Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смерть гражданина или ликвидация ЮЛ как основания прекращения обязательствСодержание книги
Поиск на нашем сайте Смерть гражданина, должника или кредитора, как правило, не прекращает обяз-ства, права и обязанности м. переходить к наследникам, т.е. имеет место перемена лиц в обязательстве. Только в опред. случ., когда права и обязанности неразрывно связаны с личностью должника или кредитора, смерть такого участника обяз-ства прекращает его, в частности, алиментные. По общему правилу ликвидация ЮЛ (должника или кредитора) прекращает действие обяз-ства. Однако, законод-ом возможно возложение исполнения обяз-ства на другое лицо. В случ. реорганизации ЮЛ (слияние, присоединение, разделение) правопреемник становится субъектом обяз-ства. Невозм-сть исполнения– возникновение ситуации, при кот. должник не м. совершить действия, составляющие содержание обяз-ства - когда невозм-сть исполнения вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает, то есть она наступила не по вине должника. Случайная невозм-сть м.б. обусловлена действием непреодолимой силы или любым иным обстоятельством, наступление которого должник не мог и не должен был предвидеть.
65. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Принципы и метод правового регулирования хозяйственных отношений. Хоз. право как отрасль права - собой сов-сть норм, регулирующих предприним-ие отношения и тесно связанные с ними иные, в т.ч. отношения, носящие некомм. хар-р, а также отношения связанные с гос. регулированием экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Понятие хоз. права включает в себя три группы отношений. 1. отношения, носящие комм. или предприн-ий хар-р, они связаны с процессом производства продукции (работ, услуг), на базе имущества принадлежащего субъекту хоз-ния на праве собст-сти, аренды или ином законном основании. 2. отношениями некомм. хар-ра, в кот.участвуют гос. органы, ЮЛ и ИП в том случае, когда речь идет об организации хоз. деят-ти субъектов предприн-ва, управлении имуществом, а также деят-ью, связанной с получением прибыли другими субъектами и др. 3. группа отношений охвачена гос. регулированием и контролированием со стороны органов власти и управления за деят-ью осущ-ой субъектами хоз-ния. Предмет хоз. права – это регулируемая сов-сть отношений, складывающихся в процессе осущ-ия хоз. деят-ти. Следовательно, в предмет хоз. права входят следующие отношения: · профессиональная деят-сть по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли; · отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и другие; · хоз. деят-сть организационно-имущественного хар-ра по созданию и прекращению предприятий, управлению собст-стью; · хозяйственно-правовое регулирование предприн-ой деят-ти; · гос. регулирование деят-ти субъектов хоз-ния, осущ. хоз. деят-сть. Для данной отрасли права присущи следующие принципы: · принцип свободы хоз. (предприн-ой) деят-ти и самост-ности ее участников; · принцип юридического равенства форм собст-сти; · принцип недопущения монополизации хоз. деят-ти и развитии добросовестной; · принцип комплексного гос. регулирования хоз. деят-ти. Для него хар-рно гос. воздействие на эконом. оборот и на деят-сть субъектов хоз-ния с помощью различных механизмов – политических, социальных, эконом. и др · принцип законности, Составляющими метода правового регулирования хоз. (предприн-ой) деят-ти являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов. Наука хоз. права делится на две части: общую и особенную. Общая часть включает в себя общие положения: понятие хоз. права, хоз. законодательство, хозяйственные правоотношения, общие положения о предпринимательстве, субъекты хоз. деят-ти, право на имущество субъектов хоз. деят-ти и другие. Особенная часть рассматривает вопросы, связанные с правовым обеспечением отдельных видов хоз. деят-ти: инвестиционной деят-ти, биржевой деят-ти, ценообразования, обеспечение качества товаров, работ, услуг и другие. 66. Понятие и значение хоз-го законод-ва. Источники хоз-го законод-ва. Под источниками права понимаются юр. акты различных гос. органов, в которых содержатся правовые нормы. Хоз. законод-во – это совокупность НА, в которых содержаться нормы хоз. права, кот. принадлежат различным звеньям общего нормативного массива. Источники можно разделить на: общие и специальные. В общих, наряду с хоз-и, содержаться иные нормативные предписания, применимые к различным отраслям регулирования. Специальные же регламентируют определенные правоотношения. Все источники м. подразделить на группы: · международные акты; · акты гос. органов; · акты органов бывшего СССР; · акты субъектов хоз-ия РБ; Источниками правового регулирования хоз. деят-ти являются: · Конституция РБ; Кодексы РБ;законы РБ; · указы и декреты Президента РБ; распоряжения Президента РБ; · постановления Правительства РБ; · акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Суда РБ, НБ РБ; · акты министерств и иных республ. органов гос. управления, местных органов Наиболее важными источниками являются кодифицированные акты законодательства: ГК РБ, УК РБ; ГПК РБ; ХПК РБ и другие. В хоз. деят-ти на первое место выступают нормы ГК РБ. Нормы уголовного законодательства определяют, какие общественные деяния в предприн-ой деят-ти являются преступлениями и закрепляются основания наступления уголовной ответственности за их совершение. ХПК РБ разрешает споры связанные с осуществлением хоз. деят-ти между субъектами предприн-ва. Закон РБ «О предпринимательстве в Республике Беларусь» Законы Республики Беларусь: «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», «О ценообразовании», «О разгосударствлении и приватизации гос. собст-сти в РБ.
