Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки административного правонарушения.

Поиск

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, то есть действие или бездействие, во-вторых, противоправное, в-третьих, виновное, в-четвертых, наказуемое деяние.

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, то есть это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Действие - это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).

Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданином установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, то есть создания угрозы тем или иным общественным отношениям.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.

Таким образом, меры административного наказания могут быть применены лишь в том случае, если конкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, не являющееся противоправным (направленным против права), нельзя квалифицировать как административное правонарушение, и оно не может повлечь административную ответственность.

Административным правонарушением является виновное действие либо бездействие, то есть деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица.

При совершении административного проступка вина может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

Важный признак административного правонарушения - его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности; в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности.

Статьей 4.6 КоАП РФ установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания и аннулируется по его истечении автоматически, то есть без особого решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергнутым административному наказанию.

Повторное совершение административного правонарушения в состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций и даже административного ареста.

Административное правонарушение имеет определенные общие черты с преступлением, поскольку нередко объекты посягательства у них совпадают и по сути дела различаются по тяжести последствий для здоровья и жизни человека и размерам причиненного противоправным деянием ущерба. Сравнение многих составов уголовных преступлений и административных правонарушений подтверждает этот вывод. Законодатель в качестве основного признака уголовного преступления ввел критерий его общественной опасности (ст. 14 УК РФ) и разделил все преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности на четыре категории (ст. 15 УК РФ). В связи с этим представляется, что сам критерий "общественная опасность" может быть отнесен только к преступным деяниям. Видимо, поэтому в комментируемой статье при определении понятия "административное правонарушение" не указывается на общественную опасность действия (бездействия), признаваемых административными правонарушениями.

 

59. Меры административного принуждения. ( Вышла чуток за рамки вопроса)

Административно-правовое принуждение – применение субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер, направленных на неукоснительное соблюдение гражданами, юридическими лицами и должностными лицами юридических обязанностей в связи с совершением противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

Признаки меры административного принуждения:

- применяется исключительно в случаях и порядке, предусмотренных нормами административного права;

- осуществляется только уполномоченными на то властными субъектами;

- характеризуется преимущественно внесудебным порядком применения;

- не связано с отношениями служебной подчиненности (в отличие от дисциплинарного принуждения);

- отличается оперативностью, а также процессуальной простотой применения;

- применяется в отношении физических и юридических лиц;

- основанием для применения административного принуждения является не только совершение правонарушения, но и возникновение особых административно-правовых ситуаций, допускающих превентивное принудительное воздействие на субъекты права.

Меры административного предупреждения. Включают в себя ограничения и запреты, установленные в целях предупреждения правонарушений и предотвращения угрозы безопасности государства, общества и личности. В целях предотвращения угрозы могут вводится следующие меры: карантин, закрытие границы, принудительное выселение, проведение ТО, проверка противопожарной безопасности, досмотр пассажиров др.

Меры административного пресечения. Цель – обеспечение прекращения правонарушений, устранение противоправной ситуации. Меры пресечения это оперативные действия государственных органов и должностных лиц. Виды: психическое, материальное и физическое воздействие, в том числе с использование специальных средств. К данной группе мер относятся также помещение в медицинский вытрезвитель, принудительное лечение, изъятие у граждан огнестрельного оружия, приостановление работы, снос самовольно возведенных зданий.

Ме ры административно- процессуального обеспечения. Используется в целях обнаружения правонарушения, создают необходимые условия для реализации норм материального права. К данной группе мер относятся:

- ограничение неимущественных прав граждан, проверка документов, задержание, привод, освидетельствование.

- ограничение имущественных прав: досмотр вещей, задержание транспортных средств, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа.

Меры административных наказаний, применяются к лицу, совершившему административное правонарушение. К данной группе относятся:

- предупреждение

- штраф

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

- конфискация орудия или предмета совершения правонарушения

- лишение специального права

- административный арест

- административное выдворение

- дисквалификация

- административное приостановление деятельности юридического лица.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.011 с.)