Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы приватизации и появление финансового капитала и финансовой олигархии

Поиск

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам.

В процессе проведения формальной приватизации, задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
- продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
- при использовании, так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
- при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
- в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

 

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из этапов:


1. Предпродажный анализ и оценка предприятия.
- стратегический анализ и оценка предприятия;
- определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению

предприятия;
- определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
- анализ потенциальных покупателей;
- определение методов продажи;

- определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки

поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и

«прозрачность» соответствующих процедур;
- образование комиссии по оценке поступающих предложений;

 

2. Подготовка предприятия к продаже.
- реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
- разукрупнение;
- осуществление кадровых перестановок.

3. Маркетинг.
- организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных

пробудить интерес потенциальных покупателей;
- проведение национальных или международных тендеров. Оценка

предложений.
- рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению

тендера;
- проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными

сторонами.

4. Заключение договора.
- разработка текста стандартных договоров.

 

 

Финансовый капитал и финансовая олигархия

Процессы монополизации отражают существо капитала, стремящегося к самовозрастанию. Очевидно, что, захватив в основном сферу производства, капитал на этом не остановится. Следующим объектом монополистической экспансии становится денежный капитал, который ранее представал перед нами в форме ссудного капитала.

Процесс институционального оформления ссудного капитала превратил его в банковский капитал, сделав банки специфическими капиталистическими предприятиями, оперирующими (покупающими и продающими) товар деньги (или денежный капитал, что, вероятно, точнее). В этой сфере процессы концентрации и централизации идут не менее быстро, чем в сфере производства. Мы знаем уже, что такое развитие событий неизбежно приводит к искажению конкурентных реалий рынка (в данном случае рынка денег и денежного капитала) и появлению монополистического капитала.

История развития народного хозяйства дает достаточно фактов, подтверждающих, что процесс становления капиталов-монополий в банковской сфере шел примерно в те же периоды, что и процесс монополизации в сфере производства, т. е. к началу XX века в сфере обращения денег сложились зрелые монополистические объединения, а капитал-монополия стал основным участником совершения сделок с деньгами.

Появление банковских монополий создало возможность присвоения прибыли выше средней на устойчивой основе при совершении сделок (операций) с деньгами. Здесь, как и в сфере производства, действует принцип “раздвоения” цен на монопольно высокие и монопольно низкие. По монопольно высоким ценам банковские капиталы-монополии продают денежный капитал тем, кому он необходим для бизнеса и иных целей. По монопольно низким же ценам банковские монополии мобилизуют временно-свободные капиталы промышленных капиталистов и частных лиц. Объем операций и размер денежного капитала, которым оперируют крупные банки-монополисты, позволяют самым непосредственным образом воздействовать на цены денежного рынка, определяя процентные ставки по всем видам операций.

Виды и формы монополий в денежной сфере мало чем отличаются от аналогичных в сфере производства, поэтому мы не будем специально останавливаться на данном вопросе.

Однако появление самостоятельных банковских монополий не только не завершило процесс монополизации экономики, но и придало новое ускорение данным процессам. Это стало особенно заметно, когда монополии сферы производства и монополии банковского сектора стали активно координировать и объединять свой бизнес. В результате процессов их соединения, переплетения, сращивания возникло новое качество капитала. Он превратился в финансовый капитал.

Финансовый капитал - капитал, возникающий на основе соединения, переплетения, сращивания монополистического промышленного и монополистического банковского капиталов. Соединение, переплетение, сращивание - это фактически шаги образования финансового капитала. Условно можно говорить, что сначала промышленные и банковские монополии в стремлении максимизировать собственную прибыль соединяли свой бизнес (это не приводило к объединению собственности, речь шла только об объединении функции). Затем эти процессы стали сопровождаться переплетением собственности, взаимным владением акциями и прочими формами переплетения капиталов на уровне уже капитала-собственности. И, наконец, произошло сращивание, когда два типа разных монополистических капиталов прочно срослись в единый капитал, с едиными интересами и едиными действиями.

