Тема 1 Введение в курс: экономика природопользования (ЭП). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Введение в курс: экономика природопользования (ЭП).



Тема 1 Введение в курс: экономика природопользования (ЭП).

Предмет, задачи и методы ЭП

1.2. Основные понятия и термины .

Тема 2 Природные условия и ресурсы как факторы экономического развития.

Сущность природных ресурсов и условий

Классификация природных ресурсов

Сущность природных ресурсов и условий

С точки зрения потребностей общества все силы и тело природы могут быть разделены на 2 группы: непосредственно участвующие в материальном производстве и сфере нематериальных услуг.

Как правило, вторая группа носит название природные условия.

Природные условия – это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе производства, но оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека.

Природные условия могут быть как положительные, так и отрицательные, сказываться на хозяйственной деятельности человека.

Первая группа называется природными ресурсами.

Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые при данном уровне развития производительных сил могут быть использованы в качестве предметов потребления или средств производства.

Предметы труда – это те природные ресурсы, которые в процессе производства изменяют свою натурально-вещественную форму(каменный уголь).

Ресурсы, с помощью которых человек воздействует на природу или приспосабливает для собственного потребления, называются предметами производства.

Критериями включения природных элементов в состав ресурсов или условий являются техническая возможность, экономическая целесообразность их использования, а также уровень изученности.

Классификация природных ресурсов.

1. Научная классификация – это разделение природных ресурсов по происхождению:

-водные;

-земельные;

-атмосферные;

-биологические и т.д.

2. Экологическая классификация – разделение ресурсов по признаку исчерпаемости и возобновимости:

-исчерпаемые(уголь, вода пресная);

-неисчерпаемые(солнечная энергия, ветер).

Исчерпаемые делятся:

- возобновимые(земля, вода, атмосферный воздух);

- невозобновимые(минеральные ископаемые).

3. С точки зрения удовлетворения потребностей общества большое значение имеет и экономическая классификация:

–ресурсы материального производства

промышленные с/х строительные

водные, лесные, минеральные представители флоры и фауны, минеральные, лесные. водные, земельные климатические земельные

-ресурсы сферы услуг

прямого потребления ресурсы косвенного использования

солнечный свет, земельные ландшафт, зоны отдыха

4.Рыночная классификация:

-ресурсы стратегического назначения.

Торговля данными ресурсами должна быть строго ограничена, поскольку может привести к подрыву безопасности государства и общества в целом.

Например: радиоактивные руды,

с/х ресурсы.

-ресурсы экспортного значения – ресурсы, которые обеспечивают основной приток валютных поступлений: уголь, с/х ресурсы.

-ресурсы внутреннего рынка – ресурсы, которые имеют повсеместное распространение на рынке: уголь, с/х ресурсы и все др.: вода, соль, минеральное сырье и т.д.


Тема 3 Экономический механизм управления рациональным природопользованием (РПП).

Принцип управления в системе «предприятие – ОС».

Организация управления в сфере рационального природопользования.

Законодательные и исполнительные функции управления.

3.4. Экономическая оценка природных ресурсов .

Стандартизация и нормирование качества ОСП.

 

Принцип управления в системе «предприятие – ОС».

Сложность управления.

Этот принцип проявляется в сущности самого предприятия как сложной экологически-экономической системы. При этом в центре внимания находятся понятия целевых установок и критерии эффективности. Целевые установки предприятия ориентированы на максимизацию прибыли за счет максимизации объемов продаж, захвата новых рынков сбыта, снижение себестоимости и т.д. Это приводит к экономии на нежелательных аспектах хозяйственной деятельности и, в частности, в направлении РПП.

Возникает проблема обеспечения равновесия между применением биосферо-разрушающих и природозагрязняющих технологий и выпуском качественной общественно необходимой продукции.

Достижение равновесия оценивается показателями эффективности на основе экономических и социальных критериев. Их учет позволяет не только учитывать цели хозяйственной деятельности, но и оценивать экологические последствия экономических решений.

Ситуационный принцип.

При управлении процессами ПП предприятия имеют дело с различными внешними и внутренними факторами.

Вследствие этого принятие экономических решений, связанное с пользованием ПР, будет зависеть от набора количественных и качественных характеристик факторов, действующих в данный момент времени.

Принцип интегрирования.

