В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России?




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России?



 

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

 

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

 

3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.

 

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжениемот реального государственного имущества основной массы населения. Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В результате приватизации изменилась структура собственности. Пятидесяти процентный рубеж частной собственности по количеству предприятий был преодолен в середине 1995 г.

 

5. Форсирование развития фондового рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка. Следует отметить, что акции приватизированных предприятий и образуемый ими фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок, берут свое происхождение из обмена на фиктивные активы в виде ваучеров и за ними не было реального инвестиционного процесса. Указанные обстоятельства существенно влияют на формирование фондового рынка и движение акционерного капитала.

 

Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в порядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий. На курсовое поведение акций названного типа влияли иные, не вполне обычные для фондового рынка факторы: стремление к перераспределению экономической власти через формирование контрольных пакетов акций. Подтверждением тому служили факты роста курса акций (в реальном измерении) при спаде производства на предприятиях. Стремительное развитие рынка фиктивного капитала сопровождалось столь же стремительным сужением и деиндустриализацией реального сектора, спад в котором к 1997 г. превысил 50% от уровня 1990 г. К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др. Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования. Собственность как экономическая категория.

 

2.3 Эффективность форм собственности России

 

 

Техническая основа российской экономики является индустриальной. Вряд ли это может вызывать какие-либо сомнения, хотя велика, как и в США, Японии и других странах, доля ручного труда. Вместе с тем имеется постиндустриальный сектор. Правда, за время жестокого кризиса, переживаемого российской экономикой, более всего пострадали и продолжают разрушаться именно постиндустриальные виды производства. Основные виды товаров, удовлетворяющие базовые потребности россиян - металл, сельскохозяйственная продукция, ткани, одежда, обувь, строительство,- производятся с помощью трехзвенной системы машин. И поскольку в экономике нашей страны преобладает индустриальная техническая основа, следовательно, для нее оказываются более эффективными именно крупные предприятия. Справедливость этого вывода усиливается для России двумя обстоятельствами: географическими размерами страны и невысоким уровнем жизни населения, неудовлетворенностью многих базовых потребностей. Когда речь идет о нехватке зерна, мяса, молока, стройматериалов, то потребность носит преобладающе стандартизированный характер и в меньшей мере - индивидуализированный, как в случае с одеждой. Следовательно, сохраняются большие возможности увеличения крупномасштабного производства, снижения за счет роста объемов выпуска издержек производства значительного, если не сказать преобладающего, круга средств существования.

 

Критика так называемой "гигантомании", засилья "монополистов-производителей" в российской экономике носит сейчас идеологический, а не экономический характер. Она отражает интересы преимущественно того круга индивидуальных капиталов, который пока еще неконкурентоспособен с крупным производством. Но эти интересы не совпадают с интересами всего общества. И не отвечают тенденции эффективного развития экономики. Как показывает практика, особенно инвестиционная, степень монополизации российской экономики гораздо ниже, чем экономики США и Японии. А по уровню концентрации капитальных вложений - на порядок.

 

Крупномасштабное производство требует как определенных форм организации, так и определенных форм собственности, которые содействовали бы реализации всех его потенциальных возможностей. Из существующих в развитых странах двух типов собственности крупных предприятий - частных корпораций и государственных предприятий - преобладают по совокупному объему производства первые.

 

В возникающих сейчас в нашей стране акционерных предприятиях открытого типа частная собственность воспроизводится со всем ее комплексом негативных моментов. Огромные трансакционные издержки на это преобразование делают нашу экономику еще менее эффективной. Ведь материальных стимулов рабочим такая форма собственности не добавляет.

 

Акционерные же предприятия закрытого типа, где акционерами являются только работники этого предприятия, формируются таким образом, что 90% акций сосредотачиваются в руках руководства предприятия и лишь 10% распределяются среди рабочих. Преодолеть ахиллесову пяту нашей экономики - недостаточность материальной заинтересованности - можно только в том случае, если процесс реформирования усилит мотивацию к труду у всех рабочих. Именно у всех, а не только у узкого слоя управленцев, частных собственников. Частные акционерные предприятия открытого типа такую возможность не дают. Они концентрируют значительные финансовые ресурсы, и это единственное их достоинство. Но они не гарантируют эффективное их использование и не обладают никакими дополнительными стимулами для рабочих.

