Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с тестом, таблицей по теме «Противоречивость российской модернизации XIX в.»

Поиск

Контрольные вопросы:

1) Реформы и контрреформы в политической системе XIX в.;

2) Крестьянский вопрос: этапы его решения в XIX в.;

3) Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное

Задания:

1) После обсуждения решить тест по проблеме «Реформы и контрреформы в политической системе XIX в.»;

2) Заполнить структурно-логическую таблицу «Отмена крепостного права в России» с разделами: хронологические вехи освобождения крестьян, содержание указов по отмене крепостного права, результаты;

3) Дать сравнительный анализ промышленного переворота в Европе и России (сообщение)

 

Тема 6. Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX в. (2 часа)

Конференция по теме «Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX в.»

Контрольные вопросы:

1) Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взаимоотношений;

2) Теоретические основы российского консерватизма;

3) Формирование либеральной альтернативы и его особенности;

4) Радикальная альтернатива: становление и развитие.

Задания:

1) Подготовить сообщение по теме «Консерватизм в поисках политического и социального идеала»;

2) Сделать доклад по теме «Общественно-политические взгляды Б.Н.Чичерина»;

3) Выступить с сообщением по теме «Теория общинного социализма в трудах А.И. Герцена и Н.Г.Чернышевского»;

4) Подготовить выступление по теме «Пионеры марксизма в России».

Тема 7. Россия на рубеже XIX – XX вв. (2 часа)

Развернутая беседа по теме « Особенности социальной структуры, экономического и политического строя России в конце XIX – начале XX в. »

Контрольные вопросы:

1) Особенности социальной структуры российского общества на рубеже XIX-XX вв.;

3) Экономическая модернизация России в конце XIX – начале XX вв.;

4) Русская деревня в начале XX века;

5) Эволюция государственной власти на рубеже XIX-XX вв.;

Задания:

1) Изучить перепись населения 1897 г. и рассказать об особенностях социальной структуры российского общества на рубеже XIX-XX вв.;

2) Сделать сообщение на тему «Индустриализация под руководством С.Ю. Витте и ее результаты»;

3) Обсудить споры вокруг аграрного вопроса и крестьянскую реформу П. Столыпина;

4) Доказать, что в начале XX века Россия двигалась к конституционной монархии.

5) После обсуждения заполнить структурно-логическую схему «Основные политические партии России» на рубеже XIX-XX вв.


Тема 8. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса 1914-1917 гг. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Мифы о Великой войне;

2) Февральская революция и падение монархии в 1917 г. как следствие войны;

3) Великая война и события в России в марте - октябре 1917 г.

Задания:

1) Просмотреть документальные и художественные фильмы о первой мировой войне. Среди рекомендуемых документальных кинолент: «Первая мировая война в цвете» режиссера Д. Мартина (2003), сериал «Великая и забытая» (2010). Ведущий Виктор Правдюк. К известным художественным фильмам по данной тематике относятся: «На западном фронте без перемен» режиссера Л. Майлстоуна (1930), «Великая иллюзия» режиссера Ж. Ренура (1937), «Галлиполи» режиссера П. Уира (1981), «Счастливого рождества» режиссера К, Кариона (2005), сериал «Гибель империи» режиссера В. Хотиненко (2005).

2) Подготовить на основе просмотренных фильмов сообщения и презентации по вопросам практического занятия.

Тема 9. Формирование и сущность советского строя. 1917-1953 гг. (4 часа)

Занятия 1-2. Защита проектов по теме «Советские модели социалистической экономики в 1917 – 1953гг.»

Контрольные вопросы:

1) Становление большевистского режима в 1917-1920 гг. Политика «Военного коммунизма»;

2) Сущность и противоречия НЭПа;

3) Сталинский вариант модернизации страны, политика индустриализации и коллективизации;

4) СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Роль тружеников тыла в победе над гитлеровской Германией.

5) Послевоенный период в истории Советского государства. Восстановление народного хозяйства. 1946-1953 гг.

Задания:

1) Подобрать 15 исторических терминов по периоду, составить из них кроссворд, дать расшифровку на отдельном листе (50% терминов - по экономике);

2) Выбрать 15 важнейших дат изучаемого периода и оформить их в виде таблицы (50% дат - по экономике);

3) Выделить 15 наиболее известных деятелей советской эпохи, разместить их в таблице, указав имя, портрет, заслуги перед страной.

4) Дать анализ одного-двух документов по проблемам экономики;

5) Изучить различные точки зрения по вопросам экономического развития советского государства:

6) Оформить проект отдельной папкой, защитить его на практическом занятии.

