Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смерть гражданина или ликвидация ЮЛ как основания прекращения обязательств

Поиск

Смерть гражданина, должника или кредитора, как правило, не прекращает обяз-ства, права и обязанности м. переходить к наследникам, т.е. имеет место перемена лиц в обязательстве. Только в опред. случ., когда права и обязанности неразрывно связаны с личностью должника или кредитора, смерть такого участника обяз-ства прекращает его, в частности, алиментные.

По общему правилу ликвидация ЮЛ (должника или кредитора) прекращает действие обяз-ства. Однако, законод-ом возможно возложение исполнения обяз-ства на другое лицо. В случ. реорганизации ЮЛ (слияние, присоединение, разделение) правопреемник становится субъектом обяз-ства.

Невозм-сть исполнения– возникновение ситуации, при кот. должник не м. совершить действия, составляющие содержание обяз-ства - когда невозм-сть исполнения вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает, то есть она наступила не по вине должника. Случайная невозм-сть м.б. обусловлена действием непреодолимой силы или любым иным обстоятельством, наступление которого должник не мог и не должен был предвидеть.

 


65. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Принципы и метод правового регулирования хозяйственных отношений.

Хоз. право как отрасль права - собой сов-сть норм, регулирующих предприним-ие отношения и тесно связанные с ними иные, в т.ч. отношения, носящие некомм. хар-р, а также отношения связанные с гос. регулированием экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Понятие хоз. права включает в себя три группы отношений.

1. отношения, носящие комм. или предприн-ий хар-р, они связаны с процессом производства продукции (работ, услуг), на базе имущества принадлежащего субъекту хоз-ния на праве собст-сти, аренды или ином законном основании.

2. отношениями некомм. хар-ра, в кот.участвуют гос. органы, ЮЛ и ИП в том случае, когда речь идет об организации хоз. деят-ти субъектов предприн-ва, управлении имуществом, а также деят-ью, связанной с получением прибыли другими субъектами и др.

3. группа отношений охвачена гос. регулированием и контролированием со стороны органов власти и управления за деят-ью осущ-ой субъектами хоз-ния.

Предмет хоз. праваэто регулируемая сов-сть отношений, складывающихся в процессе осущ-ия хоз. деят-ти. Следовательно, в предмет хоз. права входят следующие отношения:

· профессиональная деят-сть по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

· отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и другие;

· хоз. деят-сть организационно-имущественного хар-ра по созданию и прекращению предприятий, управлению собст-стью;

· хозяйственно-правовое регулирование предприн-ой деят-ти;

· гос. регулирование деят-ти субъектов хоз-ния, осущ. хоз. деят-сть.

Для данной отрасли права присущи следующие принципы:

· принцип свободы хоз. (предприн-ой) деят-ти и самост-ности ее участников;

· принцип юридического равенства форм собст-сти;

· принцип недопущения монополизации хоз. деят-ти и развитии добросовестной;

· принцип комплексного гос. регулирования хоз. деят-ти. Для него хар-рно гос. воздействие на эконом. оборот и на деят-сть субъектов хоз-ния с помощью различных механизмов – политических, социальных, эконом. и др

· принцип законности,

Составляющими метода правового регулирования хоз. (предприн-ой) деят-ти являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов.

Наука хоз. права делится на две части: общую и особенную.

Общая часть включает в себя общие положения: понятие хоз. права, хоз. законодательство, хозяйственные правоотношения, общие положения о предпринимательстве, субъекты хоз. деят-ти, право на имущество субъектов хоз. деят-ти и другие.

Особенная часть рассматривает вопросы, связанные с правовым обеспечением отдельных видов хоз. деят-ти: инвестиционной деят-ти, биржевой деят-ти, ценообразования, обеспечение качества товаров, работ, услуг и другие.


66. Понятие и значение хоз-го законод-ва. Источники хоз-го законод-ва.