Решение об использовании ПР прежде всего принимается исходя из экономических оценок. Экологические критерии игнорируются. Поэтому необходимо стимулировать интеграцию экономических интересов предприятия с экологическими, т.е., чтобы предприятие рассматривали процесс снижения уровня загрязнения ОС как способ повышения результатов хозяйственной деятельности (максимизация прибыли).

 

N n

y = å yi = å (q ср.конц. в-ва)с

i=1 i=1 ПДК ссi

у -индекс загрязненности i-того вещества,

q cci –средняя концентрация I-того вещества,

с - const приведения степени безопасности для условного покупателя.


Виды загрязнений

Глобальное загрязнение.

Виды загрязнений

Внесение в воздушную среду каких-либо новых веществ, не характерных для нее, называется загрязнением.

По территории распространения загрязнение может быть:

1) Локальным.

2) Региональным.

3) Глобальным.

Локальное загрязнение обусловлено одним или несколькими источниками загрязнения, зона влияния которых определяется, главным образом, скоростью и направлением ветра.

Региональное загрязнение атмосферного бассейна на сотни км под воздействием производственных комплексов, расположенных в этом регионе.

 

Глобальное загрязнение.

Распространяется на тысячи км от источника загрязнения и смыкается в пределах земного шара. Основным источником загрязнения атмосферы являются производственные, природные и бытовые процессы. Производственное загрязнение – это загрязнение атмосферы в результате деятельности промышленных, с/х, транспортных и других предприятий.

Природное загрязнение – это загрязнение атмосферы в результате естественных факторов (лесные пожары).

Бытовое загрязнение – обусловлено накоплением, сжиганием и переработкой бытовых отходов.

Одним из специфических видов загрязнения атмосферы является загрязнение радиоактивными элементами. Радиоактивное загрязнение представляет собой увеличение естественного радиационного фона, в результате использования человеком естественных и искусственных радиоактивных веществ.

Воздушная среда является также распространителем таких специфических загрязнителей как шум, инфразвук, вибрации, электромагнитные поля и ионизирующее излучение.

Различают два вида шума:

а)структурный;

б)воздушный.

Воздушные изменения распространяются от источника возникновения к месту наблюдения.

Структурный шум излучается поверхностями колеблющихся конструкций зданий, перекрытиями и перегородками.

В зависимости от природы возникновения различают шум механического, аэродинамического, электромагнитного, гидромеханического происхождения.

Шумовые характеристики на автомобильных магистралях составляют 85 – 90 Дб, трамвайных линий 71 – 80 Дб, железнодорожные пути – до 85 Дб, аэропорты – до 105 Дб.

Для человека - предел 60 Дб.

 

Эффективность ПП.

Эффективность ПМ.

Результат любой хозяйственной деятельности характеризуется социальными, экономическими и экологическими результатами (увеличение прибыли. Снижение прибыли; улучшение, ухудшение).

Социальный результат представляет собой:

-повышение экологического комфорта проживания, условий жизнедеятельности и труда;

-снижение заболеваемости и повышении длительности жизни;

-создание благоприятных условий для повышения творческого потенциала.

Экономический результат представляет собой экономию ПР, либо их перерасход:

1. В сфере материального производства экономический результат определяется изменением объема производства и себестоимости продукции.

2. В сфере нематериального производства экономический результат экономией ПР на выполнение работ и предоставление услуг.

3. В сфере личного потребления экономический результат определяется изменением величины затрат личных средств, связанных с изменением ОС.

Экологические результаты обусловлены уменьшением негативного влияния на ОС. Эти результаты проявляются в снижении объемов загрязняющих веществ, поставляемых в биосферу, увеличение количества и качества ПР, пригодных к употреблению в хозяйственной деятельности.

Величина результатов не всегда позволяет судить о рациональном ПП.

Для оценки эффективности пользования ПР, необходимо сравнить результат с затратами, которые обусловили появление данных результатов. Сравнение может происходить следующим образом:

Эффект = Р – З > 0 – max

 

Р = цена * количество продукции.

 

 

Р

__ = эффективность > 1 → max.

З

 

Общая классификация ущерба

Общая классификация ущерба

В процессе хозяйственной и личной жизни человек нарушает состояние равновесия окружающей среды.

При этом происходит нарушение равновесия компонентов ОС.

По способу влияния на природу нарушения делятся на естественные и антропогенные.