 

Выход из этой ситуации заключается в том, чтобы не просто внедрять частные акционерные предприятия западного типа, а использовать подсказывающие решения тенденции, найденные жизнью. Реформируя нашу экономику, мы имеем возможность использовать или усилить достоинства каждой формы собственности и нейтрализовать или ослабить недостатки каждой из них. Можно использовать преимущества и государственной, и частной собственности. Для этого крупные государственные предприятия целесообразно преобразовывать в акционерные предприятия закрытого типа, предусматривая сосредоточение основного пакета акций и их равномерное распределение среди рабочих и служащих. Желая уйти от "уравниловки", нельзя допустить другой крайности - шокирующей неравномерности в доходах, чреватой социальными конфликтами. Можно, к примеру, использовать опыт американской программы передачи акционерной собственности рабочим и служащим ЕS0Р, введя потолки дифференциации дивидендов у всех занятых на предприятии. Вновь организующиеся частные крупные акционерные предприятия также целесообразно создавать не в их классическом западном варианте, а с тем, чтобы нейтрализовать, насколько это возможно, ее слабые стороны. Для усиления мотивационной функции самой собственности их также целесообразно развивать как акционерную собственность рабочих с вовлечением их в процесс управления и контроля. В таком варианте концентрируются все рожденные практикой факторы воздействия на эффективность отдельно взятого предприятия. Разумеется, традиционная форма стимулирования - зарплата и премии - также должна непрерывно развиваться. С тем, чтобы сохранить сильные стороны государственной собственности, позволяющие концентрировать ресурсы, в необходимых случаях переключать быстро и эффективно с одной цели на другую, при создании крупных акционерных предприятий с собственностью рабочих целесообразно определенный пакет акций таких предприятий оставлять во владении государственного органа, как это сейчас во многих случаях имеет место. Кроме того, долевое участие государства в рабочих акционерных предприятиях может преодолеть границу акционерных предприятий закрытого типа, связанную с ограниченными возможностями концентрации ресурсов. С тем, чтобы роль государства в управлении предприятиями была реальной и не привела к значительному росту государственных структур, рабочие акционерные предприятия целесообразно организовывать в виде крупных финансово-промышленных групп. В отличие от западных пакеты акций в них могут распределяться равномерно среди всех занятых исполнителей и управленческого персонала пропорционально эффективности их труда и не обращаться на рынке ценных бумаг. При увольнении работающего акции выкупаются предприятием. Основной пакет акций целесообразно не сосредотачивать ни у какой группы работающих. Это будет стимулировать высокопроизводительный труд всех, а не только узкого круга руководителей или высокооплачиваемых рабочих.

 

18. Национальный продукт - общая стоимость всех товаров и услуг, произведенных экономикой. Национальный продукт представляет собой поток денежных расходов домохозяйств, который движется навстречу потоку товаров и услуг.

При равновесии кругооборота доходов и продукции национальный продукт равен национальному доходу.

По-английски: National product

Понятие национального продукта и подходы к его измерению

Результатом функционирования национальной экономики является национальный продукт.

 

Попытки измерить объем национального продукта предпринимались давно. К первым из них следует отнести экономические таблицы, составленные Ф.Кенэ и его последователями - физиократами. Классическая школа, а следом за ней марксистская политическая экономия использовали принципы математического моделирования и схемы для анализа воспроизводственного процесса, но в основном для отображения распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода с точки зрения воспроизводства. Создание же системы количественных оценок развития структур национальной экономики в полной мере началось с развитием кейнсианства.

 

В национальных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют различные методы определения объема национального продукта. В странах с планово-регулируемой экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства, принято подсчитывать национальный продукт, производимый только в отраслях материальной сферы. В странах с рыночной экономикой объем национального продукта определяется по системе национальных счетов.

 

Общее понятие системы национальных счетов. В подавляющем большинстве развитых и развивающихся стран национальный продукт рассчитывается по системе национальных счетов (СНС). Система национальных счетов представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.

 

Система национальных счетов появилась в 40 - 50-е гг. в наиболее развитых странах в ответ на потребность органов государственного управления в информации макроэкономического характера, необходимой для разработки экономической политики, принятия мер, направленных на регулирование рыночной экономики. В 1993 г. статистическая комиссия ООН одобрила новую, пересмотренную систему национальных счетов, которую большинство стран мира признало необходимым в ближайшие годы внедрить в качестве международного стандарта.

 

Система национальных счетов изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода в данной стране. Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ потенциалов экономического развития различных стран.

 

Особенностью системы национальных счетов является ее всеохватывающий характер. Во-первых, она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободной профессии, наемной прислуги, владельцев жилья и т.д. Во-вторых, система национальных счетов содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, стадии экономического процесса, активы и пассивы производственного процесса.

