Основные черты социал-демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты социал-демократии



Характерные черты социал-демократической доктрины, которая воплощена в концепции демократического социализма:

· социализм – общественной строй, который достигается нев результате классовой борьбы и революционной ликвидации капитализма, а путем реформ;

· в экономической сфере – сохранение частной собственности и функционирование других форм собственности, т.е. поддержка идеи смешанной экономики;

· государственное регулирование экономикой;

· национализация крупнейших компаний;

· самоуправление рабочих коллективов и фермеров;

· участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики;

· участие трудящихся в принятии решений на уровне компаний и предприятий;

· разработка и поддержание социальных программ, направленных на обеспечение роста среднего класса, достижения высшего уровня политической, социальной, экономической свободы, социального равенства и справедливости, особенно в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации;

· в международном плане – разработка и поддержание программ, обеспечивающих стабильность в мире.

Как следует из основополагающих документов Социнтерна, демократический социализма – это "общественная модель, которая на базе парламентской демократии и правового государствапостепенно шаг за шагом устраняет недостатки и классовую разобщенность, осуществляет демократию в государстве, экономике и обществе ….. равно как и личную и духовную свободу и тем самым завоевывает и охраняет свои ценности: свободу, справедливость и солидарность."

Современная Социал-демократия

На современном этапе социал-демократическая идеология - одна из трех наиболее влиятельных: она объединяет партии этой направленности в более, чем ста государствах мира. Наибольший успех социал-демократия достигла в странах Западной и Северной Европы, всему миру известны имена Вилли Брандта (председатель Социнтерна, федеральный канцлер ФРГ в 1969-1974 г.г.), Улофа Пальме (премьер-министр Швеции в 1969-1976 г.г. и 1982-1986 г.г.), Франсуа Миттерана (президента Франции в 1981-1995 г.г.), Фелипе Гонсалеса (первый секретарь Испанской социалистической рабочей партии, возглавивший испанское правительство в 1982 - 1996 г.г.) и др.

Социал-демократы создали свою организационную структуру в Европарламенте – Социалистическая группа европейского парламента (СГЕП). По результатам выборов в этот орган стран Евросоюза с конца 79-х годов СГЕП является самой многочисленной. Выработав общую позицию по многим политическим и экономическим вопросам, они реально влияют на развитие Европы и мира.

Социалистические идеи разделяют и партии других направлений: "зеленые" (входившие в коалиционное правительство ФРГ до 2006г., возглавляемое социал-демократом Г. Шредером); христианские партии, проповедующие идею избавления трудящихся от эксплуатации и бедности путем морально-религиозного самоусовершенствования, сохранения частной собственности и осуждения классовой борьбы и социальных революций

Фашизм и анархізм

Фашизм (итал. fascismo, fascio – пучок, связка, объединение) – политическое и идеологическое течение, возникшее в Западной Европе в период кризиса капиталистического (индустриального) общества в 30-е гг. xx в. и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Отрицает как либерально-демократические, так и эгалитарно-социалистические ценности, является одной из разновидностей тоталитаризма. Политические аспекты идеологии фашизма содержатся в работах известных функционеров итальянского и германского фашизма А. Рокко и А. Розенберга, а также руководителей фашистского движения А. Гитлера («meine kampf» – «Моя борьба») в Германии и Б. Муссолини в Италии.

Основные идеи фашизма:

– необходимость применения крайних форм насилия для подавления инакомыслия и оппозиции;

– антикоммунизм;

– шовинизм, расизм – теория расового неравенства и превосходства соответствующей расы, антисемитизм;

– националистические геополитические концепции;

– широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики;

– всевластие государственной машины, государственного аппарата («теория тотального государства»);

– максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей; способность путем националистической и социальной демагогии политически активизировать население;

– вождизм – принцип фюрерства национал-социалистической организации;

– захватническая и агрессивная внешняя политика.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фюрер является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей.

Идеология фашизма отождествляет общество с нацией, а нацию – с государством. Интересы государства неизмеримо выше интересов отдельных индивидов, групп и организаций. Мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Кроме фашистской партии – единственного носителя власти и судеб государства, не имеют права на существование никакие другие партии с их межпартийной борьбой. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Чтобы бороться с инакомыслием, в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были уничтожены многие десятки тысяч демократов, деятелей культуры и противников фашизма, миллионы евреев, славян и просто представителей «неарийского» населения.

Вторая мировая война, развязанная фашистскими государствами – Германией, Италией и другими, принесла величайшие бедствия народам мира. В ее ходе погибло более 50 млн человек. Разгром в 1945 г. фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской и антифашистской коалиции нанес решающий удар по фашизму и содействовал возрождению демократических государств.

Сегодня в политической науке сло­жилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности по­литических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX века и служивших по­пулистским средством выхода этих стран из послевоенного кри­зиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, бази­ровавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные дей­ствия властей во имя блага преданного ему населения), пропове­довала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был и национал-соци­ализм Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («гер­манский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организа­ции власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа – «арийской расы». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «кулътуросозидающих рас» (к настоящим ариям были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих куль­туру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и пред­полагала политику экспансионизма, дискриминации и террора. Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют уви­деть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг. XX века, Португа­лии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943—1955), Греции конца 60-х гг. XX века, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирую­щуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняет задачи захвата и использования власти.

Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп об­щества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистические, ни религиозные и дру­гие идеологии, стоящие на принципах политического переуст­ройства общества, сохраняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикаль­ные средства для обеспечения этим группам требуемого общест­венного статуса.

Поэтому общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходст­во в ущерб другим социальным группам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Это позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизо­ванного облика общества.