По масштабам влияния можно выделить глобальные, региональные и локальные нарушения.

По типу деятельности человек:

– нарушения, связанные с организационными несовершенствами;

– нарушения, вызванные технологическими несовершенствами;

– нарушения, связанные с эксплуатационными несовершенствами.

Основным источником нарушений являются все отрасли национальной экономики: с/х, транспорт, предприятия, частные домохозяйства и т. п.

Любые нарушения в ОС приводят к появлению ущерба.

По источнику возникновения ущерб можно классифицировать по следующим признакам:

· экономический ущерб – он представляет собой рост затрат на предупреждение и ликвидацию негативных последствий загрязнения ОС;

· социальный ущерб – характеризуется ухудшением состояния здоровья и условий ведения личного хозяйства;

· экологический – возникает в результате изменения количества и качества ПР, что приводит к уменьшению полезных объемов использования ПР в производстве.

По степени определенности ущерб можно разделить на следующие виды:

· фактический;

· прогнозный;

· предупрежденный.

По отраслям экономики ущерб можно разделить на следующие виды:

· ущерб в транспортном хозяйстве;

· ущерб в с/х

· ущерб в коммунальном хозяйстве

· и т. п.

Ущерб по компонентам природной среды:

· ущерб атмосферному воздуху;

· ущерб в земельных ресурсах;

· ущерб в водных ресурсах;

· и т. п.

 

Метод экспертных оценок

Для оценки величины ущерба данным методом формируется экспертная комиссия, члены которой обладают определенным уровнем квалификации. Далее формируется перечень показаний (как количественных, так и качественных) по которым будет производиться оценка величины ущерба. Данный перечень может формироваться как экспертной комиссией, так и работниками предприятия, на котором производится оценка ущерба.

В рамках выбранной шкалы экспертная комиссия присваивает определенные ранги каждому из показателей:

X1 R1

X1 R1

X1 R1

… …

… …

Xn Rn

N

R = å Ri

i=1

 

Недостатки:

1. Субъективность оценок.

2. Невозможность установить точного количества и качества состава показателей, по которым будет производиться оценка ущерба.

 

Метод прямого счета

N – количество ПР, по которому производится оценка ущерба Цi – стоимость единицы ПР i-того вида; грн/т, грн/кг Пн, Пф – производительность, нормальная и факт., i-того вида ресурса; кг/кг, т/т, и т. д. Qi – объем используемых ПР i-того вида; У – ущерб
N

Уn = å Ц1нi - Пфi)Qi

i=1

 

 

Недостатки:

1. Сложности в определении нормального производства i-того ресурса.

2. Уровень ущерба значительно будет определяться ценой поставщика, сырья и материалов.

 

Статистический метод

Его использование предполагает построение корреляционно -регрессивных моделей.

Модель представляет собой функцию от показателей, по которым будет производиться оценка величины ущерба:

Ус = f(X1; X2; X3; … Xn)

 

Среди остальных показателей по которым производиться оценка величины ущерба, должны быть:

- количество, состав и качество ПР;

- численность и квалифицированный состав трудовых ресурсов;

- технологии;

- уровень спроса на конечную продукцию;

- основной капитал;

- государственное регулирование хозяйственной деятельности.

Недостатки:

1. необходимость большого числа наблюдений;

2. отсутствие необходимой вычислительной техники;

3. отсутствие универсальности;

 

Эмпирический метод.

Пример расчёта ущерба от загрязнения атмосферы.

 

Определить годовой экономический ущерб от выбросов в атмосферу вредных веществ предприятием в пригородном районе, если известно, что высота источника выбросов составляет 50 м, среднегодовой выброс в атмосферу составляет 80 тыс. т., из них:

CO – 40 тыс. т./ год,

SO2 – 25 тыс. т./ год,

H2S – 15 тыс. т./ год.

t выброса = 75˚C;

V оседания частиц = 8 м/c;

 

 

1000 0.5 4

f 2 = 60 + φ h · 1 + U;

 

 

ΔT

φ = 1+ 75˚;

 

75 - 12

φ = 1+ 75˚ = 1.14;

 

1000 0.5 4

f 2 = 60 + 1.84 · 50 · 1 + U;

 

M = Σ mi · fi = 40000 · 1 + 25000 · 22 + 15000 · 54.8 = 1412000 усл. т.;

Уатм. = 3.3 · 8 · 2.56 ·1412000 = 95428608 грн.