Под источниками права понимаются юр. акты различных гос. органов, в которых содержатся правовые нормы.

Хоз. законод-воэто совокупность НА, в которых содержаться нормы хоз. права, кот. принадлежат различным звеньям общего нормативного массива.

Источники можно разделить на: общие и специальные. В общих, наряду с хоз-и, содержаться иные нормативные предписания, применимые к различным отраслям регулирования. Специальные же регламентируют определенные правоотношения. Все источники м. подразделить на группы:

· международные акты;

· акты гос. органов;

· акты органов бывшего СССР;

· акты субъектов хоз-ия РБ;

Источниками правового регулирования хоз. деят-ти являются:

· Конституция РБ; Кодексы РБ;законы РБ;

· указы и декреты Президента РБ; распоряжения Президента РБ;

· постановления Правительства РБ;

· акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Суда РБ, НБ РБ;

· акты министерств и иных республ. органов гос. управления, местных органов

Наиболее важными источниками являются кодифицированные акты законодательства: ГК РБ, УК РБ; ГПК РБ; ХПК РБ и другие.

В хоз. деят-ти на первое место выступают нормы ГК РБ. Нормы уголовного законодательства определяют, какие общественные деяния в предприн-ой деят-ти являются преступлениями и закрепляются основания наступления уголовной ответственности за их совершение. ХПК РБ разрешает споры связанные с осуществлением хоз. деят-ти между субъектами предприн-ва.

Закон РБ «О предпринимательстве в Республике Беларусь»

Законы Республики Беларусь: «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», «О ценообразовании», «О разгосударствлении и приватизации гос. собст-сти в РБ.

 


67. Понятие и особенности предприн-ва. Формы предприн-ва.

Под предприн-ой деят-ью понимается самостоятельная деят-сть Ю и ФЛ, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответ-ть и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации др. лицам и не испол-ся для собств. потребления.

харак-щие предприним-ую деят-сть признаки:

· Самостоятельная деят-сть Ю и ФЛ. Здесь имеется ввиду, как имущественная самост-сть субъекта хоз-ия, так и организационная его самост-сть. Имущественная самост-сть определяется наличием у субъекта хоз-ия обособленного от других субъектов и граждан имущества. Организационная самост-сть – это способность субъекта хоз-ия самост-но принимать решения и осущ-ть сделки в процессе осущ-ия своей хоз. деят-ти;

· Рисковая деят-сть

· Деят-сть осуществляется под самостоятельную имущественную ответственность;

· Деят-сть направлена на систематическое получение прибыли;

Также указывают на шестой признак характерный для предприн-ой деят-ти – субъектами предприн-ой деят-ти м.б. лица, зарегистрированные в таком качестве. Без регистрации предприн-ая деят-сть будет считаться незаконной.

Предприн-ая деят-сть, осуществляемая ЮЛ и гражданами, зарег-ми в качестве предприн-ей, подлежит обязательному законодательному регулированию со стороны государства.

Основные акты законодательства:

· Конституция РБ;

· ГК; ХПК; Закон РБ «О предпринимательстве в Республики Беларусь»;

· Закон РБ «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»;

Субъектами хоз. деят-ти считаются Ю и ФЛ, занимающиеся деят-ью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) испол-ся не для собств. потребления, а предназначаются для реализации другим лицам.

Гра данин может заниматься предприн-ой и любой иной, не запрещенной законодательными актами, деят-ью; создавать ЮЛ самост-но или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; иметь другие права.

В РБ допускаются следующие формы предприн-ой деят-ти:

· частное предпринимательство,

· коллективное предпринимательство

Предпринимательство м. осущ-ться без образования ЮЛ и с образованием ЮЛ, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.

Особой формой предприн-ва является Предприн-ая деят-сть, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Легитимация предприн-ой деят-ти осуществляется посредством ее гос. регистрации. С момента гос. регистрации возникает ЮЛ либо ИП приобретает хоз. компетенцию, т.е. возникает возможность осущ-ть предприн-ую деят-сть от своего имени.