 

Экономические субъекты и операции в системе национальных счетов. В системе национальных счетов изучаются операции между субъектами национальной экономики, к которым относятся хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в шесть секторов:

 

1) производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых услуг), или нефинансовые предприятия. В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и другие фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников (частных врачей, юристов и других лиц), а также предпринимателей;

 

2) финансовые учреждения и организации - коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;

 

3) государственные учреждения, которые оказывают услуги, не являющиеся объектом купли-продажи:

 

органы государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);

 

государственные финансово-кредитные организации (национальный банк, государственные финансовые компании, налоговые инспекции и др.);

 

4) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Основная особенность их деятельности состоит в том, что она не финансируется и не контролируется государством. К ней относится функционирование общественных фондов, партий, профсоюзов, ассоциаций, религиозных организаций;

 

5) домашние хозяйства, к которым относятся собственно домашние хозяйства, и коллективы лиц, выполняющие экономические операции по обеспечению своей жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);

 

6) заграница (остальной мир) - это все экономические агенты за границей, которые осуществляют операции с экономическими субъектами данной страны.

 

Экономические операции представляют собой действия по взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической стоимости. Следует различать операции между институциональными единицами и операции внутри институциональных единиц (строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача банком ссуды и т.д.).

 

В системе национальных счетов выделяются следующие виды операций:

 

1) с материальными благами и услугами. Они охватывают экономические процессы, связанные с производством и распределением материальных благ и услуг. Эти операции отражаются на счетах производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей, как продукция, потребление, валовые капитальные вложения и др.;

 

2) по распределению доходов между экономическими секторами. Сюда входит система начисления заработной платы, процентов, дивидендов и т.п.;

 

3) финансовые, включая операции с ценными бумагами, валютой, активами и пассивами денежных средств.

 

Структура системы национальных счетов. Система национальных счетов - это "бухгалтерский учет страны". В ней используются такие принципы бухгалтерского учета, как двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. Система национальных счетов представляет собой сводные таблицы, в которых отражаются имеющиеся ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупателя, поэтому операция записывается 2 раза: первый раз как актив продавца, а второй - как актив покупателя. Система национальных счетов состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый дает возможность сопоставить инвестиции и сбережения и дать количественную оценку создания, распределения и конечного использования национального дохода. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями. Третий представляет собой счета потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.

 

Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, отражающей функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами.

 

Движение денег включает в себя два потока: доходов и расходов, каждый из которых равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Измерив поток денежных расходов или поток доходов, мы определим весь объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т.е. национальный продукт. Национальный продукт в денежной форме есть общая стоимость товаров и услуг, произведенных нацией за определенный период, обычно за год.

Валовой внутренний продукт,

 

его формы и методы измерения

Понятие валового внутреннего продукта. Для измерения национального продукта используются различные показатели: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНИ), национальный доход, чистый национальный продукт (ЧНП). В частности, в США и Японии в качестве основного показателя используют валовой национальный продукт. В других странах, в том числе и в Республике Беларусь, в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН основным показателем является валовой внутренний продукт.

 

Валовой внутренний продукт - центральный макроэкономический показатель, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он широко используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира. Валовой внутренний продукт - обобщающий показатель производства товаров и услуг. Он измеряет стоимость конечных товаров и услуг. В самом общем виде валовой внутренний продукт представляет собой совокупную стоимость произведенной в народном хозяйстве страны конечной продукции за год.

 

Валовой внутренний продукт исчисляется тремя методами: производственным, распределительным, конечного использования.

 

Производственный метод состоит в исключении из стоимости произведенных товаров и услуг той части, которая была израсходована в производстве. Согласно производственному методу ВВП есть сумма добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны.

 

Добавленная стоимость - это стоимость, созданная в процессе производства, поэтому она не включает стоимость потребленного сырья и материалов. Чтобы определить денежную величину добавленной стоимости, нужно из объема продаж фирмы вычесть стоимость материалов и комплектующих, купленных у поставщиков. Продукт, созданный на одном предприятии и потребленный на другом, имеет значение только для оценки работы этих предприятий. При суммировании всей добавленной стоимости продукции по всем отраслям народного хозяйства промежуточный продукт исчезает. Остаются только те блага и услуги, которые предназначены для конечного потребления, т.е. конечный продукт.

 

Добавленная стоимость отдельной фирмы представляет собой стоимостную оценку работы фирмы. Это вклад работников фирмы в общую величину стоимости национального продукта. Чтобы рассчитать суммарный ВВП, нужно сложить все стоимости, добавленные всеми производителями данной страны.