Тема 10. Реформы «сверху» и кризис советской системы. 1953-1984 гг. (2 часа)

Интеллектуальная игра брей – ринг по теме «Кризис советской экономики и попытки ее реформирования в 1953-1984 гг.»

Контрольные вопросы:

1) Дискуссии о реформировании советского общества в после сталинский период

2) Десятилетие правления Н.С. Хрущева. Противоречия политики руководства в сфере экономики.

3) «Застой» в экономике и нарастание кризиса советской системы в 1966-1984 гг.


Задания:

1) Разделиться на команды, выбрать капитана, придумать название, эмблему, девиз по тематике данного исторического периода;

2) Изучить литературу и источники по теме;

3) Каждой команде подготовить небольшое представление, соответствующее выбранному названию, девизу и т. д.

4) Принять активное участие в игре, отвечая на вопросы преподавателя и зарабатывая тем самым рейтинговые баллы.

Тема 11.Россия на современном этапе. 1991-2015 гг. (2 часа)

Обсуждение научных статей В.В. Согрина по вопросам экономической модернизации России в 1991 – 2005 гг.

Контрольные вопросы:

1) Перестройка М.С. Горбачевым социалистической модели общественного устройства, экономические проекты;

2) Модернизация России в 1990-е годы в области экономики;

3) Россия в 2000-2015 гг. Основные тенденции в развитии экономики.

Задания:

1) Изучить статьи В.В. Согрина по данному периоду: «Реалии и утопии новой России», «1985 – 2005: Три превращения современной России»;

2) Подготовить сообщения по вопросам экономической модернизации страны во времена М. Горбачева, Б. Ельцина, В. Путина;

3) На практическом занятии обсудить и дать оценку взглядам В.В. Согрина на политику руководителей государства указанного периода.

6. 2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1. Крещение Руси: причины и историческое значение;

2. Культура Киевской Руси;

3. Оценки Александра Невского в отечественной историографии;

4. Новгородское вече и его роль в истории Руси;

5. Опричная политика Ивана Грозного: современные дискуссии;

6. Русская православная церковь в XV-XVI вв. и её роль в становлении единого национального Русского государства;

7. Поиск путей развития России в XVI в.;

8.Земские Соборы и их роль в государственном управлении (середина XVI – вторая половина XVII вв.);

9. Оценки крестьянских движений России в историографии;

10. Политический портрет царя Алексея Михайловича «Тишайшего»;

11.Имперский характер внешней политики Петра I;

12.Особенности культурной политики Петра I;

13.Эволюция дворянского сословия в XVIII в.;

14. Проблема дворцовых переворотов и их оценки в исторической литературе;

15. Политический портрет Екатерины II;

16. Проблема модернизации России в первой половине XIX века;

17. Александр I и Наполеон: русско-французское противостояние в начале XIX в;

18. «Священный союз» и новый облик Европы;

19. Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития;

20.Оценки движения декабристов в дореволюционной и современной литературе;

21.Консервативная идеология в общественной мысли России XIX в.;

22. Русский либерализм: споры о путях развития России;

23. Революционная идеология в России. Оценки в литературе;

24. Россия в системе международных отношений во второй половине XIX века;

25. Расцвет национальной культуры России в XIX веке;

26. Манифест 17 октября 1905 г. и эволюция государственной власти в России в начале XX века;

27. Русско-японская война 1904-1905 гг. Современные оценки;

28.Новые подходы в оценке Первой мировой войны;

29. Судьба Учредительного собрания в России;

30. Борьба за лидерства в партии большевиков в 1920-е годы;

31. Политические процессы 1930-х годов;

32.Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и его последствия;

33.Спорные проблемы Второй мировой войны;

34.Внешняя политика СССР в период «холодной» войны;

35. «Оттепель» времен Н. С. Хрущева: достижения и противоречия;

36. Диссидентское движение и «самиздат» конца 1960-1970 - х годов в СССР;

37. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева в сфере международных отношений;

38. «Политика гласности» и культура эпохи перестройки М. С.Горбачева;

39. Этнополитическая ситуация в постсоветской России;

40. Глобальные проблемы современности и Россия.

 

6.3. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению для студентов заочного обучения

Одной из основных форм обучения студентов заочников является самостоятельная работа, позволяющая в более полном объеме усвоить учебную программу. К важным видам самостоятельной работы студентов по дисциплине «История», в соответствии с учебным планом, относится написание контрольной работы в форме реферата. Обязательной частью контрольной работы является набор приложений из терминов, дат и анализа документа (или исторического портрета) по изучаемой теме.


Рекомендации при подготовке контрольной работы:

Студент самостоятельно выбирает тему из списка контрольных работ.