 


68. Лицензирование предприн-ой деят-ти. Законодательство о лицензировании. Условия и порядок получения лицензии.

Конституция РБ предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. Однако, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, кроме гос. регистрации в качестве субъекта хозяйственной деятельности, необходимо получить разрешение (лицензию).

предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые м.б. наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.

Основными нормативно-правовыми актами регулирующими лицензирование являются: Декрет Президента РБ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условиях, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату.

Лицензирование – это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензирующими органами являются республиканские органы гос. управления и иные гос. организации, подчиненные Правительству РБ, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, уполномоченные осуществлять лицензирование.

Виды лицензируемой деятельности:

1. которые не ограничены количественными и качественными показателями, которые имеют длительный характер

2. второй вид деятельности – деятельность, исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии (

3. третий вид – объединяет в себе первый и второй виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность).

С целью осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, государственными органами, выдающими лицензии создаются реестры лицензиатов.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории РБ или ее части в соответствии с законодательством.

Для получения лицензии субъект хозяйствования должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

· заявление о выдаче лицензии с указанием:

- для ЮЛ – наименования и места его нахождения;

- для ФЛ – фамилии, имени, отчества, паспортных данных;

- лицензируемого вида деятельности (работ, услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;

· копии учредительных документов (устава) ЮЛ, за исключением учредительных документов иностранного ЮЛ или свидетельства о гос. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

· копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;

· документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;

· выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного ЮЛ);

· другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи всех необходимых документов. Данный срок м.б. продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Срок проведения проверки и (или) экспертизы не должен превышать 15 дней.

При выдаче лицензии соискатель должен быть ознакомлен с условиями осуществления вида деятельности, о чем делается в лицензии соответствующая отметка.

Форма лицензии утверждена Советом Министров Республики Беларусь. Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок действия лицензии исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.

В случае отказа в выдаче лицензии, должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме. Этот отказ субъект хозяйствования м. обжаловать в суд. Не допускается отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности данного вида деятельности.

 


69. Приостановление и прекращение действия лицензии. Последствия осущ-ия предприн-ой деят-ти без лицензии.

В случае выявления в течение календарного года нарушений лицелицензирующий орган дает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения, который не м. превышать шести месяцев.

Действие лицензии также м.б. приостановлено или прекращено. Приостанавливается действие если не устранены нарушения В случае выявления грубого нарушения лицензирующий орган принимает решение о ее аннулировании.

По общим основаниям действие лицензии прекращается:

· по истечении срока, на который она была выдана;

· по решению лицензирующего органа:

- об аннулировании лицензии в соответствии с законодательством;

- в случае ликвидации (прекращении деятельности) лицензиата;

- при реорганизации ЮЛ;

- в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;

· по решению суда:

- об аннулировании лицензии;

- в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

После лишения субъекта хозяйствования права пользования лицензией, она должна быть возвращена органу, выдавшему ее, в 5-дневный срок.

Законодательство предусматривает ряд мер ответственности в случае осуществления лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии):

· ликвидации субъекта хозяйствования. Это осуществляется по решению органа, осуществляющего регистрацию или суда;

· признание сделок совершенных субъектом хозяйствования, недействительными.

Ст.233 Уголовного кодекса РБ также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), она будет наступать в случае получения от нее дохода, в крупном и особо крупном размере.

 


70. Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответ-ть за нарушение прав предпринимателя.

Осн. права –в Конституции: право на осущ-е хоз-ой и иной деят-ти, свободное исп-е спос-тей и иму-ва.

