Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх
Содержание книги
- Описание того, как избавился герцог валентино от вителлоццо вителли, оливеретто да фермо, синьора паоло и герцога гравина орсини.
- О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны
- Описание того, как избавился герцог валентино от вителлоццо вителли, оливеретто да фермо,синьора паоло и герцога гравина орсини
- Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки
- Так стоял он на ветру, который очень часто среди дня подымается С арно и почти всегда несет С собою заразу. Он весь продрог, но не обратил на это никакого внима-
- Он часто говорил, что путь в ад легкий, так как нужно идти вниз и С закрытыми глазами.
- Никколо макиавелли - его светлости лоренцо деи медичи
- Дел ломбардии С венецианцами еще можно оправдать тем, что он позволил королю утвердиться в италии, то этот второй раздел достоин лишь осуждения, ибо не может быть оправдан подобной необходимостью.
- О новых государствах, приобретаемых собственным оружием или доблестью
- Ки рухнули, как только толпа перестала в них верить, у него же не было средств утвердить в вере тех, кто еще верил ему, и принудить к ней тех, кто уже не верил.
- О тех, кто приобретает власть злодеяниями
- Как следует измерять силы всех государств
- Но так как государства эти направляемы причинами высшего порядка, до которых ум человеческий не досягает, то говорить о них я не буду; лишь самонадеянный
- Ибо, перейди он на службу к неприятелю, им пришлось бы сдаться; останься он у них, им пришлось бы ему подчиниться.
- Но неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо С виду, как я уже говорил выше по поводу чахоточной лихорадки.
- О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают
- О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх
- О том, как государи должны держать слово
- О том, каким образом избегать ненависти и презрения
- О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно применяют государи
- Итак, по рассмотрении всего сказанного выше, я одобрю и тех, кто строит крепости, и тех, кто их не строит, но осужу всякого, кто, полагаясь на крепости, не озабочен тем, что ненавистен народу.
- Мощников. Из тех, кто знал мессера антонио да венафро, помощника пандольфо петруччо, правителя сиены, никто не усомнился бы в достоинствах и самого пандольфо, выбравшего себе такого помощника.
- Почему государи италии лишились своих государств
- Ибо мы видим, что люди действуют по-разному, пытаясь достичь цели, которую каждый ставит перед собой, то
- Доблесть ополчится на неистовство,
- Скольких родов бывают республики и какова была республика римская
- Какие обстоятельства привели к созданию в Риме плебейских трибунов, каковое сделало республику более совершенной
- Кто лучше охраняет свободы - народ или дворяне, и у кого больше причин для возбуждения смут - у тех, кто хочет приобрести, или же у тех, кто хочет сохранить приобретенное
- Возможно ли было установить в Риме такой строй, который уничтожил бы вражду между народом и сенатом
- О том, что необходимо быть одному, если желаешь заново основать республику или же преобразовать ее, полностью искоренив в ней старые порядки
- Приняв все это во внимание, я прихожу к заключению, что для основания республики надо быть одному. Ромул же за убийство рема и Тита тация заслуживает извинения, А не порицания.
- Не часто доблесть, данная владыкам,
- Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, С трудом сохраняет свободу
- Развращенному народу, обретшему свободу, крайне трудно остаться свободным
- Каким образом в развращенных городах можно сохранить свободный строй, если он в них существует, или создать его, если они им не обладают
- Кто хочет преобразовать старый строй в свободное государство, пусть сохранит в нем хотя бы тень давних обычаев
- Умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими: злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться.
- Вот какое начало и вот какой конец имел аграрный закон.
- Подобная добродетель в наши дни тем более удивительна, что встречается она до крайности редко: по-видимому, сохранилась она теперь только в германии.
- Плебеи в массе своей крепки и сильны, А по отдельности слабы
- Народ рима, как я уже говорил, настолько ненавидел титул царя, что никакие заслуги гражданина, домогавшегося этого титула, не могли спасти его от заслуженного наказания.