67. Понятие и особенности предприн-ва. Формы предприн-ва. Под предприн-ой деят-ью понимается самостоятельная деят-сть Ю и ФЛ, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответ-ть и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации др. лицам и не испол-ся для собств. потребления. харак-щие предприним-ую деят-сть признаки: · Самостоятельная деят-сть Ю и ФЛ. Здесь имеется ввиду, как имущественная самост-сть субъекта хоз-ия, так и организационная его самост-сть. Имущественная самост-сть определяется наличием у субъекта хоз-ия обособленного от других субъектов и граждан имущества. Организационная самост-сть – это способность субъекта хоз-ия самост-но принимать решения и осущ-ть сделки в процессе осущ-ия своей хоз. деят-ти; · Рисковая деят-сть · Деят-сть осуществляется под самостоятельную имущественную ответственность; · Деят-сть направлена на систематическое получение прибыли; Также указывают на шестой признак характерный для предприн-ой деят-ти – субъектами предприн-ой деят-ти м.б. лица, зарегистрированные в таком качестве. Без регистрации предприн-ая деят-сть будет считаться незаконной. Предприн-ая деят-сть, осуществляемая ЮЛ и гражданами, зарег-ми в качестве предприн-ей, подлежит обязательному законодательному регулированию со стороны государства. Основные акты законодательства: · Конституция РБ; · ГК; ХПК; Закон РБ «О предпринимательстве в Республики Беларусь»; · Закон РБ «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»; Субъектами хоз. деят-ти считаются Ю и ФЛ, занимающиеся деят-ью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) испол-ся не для собств. потребления, а предназначаются для реализации другим лицам. Гра данин может заниматься предприн-ой и любой иной, не запрещенной законодательными актами, деят-ью; создавать ЮЛ самост-но или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; иметь другие права. В РБ допускаются следующие формы предприн-ой деят-ти: · частное предпринимательство, · коллективное предпринимательство Предпринимательство м. осущ-ться без образования ЮЛ и с образованием ЮЛ, без использования наемного труда и с использованием наемного труда. Особой формой предприн-ва является Предприн-ая деят-сть, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя. Легитимация предприн-ой деят-ти осуществляется посредством ее гос. регистрации. С момента гос. регистрации возникает ЮЛ либо ИП приобретает хоз. компетенцию, т.е. возникает возможность осущ-ть предприн-ую деят-сть от своего имени.