Комплекс осн. прав субъектов предпр-кой деят-ти закреплен в Законе о предпр-ве: занятие любым видом хоз. деят-ти, не запр-ным правом РБ; осущ-ть предпр-ю деят-ть в разл. орг-прав. формах; привлекать на договорных началах для ведения деят-ти им-во, ДС, имущ-е права др. граждан, орг-ий; участвовать своим им-вом в деят-ти др. хоз. субъектов; самост-но планировать свою деят-ть; самост-но нанимать и увольнять раб-ков, уст-вать цены и тарифы в рамках закона; уст-вать формы и меры ОТР; открывать счета в банках для осущ-я расчетов (данное право при выручке от реал-ии более 1000 баз. величин трансф-ся в обяз-ть, наруш-е кот влечет штраф до 10 б.в.).

Обязанности – меры ограничения эк. свободы предпр-лей закреплен в Законе о пр-ве:

1) Перед гос-вом: получать разрешения (лиц-ю) на деять в опред сферах; выполнять решения госорганов;

2) Перед наемными раб-ми: расчеты по ОТР; заключать договоры; не преп-вать объед-ям в профсоюзы; ОТР не ниже минимального уровня;

3) Перед контрагентами – выполнение обяз-в по договорам.

4) Перед потр-ми тов. и усл. – вып-е треб-ий кач-ва, безоп-ти, обсл-я.

юр. отв-ть в сфере предприним-ой деят-ти представляет собой реакцию гос-ва на правонарушение в сфере предпр-ва, опред. способ правового рег-я. В аспекте последствий неисполнения обяз-ей юр. отв-ть – это последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обяз-тей в сфере предпр-ва и закл-ся в применении санкций к нарушителю. Различают:

1) Гражданско – правовая отв-ть. Проявл-ся в применении к нарушителю обяз-ва со стороны кредитора либо гос-ва уст.ных гражд. зак-вом либо дог-ом мер воздействия, имеющих для правонарушителя отриц-е (в осн- имущественные) последствия.

2) Административная. Устанавливается за совершение адм-ых правонарушений при осущ-ии предприним-ой деят-ти. Она наступает в соотв-ии с нормами КоАП и др. норм-ых правовых актов. Ее несут ДЛ организаций. Касаемо самих организаций и ИП предусмотрена экономическая ответ-ть – штраф и взыскание средств в бюджет.

3) Уголовная. Основание для привл-я к ней – совершение деяний, содержащих признаки преступлений, предусм-е в УК. Наказания: штраф; лишение права зан-ся деят-ю; исправит-е работы; конфискация имущ-ва; огр-е свободы; арест и лишении свободы на опр. срок.

 


71. Ответ-ть предпринимателя. Прекращение предприн-ой деят-ти.

Прекращение деят-ти хозяйственных организаций.

Прекращение деят-ти наступает в рез. РЕОРГАНИЗАЦИИ субъектов предпр-кой деят-ти или ЛИКВИДАЦИИ орг-ий (а в отношении ИП – прекращения деят-ти).

Реорганизация – прекр-е деят-ти комм. орг-ии (кроме случая выделения) с переходом прав и обяз-ей реорганизуемой орг-ии к иным субъектам предпр-кой деят-ти. Виды по ГК: слияние, присоединение, разделение, выделение; преобразование (изм-е орг-правовой формы). Реорг -я м.б. добровольной и принудительной. Первый случ. – по решению учредителей, во втором – по решению уполн-ого госоргана, в т.ч. суда. При раздел-ии или выдел-ии сост-ся разделительный баланс, а при слиянии, преобр-ии или прис-ии – передаточный акт. Момент реорг-ии – госрег-я в ЕГР вновь возникших орг-ий.

Ликвидация – прекращение правосубъектности комм. орг-ии без правопреемства, т.е. без перехода прав и обяз-тей к другим лицам. М.Б. добровольной и принудительной. Основания для добровольной ликвидации из ГК: 1) Истечение срока, на кот. создана орг-я; 2) Достижение цели создания; 3) Признание судом недейств-ой регистрации в связи с нарушениями норм.