- С какими народами римлянам приходилось вести войну и как названные народы отстаивали свою свободу
- Святейшему и блаженнейшему отцу, господину нашему клименту VII
- Когда аттила удалился из италии, западный император валентиниан решил восстановить страну, А дабы легче ему было оборонять ее от варваров, он перенес столицу из рима в равенну.
- Но не успела италия избавиться от власти готов, как юстиниан скончался, А его сын и преемник юстин по наущению супруги своей софии отозвал нарсеса и вмес-
- Между тем на папский престол вступил пасхалий i, и вот приходские священники римских церквей, чтобы приблизиться к папе и принимать участие в избрании его,
- Народ римский упорствовал в неподчинении папе, и оба эти соперника только и старались, чтобы урвать друг у друга власть и почет.
- Преемником его стал гонорий III, при коем основан был орден святого доминика, А также в 1218 году орден
- В 1300 Г. Бонифаций принял решение о праздновании юбилея, повелев, чтобы и впредь он отмечался каждые сто лет.
- Чего управление государством от дома висконти перешло к дому сфорца, А каким образом и почему это случилось, мы скажем в своем месте.
Переходя к другим из упомянутых выше свойств, скажу, что каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким, однако следует остерегаться злоупотребить милосердием. Чезаре Борджа многие называли жестоким, но жестокостью этой он навел порядок в Романье, объединил ее, умиротворил и привел к повиновению. И, если вдуматься, проявил тем самым больше милосердия, чем флорентийский народ, который, боясь обвинений в жестокости, позволил разрушить Пистойю. Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица. Новый государь еще меньше, чем всякий другой, может избежать упрека в жестокости, ибо новой власти угрожает множество опасностей. Виргилий говорит устами Дидоны:
Res dura, et regni novitas me talia cogunt Moliri, et late fines custode tueri. [1]
Молодо царство у нас, велика опасность; лишь это
Бдительно так рубежи охранять меня заставляет.
(Вергилий. Энеида. Кн. I, 563-564. М.: Худ. лит., 1971. Перевод С. А. Ошерова).
Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных.
По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо
О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин. Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества. Тем более что причин для изъятия имущества всегда достаточно и если начать жить хищничеством, то всегда найдется повод присвоить чужое, тогда как оснований для лишения кого-либо жизни гораздо меньше и повод для этого приискать труднее.
Но когда государь ведет многотысячное войско, он тем более должен пренебречь тем, что может прослыть жестоким, ибо, не прослыв жестоким, нельзя поддержать единства и боеспособности войска. Среди удивительных деяний Ганнибала упоминают и следующее: отправившись воевать в чужие земли, он удержал от мятежа и распрей огромное и разноплеменное войско как в дни побед, так и в дни поражений. Что можно объяснить только его нечеловеческой жестокостью, которая вкупе с доблестью и талантами внушала войску благоговение и ужас; не будь в нем жестокости, другие его качества не возымели бы такого действия. Между тем авторы исторических трудов, с одной стороны, превозносят сам подвиг, с другой - необдуманно порицают главную его причину.
Насколько верно утверждение, что полководцу мало обладать доблестью и талантом, показывает пример Сципиона - человека необычайного не только среди его современников, но и среди всех людей. Его войска взбунтовались в Испании вследствие того, что по своему чрезмерному мягкосердечию он предоставил солдатам большую свободу, чем это дозволяется воинской дисциплиной. Что и вменил ему в вину Фабий Максим, назвавший его перед Сенатом развратителем римского воинства. По тому же недостатку твердости Сципион не вступился за локров, узнав, что их разоряет один из его легатов, и не покарал легата за дерзость. Недаром кто-то в Сенате, желая его оправдать, сказал, что он относится к той породе людей, которым легче избегать ошибок самим, чем наказывать за ошибки других. Со временем от этой черты Сципиона пострадало бы и его доброе имя, и слава - если бы он распоряжался единолично; но он состоял под властью Сената, и потому это свойство его характера не только не имело вредных последствий, но и послужило к вящей его славе.
Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных, как о том сказано выше.
Глава XVIII
|