Возникло действительно новое качество капитала. Финансовый капитал - не только монополистический по своей природе, но и охватывает все стадии процесса движения капитала и все самостоятельные формы не только капитала-функции, но и капитала-собственности. Финансовый капитал - это исторически новая форма организации капитала, в которой невозможно отделить производство, обращение товаров от производства и обращения денег, капитал-собственность от капитала-функции. Если это и возвращение к реалиям времен промышленного капитала, то только внешнее, так как финансовый капитал - это такое качество капитала, которое невозможно было в эпоху господства промышленного капитала.

Конкретной формой организации финансового капитала становится финансово-промышленная группа (ФПГ), под которой мы будем понимать в дальнейшем объединение крупнейших капиталов-монополий сферы производства и крупнейших банковских монополий, имеющих общие интересы, общую стратегию и средства ее достижения.

Не стоит думать, что степень ассоциации (объединения) в рамках финансово-промышленной группы соответствует, например, отношениям, существующим внутри фирмы. Речь здесь идет о другом - в рамках финансово-монополистической группы (ФМГ) не требуется того уровня централизации, который имеет место в рамках собственно капиталов-монополий. Достаточным становится выделение (как правило, без организационного оформления) центра ФМГ, который формирует внятную единую стратегию, учитывающую интересы как капиталов-монополий реального сектора, так и капиталов-монополий банковского сектора, а также определяет и средства ее достижения.

Таким образом, структура ФМГ сводится к совокупности центра и периферии. Она отдаленно напоминает такую организационную структуру капитала-монополии, как концерн, однако стоит отметить, что в ФМГ мы не сталкиваемся с организационным оформлением существующих (реальных) отношений.

Первоначально крупнейшие ФМГ формировались вокруг крупнейших фамильных состояний финансовых магнатов, например таких, как Рокфеллеры, Морганы, Дюпоны, Меллоны и т. д. Затем финансово-монополистические группы все больше стали тяготеть к определенным территориям, объединяя различные финансовые капиталы различных семейных кланов (калифорнийская, чикагская ФМГ).

Пореформенная Россия не оказалась в стороне от общих процессов создания финансового капитала и финансово-промышленных (монополистических) групп. Несмотря на очевидную неразвитость ФМГ, российский финансовый капитал, конечно, представляет собой достаточно авторитетную экономическую силу в нашем Отечестве, влияющую на все стороны общественной и политической жизни.

Становление финансового капитала приводит к образованию и соответствующей прослойки финансовых капиталистов - финансовой олигархии. Можно говорить, что финансовый капитал персонифицируется в финансовой олигархии.

Эта прослойка имеет довольно сложную, но внешне размытую структуру, однако принадлежность или непринадлежность к финансовой олигархии - достаточно реальная вещь. Ряды финансовой олигархии подвижны, нестройны, происходит постоянное их обновление, но это не является существенным основанием для утверждения, что финансовая олигархия - это просто выдумка. Факт принадлежности к финансовой элите - высшая оценка состоятельности конкретных капиталистов.

Однако предпринимательская элита - это только ядро финансовой олигархии. К нему примыкают представители “неэкономического сословия”, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего с представителями финансового капитала, но именно эти люди, обслуживая интересы крупнейших финансовых магнатов, превращают закрытый элитный бизнес-клуб в реальность общественной жизни конкретной страны.

К крупнейшим финансовым магнатам примыкают, образуя в конечном итоге финансовую олигархию, крупнейшие собственники-рантье, которые не принимают непосредственного участия в реальном бизнесе, верхушка (узкая прослойка) высших наемных менеджеров, распоряжающихся гигантскими капиталами финансовых магнатов, представители военной и государственной элиты, непосредственно связанные с финансовыми магнатами, а также узкая прослойка творческой и научной интеллигенции, непосредственно обслуживающая и защищающая интересы финансовых магнатов в соответствующих общественных институтах.

Финансово-монополистические группы и финансовая олигархия занимают очень важное место в жизни общества. Это связано и с концентрацией огромной экономической мощи, а также возможностью непосредственного воздействия на политические институты и средства массовой информации.

Теперь остановимся поподробнее на описании методов экономического господства и обогащения финансового капитала и финансовой олигархии.

