Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Привести характеристику источников семейного права.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источники семейного права Источники права – это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнителя. По юридической силе источники семейного права делятся на две группы: - законы: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ; - подзаконные нормативные акты: указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, подзаконные нормативные акты субъектов РФ. 1. Общая характеристика источников Семейного права Общетеоретичекие положения об источниках права вполне применимы к проблеме источников семейного права, являющегося составной частью или отраслью общей системы Российского права. Применительно к семейному праву следует признать, что источниками семейного права являются те официально установленные юридические формы, в которых выражается содержание правовых норм, регулирующих семейные отношения. Обычно в теории права называют четыре вида источников права: договор, санкционированный обычай, судебный прецедент и нормативный акт. Правовой обычай - наиболее древняя форма права, т.е. источник права. Это правило, вошедшее в привычку людей и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. В современном законодательстве обычай упоминается отсылкой к нему в тексте закона. Так, в ст. 5 Гражданского кодекса РФ говорится о возможности применения обычая делового оборота в сфере предпринимательской деятельности. Договор является источником права, если в нем содержатся общие правила, регулирующие отношения на будущее время и длительного характера. Его именуют нормативным договором. Нормативный договор, как правило, является источником международного права. Однако и во внутреннем праве не исключается возможность установления нормативных отношений в договорной форме, особенно в сфере коммерческих отношений, а также семейных отношений. Судебный прецедент - как источник права. Его сущность заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Судебный прецедент получил значение источника права еще в Древнем Риме. Придание нормативной силы решению суда широко применялось и в средние века. Особенно распространение судебный прецедент получил в Англии и в странах, заимствовавших англосаксонское “общее” право.В нашей юридической литературе отношение к судебному прецеденту как источнику права традиционно негативное, хотя тон критических замечаний несколько смягчился. Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Нормативный акт - это официальный документ, созданный (принятый, утвержденный и т.д.) компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения), охраняемый и обеспечиваемый мерами государственного принуждения. Как видно из сказанного, основным источником права в России являются нормативно-правовые акты государства Корельский В.М. Теория государства и права. - М: Юристъ. - 1998 г. - С. 287;. В соответствии с Конституцией РФ в состав Семейного законодательства включаются Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, а также законы субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК РФ.
Конституция РФ в ст. 7 установила, что: «Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Предметом особой заботы государства является забота о семье. В ст. 38 Конституции РФ провозглашено, что: «...материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании -- равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Эта конституционная норма нашла свое полное отражение в Семейном кодексе РФ: в ст. 1 говорится, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. В своем значительном большинстве и другие статьи Семейного кодекса получили свое развитие из конституционных норм. Например, в соответствии со ст. 54, каждый ребенок имеет право: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, на их заботу, на совместное проживание с ними. Данная конституционная норма напрямую связана с семейным законодательством. Семейный кодекс РФ -- основной источник семейного права. Он был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введен в действие 1 марта 1996 г. Семейный кодекс РФ (состоит из восьми разделов) является основополагающим федеральным законодательным актом, определяющим всю систему семейного законодательства. В соответствии с ним могут приниматься другие федеральные законы и законы субъектов РФ. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать Семейному кодексу РФ. В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разделе VI СК «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этим Законом определены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За нарушение требований ряда норм семейного права установлена административная и уголовная ответственность, предусмотренная нормами КоАП РФ и УК РФ. К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории России. Как правило, указы Президента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном, указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере. Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов Федерации это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.131 (0.009 с.) |