ТОП 10:

Социально-экономический кризис в России в нач. XX в. Революция 1905-1907 гг., ее влияние на развитие страны. Классы и партии в революции.



Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX в. к глубоко­му социально-политическому кризису. Он выражался в борьбе трудя­щихся против самодержавно-полицейского строя, в создании леворади­кальных политический партий и либеральных оппозиционных союзов, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса.

Причины революции корени­лись в экономическом и социально-политическом строе России. Нере­шенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего зем­левладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопив­шийся социальный протест – все это не могло не породить революцион­ный взрыв. Катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900- 1903 гг. и русско-японской войны 1904-1905 гг.

Задачи революции – свержение самодержавия и установление демо­кратической республики; ликвидация сословного неравноправия; введе­ние свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение по­мещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов; установление равенст­ва народов России.

В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои на­селения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы, слу­жащие. Поэтому она была общенародной, по целям и составу участни­ков имела буржуазно-демократический характер.

Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г.) В своем развитии она прошла несколько эта­пов.

Прологом революции явились события в Петербурге – всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. 9 января были расстреляны рабочие, шедшие к царю с петицией. Она была составлена участниками “Собрания русских фабрично-заводских рабочих” под руководством Г-А. Талона. Петиция содержала просьбу рабочих об улучшении их материального положения и политические требования – созыв Учре­дительного собрания на основе всеобщего, равного и тайного голосо­вания, введение демократических свобод. Это послужило поводом к расстрелу. В ответ рабочие стали браться за оружие и строить барри­кады.

Главный результат заключался в том, что вер­ховная власть была вынуждена пойти на изменение социально- политической системы России. В ней сложились новые государственные структуры, свидетельствовавшие о начале развития парламентаризма. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся полно­та исполнительной власти.

Изменилось социально-политическое положение граждан России: введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено орга­низовывать профессиональные союзы и легальные политические партии. Буржуазия получила широкую возможность участия в политической жизни страны.

Улучшилось материально-правое положение трудящихся. В ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьши­лась продолжительность рабочего дня. Крестьяне добились отмены вы­купных платежей.

В ходе революции были созданы предпосылки для проведения аграр­ной реформы, что способствовало дальнейшему развитию буржуазных отношений в деревне.

Окончание революции привело в установлению временной внутри­политической стабилизации в России.

 

Оформление многопартийной системы и формирование гражданского общества в России в нач. XX в. I и II Государственные Думы.

Формирование политических партий и партийных систем в начале XX века в России связано со своеобразием ее исторического развития. Так, в качестве особенностей процесса возникновения партий выделяются следующие факторы: невысокая политическая культура с архаическими оттенками, что влияло на утопичность программ; отсутствие устойчивой социальной базы, в силу чего они скорее формировались как производное не социальных связей, а духовного настроя общества, складываясь на базе того или иного комплекса идей; их особая оппозиционность, направленная не только на систему власти, но и на отношения друг к другу; их слабая способность к компромиссу и склонность к политическому радикализму; персонификация элит, когда имидж партий определялся авторитетом узкого круга популярных политиков, озвучивавших программные положения своих организаций и стремившихся к их идеологическому размежеванию.

Возникновение партий было вызвано попыткой самоутверждения политических сил, представители которых осознавали необходимость модернизации, либерализации и последующей демократизации России. Представителями революционного крыла демократизация отождествлялось с ее социализацией. Отличительной особенностью российской многопартийности стало ее формирование в русле противоречивых изменений в системе социальных отношений и в государственном устройстве России. В этом плане российская многопартийность начала века не создавалась целенаправленно, а складывалась спонтанно как результат деятельности политически активного элемента, в первую очередь из представителей интеллигенции. Тем не менее, сам факт возникновения партий отражал определенный динамизм политического процесса в России в начале века. Российские партии разрабатывали и утверждали свои программы, определяли и корректировали стратегические и тактические установки.

В апреле 1906 г. открылись заседания I Го­сударственной думы. Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октяб­ристов, 23% трудовиков, близких к эсерам и выражавших интересы крестьянства. Социал-демократы были представлены меньшевиками (около 4% мест). Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выбо­ры бойкотировали.

Современники назвали I Государственную думу “Думой народных надежд на мирный путь”. Однако ее законодательные права были уреза­ны еще до созыва. Совещательный Государственный совет был преобра­зован в верхнюю законодательную палату. Новые “Основные законы Российской империи”, опубликованные до открытия Думы, оставили за царем право издания указов без ее одобрения, что противоречило обе­щаниям Манифеста 17 октября. Тем не менее некоторое ограничение самодержавия было достигнуто, так как Государственная дума получила право законодательной инициативы и должна была утверждать государ­ственный бюджет.

Дума предложила программу демократизации России. Она преду­сматривала: введение ответственности министров перед Думой; гаран­тию всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политиче­скую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой.

При выборах новой Думы было урезано право от рабочих и крестьян участвовать в них. Агитация радикальных партий запрещалась, их митинги разгонялись. Царь хотел получить по­слушную Думу, но он просчитался.

II Государственная дума (февраль – июнь 1907 г.) оказалась еще бо­лее левой, чем первая. Кадетский центр “растаял” (19% мест). Усилился правый фланг – в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Трудовики, эсеры и социал- демократы образовали “левый” блок, имевший 222 места (43%).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.006 с.)