведения об аудиторе.

2. Аналитическая часть – сведения об экономическом субъекте.

3. Итоговая часть – подтверждение достоверности бухгалтерского учета экономического субъекта.

 

Понятие, задачи аудита

Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности организации которая основывается на проверке:

1. Соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета.

2. Соответствие хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации.

3. Полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №119 аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и фина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.125.188 (0.146 с.)