Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные организации: типология, модели функционирования, патология.

Поиск

Соц. орг. - система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определённых целей, т. е. организация как элемент соц. структуры.

Соц. организации имеют ряд основных черт:

1) Они создаются для реализации определённых целей.

2) Члены организации распределяются по иерархической лестнице, соответственно ролям и статусам. Т. о. соц. орг. - сложная система, связанных между собой социальных позиций и ролей, входящих в неё членов.

3) Разделение труда, его специализация по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая подсистема координирует функционирование горизонтальных структур.

4) Хар. черта орг. - управляющие подсистемы формируют свои мех-мы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов орг-ии. В числе важнейших средств знач-ую роль играют институциональные или внутриорганизационные нормы.

Соц. орг. хар-ся синергетическим эффектом (общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий его субъектов).

Типология соц. орг-ий.

Сущ-ет много типологий соц. орг-ий, нонаиболее распространённой явл-ся деление на формальные и неформальные. Главным критерием разделения служит степень формализации сущ-их в системах связей, статусов и норм.

1) Формальная орг. Основные элементы форм. орг-ии (по сути дела, мех-зм функционирования):

а) Разделение труда. Разд. тр. в орг-ии выступает в виде должностей, за каждой из которых закреплены определённые функции. Должностные позиции образуют иерархическую структуру: во-первых, по сходству функциональных задач (в различных орг-ых подразделениях), во-вторых. по принципу руководства - подчинения (в лестнице зависимостей). Должностные функции выступают здесь и как определённые полномочия. Такая структура должностей явл-ся в то же время и структурой власти.

б) Система коммуникаций, образующая каналы организационных связей. Эти каналы обеспечивают прохождение деловой инф-ии и явл-ся средством служебного общения.

в) Различные регуляторы, нормирующие и планирующие её деятельность. К ним относятся принятые нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и формы вознаграждения, стимулирования и принуждения.

Форм. орг-ия рациональна и безлична.

2) Неформ. орг-ия. Проявляется на практике в двух вариантах: внеформальная и соц.- психологическая.

Внеформ. орг. - спонтанно развиваемая членами данной орг-ии система связей. отношений, деятельности, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных. Следовательно, осн. черты (по сути дела, мех-зм функционирования):

а) спонтанность (незапланированность возникновения),

б) сущ-ие и функц-ие параллельно с форм. орг-ей,

в) служебное, деловое содержание,

Обычно, внеформ. орг-ии компнесируют недостатки форм-ой.

Соц.-психологическая орг. Эта система отношений не имеет производственного назначения, поводом для её возникновения явл-ся взаимный интерес. Т.о.

эта орг-ия представляет собой спонтанную общность людей, основанную на их личном выборе. Осн. эл-ты (мех-зм функц-ия):

а) лидерство (фактор самоуправления),

б) престиж (шкала признаний, в соответствии с которой каждый занимает свою позицию, по сути социометрия),

в) сетименты (симпатии, привязанности... и неприязни, антипатии...)

Организационная патология. Может быть сведена к понятию дисфункции. Орг. дисфункция означает целенедостижение.

1) Патология организационного строения:

а) Господство структуры над функцией (возникла проблема - создаём организацию). Это приводит к росту бюрократизма.

б) Бюрократизм (рутина, неразбериха, аппаратность).

в) Стагнация (потеря способности реагировать на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды и развиваться).

2) Патология управленческих решений:

а) "Маятниковые" управленческие решения (новое решение заменяет прежнее лишь на время, после чего происходит возвращение к старому, т. е решение колеблется, как маятник, от одной крайности к другой).

б) Дублирование организационного порядка. Организационный порядок - форма самоорганизации, механизм соц. управления. В нашей деловой культуре не признана ценность организационного порядка и его постоянно пытаются подпирать дополнительными управленческими воздействиями

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.005 с.)