Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как базовый социальный институт

Поиск

Религия всегда находилась в центре внимания социологии.

Существовали различные точки зрения на сущность этого социального института.

Эдуард Тейлор: Религия родилась из представлений о бессмертной душе («анимизм»).

«Натуризм» (Альберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер и др.): Религия возникла из вынужденного поклонения физическим природным силам.

Э. Дюркгейм: «Религия — это целостная система верований и обрядов, относящихся к священным, т. е. запретным вещам, — верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует». Церковь — организация, которая налаживает коллективную религиозную жизнь группы. Религия возникла из потребности ощущения праздника. Священнодействия — коллективные религиозные церемонии и ритуалы — источник радости и возвышенного состояния духа.

Главный признак религии — совершение обрядов, направленных на священные объекты, от манипулирования которыми увеличивается солидарная сила группы, крепнет общее сознание, поддерживающее дух индивидов и придающее им уверенность, необходимые в жизни.

Религия,

во-первых, социально - детерминированное явление;

во-вторых, воплощение в коллективном сознании представлений о социальной реальности;

в-третьих, явление, имеющее функциональные социальные последствия, т.е. явление, удовлетворяющее определенные социальные потребности.

«Религия есть продукт социальной среды». Истинным источником религиозности является «собравшаяся вместе группа». Религия — особая форма выражения тех общественных сил, которые подчиняют себе индивидов. Бог верующих лишь «фигуральное выражение общества». Общество — автор и предмет религиозного культа и догматов; оно создает религию и вызывает религиозное поклонение; оно бог и верующий одновременно.

Религия — символическая система, система знаков, в которой социологический анализ должен увидеть реальность, служащую ее базисом, т. е. общество.

Главные функции религии:

1. общественная интеграция,

2. порождение (генезис) культуры,

3. трансляция культуры (воспроизводящая),

4. дисциплинарная (принуждения и контроля),

5. эйфорическая (создание радостного чувства социального благополучия).

Религия позитивно влияет на общество.

Все религиозные обряды подразделяются на два вида — негативные и позитивные.

Цель негативных — резко разграничить священное и светское, предотвратить осквернение священного светским, приблизить человека к священному ценой самоотречения, самоуничтожения или крайнего аскетизма.

Задача позитивных обрядов — приобщение верующих к священному миру.

Религия вечна, поскольку всегда будет существовать необходимость облекать отношения человека и общества в идеологическую форму. Область традиционной религии все более и более сужается.

М. Вебер:

Понятия религии и социальности тождественны.

Магические и культовые действия всегда имеют посюсторонние цели — это прежде всего регулирование погоды (вызывание дождя, укрощение бури и т. д.), лечение болезней (в том числе изгнание злых духов из тела больного), предсказание будущих событий и пр.

Магическое и ритуальное действие «по крайней мере относительно рациональное».

Предметом социологии должны быть мировые религии, предполагающие сравнительно высокий уровень социальнойдифференциации, значительное интеллектуальное развитие, появление личности, наделенной, ясным самосознанием.

Для священнослужителя необходима индивидуальная харизма — совокупность необычных, сверхъестественных способностей индивида, благодаря которым он в состоянии быть магом, шаманом, пророком, основателем новой религии. Эти способности представляют собой огромную социальную силу, но силу иррациональную.

Особенности религии зависят от специфики деятельности ее носителей.

Магические элементы наиболее характерны для религий земледельческих народов и — в рамках высокоразвитых культур — для крестьянского сословия; вера в судьбу, рок составляет характерную принадлежность религии народов-завоевателей и военного сословия; рационалистический характер носит религия городских сословий, в частности ремесленников, которые меньше, чем земледельцы, зависят от внешних, природных условий и в большей степени — от ритмически правильного, рационально организованного трудового процесса.

Поскольку мировые религии возникают и распространяются не среди одного сословия, то в них присутствует в своеобразных сочетаниях целый ряд различных моментов.

В религии соединены два начала: этически-рациональное и иррационально-магическое.

Вебер дает классификацию религий в соответствии с тем, какие именно социальные слои были главными носителями этих систем.

Носитель конфуцианства — организующий мир бюрократ.

Носитель индуизма — упорядочивающий мир маг.

Носитель буддизма — странствующий по миру монах-созерцатель.

Носитель ислама — покоряющий мир воин.

Носитель христианства — бродячий ремесленник.

Если для наиболее привилегированных, аристократических слоев, как правило, характерна направленность интересов на посюсторонний мир, стремление упорядочить (конфуцианство), организовать (индуизм), просветлить, освятить его, то в «религии париев» (социальных низов) на первый план выступают эсхатологические мотивы, устремления к потустороннему.

