Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преобладающая роль государства и специфика функционирования сословного строя в России. Политическая система в истории России. Роль земских соборов и церквиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сословия — группы людей, которые имеют закрепленные законом и передаваемые по наследству права, привилегии и обязанности. · Бояре (старшие дружинники, крупные торговцы). · Воины (младшие дружинники). · Люди (свободные общинники). · Смерды (полусвободные). · Челядь, холопы (рабы). · Закупы, рядовичи (неполные рабы). · Изгои. · Посадские люди (жители городов: ремесленники, торговцы и тд). · Духовенство. Особенностью сословного строя Киевской Руси является множественность и нечеткость границ между сословиями. Главными функциями (задачами) великих князей в IX—XII вв. были военное руководство и дипломатические отношения. Военная деятельность князей имела ряд направлений: 1) завоевательные походы в соседние земли с целью захвата военной добычи, наложения дани (контрибуции), расширения территории, оказания политического давления; 2) защита Киевского государства от внешних врагов, в частности от нападений кочевников; 3) охрана внутреннего порядка, подавление выступлений непокорных вассалов и подданных. Дипломатия древнерусских князей служила внешнеполитическим целям Киевского государства. При этом она использовала, с одной стороны, традиции и обычаи восточнославянских племен, а с другой — международный опыт. Тексты договоров с другими государствами хранились в княжеском архиве в Киеве. Дипломатические контакты находили подкрепление в частых династических браках великокняжеской фамилии с представителями правящих домов различных стран. Князь являлся активным строителем государственного аппарата управления. В его функции входило назначение чиновников: административных, полицейских, судебных и фискальных (в частности, им назначались посадники, тысяцкие, тиуны, вирники, биричи, мечники и пр.). Князь сам контролировал их деятельность, а порой даже брал на себя выполнение их функций. Компетенцией княжеской власти была также законодательная и судебная деятельность. Все законодательство Киевской Руси — это акты княжеской власти. В XI—XII вв. появился первый свод законов, известный в исторической науке под названием «Русская Правда». Князь управлял также финансами, заботился о доходах казны, контролировал расходы. М. Грушевский, несмотря на скудость исторических источников, сумел еще в конце XIX в. дать общую характеристику данной функции княжеской власти. Прежде всего, он сделал вполне обоснованное предположение, что в Киевской Руси не существовало разграничения между государственными доходами и частными доходами князя: в казну поступали, а затем расходовались как государственные средства (военная добыча, дани, пошлины), так и доходы от княжеского хозяйства, «и вообще вся финансовая система в значительной степени имела частноправный характер». Следует отметить и такую функцию князя, как управление церковной организацией, участие в церковных делах. Известно, что введение христианства на Руси, превращение его в государственную религию было теснейшим образом связано с деятельностью великого князя Владимира. Распространение новой религии, шедшей на смену язычеству, встречало сильное сопротивление народных масс, так что князь и его наместники вынуждены были прибегать к принудительным мерам. Чтобы поддержать христианскую церковь материально, князья отчисляли в ее пользу часть государственных средств. Так, Владимир содействовал основанию митрополичьей (995— 996) и нескольких епископских кафедр, пожертвовал Десятинному храму св. Богородицы в Киеве десятину — десятую часть поступлений от княжеского имения и от княжеских городов. Хотя церковная организация в Киевской Руси была устроена по византийскому образцу и находилась в зависимости от константинопольского патриарха, назначавшего в Киев своего митрополита, тем не менее великий князь обладал верховной политической, административной и, возможно, судебной властью в церковных владениях. Создание церковного законодательства XI—XIII вв. — так называемых уставов — связано с именами великих князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Вопреки каноническим правилам, епископские кафедры замещались на Руси не собором епископов, а по соглашению митрополита и великого князя, причем инициатива могла принадлежать как первому, так и второму. За князем, опять-таки вопреки канонам, признавалось также право смещения иерархов церкви и суда над ними. Характерно признание Владимира Мономаха о том, что он «и за церковным порядком и за службой сам наблюдал». Примечателен также факт самоличного, без ведома константинопольского патриарха, назначения Ярославом Мудрым «русина Лариона» (Иллариона) митрополитом Киевской Руси (в 1051). Поскольку великий князь считал Русь наследственным владением своего рода, он сам формировал штат государственных чиновников, которые должны были помогать ему реализовывать его право — право верховного правителя. При этом он мог прислушиваться к мнению (советам) «лучших мужей» — членов «старшей» дружины (бояр), митрополита, «старцев градских», а в отдельных случаях — и к голосу народного собрания (вече). Зе́мский собо́р (Совет всей земли) — высшее сословно-представительское учреждение Российского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии. Последним земским собором принято считать собрание, состоявшееся в 1683—1684 годы по вопросу о «вечном мире» с Речью Посполитой. Особое место в Киевском государстве занимала церковь - влиятельная не только в духовном, но и в политическом отношении организация. Во главе ее стоял поставляемый (назначаемый) патриархом Константинопольским митрополит Киевский. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (а в некоторых землях архиепископы). Они руководили обширными церковно-административными округами - епархиями. Причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Русская церковь была тесно связана с Константинопольской патриархией и до 1448 г. формально подчинялась ее юрисдикции. Признав христианство государственной религией, светская власть позаботилась о материальном обеспечении церковной организации. По распоряжению князя Владимира Святославича в конце Х века в церковную казну ежегодно передавалась десятая часть всех княжеских доходов - десятина. Так продолжалось до середины XII в. С развитием феодального землевладения взамен десятины государство предоставило церкви ряд постоянных источников дохода. Среди них важнейшим было право собственности на обширные территории - «вотчины», которое позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян, живших на этих землях. Для укрепления материального положения церкви государство освободило священнослужителей и их имущество от налогов и повинностей. В конце Х в. церкви было пожаловано право суда и сбора судебных пошлин по делам семейно-бытового характера. Под юрисдикцией церкви находился особый класс лиц, который повиновался не князю, а церкви: иерархи, священники, монахи, церковнослужители; лица, призреваемые церковью - старые, увечные, больные; изгои (т.е. лица, потерявшие права гражданского состояния, оказавшиеся вне своего сословия); лица, зависимые от церкви - холопы («челядь»), перешедшие в дар церкви от светских владельцев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.184 (0.009 с.) |