68. Лицензирование предприн-ой деят-ти. Законодательство о лицензировании. Условия и порядок получения лицензии. Конституция РБ предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. Однако, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, кроме гос. регистрации в качестве субъекта хозяйственной деятельности, необходимо получить разрешение (лицензию). предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые м.б. наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей. Основными нормативно-правовыми актами регулирующими лицензирование являются: Декрет Президента РБ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условиях, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату. Лицензирование – это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензирующими органами являются республиканские органы гос. управления и иные гос. организации, подчиненные Правительству РБ, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, уполномоченные осуществлять лицензирование. Виды лицензируемой деятельности: 1. которые не ограничены количественными и качественными показателями, которые имеют длительный характер 2. второй вид деятельности – деятельность, исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии ( 3. третий вид – объединяет в себе первый и второй виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность). С целью осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, государственными органами, выдающими лицензии создаются реестры лицензиатов. Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории РБ или ее части в соответствии с законодательством. Для получения лицензии субъект хозяйствования должен представить в лицензирующий орган следующие документы: · заявление о выдаче лицензии с указанием: - для ЮЛ – наименования и места его нахождения; - для ФЛ – фамилии, имени, отчества, паспортных данных; - лицензируемого вида деятельности (работ, услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять; · копии учредительных документов (устава) ЮЛ, за исключением учредительных документов иностранного ЮЛ или свидетельства о гос. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; · копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика; · документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления; · выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного ЮЛ); · другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии. Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи всех необходимых документов. Данный срок м.б. продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Срок проведения проверки и (или) экспертизы не должен превышать 15 дней. При выдаче лицензии соискатель должен быть ознакомлен с условиями осуществления вида деятельности, о чем делается в лицензии соответствующая отметка. Форма лицензии утверждена Советом Министров Республики Беларусь. Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок действия лицензии исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче. В случае отказа в выдаче лицензии, должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме. Этот отказ субъект хозяйствования м. обжаловать в суд. Не допускается отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности данного вида деятельности.
69. Приостановление и прекращение действия лицензии. Последствия осущ-ия предприн-ой деят-ти без лицензии. В случае выявления в течение календарного года нарушений лицелицензирующий орган дает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения, который не м. превышать шести месяцев. Действие лицензии также м.б. приостановлено или прекращено. Приостанавливается действие если не устранены нарушения В случае выявления грубого нарушения лицензирующий орган принимает решение о ее аннулировании. По общим основаниям действие лицензии прекращается: · по истечении срока, на который она была выдана; · по решению лицензирующего органа: - об аннулировании лицензии в соответствии с законодательством; - в случае ликвидации (прекращении деятельности) лицензиата; - при реорганизации ЮЛ; - в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности; · по решению суда: - об аннулировании лицензии; - в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. После лишения субъекта хозяйствования права пользования лицензией, она должна быть возвращена органу, выдавшему ее, в 5-дневный срок. Законодательство предусматривает ряд мер ответственности в случае осуществления лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии): · ликвидации субъекта хозяйствования. Это осуществляется по решению органа, осуществляющего регистрацию или суда; · признание сделок совершенных субъектом хозяйствования, недействительными. Ст.233 Уголовного кодекса РБ также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), она будет наступать в случае получения от нее дохода, в крупном и особо крупном размере.
70. Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответ-ть за нарушение прав предпринимателя. Осн. права –в Конституции: право на осущ-е хоз-ой и иной деят-ти, свободное исп-е спос-тей и иму-ва. Комплекс осн. прав субъектов предпр-кой деят-ти закреплен в Законе о предпр-ве: занятие любым видом хоз. деят-ти, не запр-ным правом РБ; осущ-ть предпр-ю деят-ть в разл. орг-прав. формах; привлекать на договорных началах для ведения деят-ти им-во, ДС, имущ-е права др. граждан, орг-ий; участвовать своим им-вом в деят-ти др. хоз. субъектов; самост-но планировать свою деят-ть; самост-но нанимать и увольнять раб-ков, уст-вать цены и тарифы в рамках закона; уст-вать формы и меры ОТР; открывать счета в банках для осущ-я расчетов (данное право при выручке от реал-ии более 1000 баз. величин трансф-ся в обяз-ть, наруш-е кот влечет штраф до 10 б.в.). Обязанности – меры ограничения эк. свободы предпр-лей закреплен в Законе о пр-ве: 1) Перед гос-вом: получать разрешения (лиц-ю) на деять в опред сферах; выполнять решения госорганов; 2) Перед наемными раб-ми: расчеты по ОТР; заключать договоры; не преп-вать объед-ям в профсоюзы; ОТР не ниже минимального уровня; 3) Перед контрагентами – выполнение обяз-в по договорам. 4) Перед потр-ми тов. и усл. – вып-е треб-ий кач-ва, безоп-ти, обсл-я. юр. отв-ть в сфере предприним-ой деят-ти представляет собой реакцию гос-ва на правонарушение в сфере предпр-ва, опред. способ правового рег-я. В аспекте последствий неисполнения обяз-ей юр. отв-ть – это последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обяз-тей в сфере предпр-ва и закл-ся в применении санкций к нарушителю. Различают: 1) Гражданско – правовая отв-ть. Проявл-ся в применении к нарушителю обяз-ва со стороны кредитора либо гос-ва уст.ных гражд. зак-вом либо дог-ом мер воздействия, имеющих для правонарушителя отриц-е (в осн- имущественные) последствия. 2) Административная. Устанавливается за совершение адм-ых правонарушений при осущ-ии предприним-ой деят-ти. Она наступает в соотв-ии с нормами КоАП и др. норм-ых правовых актов. Ее несут ДЛ организаций. Касаемо самих организаций и ИП предусмотрена экономическая ответ-ть – штраф и взыскание средств в бюджет. 3) Уголовная. Основание для привл-я к ней – совершение деяний, содержащих признаки преступлений, предусм-е в УК. Наказания: штраф; лишение права зан-ся деят-ю; исправит-е работы; конфискация имущ-ва; огр-е свободы; арест и лишении свободы на опр. срок.