Носителями «религиозности париев» никогда не были рабы или свободные поденщики. Наиболее активными в религиозном отношении среди непривилегированных слоев являются мелкие ремесленники, обедневшие выходцы из более привилегированных слоев.

Классификация религий на основании их различного отношения к миру.

Для конфуцианства характерно приятие мира; для буддизма, напротив, характерны отрицание и неприятие мира; ислам, христианство, зороастризм принимают мир на условиях его улучшения и исправления.

От того, принимается ли мир и в какой мере, зависит отношение религиозной этики к сфере политики, вообще к власти и насилию.

Религия, отвергшая мир, как правило, аполитична, она исключает насилие.

Там, где мир полностью принимается, религиозные воззрения легко согласуются со сферой политики, магические религии вообще в противоречие с политикой не вступают.

Мировые религии носят, как правило, сотериологический характер.

Проблема спасения — одна из центральных в религиозной этике.

Классификация религий в зависимости от того, какие пути спасения они предлагают.

Возможны два основных варианта: спасение через собственные действия (буддизм) и спасение с помощью посредника — спасителя (иудаизм, ислам, христианство).

В первом случае методами спасения являются либо ритуальные культовые действия или церемонии, либо действия социальные (любовь к ближнему, благотворительность, забота о ближних в конфуцианстве), либо, наконец, самоусовершенствование.

Во втором случае (спасение через спасителя) — также несколько вариантов спасения:

во-первых, через институционализацию (принадлежность к церкви как условие спасения в католицизме);

во-вторых, через веру (иудаизм, лютеранство);

в-третьих, через милость предопределения (ислам, кальвинизм).

Вебер различает пути спасения, зависящие от внутренней установки.

Обнаруживает два разных типа: спасение через активное этическое действие и спасение через мистическое созерцание.

В первом случае верующий осознает себя как орудие божественной воли; необходимым условием этического характера его деятельности является аскеза.

Тут возможны два случая:

или целью является бегство от мира — и тогда аскетизм есть средство освобождения от всех уз, связывающих человека с миром,

или же целью является преобразование мира (кальвинизм) — и здесь аскеза служит целям мирской экономической, научной и другой деятельности.

Второй — созерцательный — путь имеет целью достижение состояния мистического просветления, покоя в божественном.

Средством здесь служит тоже аскетизм; как и в случае активной деятельности, аскетизм здесь тоже рационален.

Рационально-аскетическое поведение направлено, однако, на отрешение от посюстороннего мира и погружение в сознание бесконечного.

Религия — последняя, далее несводимая основа всех ценностей.

Какой человек отважится «научно опровергать» этику Нагорной проповеди, например положение «не противиться злу», или притчу о человеке, подставляющем левую и правую щеку?

Современная социология о религии.

Религия — система верований и ритуалов (обрядов), на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным.

В основе любой религии лежат:

1. Анимизм (вера в вечную жизнь бессмертной души)

2. Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства материальных и нематериальных предметов и явлений)

3. Магия (вера в возможность общения со сверхъестественным, влияния на него)

Элементами религии являются:

1. группа верующих в единый символ веры;

2. интерес к явлениям, которые считаются членами данной группы священными и сверхъестественными;

3. специфическая система верований, обычно содержащаяся в священном тексте (книге, совокупности книг);

4. образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам (обряды, ритуалы);

5. представления о должном («праведном») образе жизни (религиозный кодекс поведения)

Функции религии

1. мировоззренческая (дает человеку достаточно целостную картину мира и его места в этом мире);

2. социализации (приобщает человека к высшим духовным ценностям и нормам);

3. социального контроля (обеспечивает конформное поведение);

4. психотерапевтическая (помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни);

5. интеграционная (отражение и укрепление общественных связей);

