Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы государственного управления.

Поиск

Понятие метода связано с целенаправленной деятельностью. Это совокупность приемов и способов достижения намеченного результата.

Методы государственного управления – это способы осуществления управленческих функций и воздействие на управляемые объекты.

 

Классификация методов ГУ

I.

1) административные методы ГУ. Характеризуются:

- прямым воздействием на волю,

- приказным характером,

- однозначностью указаний,

- наличием контролирующего аппарата,

- использованием мер принуждения.

2) экономические (косвенные) методы ГУ. Характеризуются:

- косвенным воздействием на волю,

- созданием ситуации, которая заинтересовывает в должном поведении,

- управленческие акты дают право поступать определенным образом,

- у подвластных есть возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения,

- использованием мер стимулирования.

 

II по содержанию метода

универсальные методы, такие как

1) убеждение – это способ воздействия, направляющий сознание и поведение людей на добровольное подчинение правовым требованиям. Убеждение является основным методом воздействия в ГУ.

При этом и поощрение, и принуждение могут являться элементами убеждения. Убеждение может быть позитивным – воздействие на положительные эмоции – и негативным – воздействие на отрицательные эмоции.

 

Признаки убеждения:

* используется чаще всего в отношении всех граждан (чаще всего не имеет конкретного адресата),

* используется систематически,

* обеспечивает добровольное подчинение нормам и указаниям,

 

Средства убеждения:

* агитация,

* реклама,

* инструктажи,

* обучение и др.

 

Этапы убеждения:

- привлечение внимания,

- воздействие на сознание и эмоции,

- формирование интереса в правомерном или правильном поведении.

Поощрение в сфере ГУ

Основную роль играют стимулы.

Это средство воздействия на деятельность людей, активизирующие их возможности. Основным стимулом является поощрение.

Поощрение – это способ воздействия на сознание и поведение людей через интерес, направляющих их волю на совершение полезных с точки зрения государства дел.

 

Принципы поощрения:

* обоснованность,

* оперативность,

* гласность (публичность),

* разнообразие мер.

 

Признаки поощрения в сфере ГУ:

- фактическим основанием применения поощрения является заслуга, т.е. деяние, которое положительно оценивается субъектами власти.

- поощрение связано с оценкой уже совершенных действий.

- поощрение применяется к конкретным субъектам или конкретной ситуации.

 

Виды поощрения:

1. в зависимости от нормативной основы:

- формальное поощрение – применение мер поощрения, основание поощрения, порядок поощрения урегулированы правовыми нормами,

- неформальное поощрение – поощрение, неурегулированное нормами, но очень эффективно в сфере ГУ.

2. в зависимости от субъектов:

- поощрение, направленное индивидуальным субъектам,

- поощрение, направленное коллективным субъектам (предпринимателям, организациям, органам ГУ).

3. в зависимости от оснований:

- абсолютное поощрение – оно обусловлено изначально положительным деянием,

- относительное поощрение – некоторые смягчающие обстоятельства, установленные законодательством в сфере ГУ.

4. в зависимости от содержания:

- моральное поощрение (ех, благодарность),

- материальное поощрение (ех, премия),

- изменяющее статус поощряемого (ех, внеочередное повышение звания),

- смешанное поощрение – поощрение, которое содержит 2 и > вышеперечисленных видов.

 

3) принуждение в сфере ГУ - это способы обеспечения служебной дисциплины и правопорядка.

Это один из видов государственного принуждения.

 

В государственное принуждение входит:

- принуждение по уголовному праву,

- принуждение по решению суда по гражданскому делу,

- дисциплинарное принуждение,

- административное принуждение.

 

Принуждение в сфере ГУ включает:

- дисциплинарное принуждение по административному праву (госслужащие),

- административное принуждение.

 

Признаки административного правонарушения:

1. применяется на основании закона,

2. применяется специально уполномоченными представителями власти (в особых случаях судьями),

3. применяется на основе индивидуальных актов или юридически значимых действий

 

Административное принуждение – это средство обеспечения и охраны правопорядка в ГУ. Административное принуждение состоит в психическом, физическом, материальном воздействии на сознание и поведения людей.

Признаки административного правонарушения:

1. применяется исключительно на основании закона,

2. применяется на основе индивидуальных актов или юридически значимых действий,

3. применяется в основном конкретным субъектом (некоторые меры административного принуждения могут применяться к неограниченному кругу лиц),

4. применяется в основном во внесудебном порядке (иногда в судебном),

5. принуждение применяется в основном представителями административной власти.