71. Ответ-ть предпринимателя. Прекращение предприн-ой деят-ти. Прекращение деят-ти хозяйственных организаций. Прекращение деят-ти наступает в рез. РЕОРГАНИЗАЦИИ субъектов предпр-кой деят-ти или ЛИКВИДАЦИИ орг-ий (а в отношении ИП – прекращения деят-ти). Реорганизация – прекр-е деят-ти комм. орг-ии (кроме случая выделения) с переходом прав и обяз-ей реорганизуемой орг-ии к иным субъектам предпр-кой деят-ти. Виды по ГК: слияние, присоединение, разделение, выделение; преобразование (изм-е орг-правовой формы). Реорг -я м.б. добровольной и принудительной. Первый случ. – по решению учредителей, во втором – по решению уполн-ого госоргана, в т.ч. суда. При раздел-ии или выдел-ии сост-ся разделительный баланс, а при слиянии, преобр-ии или прис-ии – передаточный акт. Момент реорг-ии – госрег-я в ЕГР вновь возникших орг-ий. Ликвидация – прекращение правосубъектности комм. орг-ии без правопреемства, т.е. без перехода прав и обяз-тей к другим лицам. М.Б. добровольной и принудительной. Основания для добровольной ликвидации из ГК: 1) Истечение срока, на кот. создана орг-я; 2) Достижение цели создания; 3) Признание судом недейств-ой регистрации в связи с нарушениями норм. Решение о принудит. ликвидации м.б. принято хоз. судом и рег-щим органом. Основания принудит. ликв-ии по решению хоз. суда: 1) осущ-е деят-ти без лицензии / запр-ой зак-вом / систематическое осущ-е деят-ти, противор-щей уставным целям орг-ии; 2) Сокрытие прибыли в теч 12 мес. подряд; 3) Наличие убытков по итогам года (второго и последующих финансовых); 4) Наличие задолж-ти по платежам в бюджет и внебюдж фонды; 5) Уменьшение ст-ти ЧА ниже мин. размера УФ; 6) Уст.ие фактов торговли людьми. По решению рег-го органа: 1) Наруш-е сроков и порядка формир-я УФ; 2) Неосущ-е предпр-кой деят-ти в течение 6 мес подряд; 3) Выплата в теч. 3х мес ЗП раб-ков ниже минимальной; 4) сист-го грубого нар-я зак-ва о труде. Если решение о ликв-ии принято рег-щим органом,то: 1) Рег. орган назначает в 10дн. срок ликв-ю комиссию, уст-ет порядок и сроки ликв-ии. Комиссия принимает полномочия рук-ля ликв-мой орг-ии. 2) В газете Респ-ка сообщение о ликвидации суказанием порядка и сроков заявления требований кредиторами. 3) Составление промежут-го баланса. 4) Продажа имущ-ва 5)Расчеты с кредиторами. При ликвидации орг-ии рег-е органы обязаны обратиться в хоз. суд с заявлением о банкротстве данной орг-ии. Организации, в УФ кот. им-ся доли иностр. орг-ий и ф.л. осущ-ся не рег-щим органом, а только в добровольном или судебном порядке. Орг-я считается прекратившей свою правосубъектность с момента внесения записи об этом в КГР. В месячный срок после этого она подлежит исключению из состава учредителей др. организаций.
