ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция как экономическое явление: причины, формы, последствия и способы измерения. Краткосрочно и долгосрочное соотношение между уровнем безработицы и инфляция. Кривая Филипса.



Инфляция как экономическое явление: причины, формы, последствия и способы измерения. Краткосрочно и долгосрочное соотношение между уровнем безработицы и инфляция. Кривая Филипса.

Инфляция- это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.
Противоположным процессом является дефляция— снижение общего уровня цен

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом.

Причины инфляции:

 

1. Инфляции спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса;
2. Инфляции предложения (инфляция издержек), при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.

Инфляция спроса

Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:

· Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

· Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

· Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:

· Рост заработной платы;

· Удорожание сырья и энергоносителей;

· Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;

· Финансовая политика государства.

Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения ) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).

 

Классификация инфляции(формы инфляции).

Для измерения темпов инфляции в экономике широко используются индексы, и в частности, индексы цен.

Индекс цен = Цена в данном году • 100 %
Цена в базовом году

 

Индекс цен может иметь три численных значения:

· Индекс цен равен 100%. Значит, цены являются неизменными.

· Индекс цен выше 100%. Следовательно, цены повысились в текущем году по сравнению с базовым, т.е. произошло инфляционное обесценение денег.

· Третий вариант: индекс цен ниже 100%. Это означает, что произошла дефляция.

Теоретические модели.

Неоклассические модели экономического ростастроятся на базе производственной функции и основаны на предпосылках полной занятости, гибкости цен на всех рынках, а также полной взаимозаменяемости факторов производства.

Неокейнсианские модели экономического роста

В неокейнсианских моделях экономический рост исследуется с помощью инструментов и методов анализа кейнсианской школы, примененных к динамическим процессам. Напомним, что под динамическим равновесием понимается равенство темпов прироста совокупного спроса и совокупного предложения. Поэтому модели, исследующие достижение и характер такого равенства, называются динамическими.

Контрольную.

Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающейся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, и пр.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность экономических процессов как на микро–, так и на макроуровне.


38. Бюджетная система и ее структура. Государственный, региональные и местные бюджеты, их доходы и расходы. Внебюджетные фонды. Воздействие государственных расходов на совокупный спрос.

 

Бюджетная система государства— совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 29).

Рис. 29. Государственная бюджетная система

Структура бюджетной системы государства:

·Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)

·Госбюджет

·Местный бюджеты

·Федерального (США, Канада, Россия)

·Госбюджет

·Федеральные бюджеты

·Местные бюджеты

К примеру бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты всех штатов, более 80000 бюджетов местных административных подразделений.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

·федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;

·бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.


Государственный бюджет — это финансовый счет, в котором представлены сумма доходов и расходов государства за определенный период ( обычно за год).


Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний, акцизный налог и т.д.

Федеральные бюджетные расходы подразделяются на расходы по государственному управлению, военные расходы, расходы на социально-экономические цели (выплата социальных пособий, здравоохранение, просвещение, наука), расходы на хозяйственную деятельность государства и расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности (выплаты по государственному долгу и его обслуживание).

 

Помимо федерального государственного бюджета в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так в РФ к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 

В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие:

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные фонды.

Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, и производство ВНП. В результате государственных закупок совокупный спрос возрастает на величину государственных расходов под эти закупки. Сокращение государственных расходов приведет к тому, что точка равновесия будет сдвинута вниз. Это означает снижение совокупных расходов и сокращение равновесного ВНП.

Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения.

39. Налоговая система: принципы организации, элементы и концепции. Виды и функции налогов. Прямые и косвенные налоги. Воздействие налогов на совокупный спрос. Кривая Лаффера.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физически х лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст 57 Конституции РФ.

Налоговая система – совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принцип.

 

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения иналоговой ставки.

Объект налогообложения — это имущество, на стоимость которого начисляется налог.

Налоговая ставка — размер налог на единицу обложения.


Различают следующие функции налогов:

Фискальная функция- реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.
Контрольная функция.Появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.
Экономическая функцияналогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе



Налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения, наиболее известный из них — это подоходный налог. Так же примером могут служить налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество.

Косвенные налоги,в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, продавец играет роль агента по переводу средств в счет уплаты налога государству. К таким налогам относятся: налог на добавленную стоимость ( НДС), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

 

По характеру начисления на объект обложения налоги делятся на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивный налог - налог, ставка которого увеличивается при росте величины облагаемого дохода,

(подоходный налог)

Регрессивный налог - налог, ставка которого уменьшается с ростом величины облагаемого дохода.

Это налог, который в денежном выражении равен для все плательщиков т.е составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

Пропорциональный налог — это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, не зависимо от стоимости объекта обложения. (налоги на имущество)

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральные налоги: НДС, Акцизы, налог на прибыль,

Региональные налоги: Налог на недвижимость, дорожный налог, налог с продаж.

Местные налоги: Земельный налог, налог на рекламу.

Всего в РФ закреплено 28 видов налогов и сборов.


Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

 

Американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость доходов бюджета от уровня налоговых ставок.

Графически так называемый «эффект Лаффера» отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 11).

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

− ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;

− ставка налога равна 100 %: поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»).

При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать.

В точке А при значении rА достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а rА считается оптимальным уровнем

ставки налога; ТА – максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

 

Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с rА , то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при rB > rА , ТB < ТА , поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и

предпринимательской деятельности.

Суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке B), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (rА) в краткосрочный период приведет к временному сокращению поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход предприятий из «теневой экономики» в легальную.

Иными словами, если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику».

Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что в свою очередь не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).

 

40. Фискальная политика государства: стимулирующая сдерживающая, дискретная и автоматическая.

Фискальная политика – это манипулирование государственным бюджетом – правительственными расходами и налогообложением. Ее целью является стабилизация экономики, увеличение производства и занятости, снижение инфляции.

Виды фискальной политики:

- стимулирующая

- сдерживающая

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок;снижение налогов;увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов;сокращение трансфертов.

 

Различают фискальную политику:

1) дискреционную;

2) автоматическую (недискреционную).

 

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Инфляция как экономическое явление: причины, формы, последствия и способы измерения. Краткосрочно и долгосрочное соотношение между уровнем безработицы и инфляция. Кривая Филипса.

Инфляция- это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.
Противоположным процессом является дефляция— снижение общего уровня цен

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом.

Причины инфляции:

 

1. Инфляции спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса;
2. Инфляции предложения (инфляция издержек), при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.

Инфляция спроса

Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:

· Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

· Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

· Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:

· Рост заработной платы;

· Удорожание сырья и энергоносителей;

· Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;

· Финансовая политика государства.

Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения ) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).

 

Классификация инфляции(формы инфляции).





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.015 с.)