Решение о принудит. ликвидации м.б. принято хоз. судом и рег-щим органом. Основания принудит. ликв-ии по решению хоз. суда: 1) осущ-е деят-ти без лицензии / запр-ой зак-вом / систематическое осущ-е деят-ти, противор-щей уставным целям орг-ии; 2) Сокрытие прибыли в теч 12 мес. подряд; 3) Наличие убытков по итогам года (второго и последующих финансовых); 4) Наличие задолж-ти по платежам в бюджет и внебюдж фонды; 5) Уменьшение ст-ти ЧА ниже мин. размера УФ; 6) Уст.ие фактов торговли людьми. По решению рег-го органа: 1) Наруш-е сроков и порядка формир-я УФ; 2) Неосущ-е предпр-кой деят-ти в течение 6 мес подряд; 3) Выплата в теч. 3х мес ЗП раб-ков ниже минимальной; 4) сист-го грубого нар-я зак-ва о труде.

Если решение о ликв-ии принято рег-щим органом,то:

1) Рег. орган назначает в 10дн. срок ликв-ю комиссию, уст-ет порядок и сроки ликв-ии. Комиссия принимает полномочия рук-ля ликв-мой орг-ии.

2) В газете Респ-ка сообщение о ликвидации суказанием порядка и сроков заявления требований кредиторами. 3) Составление промежут-го баланса.

4) Продажа имущ-ва 5)Расчеты с кредиторами.

При ликвидации орг-ии рег-е органы обязаны обратиться в хоз. суд с заявлением о банкротстве данной орг-ии.

Организации, в УФ кот. им-ся доли иностр. орг-ий и ф.л. осущ-ся не рег-щим органом, а только в добровольном или судебном порядке.

Орг-я считается прекратившей свою правосубъектность с момента внесения записи об этом в КГР. В месячный срок после этого она подлежит исключению из состава учредителей др. организаций.

 

72.


73. Субъекты хоз. деят-ти (общие положения о субъектах хоз. деят-ти).

ГК: субъектами предпр-ой деят-ти м.б. физ. лица и орг-ии со статусом ю.л. Под физлицами понимаются граждане РБ, иностр-е гр-не и лица без гр-ва. Для ин. граждан и лиц без гр-ва на терр-ии РБ действует национальные правовой режим (с огранич-ми в отн-ии политич-ких прав и некот. другими). В соотв-ии с Законом 93 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ» ин-цы имеют право распор-ся своими спос-ми к труду, выбирать род занятий, профессию, право на свободное исп-е своих спос-тей и им-ва для трудовой, предприним-ой или иной деят-ти в РБ.

Право на осущ-е предприним-ой деят-ти м.б. реализ-но после достиж-я полной дееспос-ти (с 18 лет). Возможно также принятие решения органом опеки и попечительства об эмансипации лица, кот. исполнилось 16 лет и кот с согласия род-лей, усын-лей или попечителя работает по труд. дог-ру или заним-ся предпр-ой деят-ю. Род-ли не несут отв-ти по обяз-вам указанных лиц. (ГК).

Не допускается занятие предпр-ой деят-ю д.стными лицами и спец-ми, раб-ми в органах госвласти и госупр-я, прокуратуры и судах, раб-ми в органах внутр. дел госбеза, военнослуж-щим и рук-лям, их заместителям. Запрет именно на рег-ю в кач-ве ИП.

Орг-ии со статусом юр. лица осущ-ют пре-ю деят-ть в разл-ых орг-правовых формах в соотв-ии с предметом и целями своей деят-ти, указанными в учр-ых док-тах. Виды деят-ти указаны в общегосуд-ом классификаторе экономической деят-ти. Некомм-е орг-ии м. осущ-ть предприним-ю деят-ть постольку, поскольку она необходима для достиж-я их уставных целей и соответствует им. Отдельными видами предпр-ли м. заним-ся только с разреш-я – лиц-ии.

