Тема 10. Реформы «сверху» и кризис советской системы. 1953-1984 гг.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Реформы «сверху» и кризис советской системы. 1953-1984 гг.



Осложнение международной обстановки, распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства, восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США.Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий. Создание социалистического лагеря. Ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса. Корейская война 1950 – 1953 гг. Советский Союз.Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытка обновления «государственного социализма». Экономическая и социальная политика Н.С. Хрущева. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962). Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель» сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964 – 1984 гг. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР. Диссидентское движение: предпосылки, сущность, квалификация, основные этапы развития. Стагнация и предкризисные явления в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Власть и общество в первой половине 1980-х гг.

Тема 11. Россия на современном этапе. 1985- 2015 гг.

Системный кризис социализма в СССР в середине 1980-х годов. Необходимость политических и социально-экономических преобразований. Приход к власти нового политического руководства во главе с М. Горбачевым. Курс на ускорение развития страны и противоречивость его реализации. Политика перестройки и крах сталинской модели социализма. Трудности и противоречия в осуществлении перестройки. «Новое мышление» во внешней политике. Отказ от конфронтации в международных отношениях. Окончание холодной войны. Крушение социализма в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Воссоединение Германии. Отказ СССР от поддержки марксистских режимов в странах «третьего мира». Вывод войск из Афганистана. Национальные противоречия. Политический кризис августа 1991 г. как выражение борьбы альтернатив дальнейшего развития страны. Провал перестройки. Уход М. Горбачева в отставку. Роспуск КПСС. Распад СССР. Изменение экономического и политического строя в России после 1991г. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» 1990-х гг. Преодоление товарного дефицита, разгосударствление предприятий, появление частной собственности, развитие рынка, конкуренции, свободного ценообразования. Проблема организации власти в России. Борьба за властные полномочия между исполнительной и законодательной властью. Конституционный кризис 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Создание президентско-парламентской республики. Национальный вопрос. Проблема целостности Российского государства. Войны в Чечне и их последствия. Трудности в реализации западной модели капитализма. Нежизнеспособность политической демократии. Кризис политических партий и общественных движений в России. Экономические кризисы 1998, 2008 и 2014-2015 гг. Социальная цена реформ. Поляризация общества на богатых и бедных. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе. Россия в системе мировой политике и международных связей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе преподавания дисциплины используются как традиционные формы обучения (лекции и семинарские занятия) так и инновационные, направленные на формирование и закрепление практических навыков студентов, развитие способности критического взгляда на проблемы истории и современности. К ним можно отнести групповые дискуссии, защиту проектов, презентации, посещение спектаклей на исторические темы и выставок исторических документов, встречи с представителями науки с последующим написанием отзывов и эссе, брей - ринги, коллоквиумы, анализ дискуссионных статей по актуальным вопросам истории. Для контроля знаний студентов используются тесты входного контроля, экспресс - тесты в процессе обучения, тест промежуточного контроля, собеседования.

Необходимой формой являются консультации студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов, сообщений, рефератов.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает перечень вопросов (тем докладов, сообщений и других заданий) для подготовки студентов к практическим занятиям, темы рефератов и эссе для студентов дневного обучения, задания и методические указания для студентов-заочников, а также литературу для самостоятельной работы.

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Предмет, методы изучения, значение (2 часа)

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы для обсуждения:

1) История как предмет изучения;

2) Значение изучения исторического прошлого для настоящего и будущего России;

3) Организация и методика работы студентов в процессе изучения курса «Истории».

Тема 2. Истоки и развитие русской государственности. VI - XVI вв. (8 часов)

Занятие 1. Работа с текстом, тестом, структурно-логической таблицей и картой по теме «Догосударственная организация славянского общества. Древняя Русь в IX - XIII вв.» (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Проблема этногенеза восточных славян, их хозяйственная деятельность, общественный строй, религия и отношения с другими этносами;

2) Особенности политического и социально-экономического строя Киевской Руси;

3) Политическая дезинтеграция русских земель. Сравнительный анализ экономических моделей развития основных центров государственности;

4) Внешнеполитическое положение Древней Руси в IX-XIII вв.;

5) Дискуссионные вопросы в отечественной историографии по истории Древней Руси.

Задания:

1) Изучить по теме «Восточные славяне» текст с ошибками, исправить и дать правильные ответы.

2) Ответить на вопросы теста по теме «Древнерусское государство», выявить и исправить неверные ответы.

