Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод регулирования.

Поиск

Лекции

Литература: Комментарии под ред. Яркова, Решетниковой, ФЗ об исполнительном производстве последние изменения июль 2011 г, ФЗ о судебных приставах

 

Предмет и метод регулирования.

Предмет – это отношения, складывающиеся в процессе принудительного исполнения требований исполнительных документов, а также действия ФССП и возникающие в связи с этим правоотношения.

Ст. 1 ФЗ об исполнительном производстве устанавливает, что предметом регулирования являются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым законом предоставлено право возлагать на граждан, юридических лиц, РФ, субъектов РФ, МО обязанности по передаче другим гражданам организациям и публичным образованиям денежных средств или иного имущества, либо обязанности по совершению в их пользу определенных действий, либо по воздержанию от совершения определенных действий.

Не все исполнительные документы будут исполняться:

  • Требования о взыскании денежных средств с бюджетов любого уровня в пользу граждан или организаций исполняются бюджетом и регулируются бюджетным законодательством.

Метод – императивно диспозитивный. Императивность метода связана с тем, что обязательным участником исполнительного производства является ОГВ, наделенный властными полномочиями, в том числе, и по привлечению к административной и уголовной ответственности. Диспозитивность метода проявляется в равноправии сторон исполнительного производства, а также возможностью выбора той или иной модели поведения.

Система исполнительного производства:

Общая часть исполнительного производства регулирует вопросы о лицах, участвующих в исполнительном производстве (извещения вызовы исполнительные документы, сроки, общие правила и т.д.) В Особенной части - более узкие вопросы: особенности обращения взыскания на имущество должника гражданина или должника организации, особенности исполнения при банкротстве организации, особенности по требованиям неимущественного характера.

 

Понятие исполнительного производства и его место в системе права.

3 концепции о месте исполнительного производства:

  • Это стадия гражданского или арбитражного процесса
  • Это самостоятельная отрасль права, которая отпочковалась от гражданского или арбитражного процесса
  • Это комплексное образование, которое объединяет в себе как нормы из ГПК АПК так и нормы из ФЗ об исполнительном производстве

 

Источники правового регулирования.

Законы:

Конституция РФ

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о судебных приставах

АПК

ГПК

ТК

ГК

КоАП

Таможенный кодекс ТС

УК

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ об оценочной деятельности

ФЗ о полиции

ФЗ о рынке ценных бумаг

Президент РФ и Правительство во исполнение ФЗ об исполнительном производстве в праве принимать нормативные акты по вопросам обеспечения работы и организации. Например, Указ Президента «Вопросы ФССП» 2006 г., указ Президента «Об утверждении перечня информации о судебных приставах, размещаемых в сети Интернет» 2011

Нормативно правовые акты ФССП и Минюста:

Приказ Минюста об утверждении положения о территориальном органе ФССП 09.04.2007 №69

Методические рекомендации ФССП РФ по осуществлению принудительного привода

Приоритет норм международного права перед национальным правом. Множество договоров о правовой помощи.

 

ФССП и ее компетенция.

Это ФОИВ, который осуществляет функции:

  • Обеспечение установленного порядка деятельности судов
  • Принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц
  • Правоприменительные функции
  • Контрольные и надзорные функции

Полномочия ФССП

  • Обеспечение УПДС, исполнительного производства, применение мер принудительного исполнения, проведение оценки и учета арестованного имущества
  • Организует хранение и принудительную реализацию арестованного имущества, розыск имущества должника гражданина и розыск должника организации и ее имущества, участие СПИ в защите интересов РФ в делах о банкротстве, и участие СПИ в исполнении решений Комиссии по трудовым спорам (КТС).
  • Руководит деятельностью территориальных органов и контролирует их деятельность
  • Анализирует их деятельность, разрабатывает меры по совершенствованию
  • Создает и ведет банки данных (должники, возбужденные и прекращенные исполнительные производства и т.д.)
  • Обобщает практику применения законодательства в сфере исполнительного производства

Права ФССП РФ:

    1. запрашивать и получать от ФОГВ ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, а также от организаций документы и иные материалы, необходимые для осуществления ее деятельности
    2. привлекать к решению вопросов научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе и на договорной основе
    3. осуществлять функции государственного заказчика
    4. образовывать самостоятельно или совместно с другими ОГВ совещательные или консультативные органы для решения вопросов исполнительного производства
    5. заключать ГП договоры

ФССП подведомственно Минюсту РФ, самостоятельный ОГВ. ФССП РФ возглавляет Директор (главный судебный пристав РФ), назначается на должность и освобождается Президентом РФ. Замы – Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ.

 

Территориальные органы – управления или отделы ФССП, которые действуют на территории одного субъекта РФ. Субъект РФ и место нахождения территориального органа определяется Минюстом РФ.

Полномочия: Обеспечение УПДС, исполнительного производства, применение мер принудительного исполнения, проведение оценки и учета арестованного имущества.

Организует хранение и принудительную реализацию арестованного имущества, розыск имущества должника гражданина и розыск должника организации и ее имущества, участие СПИ в защите интересов РФ в делах о банкротстве, и участие СПИ в исполнении решений Комиссии по трудовым спорам (КТС).

Руководит деятельностью структурных подразделений и осуществляет контроль их деятельности.

Анализирует деятельность структурных подразделений и разрабатывает меры по ее совершенствованию.

Создает и ведет банки данных по возбужденным исполнительным производствам

Обобщает практику применения законодательства об исполнительном производстве и вносит в центральный аппарат ФССП РФ предложения по ее совершенствования

Информирует население о деятельности ФССП, взаимодействие со СМИ

Представляет интересы территориального органа в судебных процессах, оказывает практическую помощь структурным подразделения в подготовке к судебным процессам по жалобам на действие (бездействие) СПИ, а при необходимости обеспечивает участие в процессе представителя территориального органа.

Права территориального органа:

  • имеет право запрашивать и получать от ФОГВ ОГВ субъектов и ОМСУ, а также от организаций документы и иные сведения, в том числе информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные для выполнения своих полномочий
  • привлекает научные и иные организации, ученых и специалистов для решения вопросов
  • осуществляет функции государственного заказчика для строительства и ремонта территориального органа ФССП
  • заключает ГП договоры
  • направляет ВДЛ субъектов РФ предложения по взаимодействию различных ОГВ субъектов РФ

Территориальный орган возглавляет главный судебный пристав субъекта РФ, который назначается на должность и освобождается от нее приказом Минюста РФ, по предложению директора ФССП РФ, а его замы назначаются директором ФССП РФ по согласованию с Министром Юстиции.

 

Структурные подразделения территориального органа ФССП РФ – низшее звено, реально осуществляют функции по принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов. Возглавляют старшие судебные приставы. Требования: гражданин РФ, достигший возраста 20 лет, имеющий высшее юридическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Полномочия старшего СПИ:

  • организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения
  • является распорядителем депозитного счета подразделения
  • осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве

Специальные полномочия: а) вынесение постановлений (постановление об отводе СПИ, отмена постановления СПИ) б) оказывает содействие СПИ если он совершает исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его полномочия в) дает разрешения в письменной форме на совершение определенных действий г) утверждает акт, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю д) решение вопроса об отводе СПИ е) утверждение постановлений СПИ (постановление о приводе, о розыске должника, о взыскании исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий, о наложении штрафа, о передачи нереализованного имущества взыскателю)

Главный СПИ субъекта может наложить на старшего СПИ осуществление контроля за сводным (несколько свели в одно) исполнительным производством

.