Разрешено осущ-е предпр-ой деят-ти в рамках объединений в форме концернов, ФПГ и иных хоз. групп.

 


74. Субъекты хоз. деят-ти (общие положения о субъектах хоз. деят-ти).

Это Ю и ФЛ, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам.

Положение о гос. регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) уточняет: в качестве субъектов хозяйствования выступают коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, УП, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие организации (ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды). ФЛ регистрируются в качестве ИЛ иначе без образования ЮЛ.

Следовательно, субъектами отношений, регулируемых нормами хоз. права м. считать граждан и ЮЛ, осущ. хоз. деятельность.

Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков:

· регистрация в качестве субъекта хозяйствования;

· наличие соответствующей хозяйственной компетенции;

· наличие обособленного имущества;

· самостоятельная имущественная ответственность.

от:

· характера компетенции. Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства.;

· от формы собственности.;

· от правового статуса. форму ЮЛ либо без образования ЮЛ;

· цели деятельности. коммерческая деятельность, но м.б. и некоммерческая;

· от права на имущество. Имущество м. принадлежать предприятию на праве собственности, либо находится у предприятия в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели не собственники);

· от распределения имущества (по вкладам или неделимое);

· от организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, УП, объединения и др.).

 


75. Хозяйственные товарищества как субъекты хоз. деят-ти.

Хоз. тов-во – договорное объединение нескольких лиц для совм-го ведения предпр-кой деят-ти под общим именем.

Полное тов-во. Хоз тов-во, участники кот (полн товарищи) в соот-и с закл м/д ними д-ром занимаются пред­пр-кой д-тью от имени тов-ва и солидарно др с др несут субсид-ю отв-сть своим им-вом по обяз-вам тов-ва. В кач. полных товарищей м. выступать ИП или комм. организации. Лицо м.б. участником только одного полного тов-ва.

Фирм-е наименование д. содержать имена (наименования) всех ее уч-ков, слова «полное тов-во». Часть имен м. б. заменено на «и ко…»

Правовая основа создания – учр. договор. В простой или нотариальной письм. форме.

Мин. УФ 400 евро. К мом-ту госрег-ии форм-ся не менее, чем на 50%.

Упр-е д-тью осущ по общему согласию всех участ­ников. Учред-м д-ром м.б предусмот­рены случаи, когда реш принимается бол-вом голосов участников. Ведение дел, т.е. представительство интересов полн тов-ва в обороте, осущ каждым из участников. Однако в учредм д-ре м б предусм, что все уч-ки полн тов-ва ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдель­ным участникам.

Пр-ль и уб-ки полн тов-ва распр м/у его участниками пропорц их долям в уст фонде, если иное не предусм учр дого­в или иным соглашением участников. Состав участников товарищества м изме­няться. По своей природе полн тов-во явл объе­д лиц, поэтому состоять из ед участ­ника оно не может. Если в тов-ве ост ед участник, то оно д.б ликв или преобраз в УП.

Коммандитным тов-вом призн тов-во, в кот наряду с участниками, осуществл от имени товарищ предпр-ую д-ть и отвеч по обязат-вам тов-ва всем своим им-вом (полн товарищами) им один или неск уч (вкладчиков, коммандитов), кот несут риск убытков, связанных с д-тью тов-ва, в пределах сумм внес ими вкла­дов и не принимают участия в осущ-и тов-­вом предпр-кой деят-ти (ст. 81 ГК). Команд-е тов-во созд и действует на осн учр договора, кот подпис всеми полными товарищами.

Вкладчик имеет опр права: получать часть прибыли, при­читающуюся на его долю в устфонде, в порядке, предусм учр дог-ом; знакомится с год отчетами и балансами; по оконча­нии финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусм уч дог-ом; передать свою долю в уст фонде или ее часть др вкладчику или третьему лицу. Ком товарищество ликвидируется при выбы­тии всех участвующих в нем вкладчиков, а также по осно­ваниям, по которым ликвидируется полное товарищество, и по общим основаниям ликвидации юридических лиц.,,НО комман­дитное тов-во сохр, если в нем остаются, по крайней мере,1 полный товарищ и 1вкладчик. Полные товарищи вправе вместо ликв преобр ком тов-во в полное товарищество, а также в УП в случ., когда в составе товарищества остался 1участник.