72. 73. Субъекты хоз. деят-ти (общие положения о субъектах хоз. деят-ти). ГК: субъектами предпр-ой деят-ти м.б. физ. лица и орг-ии со статусом ю.л. Под физлицами понимаются граждане РБ, иностр-е гр-не и лица без гр-ва. Для ин. граждан и лиц без гр-ва на терр-ии РБ действует национальные правовой режим (с огранич-ми в отн-ии политич-ких прав и некот. другими). В соотв-ии с Законом 93 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ» ин-цы имеют право распор-ся своими спос-ми к труду, выбирать род занятий, профессию, право на свободное исп-е своих спос-тей и им-ва для трудовой, предприним-ой или иной деят-ти в РБ. Право на осущ-е предприним-ой деят-ти м.б. реализ-но после достиж-я полной дееспос-ти (с 18 лет). Возможно также принятие решения органом опеки и попечительства об эмансипации лица, кот. исполнилось 16 лет и кот с согласия род-лей, усын-лей или попечителя работает по труд. дог-ру или заним-ся предпр-ой деят-ю. Род-ли не несут отв-ти по обяз-вам указанных лиц. (ГК). Не допускается занятие предпр-ой деят-ю д.стными лицами и спец-ми, раб-ми в органах госвласти и госупр-я, прокуратуры и судах, раб-ми в органах внутр. дел госбеза, военнослуж-щим и рук-лям, их заместителям. Запрет именно на рег-ю в кач-ве ИП. Орг-ии со статусом юр. лица осущ-ют пре-ю деят-ть в разл-ых орг-правовых формах в соотв-ии с предметом и целями своей деят-ти, указанными в учр-ых док-тах. Виды деят-ти указаны в общегосуд-ом классификаторе экономической деят-ти. Некомм-е орг-ии м. осущ-ть предприним-ю деят-ть постольку, поскольку она необходима для достиж-я их уставных целей и соответствует им. Отдельными видами предпр-ли м. заним-ся только с разреш-я – лиц-ии. Разрешено осущ-е предпр-ой деят-ти в рамках объединений в форме концернов, ФПГ и иных хоз. групп.
74. Субъекты хоз. деят-ти (общие положения о субъектах хоз. деят-ти). Это Ю и ФЛ, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам. Положение о гос. регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) уточняет: в качестве субъектов хозяйствования выступают коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, УП, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие организации (ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды). ФЛ регистрируются в качестве ИЛ иначе без образования ЮЛ. Следовательно, субъектами отношений, регулируемых нормами хоз. права м. считать граждан и ЮЛ, осущ. хоз. деятельность. Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков: · регистрация в качестве субъекта хозяйствования; · наличие соответствующей хозяйственной компетенции; · наличие обособленного имущества; · самостоятельная имущественная ответственность. от: · характера компетенции. Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства.; · от формы собственности.; · от правового статуса. форму ЮЛ либо без образования ЮЛ; · цели деятельности. коммерческая деятельность, но м.б. и некоммерческая; · от права на имущество. Имущество м. принадлежать предприятию на праве собственности, либо находится у предприятия в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели не собственники); · от распределения имущества (по вкладам или неделимое); · от организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, УП, объединения и др.).
75. Хозяйственные товарищества как субъекты хоз. деят-ти. Хоз. тов-во – договорное объединение нескольких лиц для совм-го ведения предпр-кой деят-ти под общим именем. Полное тов-во. Хоз тов-во, участники кот (полн товарищи) в соот-и с закл м/д ними д-ром занимаются предпр-кой д-тью от имени тов-ва и солидарно др с др несут субсид-ю отв-сть своим им-вом по обяз-вам тов-ва. В кач. полных товарищей м. выступать ИП или комм. организации. Лицо м.б. участником только одного полного тов-ва. Фирм-е наименование д. содержать имена (наименования) всех ее уч-ков, слова «полное тов-во». Часть имен м. б. заменено на «и ко…» Правовая основа создания – учр. договор. В простой или нотариальной письм. форме. Мин. УФ 400 евро. К мом-ту госрег-ии форм-ся не менее, чем на 50%. Упр-е д-тью осущ по общему согласию всех участников. Учред-м д-ром м.б предусмотрены случаи, когда реш принимается бол-вом голосов участников. Ведение дел, т.