Анархизм

Анархизм возник почти два века назад Для анархизма характерны два направления: анархо-индивидуализм и анархо-коммунизм

Основные идеи анархо-индивидуализма сформулированы в XIX в немецким философом Макс Штирнер и французским философом Пьером Жозефом Прудоном! Деи анархо-индивидуализма сводились к тому, что новое су успильство должно базироваться на приоритете личности, на эгоизме Учитывая, что государство и личность несовместимы, анархо-индивидуализм выступил против государства, любой централизованной власти Ма йбутне общество представлялось анархо-индивидуалистам как общество обмена услуг, соглашения мелких собственников, в котором нет антагонизма, т.е. непримиримости классов, социальных слоев, насилия, достигнут в взаимного договора Это учение, названное Прудоном теорией взаимности, расценивалось марксизмом как одна из форм мелкобуржуазного утопизма Суть \"теории взаимности\" заключается в том, что в новом обществе рабочий класс должен стать на путь соглашения с буржуазией, заключить с ней взаимный догувзаємний договір.

Теоретики анархо-коммунизма Михаил Александрович Бакунин и Петр Андреевич Кропоткин ставили главной целью освобождение человека от насилия Осуществление освобождение человека от насилия повязкам язувалось ь с отмиранием государства, созданием безгосударственного социально справедливого общества, при котором народ избавится от принуждения какой бы то ни было власти - политической, экономической, духовной! Дея Карл а Маркса о необходимости установления диктатуры пролетариата подвержена Михаилом Бакун-ным острой критике Несбыточность Маркса идеи о диктатуре пролетариата объяснил тем, что весь рабочий класс вод ночас быть диктатором не сможет Диктатура пролетариата постепенно окажется в руках руководящего меньшинства отстаивать не народные, а свои интересы, защищать свой привилегированный стастан.

Вследствие этого состоится перерождения пролетарского государства С установлением государственной собственности укрепится экономический фундамент господства \"красной бюрократии\" Сформируется политическая система, которую М Михаил Бакунин назвал авторитарный коммунизм илиомунізм або государственный социализм Логичность рассуждений и правомерность выводов подтверждена практикой казарменного варианта централистскую-государственного социализма Вместо \"государственного социализма\" с его централизованным управлением \"зг горы вниз \"Михаил Бакунин предлагал построить социалистическое общество, в котором будет осуществлен принцип самоуправления народа, создана федеральная свободная организация\" снизу вверх \"рабочих асоц иаций, общин, волостей, областей и народов Достигается социалистическое анархическое общество путем социальной революции, осуществляемой одновременно во всех странах мирій водночас в усіх країнах світу.

Анархо-коммунистическая теория Петра Кропоткина разработана на основе широких обобщений в сфере естественных и общественных наук Петр Кропоткин исходил из того, что человечество может организоваться в свободное са рядування, ассоциации и союзы в соответствии с естественными законами На основе договора, добровольно заключенного между ассоциациями, создаваться федерация, в которой Петр Кропоткин увидел \"коммунистическую форму сп ивжиття \"В такой федерации человек избавится от насилия идет от государства Человек станет свободной Частная собственность, порождает несправедливость, заменяется общественной Сбудется распределение по принципу: \"От каждого по его силой, каждому по способностям\" Состоится сближение между промышленной и сельскохозяйственной, умственным и физическим трудом Всем этим будет характеризоваться общество \"своб ого коммунизма \"Вернувшись в 1917 г в Россию, Петр Кропоткин поздравил Октябрьскую революцию, дал высокую оценку Советам, которые рассматривал как народные (\" низовые \") ассоциации, самокеруються, способны воплотить идет али \"свободного коммунизма\" Но вскоре вынужден пересмотреть свое отношение к Советам, потому что участие масс в их деятельности все больше подменялась диктатурой партии большевиков На это Петр Кропоткин не однократно указывал Владимиру Ленину, напоминая, что террористы периода Великой французской революции фактически стали ее \"могильникамиВеликої французької революції фактично стали її "могильниками".

Теория анархизма пустила свои корни в международном рабочем движении В начале ХХ века сформировалась течение анархо-синдикализма, особенно широко распространилась в Италии, Франции и Испании В России, а пиз знише в Югославии, анархо-синдикализм нашел развитие в период становления социалистического общества Анархо-синдикалисты утверждали, что не политические партии, а профсоюзы (синдикаты) является ударной сил й в битвах с капитализмом В со-циалистичному обществе профсоюзы заменят государство, утвердится обмен свободных производителей, конфедерация профсоюзов через сеть профсоюзных организаций и Объединенных ь руководить обществом и направлять развитие общества Возрождения в конце 80-х годов анархистской течения произошло в России, Украине и других независимых государствах Содружества Состоялись уста новчи конференции и с \"езды, конфедерации анархо-синдикалистов (КАС), анархистских объект объединений в Киеве, Харькове, Донбассе и других регионах Украины Конференции и с\" езды провозгласили, что Конфедерация анархо-синдикалистов является \"независимой политической организацией непартийного типа\", не ставит задачу захвата власти Ее платформа составляет синтез различных направлений анархизма: анархо-индивиду лизма, анархокомунизму и анархо-синдикализма, охватывает общую для них борьбу против бюрократического централизма ведомственного и партийного диктата, за освобождение личности и общества на основе са моврядування Для современного анархо-синдикализма характерные общецивилизованного черты гуманизма, индивидуальной свободы и социальной справедливости, несовместимые ни с какой диктатурой, классово-партийно ю исключительностью тощою винятковістю тощо.

Анализ основных течений анархизма позволяет сделать вывод, что нельзя характеризовать анархо-индивидуализм, анархо-коммунизм, анархо-синдикализм как антикоммунистические, отлучать от мировой социалистич ческой ДУМК.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.012 с.)