Объем контрольной работы –20 листов формата А4, набранных 14 шрифтом через 1,5 интервала. Поля слева, справа, снизу и сверху равняются 2 см. Шрифт - Times New Roman. Выравнивание текста - по ширине. Заголовки выравниваются по центру. Страницы пронумеровываются. Ссылки на первоисточники и литературу в тексте работы указываются в квадратных скобках (если приводятся цитаты, диаграммы, таблицы, другой цифровой материал).

На титульном листе указывается название темы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, название факультета, год написания контрольной работы.

За титульным листом следует план работы, который должен отражать название темы и соответствовать ее содержанию. В план включаются следующие разделы: введение, основная часть (с формулировками глав и параграфов), заключение, список литературы и приложения.

Содержательная часть контрольной работы состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, дается краткий историографический обзор используемой литературы, формулируются цель и задачи исследования.

Основная часть должна состоять из 2- 3-х глав, разделенных на параграфы, в которых раскрывается содержание темы.

В заключении излагаются общие выводы по теме контрольной работы.

После заключения идет страница с перечнем источников и использованной литературы. Литература составляется в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием (указанием Ф.И.О. автора, названия работы, издательства, места и года издания, количества страниц).

Контрольная работа завершается набором приложений из терминов, дат, анализа документа (или исторического портрета).

За контрольную работу, отвечающую всем требованиям, преподаватель ставит зачет. Контрольная работа, не соответствующая необходимым правилам, возвращается студенту на доработку. При повторном написании студент тему не меняет.

Темы контрольных работ объединены в блоки по периодам. Студент выбирает самостоятельно одну из них и раскрывает в соответствие с вышеуказанными требованиями. Затем в разделе приложения студент размещает и поясняет исторические термины, даты, дает анализ документа (или исторический портрет). Их перечень размещен после каждого хронологического блока. Важно выбрать те, что относятся к теме контрольной работы. При анализе документа следует ответить на вопросы: когда был написан документ, кто его автор? с какими событиями общественно-политической (или внешнеполитической) жизни он связан? какие идеи, предложения содержит документ? к каким результатам привело его появление? Помимо предложенных документов, можно подобрать и другие, для чего познакомиться с любыми хрестоматиями и сборниками документов по истории России. (Например: Хрестоматия по истории России: учебное пособие. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева Т.А.Сивохина – Любое издание).

Допускается вместо работы с источниками подготовить исторический портрет какого-либо политического (религиозного) деятеля соответствующей эпохи согласно предлагаемому ниже плану:

- условия, повлиявшие на выбор цели, формирование идеалов и характер личности, для чего кратко сообщаются сведения о жизненном пути;

-свойства личности и степень их соответствия историческим задачам, которые она решала;

-жизненные принципы и мотивы поведения;

-способы действия и средства для достижения цели;

- результаты деятельности.


Темы контрольных работ (рефератов)

Древняя Русь (IX-XIII вв.)

1. Хозяйственная деятельность восточных славян.

2. Социально- экономический уклад Киевской Руси. Дискуссия в литературе.

3. Сравнительный анализ социально-экономического развития Новгородской земли, Владимиро-Суздальского княжества, Галицко - Волынской Руси.

4. Экономические последствия монголо-татарского нашествия и политики Золотой Орды.

Термины: полюдье, погост, урок, повоз, смерд, рядович, закуп, вотчина, тиун, тысяцкий, ордынский выход, улус, баскаки, иго и др.

Даты: 862, 882, 988, 1054, 1136, 1223, 1237, 1238, 1240,1242, 1380, 1382, 1480 и др.

Личности (на выбор): Олег, Ольга, Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Чингисхан, Иларион, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской и др.

Документы: «Повесть Временных лет», «Русская правда», «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.

Московская Русь (XIV-XVII вв.).

5. Дискуссия о причинах возвышения Москвы.

6. Оценки личности и политики Ивана Грозного в исторической литературе.

7. Борьба европейского и азиатского вариантов развития России в XVI – XVIIвв.

8. Крестьянские войны в истории России: современные оценки.

9. Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев.

Термины: местничество, пожилое, поместье, соха, опричнина, Смута, заповедные лета, Земский собор, семибоярщина, «гости», мануфактура, обмирщение и др.

Даты: 1147, 1318, 1327,1328,1362, 1378, 1425-1453, 1439, 1478, 1478, 1485, 1497, 1510, 1550,1565-1572, 1581, 1589, 1598-1613, 1649 и др.

Личности (на выбор): Иван Калита, Иван III, Иван Грозный, Лжедмитрий I, Алексей Михайлович, Аввакум, Борис Годунов и др.

Документы: переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, А. Курбский «О великом князе Московском», «Соборное уложение» 1649 г., «Житие протопопа Аввакума», «Новоторговый устав» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.227 (0.01 с.)