Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Он часто говорил, что путь в ад легкий, так как нужно идти вниз и С закрытыми глазами.
Содержание книги
- Описание того, как избавился герцог валентино от вителлоццо вителли, оливеретто да фермо, синьора паоло и герцога гравина орсини.
- О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны
- Описание того, как избавился герцог валентино от вителлоццо вителли, оливеретто да фермо,синьора паоло и герцога гравина орсини
- Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки
- Так стоял он на ветру, который очень часто среди дня подымается С арно и почти всегда несет С собою заразу. Он весь продрог, но не обратил на это никакого внима-
- Он часто говорил, что путь в ад легкий, так как нужно идти вниз и С закрытыми глазами.
- Никколо макиавелли - его светлости лоренцо деи медичи
- Дел ломбардии С венецианцами еще можно оправдать тем, что он позволил королю утвердиться в италии, то этот второй раздел достоин лишь осуждения, ибо не может быть оправдан подобной необходимостью.
- О новых государствах, приобретаемых собственным оружием или доблестью
- Ки рухнули, как только толпа перестала в них верить, у него же не было средств утвердить в вере тех, кто еще верил ему, и принудить к ней тех, кто уже не верил.
- О тех, кто приобретает власть злодеяниями
- Как следует измерять силы всех государств
- Но так как государства эти направляемы причинами высшего порядка, до которых ум человеческий не досягает, то говорить о них я не буду; лишь самонадеянный
- Ибо, перейди он на службу к неприятелю, им пришлось бы сдаться; останься он у них, им пришлось бы ему подчиниться.
- Но неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо С виду, как я уже говорил выше по поводу чахоточной лихорадки.
- О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают
- О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх
- О том, как государи должны держать слово
- О том, каким образом избегать ненависти и презрения
- О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно применяют государи
- Итак, по рассмотрении всего сказанного выше, я одобрю и тех, кто строит крепости, и тех, кто их не строит, но осужу всякого, кто, полагаясь на крепости, не озабочен тем, что ненавистен народу.
- Мощников. Из тех, кто знал мессера антонио да венафро, помощника пандольфо петруччо, правителя сиены, никто не усомнился бы в достоинствах и самого пандольфо, выбравшего себе такого помощника.
- Почему государи италии лишились своих государств
- Ибо мы видим, что люди действуют по-разному, пытаясь достичь цели, которую каждый ставит перед собой, то
- Доблесть ополчится на неистовство,
- Скольких родов бывают республики и какова была республика римская
- Какие обстоятельства привели к созданию в Риме плебейских трибунов, каковое сделало республику более совершенной
- Кто лучше охраняет свободы - народ или дворяне, и у кого больше причин для возбуждения смут - у тех, кто хочет приобрести, или же у тех, кто хочет сохранить приобретенное
- Возможно ли было установить в Риме такой строй, который уничтожил бы вражду между народом и сенатом
- О том, что необходимо быть одному, если желаешь заново основать республику или же преобразовать ее, полностью искоренив в ней старые порядки
- Приняв все это во внимание, я прихожу к заключению, что для основания республики надо быть одному. Ромул же за убийство рема и Тита тация заслуживает извинения, А не порицания.
- Не часто доблесть, данная владыкам,
- Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, С трудом сохраняет свободу
- Развращенному народу, обретшему свободу, крайне трудно остаться свободным
- Каким образом в развращенных городах можно сохранить свободный строй, если он в них существует, или создать его, если они им не обладают
- Кто хочет преобразовать старый строй в свободное государство, пусть сохранит в нем хотя бы тень давних обычаев
- Умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими: злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться.
- Вот какое начало и вот какой конец имел аграрный закон.
- Подобная добродетель в наши дни тем более удивительна, что встречается она до крайности редко: по-видимому, сохранилась она теперь только в германии.
- Плебеи в массе своей крепки и сильны, А по отдельности слабы
- Народ рима, как я уже говорил, настолько ненавидел титул царя, что никакие заслуги гражданина, домогавшегося этого титула, не могли спасти его от заслуженного наказания.
- С какими народами римлянам приходилось вести войну и как названные народы отстаивали свою свободу
- Святейшему и блаженнейшему отцу, господину нашему клименту VII
- Когда аттила удалился из италии, западный император валентиниан решил восстановить страну, А дабы легче ему было оборонять ее от варваров, он перенес столицу из рима в равенну.
- Но не успела италия избавиться от власти готов, как юстиниан скончался, А его сын и преемник юстин по наущению супруги своей софии отозвал нарсеса и вмес-
- Между тем на папский престол вступил пасхалий i, и вот приходские священники римских церквей, чтобы приблизиться к папе и принимать участие в избрании его,
- Народ римский упорствовал в неподчинении папе, и оба эти соперника только и старались, чтобы урвать друг у друга власть и почет.
