Роль воображения в художественном творчестве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль воображения в художественном творчестве.



По мнению Э.В.Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается та

самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент

творчески-человеческого отношения к окружающему миру, - творческое

воображение или фантазия». (Цит. по 17, 50).

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего

связан процесс художественного творчества.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление

в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно,

что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса,

так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной»

точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в.

И1ё.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности

также являют собой поиски формы, максимально приближенной к

копированию действительности. Источником любого направления в искусстве

может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для

фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что

человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится

основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии

уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства

выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное

воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом,

цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм),

прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и

музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и

т.д. Даже произведения абстракционизма, ставшего основой современного

авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения.

Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника» - это не

хаотическое нагромождение геометризованных тел или их частей, а прежде

всего отражение трагических событий войны в Испании 1936-1939 гг. Если

рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой

картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ,

конкретная мысль. Таким образом, с продуктивным воображением в

искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание

действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его

мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные

реалии.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным

воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте

или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому

сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько

захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я»,

«вживаясь» в создаваемый им образ. Реже импульсом творческого процесса

становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от

воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы

творца, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим

процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры

роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка

исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их

в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий

процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта

воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение

становится спонтанным, и уже не он творит образы. А образы владеют и

управляют художником, и он подчиняется их логике.

Фантазия и реальность.

Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно

оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что

если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы,

то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы

не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем

произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы

видим по крайней мере всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект

нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного

воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания

известных элементов, включая изменение их пропорций. Существуют

индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со

спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может

преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне

выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов

говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению,

он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других

отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами,

понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга). Воображение

человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического

состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его

содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел

широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических

личностных методик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.114.5 (0.017 с.)