 

Пример расчёта ущерба от загрязнения водоемов.

 

Определить годовой экономический ущерб от сброса сточных вод промышленным предприятием, если годовой объём сточных вод составляет 1752000 м³/год с концентрацией нефтепродуктов 30 мг/л и взвешенных частиц с концентрацией 60 мг/л.

Приёмник сточных вод – река Днепр.

Стоимость единицы сброса составляет 443 грн/усл. т.

σ = 0.34;

γ = 443;

M = Σ mi · Ai;

 

6 -6

mн = 1752 · 10 · 30 · 10 = 52560 т/год;

6 -6

mвзв = 1752 · 10 · 60 · 10 = 105120 т/год;

Ан = 20;

Авзв.в = 0.05;

M =20 · 52560 + 0.05 · 105120 = 1056456 усл. т.

Ув. = 0.34 · 443 · 1056456 = 159123403 грн.

 

Пример расчёта ущерба от загрязнения акустической среды населенных мест.

 

Определить годовой экономический ущерб от загрязнения акустической среды жилого дома, расположенного вблизи строящегося метро в ночное время составляет 32 дБ, в дневное время – 60 дБ. В доме постоянно находится 240 человек.

A(Lд) = 58.7; A(Lн) = 7.8;

γ = 1 грн/чел.; Уак = 1 · 58.7 · 240 + 1 · 7.8 · 240 = 15960 грн.


 

Платежи за землю.

8.2 Платежи за использование недр.

Плата за водные ресурсы

Платежи за землю.

Сбор за выдачу лицензии.

Стоимость лицензии устанавливается к минимальному доходу граждан. Юридические лица оплачивают полную стоимость лицензии; физические лица – 50% стоимости; иностранные юридические и физические лица – 200% стоимости.

Сбор за пользование недрами

Представляет собой плату за единицу погашенных запасов (грн/за тонну).

Плата за водные ресурсы

Ставка налога включает в себя 2 ставки:

- налог на использование воды, как ПР.

- за забор воды, ее очищение и распределение между водопотребителями.

Платежи за выбросы

- платежи за выбросы стационарны источников загрязнения.

n

П1 = å(Mni + M'ni*Kn)*Hvi*Kнас*Kф

i=1

П1 – величина платежа за выбросы стационарными источниками загрязнения, грн.

Mni – объем выбросов i-того загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т.

M’ni – объем выбросов i-того загрязняющего вещества сверх установленного лимита, т.

Kn – коэффициент кратности выбросов (обычно Kn = 5).

Nvi – норматив платы за выбросы за 1 т загрязняющего вещества, грн.

Kнас – коэффициент, учитываемый численность населения, табл. 4

Kф – коэффициент, учитывающий значение населенного пункта для, для экономики.

- платежи за выбросы передвижными источниками:

N

П2 = å Mni * Hvi * Kнал*Kф

i=1

 

где Mni – объём выбросов загрязняющего вещества передвижными источниками загрязнения (объём использованного топлива i – го вещества);

Hбi – норматив сборов за 1т. i – го использованного топлива.

 

- платежи за сбросы.

N

П3 = Σ (Mni + M'ni · Kn) Hбi · Kрб, где

i=1
где Mni - объём сбросов i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита;

M'ni – объём сбросов i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита;

Hбi – региональный коэффициент, учитывающий территориальные особенности водного объекта.

 

- платежи за размещение отходов.

N

П4 = Σ (Mni + M'ni · Kn) Hбi · Kт · Kо

i=1

 

где Mni - объём размещения i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита;

M'ni – объём размещения i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита;

Hбi – норматив сбора за размещение i-го загрязняющего вещества;

Kn - коэффициент кратности;

Кт – коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов;

Kо - коэффициент, учитывающий оборудование, установленное на месте размещения отходов.


Лицензирование.

Экологическое страхование.

Экологическая сертификация

 

Лицензирование.

Использования естественных ресурсов в Украине осуществляется в порядке общего и специального использования. Законодательством Украины гражданам гарантируется право общего использования естественных ресурсов для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетичных, оздоровительных, рекреационных, материальных) безвозмездно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений.

В порядке специального использования естественных ресурсов гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям предоставляются владения, пользование или аренду естественные ресурсы на основании специальных разрешений в форме лицензий, зарегистрированных в установленном порядке за плату для осуществления производственной деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством на льготных условиях.