 


76. Хозяйственные общества как субъекты хоз. деят-ти.

Хоз-е общества – комм. орг-ии, создаваемые 2мя или более лицами путем объединения их им-ва для ведения предприним-ой деят-ти.

АО – комм. организация, УФ кот. разделен на опред. число акций, учрежденная 2мя или более лицами, кот. не отвечают по ее обяз-вам и неуст риск убытков в пределах стоимости принадл-их им акций.кц-м признается об­щ-во, им уст фонд, разделенный на опр число акций.

Акции – эмиссионные ценные бумаги, удостов. права участников по отношению к обществу. В зав. от условий и порядка разм-я акций и прав акционеров по их отчуждению и приобр-ю выделяют ОАО и ЗАО. Акции бывают именные и на предъявителя. У ЗАО только именные. Кроме того, простые и привилегированные. Последние не дают права участия в управлении обществом, но дают фиксированный доход, не зависящий от прибыли общества.

Отличия ОАО и ЗАО:

1) Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобр-я акций, отчуждаемых другими акц-ми. В ЗАО акционер м. отчуждать свои акции с согласия акционеров либо огр-му кругу лиц.

2) Кол-во уч-ков ЗАО не д. превышать 50

3) АОА по своей природе – публичные орг-ии. Необходимо публиковать в СМИ годовой отчет, баланс, проспект эмиссии, сообщ-я о проведении общего собрания акционеров.

В кач. участников м. выступать ф.л. и ю.л. АО не м.б создано одним лицом или состоять из одного лица.

Учредит. документ – устав.

Уставный фонд состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Мин вел-на уст фонда ЗАО 3000 евро, а ОАО 12500 евро. К моменту госрег-ии УФ АО д.б. сформирован полностью.

Увеличение или уменьшение фонда – исключительная компетенция общего собрания акционеров. Уменьшение допускается только после уведомления кредиторов общества. У них при этом появл-ся право требования досрочного исполнения обязательств. При уменьшении ЧА ниже УФ последний уменьшается. Если меньше мин. величины – ликвидация.

Права акционеров реализуются через владение акциями (акция- голос).

Система упр- я – 3 уровня.

1) Высший орган – общее собрание акционеров. Принятие и утв-е решений о выпуске акций.

2) Совет директоров (набл. совет) – создается в обязат. порядке при числе акц-ров более 50. Если более тыщи – мин. 7 членов, более 10000 – не менее 20ти.

3) Исполнит. органы – коллегиальный (правление) и единоличный (директор).

АО м. б. преобразовано в ООО, ОДО, произв-ый кооператив или в УП, если остался 1 участник.

 


77. УП как субъекты хоз. деят-ти.

УП – комм. орг-ии, учрежденные по решению собств-ка им-ва (ф.л. или ю.л.), которое принадлежит ей на праве хоз-го ведения или оператвиного упр-я. Это комм. орг-ии с одним уч-ком.

Им-о УП явл неделимым и не м.б. распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч м/у раб-ми пп-я. Оно находится в частной или госуд-ой собств-ти.

УП предпр-я м.б основ на праве хоз ведения (частные, гос-е), а также на праве опер-го упр-я ( казен предпр-ие). Финменное наименовании УП д. содержать указание на собств-ка имущ-ва, а для казенного УП – указание на то, что оно явл-ся казенным.

Учред док-м УП, осн на праве хоз ведения, явл его устав, утвержд учред-м УП, а учред док-м казенного пп-я явл его устав, утв-й Прав-вом РБ.