- Преемником его стал гонорий III, при коем основан был орден святого доминика, А также в 1218 году орден
- В 1300 Г. Бонифаций принял решение о праздновании юбилея, повелев, чтобы и впредь он отмечался каждые сто лет.
- Чего управление государством от дома висконти перешло к дому сфорца, А каким образом и почему это случилось, мы скажем в своем месте.
Кто-то, обращаясь к нему с просьбой, говорил очень много слов, совсем ненужных. "Когда тебе понадобится от меня еще что-нибудь, - сказал ему Каструччо, - пришли другого".
Другой такой же надоел ему длинной речью и под конец спросил: "Может быть, я утомил вас, проговорил слишком долго?" - "Нет, - отвечал Каструччо, - потому что я не слышал ничего из сказанного тобою".
Про кого-то, кто был красивым мальчиком, а потом стал красивым мужчиной, он говорил, что это очень вредный человек, ибо сначала отнимал мужей у жен, а потом стал отнимать жен у мужей.
Одного завистника, который смеялся, Каструччо спросил: "Почему ты смеешься: потому ли, что тебе хорошо, или потому, что другому плохо?"
Когда он был еще на попечении у Франческо Гуиниджи, один из его сверстников сказал ему: "Что ты хочешь, чтобы я тебе подарил за то, чтобы дать тебе пощечину?" - "Шлем", - сказал Каструччо.
Он послал однажды на смерть некоего лукканского гражданина, который когда-то помог ему возвыситься. Ему стали говорить, что он поступает дурно, убивая одного из старых друзей. Он ответил, что они ошибаются и что убит не старый друг, а новый враг.
Он очень хвалил людей, которые собираются жениться и не женятся, а также тех, которые собираются пуститься в море и никогда не садятся на корабль.
Он говорил, что дивится людям, которые, покупая сосуд, глиняный или стеклянный, пробуют его на звук, чтобы узнать, хорош ли он, а выбирая жену, довольствуются тем, что только смотрят на нее.
Когда он был близок к смерти, кто-то спросил, как он хочет быть погребенным. "Лицом вниз, - сказал Каструччо, - ибо я знаю, что, когда я умру, все в этом государстве пойдет вверх дном".
Его спросили, не было ли у него когда-либо мысли сделаться для спасения души монахом. Он ответил, что нет, ибо ему казалось странным, что фра Ладзаро пойдет в рай, а Угуччоне делла Фаджола - в ад.
Его спросили, когда лучше всего есть, чтобы быть здоровым. Он ответил: "Богатому - когда хочет, бедному - когда может".
Он увидел однажды, что кто-то из его дворян заставил своего слугу зашнуровывать себя. "Дай Бог, - сказал Каструччо, - чтобы тебе пришлось заставить кого-нибудь класть себе куски в рот".
Ему как-то бросилась в глаза латинская надпись на доме некоего гражданина: "Да избавит бог этот дом от дурных людей". Каструччо сказал: "В таком случае он не должен ходить туда сам".
Проходя по улице, он увидел маленький дом с огромной дверью. "Дом убежит через эту дверь", - сказал он.
Ему сказали, что один чужестранец соблазнил мальчика. "Должно быть, это перуджинец", - сказал Каструччо.
Он спросил, какой город славится больше всего обманщиками и мошенниками. Ему ответили: "Лукка". Ибо по природе своей все ее жители были таковы, за исключением Буонтуро.
Каструччо спорил однажды с послом неаполитанского короля по вопросам, касавшимся имущества изгнанииков, и стал говорить очень возбужденно. Тогда посол спросил, неужели он не боится короля. "А ваш король хороший или дурной?" - спросил Каструччо. Когда тот ответил, что хороший, Каструччо спросил снова: "Почему же ты хочешь, чтобы я боялся хороших людей?"
Можно было бы рассказать многое другое о его изречениях, и во всех них можно было бы видеть ум и серьезность. Но мне кажется, что и эти достаточно свидетельствуют о его великих достоинствах.
Он жил 44 года и был велик в счастье и несчастье. И так как о счастье его существует достаточно памятников, то он хотел, чтобы сохранились также памятники его несчастья. Поэтому кандалы, которыми он был скован в темнице, можно видеть до сих пор в башне его дворца где они повешены по его приказанию, как свидетели его бедствий. И так как при жизни он не был ниже ни Филиппа Македонского, отца Александра, ни Сципиона Римского то он умер в том же возрасте, что и они. И несомненно' он превзошел бы и того и другого, если бы родиной его была не Лукка, а Македония или Рим.
Государь
|