3) Заполнить структурно-логическую таблицу «Альтернативы общественного развития Древней Руси в эпоху раздробленности».

4) Работа с картой по внешней политике Древней Руси.

5) Подготовить сообщения по спорным проблемам истории Древней Руси.

Занятие 2. Развернутая беседа по теме " Московское государство в XIV- начале XVI вв." (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Предпосылки и особенности процесса государственной централизации русских земель;

2) Начало объединения русских земель вокруг Москвы;

3) Возникновение единого Российского государства. Иван Ш и Василий Ш;

4) Основные черты экономического и социально-политического устройства Руси в период объединения земель;

5) Историческое значение образования единого Российского государства.

Задания:

1) Подготовиться к дискуссии о причинах возвышения Москвы;

2) Обсудить проблему альтернатив развития русской государственности;

3) Дать политическую характеристику Ивану Калите и Ивану Ш;

4) Раскрыть вопрос о возникновении крепостного права в России (сообщение).

5) Сделать выводы об историческом значении объединения русских земель.

Занятие 3-4. Презентации на тему "Московское государство в XVI в. Альтернативы развития" (4 часа)

Контрольные вопросы:

1) Московское государство в первой половине XVI в. Основные тенденции политического и социально-экономического развития. Василий III и Елена Глинская.

2) Реформы Избранной рады как средство движения по европейскому пути развития и их результаты.

3) Политика опричнины – поворот к азиатской альтернативе развития страны и ее последствия.

4) Оценки личности и правления Ивана Грозного в исторической литературе: аргументы за и против.

Задания:

1) Изучить имеющиеся источники и историческую литературу по теме дебатов;

2) Посмотреть документальные и художественные фильмы, посвященные Ивану IV.

3) Познакомиться с произведениями дореволюционных историков по данной проблеме.

Подготовиться к презентации и полемике по дискуссионным вопросам темы.

Тема 3. Россия в XVII в. Начало перехода к новому времени (4 часа)

Занятие 1. Развернутая беседа по теме «Кризис российской государственности в конце XVI – начале XVII вв.» (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) «Смутное время» конца XVI- начала XVII в.;

2) Эволюция политического строя России при первых Романовых;

3) Восстановление экономики и первые попытки ее модернизации в XVII в.;

4) «Бунташный век». Социальные конфликты XVII в.;

5) Начало «обмирщения» русской культуры.

Задания:

1) Подготовить и выступить с сообщением о понятии «Смута» и трактовке ее причин в исторической литературе;

3) Обсудить проблему: «Альтернативы развития страны в годы Смутного времени»;

4) Провести сравнительный анализ признаков сословно-представительной и абсолютной монархии в государственном строе России XVII в.

5) Рассказать о модернизационных процессах в экономике России XVII в.

6) Заполнить хронологическую таблицу «Социальные конфликты XVII в.»;

7) Заслушать сообщение «Русская культура на пороге новой эпохи».

Занятие 2. Работа с таблицами, тестом, заслушивание сообщений по теме «Московское государство при первых Романовых» (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Эволюция политического строя России при первых Романовых;

2) Восстановление экономики и первые попытки ее модернизации в XVII в.;

3) «Бунташный век». Социальные конфликты XVII в.;

4) Начало «обмирщения» русской культуры.

Задания:

1) Самостоятельно подготовить, обсудить и заполнить структурно логическую схему «Сравнительный анализ признаков сословно-представительной и абсолютной монархии в государственном строе России XVII в.»;

2) Решить после обсуждения тест « Экономическое развитие России в XVII в.

3) Заполнить хронологическую таблицу «Социальные конфликты XVII в.»;

4) Заслушать сообщение «Русская культура на пороге новой эпохи».

Тема 4. Российская империя в XVIII в. (2 часа)

Коллоквиум по теме «Модернизация экономики России в XVIII в.»

Контрольные вопросы:

1) Исторические предпосылки модернизации российской экономики;

2) Экономические реформы Петра I: необходимость, содержание, результаты;

3) Основные тенденции и характерные черты экономической модернизации во второй четверти XVIII в.;

4) Экономика России при Екатерине Великой: расцвет или начало разложения крепостнической системы;

5) Итоги экономического развития России в XVIII в.

Задания:

1) Изучить источники и литературу по теме коллоквиума.

2) Принять участие в обсуждении проблем экономического развития России в XVIII в. на практическом занятии.

Тема 5. Россия на путях модернизации общества в XIX в. (2 часа)



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.01 с.)