Судебный пристав исполнитель – непосредственные функции по осуществлению принудительного исполнения требований исполнительных документов возложены на него. Требования – гражданин РФ, достигший 20 летнего возраста, имеющий среднее полное общее или среднее профессиональное образование (не юридическое), способные по своим личным и деловым качествам по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Права и обязанности СПИ:

Обязан

  • принять меры по своевременному полному и правильному исполнению исполнительного документа. Общий срок 2 месяца
  • предоставить сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, снимать копии и делать выписки
  • рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства, выносить соответствующие постановления, устанавливать сроки и порядок обжалования
  • взять самоотвод, если имеется заинтересованность в исходе исполнительного производства или иные обстоятельства, позволяющие сомневаться в его беспристрастности

В праве:

  • получать необходимые справки информацию и объяснения от ОГВ и ОМС всех уровней, от организаций и от граждан (в том числе и от банков)
  • проводить проверку у работодателя исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведение финансовой документации
  • давать гражданам и организациям – участникам исполнительного производства поручения по вопросам исполнения исполнительного производства
  • входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или принадлежащие ему, производить осмотры данных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также при разрешении соответствующего суда имеют аналогичные права в отношении помещений и хранилищ, принадлежащих и занимаемых третьим лицам
  • арестовывать изымать передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота
  • налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных КО, в размере, указанном в исполнительном документе
  • в случае неясности требований в исполнительном документе СПИ в праве обратиться в суд за разъяснением порядка исполнения
  • использование служебного помещения для хранения арестованного имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанности по хранению, использовать транспорт должника для перевозки имущества, с отнесением расходов за счет должника
  • объявлять розыск должника, его имущества и его ребенка
  • вызывать граждан и должностных лиц

 

СК – ст. 99, 100

4. Удостоверения Комиссии по трудовым спорам (КТС). После вынесения решения, копии решения, подписанные и заверенные в установленном порядке, вручаются работнику и работодателю в течение 3х дней после вынесения решения. В течение 10ти дней после вручения работник или работодатель имеют право перенести трудовой спор в суд. Если этого не происходит, стороны обязаны исполнить решение КТС в течение 3х дней по истечению 10ти. Если они не исполняют в установленный срок – комиссия выдает удостоверение на основании решения, которое в течение 1месяца может быть предъявлено для принудительного исполнения.

 

5. Акты органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных КО, в которых открыты расчетные и иные счета должника о полном или частичном неисполнении требований данных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. ФНС, Фонд социального страхования и др.

 

6. Судебные акты и акты других органов и ДЛ по делам об административных правонарушениях. Нормативное регулирование- раздел 5 КоАП. Если П по делу об АП не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется для исполнения в течение 3х суток со дня вступления его в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы или протеста – со дня поступления решения по жалобе из суда или должностного лица. В соответствие с КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в ЗС. Сумма штрафа должна быть внесена или перечислена в банк или иную КО. В течение 30 дней после исполнения копия документа об оплате должна быть направлена в орган или суд, наложивший штраф.

Постановления судебного пристава-исполнителя. Требования к содержанию.

Все решения по вопросам исполнительного производства, принимаемым главным СПИ, старшим СПИ, главным СП субъекта и их заместителями, оформляются в виде постановления

Требования к содержанию: наименование подразделения и его адрес, дата вынесения постановления, должность, ФИО лица, которое вынесло постановление, наименование и номер исполнительного производства, вопрос, по которому выносится постановление; НА, на основании которых принимается решение по данному вопросу и основания принимаемого решения, принятое решение и порядок обжалования.

Тема. Исполнительский сбор

 

Исполнительский сбор -является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается СПИ по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

КС в 2003 г: постановление: КС определил исполнительский сбор – штрафная санкция, налагаемая на должника за неисполнением им без уважиетльных причин требований исполнительного документа в срок, установленный СПИ без уважительных причин.

После того, как в 2009 были внесены изменения, касающиеся размера исполнительского сбора, стало возможным говорить, что исполнительский сбор схож с гос.пошлиной за принудительное исполнение.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Некоторые ученые рассматривают исполнительский сбор, как налог на взыскание.

Признаки исполнительского сбора:

· взыскивается принудительно

· взыскивается за совершение правонарушения

· он зачисляется в федеральный бюджет

Основания взыскания исполнительского сбора:

· возбужденное исполнительское производство

· истечение срока для добровольного исполнения требований исполнительского документа

· полное или частичное неисполнение должником требований исполнительного документа

· отсутствие непреодолимой силы

Основания должны быть в совокупности.