Лицензия есть документом, который удостоверяет право её собственника на использование естественных ресурсов в определенных границах, есть соответственно указанной целью на протяжении установленного срока при соблюдении ним заранее договоренных требований и условий.

Лицензия должна иметь:

1)данные при целевом назначение работ, связанных с использованием естественных ресурсов;

2)указанные пространственные границы естественного объекта, предоставлены в пользование;

3)сроки действия лицензии и срок начала работ;

4)условия, связанные с платежами за загрязнение окружающей среды и пользованием естественными ресурсами;

5)согласованный уровень производства естественного сырья;

6)условия выполнения, установленные законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране естественных ресурсов и окружающей среды.

Лицензия на право пользования естественными ресурсами закрепляет пересчитанные условия в форме договорных отношений природопользователя, соглашения о распределении продукции, контракт на предоставление услуг, а также может дополняться другими условиями, которые не противоречат действующему законодательству.

Инструкция о порядке специального использования водных живых ресурсов, например, определяет порядок специального использования водных живых ресурсов общегосударственного значения (кроме видов, которые занесенные к Красной Книге Украины) предприятиями, учреждениями. Организациями независимо от форм собственности, гражданами Украины (пользователям) в рыбных хозяйственных водных объектах, в том числе внутренних морских водах и территориальном море, исключительной (морской) экономической зоне и на континентальном шельфе Украины. Этой инструкцией определены такие основные особенности:

*Водные живые ресурсы – совокупность водных организмов, жизнь которых постоянно или на отдельных стадиях развития невозможное без пребывания (нахождения) в воде.

*Разрешение на специальное использование водных живых ресурсов – официальный документ, который удостоверяет право пользователя на специальное использование водных живых ресурсов в границах полученной квоты.

*Квота специального использования водных живых ресурсов – частица лимита, которая выделяется пользователю.

*Лимит специального использования водных живых ресурсов – разрешенный объем изъятия водных живых ресурсов из естественной среды. Лимиты устанавливаются на виды (группы видов) водных живых ресурсов, относительно которых осуществляется промысел на соответствующих водных объектах, за исключением объектив промысла, запасы которых формируются исключительно путем искусственного разведения.

*Рыбохозяйственные водные объекты - водные объекты (их части), которые используются для рыбохозяйственных потребностей.

К рыбохозяйственным водным объектам принадлежат:

- моря с заливами, лиманами и эстуариями;

- реки с их придаточными системами (озера, бухты, заливы, каналы, устья, протоки, водохранилища, которые имеют постоянную или временную связь с рекой);

- технологические водоемы, которые используются (могут использоваться) для разведения, выращивания и улова водных живых ресурсов или имеют значение для воспроизведения их запасов.

*Специальное использование водных живых ресурсов – все виды использования водных живых ресурсов (за исключением любительского и спортивного рыболовства в водных объектах общего использования), что осуществляется путем их изъятия из естественной среды. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования осуществляют соответствующие государственные органы управления и их местные подразделы в области охраны окружающей естественной среды и естественных ресурсов.

По своему смыслу лицензирование – это элемент административно-правового управления, поскольку в лицензиях фиксируются соответствующие условия и ограничения относительно пользования естественными ресурсами. Тем не менее лицензия (квота) может быть и элементом экономических отношений, если она становится товаром. То есть может продаваться другим пользователям, например, на аукционах.

Предпринимательская деятельность в сфере производства. Сохранения, транспортирования, реализации пестицидов и агрохимикатов и торговля ими также осуществляется на основании лицензии (специального разрешения), порядок выдачи которой определяется Кабинетом Министров Украины. Лицензию на производство пестицидов выдает Министерство промышленной политики, а на реализацию – органы, уполномоченные Кабинетом Министров Украины осуществлять контроль этой сферы.

 

Экологическое страхование.

Экологический риск хозяйственной деятельности, убытки, причиненные вследствие загрязнения окружающей естественной среды и погрешность качества естественных ресурсов, других отрицательных факторов в природно-ресурсном комплексе, можно в определенной степени возместить за счет средства страховых компаний.