е. представительство интересов полн тов-ва в обороте, осущ каждым из участников. Однако в учредм д-ре м б предусм, что все уч-ки полн тов-ва ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. Пр-ль и уб-ки полн тов-ва распр м/у его участниками пропорц их долям в уст фонде, если иное не предусм учр догов или иным соглашением участников. Состав участников товарищества м изменяться. По своей природе полн тов-во явл объед лиц, поэтому состоять из ед участника оно не может. Если в тов-ве ост ед участник, то оно д.б ликв или преобраз в УП. Коммандитным тов-вом призн тов-во, в кот наряду с участниками, осуществл от имени товарищ предпр-ую д-ть и отвеч по обязат-вам тов-ва всем своим им-вом (полн товарищами) им один или неск уч (вкладчиков, коммандитов), кот несут риск убытков, связанных с д-тью тов-ва, в пределах сумм внес ими вкладов и не принимают участия в осущ-и тов-вом предпр-кой деят-ти (ст. 81 ГК). Команд-е тов-во созд и действует на осн учр договора, кот подпис всеми полными товарищами. Вкладчик имеет опр права: получать часть прибыли, причитающуюся на его долю в устфонде, в порядке, предусм учр дог-ом; знакомится с год отчетами и балансами; по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусм уч дог-ом; передать свою долю в уст фонде или ее часть др вкладчику или третьему лицу. Ком товарищество ликвидируется при выбытии всех участвующих в нем вкладчиков, а также по основаниям, по которым ликвидируется полное товарищество, и по общим основаниям ликвидации юридических лиц.,,НО коммандитное тов-во сохр, если в нем остаются, по крайней мере,1 полный товарищ и 1вкладчик. Полные товарищи вправе вместо ликв преобр ком тов-во в полное товарищество, а также в УП в случ., когда в составе товарищества остался 1участник.
76. Хозяйственные общества как субъекты хоз. деят-ти. Хоз-е общества – комм. орг-ии, создаваемые 2мя или более лицами путем объединения их им-ва для ведения предприним-ой деят-ти. АО – комм. организация, УФ кот. разделен на опред. число акций, учрежденная 2мя или более лицами, кот. не отвечают по ее обяз-вам и неуст риск убытков в пределах стоимости принадл-их им акций.кц-м признается общ-во, им уст фонд, разделенный на опр число акций. Акции – эмиссионные ценные бумаги, удостов. права участников по отношению к обществу. В зав. от условий и порядка разм-я акций и прав акционеров по их отчуждению и приобр-ю выделяют ОАО и ЗАО. Акции бывают именные и на предъявителя. У ЗАО только именные. Кроме того, простые и привилегированные. Последние не дают права участия в управлении обществом, но дают фиксированный доход, не зависящий от прибыли общества. Отличия ОАО и ЗАО: 1) Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобр-я акций, отчуждаемых другими акц-ми. В ЗАО акционер м. отчуждать свои акции с согласия акционеров либо огр-му кругу лиц. 2) Кол-во уч-ков ЗАО не д. превышать 50 3) АОА по своей природе – публичные орг-ии. Необходимо публиковать в СМИ годовой отчет, баланс, проспект эмиссии, сообщ-я о проведении общего собрания акционеров. В кач. участников м. выступать ф.л. и ю.л. АО не м.б создано одним лицом или состоять из одного лица. Учредит. документ – устав. Уставный фонд состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Мин вел-на уст фонда ЗАО 3000 евро, а ОАО 12500 евро. К моменту госрег-ии УФ АО д.б. сформирован полностью. Увеличение или уменьшение фонда – исключительная компетенция общего собрания акционеров. Уменьшение допускается только после уведомления кредиторов общества. У них при этом появл-ся право требования досрочного исполнения обязательств. При уменьшении ЧА ниже УФ последний уменьшается. Если меньше мин. величины – ликвидация. Права акционеров реализуются через владение акциями (акция- голос). Система упр- я – 3 уровня. 1) Высший орган – общее собрание акционеров. Принятие и утв-е решений о выпуске акций. 2) Совет директоров (набл. совет) – создается в обязат. порядке при числе акц-ров более 50. Если более тыщи – мин. 7 членов, более 10000 – не менее 20ти. 3) Исполнит. органы – коллегиальный (правление) и единоличный (директор). АО м. б. преобразовано в ООО, ОДО, произв-ый кооператив или в УП, если остался 1 участник.
