Инфляция как экономическое явление: причины, формы, последствия и способы измерения. Краткосрочно и долгосрочное соотношение между уровнем безработицы и инфляция. Кривая Филипса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция как экономическое явление: причины, формы, последствия и способы измерения. Краткосрочно и долгосрочное соотношение между уровнем безработицы и инфляция. Кривая Филипса.



Инфляция как экономическое явление: причины, формы, последствия и способы измерения. Краткосрочно и долгосрочное соотношение между уровнем безработицы и инфляция. Кривая Филипса.

Инфляция - это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.
Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом.

Причины инфляции:

 

1. Инфляции спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса;
2. Инфляции предложения (инфляция издержек), при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.

Инфляция спроса

Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:

· Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

· Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

· Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:

· Рост заработной платы;

· Удорожание сырья и энергоносителей;

· Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;

· Финансовая политика государства.

Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).

 

Классификация инфляции (формы инфляции).

Для измерения темпов инфляции в экономике широко используются индексы, и в частности, индексы цен.

Индекс цен = Цена в данном году • 100 %
Цена в базовом году

 

Индекс цен может иметь три численных значения:

· Индекс цен равен 100%. Значит, цены являются неизменными.

· Индекс цен выше 100%. Следовательно, цены повысились в текущем году по сравнению с базовым, т.е. произошло инфляционное обесценение денег.

· Третий вариант: индекс цен ниже 100%. Это означает, что произошла дефляция.

Теоретические модели.

Неоклассические модели экономического роста строятся на базе производственной функции и основаны на предпосылках полной занятости, гибкости цен на всех рынках, а также полной взаимозаменяемости факторов производства.

Неокейнсианские модели экономического роста

В неокейнсианских моделях экономический рост исследуется с помощью инструментов и методов анализа кейнсианской школы, примененных к динамическим процессам. Напомним, что под динамическим равновесием понимается равенство темпов прироста совокупного спроса и совокупного предложения. Поэтому модели, исследующие достижение и характер такого равенства, называются динамическими.

Контрольную.

Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающейся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, и пр.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность экономических процессов как на микро–, так и на макроуровне.


38. Бюджетная система и ее структура. Государственный, региональные и местные бюджеты, их доходы и расходы. Внебюджетные фонды. Воздействие государственных расходов на совокупный спрос.

 

Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 29).

Рис. 29. Государственная бюджетная система

Структура бюджетной системы государства:

·Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)

·Госбюджет

·Местный бюджеты

·Федерального (США, Канада, Россия)

·Госбюджет

·Федеральные бюджеты

·Местные бюджеты

К примеру бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты всех штатов, более 80000 бюджетов местных административных подразделений.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

·федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;

·бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.


Государственный бюджет — это финансовый счет, в котором представлены сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).


Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний, акцизный налог и т.д.

Федеральные бюджетные расходы подразделяются на расходы по государственному управлению, военные расходы, расходы на социально-экономические цели (выплата социальных пособий, здравоохранение, просвещение, наука), расходы на хозяйственную деятельность государства и расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности (выплаты по государственному долгу и его обслуживание).

 

Помимо федерального государственного бюджета в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так в РФ к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 

В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие:

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные фонды.

Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, и производство ВНП. В результате государственных закупок совокупный спрос возрастает на величину государственных расходов под эти закупки. Сокращение государственных расходов приведет к тому, что точка равновесия будет сдвинута вниз. Это означает снижение совокупных расходов и сокращение равновесного ВНП.

Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения.

39. Налоговая система: принципы организации, элементы и концепции. Виды и функции налогов. Прямые и косвенные налоги. Воздействие налогов на совокупный спрос. Кривая Лаффера.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физически х лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст 57 Конституции РФ.

Налоговая система – совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принцип.

 

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки.

Объект налогообложения — это имущество, на стоимость которого начисляется налог.

Налоговая ставка — размер налог на единицу обложения.


Различают следующие функции налогов:

Фискальная функция - реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.
Контрольная функция. Появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Распределительная функция н алогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе



Налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения, наиболее известный из них — это подоходный налог. Так же примером могут служить налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, продавец играет роль агента по переводу средств в счет уплаты налога государству. К таким налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

 

По характеру начисления на объект обложения налоги делятся на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивный налог - налог, ставка которого увеличивается при росте величины облагаемого дохода,

(подоходный налог)

Регрессивный налог - налог, ставка которого уменьшается с ростом величины облагаемого дохода.

Это налог, который в денежном выражении равен для все плательщиков т.е составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

Пропорциональный налог — это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, не зависимо от стоимости объекта обложения. (налоги на имущество)

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральные налоги: НДС, Акцизы, налог на прибыль,

Региональные налоги: Налог на недвижимость, дорожный налог, налог с продаж.

Местные налоги: Земельный налог, налог на рекламу.

Всего в РФ закреплено 28 видов налогов и сборов.


Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

 

Американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость доходов бюджета от уровня налоговых ставок.

Графически так называемый «эффект Лаффера» отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 11).

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

− ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;

− ставка налога равна 100 %: поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»).

При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать.

В точке А при значении rА достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а rА считается оптимальным уровнем

ставки налога; ТА – максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

 

Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с rА, то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при rB > rА, ТB < ТА, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и

предпринимательской деятельности.

Суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке B), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (rА) в краткосрочный период приведет к временному сокращению поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход предприятий из «теневой экономики» в легальную.

Иными словами, если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику».

Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что в свою очередь не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).

 

40. Фискальная политика государства: стимулирующая сдерживающая, дискретная и автоматическая.

Фискальная политика – это манипулирование государственным бюджетом – правительственными расходами и налогообложением. Ее целью является стабилизация экономики, увеличение производства и занятости, снижение инфляции.

Виды фискальной политики:

- стимулирующая

- сдерживающая

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок;снижение налогов;увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов;сокращение трансфертов.

 

Различают фискальную политику:

1) дискреционную;

2) автоматическую (недискреционную).

 

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Инфляция как экономическое явление: причины, формы, последствия и способы измерения. Краткосрочно и долгосрочное соотношение между уровнем безработицы и инфляция. Кривая Филипса.

Инфляция - это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.
Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом.

Причины инфляции:

 

1. Инфляции спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса;
2. Инфляции предложения (инфляция издержек), при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.

Инфляция спроса

Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:

· Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

· Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

· Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:

· Рост заработной платы;

· Удорожание сырья и энергоносителей;

· Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;

· Финансовая политика государства.

Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).

 

Классификация инфляции (формы инфляции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.072 с.)