Представители административной власти – это лица, уполномоченные государством, которые вправе применять меры административного принуждения, предъявлять обязательные требования к неподчиненным по службе субъектам (ех, милиционер).

Необходимо различать понятия «представитель административной власти» и «должностное лицо».

Должностное лицо – это лицо, это лицо, которое вправе предъявлять обязательные требования к подчиненным по службе субъектам.

 

Виды административного принуждения:

1 – меры административного предупреждения – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной государственной безопасности.

Основания применения мер:

1) предположение о намерении лица совершить правонарушение,

2) угроза безопасности,

3) необходимость контроля в силу значимых общественных отношений (ех, таможенный тариф, досмотры в аэропорту, личных вещей, введение карантина, задержание с целью опознания, запрет движения транспорта и т.д.)

Основной признак мер – профилактический характер.

Применяется до возможного противоправного деяния.

 

Меры предупреждения:

а) законы о милиции,

б) кодекс об административных правонарушениях,

в) другие ведомственные нормативные акты (ех, закон о пожарной безопасности).

 

Конкретные меры административного предупреждения:

1. проверка документов,

2. задержание с целью установления личности,

3. досмотр вещей в аэропорту,

4. таможенный досмотр,

5. контрольные надзорные проверки (ех, налоговая, пожарная инспекции),

6. остановка движения транспорта,

7. запрет движения транспорта(ех, при проведении массовых мероприятий),

8. закрытие участка гос.границы,

9. санитарный досмотр грузов,

10. техосмотр транспортного средства,

10 карантин и др.

 

Некоторые из этих мер могут применяться к неограниченному кругу субъектов, остальные меры применяются только к конкретным субъектам.

 

2 – меры административного пресечения – способы и средства, направленные на прекращение противоправного деяния.

Основание применения этих мер – противоправные деяния. Это может быть преступление, административное и иное правонарушение.

1. требование прекратить противоправные действия,

2. применение оружия,

3. применение специальных средств (ех, наручники, дубинки),

4. задержание нарушителя с целью составления протокола,

5. изъятие вещей и документов (ех, изъятие прав),

6. запрет эксплуатации транспорта (ех, если не пройден ТО),

7. отзыв лицензии,

8. наложение ареста на банковские счета и т.д.

Эти меры в отличие от мер предупреждения применяются в момент или после совершения противоправного деяния.

Нормативная основа:

1) закон о милиции,

2) КоАП и др. ведомственные акты.

 

3 – меры административного наказания – это меры гос. воздействия, применяемые к физическим и юридическим лицам при совершении ими административных правонарушений.

Основание для применения – административное правонарушения.

Нормативная основа – КоАП РФ и другие ведомственные акты.

 

1. предупреждение – обязательно выносится в письменной форме.

2. административный штраф (измеряется а) в МРОТ – от 0,1 МРОТ до 5000 МРОТ, б) в стоимости предмета правонарушения, в) в стоимости незаконных финансовых операций (ех, неуплаченные налоговые сборы) max = 3-хкратный соответствующий размер, min граница не установлена).

3. возмездное изъятие орудия или предмета правонарушения. Назначается судьей.

4. конфискация предмета или орудия правонарушения. Назначается судьей.

5. лишение специального права (только для физических лиц). Назначается судьей.

6. административный арест (только физическим лицам). Max = 15 суток, в некоторых случаях – 30 суток. Назначается судьей.

7. административное выдворение за пределы РФ (для иностранных граждан и лиц без гражданства). Назначается судьей.

8. дисквалификация – лишения права занимать руководящие должности в органе управления юридическим лицом. Может назначаться руководителям, членам правления, а также арбитражным управляющим и ПБОЮЛ. Назначается судьей. Срок 0,5 – 3 года.

9. административное приостановление деятельности (введена 09.05.05) (только для юридических лиц и предпринимателей). Max= 90 дней. Назначается судьей.

 

4 – меры административно-процессуального обеспечения

По содержанию и по сущности эта группа относится

- либо к мерам предупреждения,

- либо к мерам пресечения.

Основание применения этих мер другое – совершение административного правонарушения (а не любого противоправного деяния).

 

1. доставление – принудительное доставление лица, совершившего административное преступление.