Вопрос

65. Социальное неравенство и социальная стратификация

Социальное неравенство — условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж; это — некоторые типы взаимоотношений людей: личностное неравенство, неравенство возможностей достигнуть желаемых целей (неравенство шансов). Неравенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.), неравенство результатов; это — система приоритетов и социальных преимуществ, регулирующая факторы социального выживания, что может быть связано с выгодным положением в социальной диспозиции, легкостью перемещения в привилегированные слои, общественные слои и целым набором характеристик, которые демонстрируют повышение степени социальной свободы и защищенности. Социальное неравенство —- складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами, или слоями, населения, социальное неравенство является причиной и следствием социальной стратификации. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей, в современном обществе эту функцию обычно выполняют деньги. Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим количеством благ (богатые), а на другом — наименьшим (бедные). Богатство выражается денежной суммой, эквивалентной тому, чем владеет человек. Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Количество денег определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Социальное неравенство во властных отношениях проявляется в возможности определенного социального субъекта (социального слоя, или страты) в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Ключевое значение в измерении социального неравенства властными отношениями принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей. Социальное неравенство по уровню образования и престижу социального статуса, профессии, должности, роду занятия определяется неравенством стартовых условий или неравноценностью условий развития различных социальных слоев и страт (реальной несправедливостью, ущемлением естественных человеческих прав, созданием искусственных социальных барьеров, монополизацией условий и правил социального производства). Социальная стратификация — постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это — распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака); это — понятие, обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, неравенства. Социальная стратификация — структурирование неравенства между различными социальными общностями, сдоями или группами людей или существующая в обществе иерархическая организованная структура социального неравенства. Термин «стратификация» заимствован из геологии, где он обозначает расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Социальная стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие, или верхние, слои, которые значительно меньше по количеству входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям. Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. В соответствии с данными, видами социальной стратификации общества принято выделять критерием дохода (и богатства, т. е. накопления) критерии влияния на поведение членов общества и критерии, связанные с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются обществом. Социальная стратификация, фиксирующая естественное и социальное неравенство между людьми, устойчиво поддерживается и регулируется различными институциональными механизмами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является условием упорядоченного существования любого общества и источником его развития.

 

66. Типы социальной стратификации

В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страны в другую никак официально не ограничены. Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничившая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. С точки зрения эффективности производства использование рабов связано с рядом проблем: казарменная система рабства не подразумевает воспроизводства рабов, и их приходиться приобретать либо путем покупки на рынке, либо в ходе завоеваний, Таким образом, для системы рабства характерна острая нехватка рабочей силы; общество нуждается в развитой системе политического надзора из-за постоянной угрозы восстания рабов; рабов трудно заставить выполнять требующие квалификационного труда задачи при отсутствии системы дополнительного стимулирования. Все это говорит о том, что рабство не обеспечивает основы долговременного экономического роста. Рабство предполагает существование частной собственности, с точки зрения марксизма являясь скорее экономической, а не политической категорией. Хотя в рамках марксизма рабовладение часто рассматривается как отдельный способ производства; его систематическое социологическое изучение практически не предпринималось, и характер перехода от рабовладения к феодализму остается неясным: в частности, с точки зрения исторического опыта, граница между крепостным правом при феодализме и рабством подвижна и неопределенна.

Каста — социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. В данном типе социальной стратификации касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Кастовая система представляет собой пример социальных групп, исключенных из очищающих ритуалов. Классический тип кастовой стратификации существует в Индии на основе индуизма. М. Вебер полагал, что кастовая система препятствовала развитию капитализма в Индии, по крайней мере, по трем причинам: структурирование системы не позволяло городским «средним классом» связать права человека со свободой собственности, на чем покоится капитализм; разнообразие законов в каждой касте препятствовало появлению общей и «универсальной» законодательной системы, подходящей к капиталистическому развитию; ритуальные стереотипы о связанных с кастой трудовых обязанностях мешалимобильности рабочей силы и применению новых технологий.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий, Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество делилось на высшие сословие (дворянство, духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровню, профессий, чинов.

Классовый тип социальной стратификации более подвижен по сравнению с другими, границы между классами никогда не бывают ясно очерченными. Принадлежность индивида к классу должна быть достигнута им самим, а не просто быть «данной» от рождения. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных «(равенством во владении и контроле над материальными ресурсами. Главное основание классовых различий заключено в неравенстве между оплатой и условиями труда, оно действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом.

 

Вопрос

Понятие социальной мобильности, ее виды и типы

Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса.

Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида... от одной социальной позиции к другой», Существует два основных вида социальной мобильности - м ежпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают наиболее высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую позицию, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности — пример восходящей мобильности, разжалование — нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит геогра фическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других;

групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:

социальный статус семьи;

уровень получения образования;

национальность;

пол;

физические и умственные способности, внешние данные;

получение воспитание;

место жительства;

выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным.

Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.

Например, нашествие груннов, ломбардов, готов нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Варвары основывали новые династия, и появлялась новая знать.

Как показал на огромном историческом материале п. Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

социальные революции;

иностранные интервенции, нашествия;

межгосударственные войны;

гражданские войны;

роенные перевороты;

смена политических режимов;

замена старой конституции новой;

Крестьянские восстания;

междоусобная война аристократических родов;

создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.013 с.)