В форме УП м б созданы гос. (республ или коммунальные) УП или частные УП. Им-во республ УП находится в собств-ти РБ и принад­лежит предпр-ю на праве хоз веде­ния или опер упр-я. Им-во коммунального УП наход в собств-ти адм-терр единицы и принадл предпр-ю на праве хоз ведения. Им-во част УП наход в част соб-ти физ лица либо юр лица и принадл ему на праве хоз ведения.

Мин размер УФ УП, осн-го на праве хоз. веде­ния, = 800 евро, оп. упр-я – 400 евро. УФ к мом-ту регистр-ии д.б. сформ-ван полность.

Собственник имущ-ва пре-я, основанного на праве хоз. ведения, не отвечает по обяз-вам такого предпр-я. Возможна субсидиарная отв-ть, если банкр-во вызвано соб-ком. Казенное УП не м.б. признано банкротом, т.к. в ГК присутствует прямое указание на субсидиарную отв-ть соб-ка.

Соб-ик им-ва, нах-ся в хоз-ом ведении, в соотв-ии с зак-вом решает вопросы созд-я УП, опред-я предмета и целей его деят-ти, его реорг-ии и ликв-ии, назн-ет рук-ля пп-я, осущ-ет контроль исп-я по назн-ю и сохр-ти им-ва. Соб-ник имеет право на получ-е части прибыли от исп-ия им-ва, нах-ся в хоз-ом ведении созд-го им пп-я.

УП не вправе продавать принадл-ее ему на праве хоз-го ведения недвиж. имущ-во, сдавать его в аренду, в залог, вносить в кач. вклада в УФ хоз. обществ и тов-в или иным способом расп-ся этим имущ-вом без согласия собственника. Соб-ик им-ва, закр-го за казенным пп-ем, вправе изъять излишнее, неисп-ое либо исп-е не по назн-ю им-о и расп-ся им по своему усм-ю.

УП м.б. реорган-но в хоз. тов-во или общество или ликвидо по общим правилам реорг или лик­-и юр лиц, а т/же по правилам, уст з-вом в отн УП (Положение о порядке создания УП. учр-ий, имущ-во кот. нах-ся в респ-кой соб-ти, их реорг-ии и ликв-ии).

 


78. Государство и административно-территориальные единицы как субъекты хоз-ния.

 

Наряду с гражданами, обладающими статусом предпринимателей и юридическими лицами, Республика Беларусь, м. выступать в качестве субъекта хозяйствования. Исходя из норм п.1 ст.124 ГК Республики Беларусь: «Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях регулируемых, гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами». Сущность правоспособности РБ и административно-территориальных единиц определяется как их участие в хозяйственном обороте, исходя из публичных интересов и интересов государства.

Государство участвует в хозяйственном обороте как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственное участие проявляется путем вступления в хозяйственные отношения государственных органов, как представителей гос. власти. На республиканском уровне от лица государства могут выступать: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и др. От имени административно-территориальных единиц – органы местного управления и самоуправления, действующие в пределах своей компетенции.

Зачастую от лица государства выступают исполнительной власти, наделенные специальными полномочиями. Так, в случае приватизации гос. собственности от лица государства выступает Министерство экономики Республики Беларусь.

Опосредованное участие государства в хозяйственном обороте осуществляется через специально созданные государственные юридические лица. Например, республиканские или коммунальные предприятия, которые приобретают права и обязанности, осуществляя хозяйственную деятельность для себя, а не для государства.

Государство, как субъект хозяйствования обладает обособленным имуществом, на основе которого и осуществляет свою хозяйственную деятельность. Гос. собственность является основой участия государства как субъекта хозяйствования в имущественных отношениях. Она представлена в виде республиканской и административно-территориальной собственности. Государство м. передать это имущество специально сознанным им государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Как субъект хозяйствования государство м. выступать стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы.

РБ и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государству, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случает, когда РБ приняла на себ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.013 с.)