2. задержание (max – 3 часа).

3. личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

4. осмотр территорий, принадлежащих физическому лицу или предпринимателю.

5. досмотр транспортного средства.

6. изъятие вещей и документов.

7. отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

8. задержание транспортного средства, запрет его эксплуатации.9. арест товаров, транспортных средств, иных вещей.

10. привод (применяется, когда лицо не является на рассмотрение дела).

11. временный запрет деятельности (max = 5 суток).

Эти меры применяются в производстве по делам об административных правонарушениях и не являются мерами административного наказания.

!!!!! не путать изъятие и конфискацию.

 

Регулирование в ГУ – это способы осуществления оперативных управленческих функций в сфере ГУ

 

Признаки:

- может соответствовать правовой и неправовой форме

- понимается узко, т.е. не имеет признаков убеждения, поощрения, принуждения

- воздействие осуществляется и на людей и на документы

- используется на всех стадиях управленческого процесса

 

Стадии:

- принятие дела к рассмотрению

- рассмотрение дела

- принятие решения по делу

- исполнение решения

- контроль за исполнением

 

Виды:

- нормативное – связано с принятием нормативных решений

- индивидуальное – связано с принятием индивидуальных решений

  1. Особенности юридической ответственности.

 

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов.

Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав. Состав правонарушения – это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права – правовое основание, без которого юр.ответственность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.

Таким образом, юр.отв. характеризуется след. основными признаками:

1. Она опирается на гос.принуждение, на особый аппарат. Это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права.

2. Наступает за совершение правонарушение и связанно с общественным осуждением.

3. Выражается в определенных отрицательных последствиях для нарушителя типа личного, имущественного, организационно-физич.характера.

4. Воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юр.отв. являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юр.отв. и позволяет ограничивать её от других правовых и неправовых категорий.

Таким образом, юр.отв. представляет собой возникшее из правонарушений проавовое отношение между гос-ом в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.

Основные функции юр.отв. – охрана правопорядка и воспитание людей. Обе эти функции преследуют конкретную цель – предупреждение правонарушений. Она достигается только через исправление и перевоспитание правонарушителей, воспитание всех граждан в духе уважения законов.

Успешному осуществлению этих задач служат следующие основные принципы юр. отв.:

- законность,

- обоснованность,

- справедливость,

- целесообразность,

- неотвратимость.

Принцип законности означает неуклонное исполнение требований законов и соответствующих им нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Главное требование законности с точки зрения материального права заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в пределах закона.

Обоснованность – это процессуальная сторона юр.отв., заключающаяся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения как объективной истины.

Справедливость – означает выполнение след.требований:

1. недопустимость уголовных наказаний за проступки

2. закон, устанавливающий ответственность или усиливающий её не может иметь обратной силы.

3. вред, причиненный правонарушителем, если он имеет обратимый характер, должен быть возмещен.

4. карательная отв.должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

5. за одно правонарушение должно быть лишь одно наказание.

Целесообразность предполагает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юр.отв. Целесообразность также означает строгую индивидуализацию карательных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности нарушителя, обстоятельств в совершении правонарушений.

Принцип неотвратимости наказания означает его неизбежность. Не одно правонарушении е не должно оставаться не раскрытым и безоценочным со стороны гос-ва и общественности. Неотвратимость юр.отв. – важнейшее условие её эфф-ти.

 

В соответствии с видами правонарушений юр. отв. классиф. как уголовно-правовая, гражданско-правовая, администр., дисциплин, и матер.

Уголовная отв. за преступление представляет собой наиболее суровый вид юр.отв.

Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной отв. Возлагается она специальным правоприменительным актом – приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Угол.отв. воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его личных имуществ.прав. Угол.судопроиз-во осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных.

Гражданско-правовая отв. Предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановительный характер.

Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке.

Юр. Ответственность в гос. управлении: (ИЗ ЛЕКЦИЙ ПО СГиМУ)

Административная отв.(АО) – это выраженная в законе оценка от имени государства в лице уполномоченных им органов конкретного деяния как административного правонарушения и порицание лиуа, его совершившего.

Основанием АО явл. административное правонарушение (- это противоправное виновное деяние или бездействие физ. или юр. лица, за которое законом установлена АО).. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права, поэтому круг актов, имеющих к ней отношение весьма многочислен. Центральное место среди них занимает КоАП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.210 (0.01 с.)