Система участия - владение пакетами акций, позволяющее самым непосредственным образом воздействовать на деятельность предприятия (фирмы). Выше мы уже говорили, что современный контрольный пакет, как правило, существенно меньше 50%-го пакета акций. Именно это и дает возможность при вложении средств в контрольные пакеты контролировать гигантские пирамиды капитала сравнительно небольшими капиталами (например, 1 млрд. дол., вложенный в пакеты акций, дающих контроль, позволяет реально распоряжаться 4 - 5 млрд. дол. капитала). Источником обогащения в данном случае может стать учредительская прибыль, которая в значительной степени, как правило, присваивается собственниками контрольного пакета акций, которые в состоянии формировать “удобные” органы управления крупнейшими компаниями (фирмами).

Личная уния - практика взаимного представительства финансовыми магнатами в органах управления различных компаний. Достаточно распространенным является участие одних и тех же знакомых персон в Советах директоров нескольких (порой до 10 и более) компаний. Очевидно, что во всех этих компаниях они реализуют один и тот же интерес. Это дает возможность опосредованным образом (не через реальную собственность) контролировать гигантские пирамиды капитала, обращая их деятельность в свою пользу.

Личная уния с государством означает, что высшие представители бизнеса время от времени перемещаются на государственную службу и обратно. Несмотря на существование ограничивающих законов (в случае перехода на госслужбу пакеты акций, как правило, передаются в доверительное управление), очевидно, что багаж новых связей после завершения работы высшими госчиновниками служит закреплению контроля над огромными пирамидами капитала. Аналогично и в случае с государственными чиновниками, которые с распростертыми объятиями принимаются на самые престижные и высокооплачиваемые должности в крупнейших компаниях. Возникает теснейший симбиоз финансового капитала (верхушки бизнеса) и верхушки государства. Это только усиливает власть финансового капитала и увеличивает возможности получения его представителями (финансовыми олигархами) максимума прибыли.

Специфической формой обогащения финансового капитала являются государственные заказы.

Появление финансового капитала и финансовой олигархии не снимает “вопрос вопросов” для капитала - самовозрастание и стремление к господству. Поэтому предсказуемым представляется анализ следующего шага - выхода финансового капитала за национальные границы с целью укрепления собственных позиций.

 

Способы приватизации

Рассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.

Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.

Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).

Но для этого должны быть созданы соответствующие предпосылки. Во-первых, должен существовать развитый фондовый рынок и, во-вторых, предприятие, акции которого выставляются на продажу, должно иметь хороший финансовый потенциал и надежную репутацию. Необходимо, чтобы рынок был подготовлен к приобретению именно этих акций, т.е. рынок должен быть «разогрет», а это в свою очередь также требует определенных затрат.

Метод предварительного акционирования предприятия, а затем продажи акций применялся в Польше и Венгрии, но масштабного распространения он не получил. Следует отметить, что применение именно этого способа приватизации очень способствует развитию рынков капитала и рынка ценных бумаг. При этом страна быстро проводит институциональные преобразования, но массовое акционирование требует предварительного вложения значительных финансовых средств.

Другим способом приватизации, фактически альтернативным предыдущим, является выкуп государственных предприятий их работниками. При этом, как правило, от работников отделяется администрация предприятия, которая имеет особые права или преференции при приобретении. Широкое распространение этот способ приватизации получил в Польше, Румынии, Словении. Такой способ приватизации осуществляется в короткие сроки, отличается относительной простотой с технической точки зрения. В политическом плане он снимает определенную напряженность и смягчает политическое противостояние в обществе.

Часто, когда речь идет о работниках предприятия, возникает термин «трудовой коллектив». Многие предприятия были фактически выкуплены администрацией и трудовыми коллективами.

Имеются примеры, когда целые предприятия с учетом льгот, которые давались работникам, переходили в руки трудовых коллективов. Причем в России этот способ приватизации фактически применялся с конца 80-х годов, когда в бывшем СССР принимались решения об оформлении так называемой аренды предприятий с выкупом трудовыми коллективами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.36 (0.011 с.)