К отрицательным факторам в природно-ресурсном комплексе относятся:

а)стихийные бедствия;

б)аварии;

в)пожары;

г)не подтвержденные в процессе эксплуатации количество и качество запасов полезных ископаемых;

д)существенные изменения социально-экономических условий производства сырьевых товаров (резкое изменение конъюнктуры рынка, падения цен на сырье. Увеличения затрат производства через зависимость от товаропроизводителя причин).

Основной целью страхования отрицательных рисков есть обеспечение страховой защиты материальных интересов граждан и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации убытков в результате наступления выше указанных событий. В Украине осуществляется добровольное и обязательное государственное и прочие виды страхования.

Обязательному страхованию подлежат объекты повышенной опасности для здоровья людей и окружающей среды(радиационные, химические, взрывоопасные объекты). В природо-ресурсном комплексе серьезную опасность для населения окружающей среды вызовут гидротехнические сооружения, нефте-, газо- и продуктопроводы, АЭС.

Последствия аварий на гидро-технических сооружениях – затопление значительных территорий, мост, населенных пунктов, объектов промышленности, массовая гибель людей, прекращение сельскохозяйственного производства и прочие.

На АЭС – известные последствия аварии на ЧАЭС.

На нефте- и газопроводах – опасность жизнедеятельности людей, опасность их здоровью.

Страхователями негативных рисков могут выступать страховые организации любой формы собственности, которые получили согласные действующему законодательству лицензию от Госкомитета по делам надзора за страховой деятельностью. Страхователями определяются юридические лица и граждане, которые заключили со страхователями договоры страхования. Договор страхования – это письменное соглашение между страхователем и страхователем, согласно которому страхователь берет на себя обязательство при наступлении страхового случая выплатить страховую сумму или возместить причиненный убыток в границах страховой суммы, а страхователь обязуется платить страховые платежи в определенные сроки.

При страховании имущества страховая сумма устанавливается в границах стоимости имущества по ценам и тарифами, которые действуют на момент заключения договора. Страховое возмещение – денежная сумма, которая выплачивается страхователем при наступлении страхового случая.

Порядок страхования отрицательных рисков в природно-ресурсном комплексе должен учитывать такие вопросы:

1)определение объектов страхования;

2)объем страхового возмещения;

3)основные обязанности страхователя и страхователя;

4)определение предельных сумм страхового возмещения;

5)перечень несения ответственности;

6)другие особые условия.

 

Экологическая сертификация

С целью контроля за качеством выработанной продукции, за соблюдением норм и требований экологической безопасности в процессе производства, предотвращение вредного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье людей вводится система экологической сертификации. Сертификат – это удостоверения на качество продукции, сырья, товара, технологии производства и т.д.

С целью определения влияния предприятий на окружающая среда и контроля за соблюдением природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности разрабатывается экологический паспорт (сертификат) предприятия – это нормативно-технический документ, в котором содержится информация об использовании естественными ресурсами и определяется влияние производства на окружающую среду. Экологический паспорт разрабатывает собственник предприятия за счет собственных средств, утверждает его руководитель.

Согласованный с органами местного самоуправления и природоохранными органами, экологический паспорт подлежит регистрации. Основу экологического паспорта составляют согласованные и утвержденные показатели производства, расчеты ГДВ и ГДС, разрешения на природопользование (лицензии), паспорта пило-, газо- и водоочистительных сооружений, статистическая отчетность, результаты инвентаризации источников загрязнения, нормативно-технические документы и т.п.. Экологический паспорт дополняют и корригируют при изменении технологии производства, изменению оборудования.

Экологический паспорт состоит из таких разделов:

1)общие сведения о предприятии;

2)природо-климатическая характеристика района расположения предприятия;

3)сведения о технологии производства;

4)сертификат на сырье;

5)характеристика земельных ресурсов и участка, на которых расположено предприятие;

6)характеристика выбросов в атмосферу;

7)характеристика отходов производства;

8)размещения отходов производства;

9)характеристика экологической деятельности предприятия, в том числе:

- затраты на природоохранные мероприятия;

- платежи за выбросы и сбросы;

- платежи за использование естественных ресурсов.

Подобные экологические паспорта (сертификаты) разрабатываются на отдельные виды естественных ресурсов, готовую продукцию производства, на технологию производственного процесса. С целью учета естественных ресурсов складываются также кадастры.