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

· по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

· при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

· по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

· по судебным актам по обеспечительным мерам.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

 

 

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

· судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

· исполнительного документа;

· постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на основании заявления должника. Возврат производится в подразделениях или в территриальных органах ФССП в течение 30 дней с момента приема заявления.

Суд с учетом конкретных обстоятельств дела вправе освободить должника от уплаты исполнительского сбора

 

Глава 15 ФЗ

Изменения от 21.10.2011 года.

Виды ответственности.

Законные требования СПИ обязательны для всех ОГВ ОМСУ организаций и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение законных требований СПИ, а также воспрепятствование к осуществлению функций по исполнению судебных актов и актов иных органов влекут ответственность, предусмотренную ФЗ.

Нормативное регулирование – глава 15 ФЗ, глава 17 КоАП, УК, ГК, ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», ГПК и АПК.

Виды ответственности:

· Административная. Штраф применяются как к должнику так и к иным лицам, не являющимся участниками. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа – 17.15 КоАП. Штраф за иное нарушение ФЗ об ИП иными субъектами (КО, реестродержатель) – 17.14 КоАП. Штраф за воспрепятствование – 17.18 КоАП. Штраф за непредставление сведений – 19.7 КоАП. Принудительный привод, исполняется УПДС

· Гражданско-правовая – см. виды исков в исполнительном производстве.

· Уголовная – за злостное уклонение от уплаты алиментов ст. 157 УК. Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого аресту или описи либо конфискации ст. 312 УК. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта 315 УК. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников процесса ст. 311 УК

· *процессуальная

Из ФЗ убрали все процедурные вопросы по поводу привлечения к ответственности. Теперь все это сосредоточено в КоАП.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок:

Компенсация может быть присуждена только при нарушении права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в разумный срок. В таком случае компенсация присуждается, если нарушение допущено по причинам, не зависящим от заявителя.

Подсудность – СОЮ – суд субъекта, АС – ФАС округа. Заявление может быть подано до окончания производства по исполнению, но не ранее чем через 6 месяцев со дня истечения сроков для исполнения или не позднее 6 месяцев по истечению сроков для исполнения.

 

Лекции

Литература: Комментарии под ред. Яркова, Решетниковой, ФЗ об исполнительном производстве последние изменения июль 2011 г, ФЗ о судебных приставах

 

Предмет и метод регулирования.

Предмет – это отношения, складывающиеся в процессе принудительного исполнения требований исполнительных документов, а также действия ФССП и возникающие в связи с этим правоотношения.

Ст. 1 ФЗ об исполнительном производстве устанавливает, что предметом регулирования являются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым законом предоставлено право возлагать на граждан, юридических лиц, РФ, субъектов РФ, МО обязанности по передаче другим гражданам организациям и публичным образованиям денежных средств или иного имущества, либо обязанности по совершению в их пользу определенных действий, либо по воздержанию от совершения определенных действий.

Не все исполнительные документы будут исполняться:

  • Требования о взыскании денежных средств с бюджетов любого уровня в пользу граждан или организаций исполняются бюджетом и регулируются бюджетным законодательством.

Метод – императивно диспозитивный. Императивность метода связана с тем, что обязательным участником исполнительного производства является ОГВ, наделенный властными полномочиями, в том числе, и по привлечению к административной и уголовной ответственности. Диспозитивность метода проявляется в равноправии сторон исполнительного производства, а также возможностью выбора той или иной модели поведения.

Система исполнительного производства:

Общая часть исполнительного производства регулирует вопросы о лицах, участвующих в исполнительном производстве (извещения вызовы исполнительные документы, сроки, общие правила и т.д.) В Особенной части - более узкие вопросы: особенности обращения взыскания на имущество должника гражданина или должника организации, особенности исполнения при банкротстве организации, особенности по требованиям неимущественного характера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.013 с.)