77. УП как субъекты хоз. деят-ти. УП – комм. орг-ии, учрежденные по решению собств-ка им-ва (ф.л. или ю.л.), которое принадлежит ей на праве хоз-го ведения или оператвиного упр-я. Это комм. орг-ии с одним уч-ком. Им-о УП явл неделимым и не м.б. распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч м/у раб-ми пп-я. Оно находится в частной или госуд-ой собств-ти. УП предпр-я м.б основ на праве хоз ведения (частные, гос-е), а также на праве опер-го упр-я ( казен предпр-ие). Финменное наименовании УП д. содержать указание на собств-ка имущ-ва, а для казенного УП – указание на то, что оно явл-ся казенным. Учред док-м УП, осн на праве хоз ведения, явл его устав, утвержд учред-м УП, а учред док-м казенного пп-я явл его устав, утв-й Прав-вом РБ. В форме УП м б созданы гос. (республ или коммунальные) УП или частные УП. Им-во республ УП находится в собств-ти РБ и принадлежит предпр-ю на праве хоз ведения или опер упр-я. Им-во коммунального УП наход в собств-ти адм-терр единицы и принадл предпр-ю на праве хоз ведения. Им-во част УП наход в част соб-ти физ лица либо юр лица и принадл ему на праве хоз ведения. Мин размер УФ УП, осн-го на праве хоз. ведения, = 800 евро, оп. упр-я – 400 евро. УФ к мом-ту регистр-ии д.б. сформ-ван полность. Собственник имущ-ва пре-я, основанного на праве хоз. ведения, не отвечает по обяз-вам такого предпр-я. Возможна субсидиарная отв-ть, если банкр-во вызвано соб-ком. Казенное УП не м.б. признано банкротом, т.к. в ГК присутствует прямое указание на субсидиарную отв-ть соб-ка. Соб-ик им-ва, нах-ся в хоз-ом ведении, в соотв-ии с зак-вом решает вопросы созд-я УП, опред-я предмета и целей его деят-ти, его реорг-ии и ликв-ии, назн-ет рук-ля пп-я, осущ-ет контроль исп-я по назн-ю и сохр-ти им-ва. Соб-ник имеет право на получ-е части прибыли от исп-ия им-ва, нах-ся в хоз-ом ведении созд-го им пп-я. УП не вправе продавать принадл-ее ему на праве хоз-го ведения недвиж. имущ-во, сдавать его в аренду, в залог, вносить в кач. вклада в УФ хоз. обществ и тов-в или иным способом расп-ся этим имущ-вом без согласия собственника. Соб-ик им-ва, закр-го за казенным пп-ем, вправе изъять излишнее, неисп-ое либо исп-е не по назн-ю им-о и расп-ся им по своему усм-ю. УП м.б. реорган-но в хоз. тов-во или общество или ликвидо по общим правилам реорг или лик-и юр лиц, а т/же по правилам, уст з-вом в отн УП (Положение о порядке создания УП. учр-ий, имущ-во кот. нах-ся в респ-кой соб-ти, их реорг-ии и ликв-ии).
78. Государство и административно-территориальные единицы как субъекты хоз-ния.
Наряду с гражданами, обладающими статусом предпринимателей и юридическими лицами, Республика Беларусь, м. выступать в качестве субъекта хозяйствования. Исходя из норм п.1 ст.124 ГК Республики Беларусь: «Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях регулируемых, гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами». Сущность правоспособности РБ и административно-территориальных единиц определяется как их участие в хозяйственном обороте, исходя из публичных интересов и интересов государства. Государство участвует в хозяйственном обороте как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственное участие проявляется путем вступления в хозяйственные отношения государственных органов, как представителей гос. власти. На республиканском уровне от лица государства могут выступать: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и др. От имени административно-территориальных единиц – органы местного управления и самоуправления, действующие в пределах своей компетенции. Зачастую от лица государства выступают исполнительной власти, наделенные специальными полномочиями. Так, в случае приватизации гос. собственности от лица государства выступает Министерство экономики Республики Беларусь. Опосредованное участие государства в хозяйственном обороте осуществляется через специально созданные государственные юридические лица. Например, республиканские или коммунальные предприятия, которые приобретают права и обязанности, осуществляя хозяйственную деятельность для себя, а не для государства. Государство, как субъект хозяйствования обладает обособленным имуществом, на основе которого и осуществляет свою хозяйственную деятельность. Гос. собственность является основой участия государства как субъекта хозяйствования в имущественных отношениях. Она представлена в виде республиканской и административно-территориальной собственности. Государство м. передать это имущество специально сознанным им государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Как субъект хозяйствования государство м. выступать стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. РБ и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государству, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случает, когда РБ приняла на себ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.013 с.) |