Особого значения приобретает система сертификации в нынешнее время становления рыночного отношения, время инвестиций. Время широкого международного сотрудничества. Рыночные механизмы и использования системы экологической сертификации и лицензирования создают подпочву для развития новых направлений экономической деятельности в области природопользования, таких как экологический маркетинг, экологический менеджмент и экологический аудит.

 

 


Экологическая экспертиза

 

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза – комплексный анализ технологий, материалов, оборудования, проектов и другой документации, которые проводят эксперты с целью определения соответствия поданных документов действующему экономическому законодательству. В основе Закон «Об экологической экспертизе»

Задачи:

· определение степени экологического риска и безопасности отдельных видов хозяйственной деятельности.

· Оценка соответствия объектов экспертизы требованиям действующего законодательства;

· Оценка эффективности мероприятий по охране ОС;

· Подготовка экспертного заключения.

Принципы:

· гарантия безопасности состава ОС для жизни;

· государственное регулирование;

· научная обоснованность;

· независимость;

· объективность;

· гласность;

· комплексность;

· сбалансированность экологических, социальных и экономических интересов.

Объекты экологической экспертизы:

- экологическая ситуация на территории;

- технология;

- технологические средства;

- проекты, продукция;

- действующие предприятия.

Этапы проведения экологической экспертизы:

I Объявление заказчика через СМИ информации об экологических последствиях деятельности (заявление).

II Предоставление заказчиком органам экологической экспертизы комплекта документов с обоснованием оценки влияния деятельности на ОС (паспорт рабочего проекта, общая пояснительная записка, генплан, строительное решение, сметная документация).

III Экспертное заключение (обоснование для строительства новых или закрытия действующих объектов финансирования проектов)
Тема 12 Международное сотрудничество в области

Список рекомендуемой литературы

 

1. Буллі В. О., Файвішенко Л. В. Економіка природокористування: Навч. посіб. / Донецький ін-т економіки та господарського права. — Донецьк: ДІЕГП, 2000. — 130с.

2. Вацеба В. Я. Основи екології та економіка природокористування: Конспект лекцій / Чернівецький національний ун-т ім. Юрія Федьковича. — Чернівці: ЧНУ, 2001.

3. Водний кодекс України // Відомості Верховної Ради України. – 1995. - №24. – Ст. 189.

4. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. – М.: Экономика, 1986.

5. Ігнатенко М. Г., Малєєв В. О. Екологія і економіка природокористування: Навч. посіб. / Херсонський держ. ун-т. — К.; Херсон: Айлант, 2002. — 288с.

6. Закон України “Про внесення змін і доповнень до Закону Україну “Про плату за землю” від 19 вересня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – №45.

7. Закон України “Про екологічну експертизу” від 9 лютого 1995 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1995. – №8. – Ст. 54.

8. Закон України “Про забезпечення санітарного та епідеміологічного благополуччя населення” від 24 лютого 199 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1994. – №27. – Ст. 219.

9. Закон України “Про охорону атмосферного повітря” від 16 жовтня 1992 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1992. – №50. – Ст. 678.

10. Закон України “Про охорону навколишнього природного середовища” від 25 червня 1991 р. // Відомості Верховної Ради УРСР. – 1991. – №41. – Ст. 546.

11. Закон України “Про плату за землю” від 19 вересня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – №45. – Ст. 238.

12. Земельний кодекс України від 18 грудня 1990 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1991. – №10. – Ст. 98.

13. Крачило М. П. Основи екології та економіка природокористування: Навч. посібник / Федерація профспілок України; Інститут туризму. — К.: Крамар, 1998. — 172с.

14. Методика розрахунку розмірів відшкодування збитків, заподіяних державі в результаті наднормативних викидів забруднюючих речовин в атмосферне повітря. Затверджена наказом Мінекономбезпеки 18.05.95, № 38.

15. Методика розрахунку розмірів відшкодування збитків, заподіяних державі внаслідок порушення законодавства про охорону та раціональне використання водних ресурсів. Затверджена наказом Мінекономбезпеки 18.05.95, № 37.

16. Механізми регулювання економіки, економіка природокористування, економіка підприємства та організація виробництва / Сумський держ. ун-т / О.Ф. Балацький (ред.). — Суми: ВВП "Мрія-1" ЛТД, 1999.

17. Про встановлення нормативів плати за спеціальне використання водних ресурсів. - Постанова КМУ №164 від 8 лютого 1997 р.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.226 с.)