 

Валовой внутренний продукт, рассчитанный по производственному методу кроме суммы добавленных стоимостей, включает и чистые косвенные налоги. В системе национальных счетов это налог на производство и импорт. Косвенные налоги представляют собой разницу между суммой всех налогов на производство и импорт, уплаченных предприятиями, и субсидиями, полученными от государства.

 

Валовой внутренний продукт должен учитывать всю выпускаемую продукцию, но часть ее не продается на рынках и с трудом поддается оценке: это ремонт квартиры владельцем, домашняя работа по стирке, уборке, приготовлению пищи, все виды самообслуживания. Существуют также доходы от теневой экономики. Нужно также учитывать тот факт, что в валовой внутренний продукт входит стоимость товаров, произведенных только за определенный период. Сделки с существующими активами, например домами, не включаются в ВВП, так как они не являются результатом текущего производства. Однако в случае, если дом построен в этом году, его стоимость целиком учитывается в валовом внутреннем продукте этого года.

 

Расчет ВВП по распределительному методу требует использования потоков доходов средств. Доходы, как известно, получают владельцы факторов производства. В итоге совокупный доход, получаемый владельцами факторов производства, называется валовым внутренним доходом.

 

Если же к валовому внутреннему доходу добавить сальдо факторных доходов из-за границы, получим валовой национальный доход. Эти показатели характеризуют доходность национальной экономики. Если речь идет об индивидуальных доходах, то следует различать два вида доходов: трудовой и на собственность. Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Доходы на собственность, или предпринимательские, включают в себя:

 

рентные доходы - это доходы от передачи прав, например, на землю, патенты, разработку недр и т.п.;

 

прибыль, получаемую от вложения собственного капитала в свои предприятия;

 

прибыль корпораций, т.е. доход на капитал (оборудование, здания, патенты) в корпоративном секторе экономики;

 

чистый процентный доход, т.е. выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и хозяйствам данной страны за предоставленные кредиты.

 

В анализе движения доходов принято различать следующие фазы: образование доходов, первичное распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережения. Из обозначенных фаз движения доходов особое внимание следует обращать на располагаемый доход и сбережения.

Располагаемый доход - это доход, который поступает домашним хозяйствам. Однако не весь валовой национальный доход поступает в распоряжение домашних хозяйств. Отдельные его элементы исключаются из выплат этих хозяйств. Некоторые же виды доходов, поступающие домашним хозяйствам, не включаются в валовой национальный доход и поэтому должны быть добавлены к нему.

 

Валовой располагаемый доход тратится на потребительские расходы домашних хозяйств, т.е. суммарные затраты домашних хозяйств на товары и услуги. Они составляют до 90 % валового располагаемого дохода. Его остаток представляет собой национальные сбережения.

 

 

Сбережения - это та часть валового располагаемого дохода, которая идет на накопления. Сбережения осуществляются путем покупки ценных бумаг, приобретения недвижимости или драгоценностей, а также помещения денег на депозит в банке. Доля личных сбережений в валовом располагаемом доходе называется нормой личных сбережений. В разных странах она различна: от 22 % в Италии и 18 % в Японии до 4 % в США.

 

Определение

ВВП

по методу конечного

использования. Как уже отмечалось, валовой внутренний продукт можно рассматривать как сумму конечной продукции. В данном случае валовой внутренний продукт выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг или как сумма расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление.

 

Обратимся к схеме движения продуктов и доходов в национальной экономике, которая включает:

 

1) расходы домашних хозяйств, составляющих наибольшую часть в экономике. Их обозначим буквой С;

 

2) расходы фирм на товары и услуги, которые бывают двоякого рода. Фирмы закупают, во-первых, физический капитал (оборудование, транспорт, здания), во-вторых, они закупают товары для поддержания производственных запасов с целью обеспечения нормального ритма производства. Обе формы представляют собой расходы на инвестирование и обозначаются символом I.

 

Различают валовые и чистые инвестиции Валовые инвестиции (ВИ) - это общее количество всех станков, зданий, другого физического капитала, проданных в данном году. Если из валовых инвестиций вычесть ту их часть, которая пошла на замену износившихся зданий и оборудования (амортизационные отчисления - АО), получим чистые инвестиции (ЧИ). Таким образом, ЧИ = ВИ - АО;

 

3) расходы правительства на покупку товаров (танков, самолетов, школ и др.) и услуг военных и гражданских служащих. Обозначим их G;

 

4) расходы внешнего мира, или чистый экспорт. Чистый экспорт - это разница между экспортом и импортом данной страны. Если экспорт больше импорта, то чистый экспорт положительный. Если импорт больше экспорта, то чистый экспорт имеет отрицательное значение. Обозначим чистый экспорт Nх.

 

С учетом сказанного можно составить уравнение, отражающее определение валового внутреннего продукта по сумме расходов на покупку конечной продукции. В таком случае валовой внутренний продукт будет равен:

 

ВВП =C + I + G + Nх.

 

Номинальный

и реальный ВВП. Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учета уровня цен. При текущей оценке национального продукта используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. Однако, часто возникает необходимость сравнивать объем произведенного национального продукта за разные промежутки времени. В этом случае нельзя применять рыночные цены, так как они, особенно в условиях инфляции, могут существенно отличаться в начале и конце временного интервала. Поэтому невозможно сделать вывод, на основании чего произошел рост национального продукта: за счет увеличения то ли объема производства, то ли роста цен. Поэтому для проведения достоверного макроэкономического анализа используют базовые или сопоставимые (неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные индексы цен - дефляторы валового национального продукта. Номинальными макроэкономическими показателями являются показатели, измеряемые в текущих ценах, реальными - в базовых. Так, номинальный ВВП равен объему конечного производства товаров и услуг, измеренному в ценах текущего года. Реальный ВВП - это то же количество товаров и услуг, измеренных в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный, то получим дефлятор валового внутреннего продукта. Он позволяет измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, т.е. величину инфляции в стране за тот или иной период.

 

Валовой национальный продукт. Кроме валового внутреннего продукта в макроэкономике применяется другой показатель объема национального продукта - валовой национальный продукт. Различия между ВВП и ВНП незначительны. Они заключаются в разном подходе к их расчету и в абсолютных размерах различаются в пределах 2 %.

 

При определении валового внутреннего продукта используется так называемый территориальный принцип, в соответствии с которым валовой внутренний продукт создается внутренними для данной страны факторами производства, независимо от того, кто ими владеет. Валовой же национальный продукт измеряется по национальному принципу, т.е. по стоимости продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны независимо от территории, где они находятся.

 

Таким образом, чтобы получить валовой национальный продукт, к ВВП нужно добавить разницу между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами нерезидентов в данной стране. Резидентами называются все лица, проживающие на территории данной страны, кроме иностранцев, приезжающих в нее на срок менее года.

 

Особенности измерения национального продукта по методологии К.Маркса

 

Республика Беларусь, как и другие страны СНГ, перешла на систему национальных счетов. Однако в научной и учебной литературе встречаются макроэкономические показатели, рассчитанные по марксистской методологии. Ряд стран продолжает строить социализм и в практике национального счетоводства пользуется марксистской методологией, поэтому об этих показателях и методике их расчета необходимо иметь представление.

 

Согласно марксистской теории воспроизводства производительным является труд работников, занятых в материальном производстве. Поэтому при подсчете национального продукта учитывается труд работников сферы материального производства (токарь, фрезеровщик, колхозник, строитель) и не учитываются затраты труда работников непроизводственной сферы (учитель, врач, художник и т.д.). Совокупность благ и услуг, созданных в материальном производстве за определенный период времени (обычно за год), называется совокупным общественным продуктом (СОП). Совокупный общественный продукт создается в первичных производственных звеньях национальной экономики: на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, Выделяют натуральную и стоимостную формы совокупного общественного продукта, В натуральной форме он подставляет собой средства производства и предметы потребления, а по стоимости делится на стоимость средств производства, перенесенную на готовый продукт (амортизационные отчисления), стоимость использованного в производстве сырья и материалов, и вновь созданную стоимость или национальный доход.

 

Валовой общественный продукт представляет собой совокупность продуктов отдельных предприятий. Поступающих через экономический оборот в сферу потребления. Поскольку валовой общественный продукт (БОП) состоит из продукции отдельных предприятий, связанных между собой разделением труда, он неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция, например, сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы, и другие изделия передаются другим предприятиям для производства их продукции и поэтому их стоимость учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы получить достоверную величину национального продукта, необходимо избавиться от повторного счета, а для этого достаточно подсчитать все материальные затраты в производстве один раз. Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счета, называется конечным продуктом. Конечный продукт - это часть стоимости валового общественного продукта, используемая на потребление населения, восстановление потребленных в течение года средств производства и накопление. По натурально-вещественному составу национальный продукт, включает созданные в течение года предметы потребления, средства труда и ту часть предметов труда, которая используется для резервных, страховых и переходящих запасов, а также продукцию на экспорт,

 

В марксистской теории используется промежуточный продукт - та часть валового общественного продукта, которая расходуется в течение года на текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, покупные комплектующие детали и узлы, полуфабрикаты.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.028 с.)