Эволюция роли государства в рыночной экономике. Кейнсианская и монетаристская модели взаимодействия государства и экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция роли государства в рыночной экономике. Кейнсианская и монетаристская модели взаимодействия государства и экономики.




1) Меркантелисты.

 

История государственного регулирования восходит к концу средневековья.

В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она

провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты

утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В

связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

 

2) Классическая теория.

 

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала

работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в

которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"(принцип"laissez

faire") создает гармоничное устройство"

 

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать

безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными

словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить

самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы

рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление

предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной

движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге

благосостояние как его самого, так и общества в целом.

 

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной

деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а

именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода

торговли.

 

3) Кейнсианская теория.

 

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.

Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль

государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он

рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство

должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного

рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из

кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в

целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов -

перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая

кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая

кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших

барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс,

путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы

реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос

и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал

государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать

нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет

социальную напряженность.

 

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

 

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через

госбюджет;

 

- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе

образования государственных и смешанных предприятий;

 

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых

регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания

циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня

занятости.

 

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила

ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных

десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться

несоответствие между возможностями государственного регулирования и

объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть

устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста

национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба

накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко

ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и

инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса

только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса

произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и

сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

 

4) Неоклассическая теория.

 

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции

неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели

государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на

воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер

воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают

необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу

частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как

функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников:

за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет

заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией

государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и

повышения производительности производства.

 

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие

налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и

тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому

неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на

базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот

предпринимателям.

 

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его

дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом

станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета

для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных

программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной

собственности.

 

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это

означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате,

либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства,

дерегулирование рынка рабочей силы и др.

 

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь

косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического

развития страны отводится рыночным силам.


34. Необходимость, цели, типы и пределы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)


Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты, типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

6. Б езработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

 

Цели гос. Регулирования:
-Формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития
или если более подробно:

-Обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны;

-Минимизация безработицы;

-Стабильность цен;

-Внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе.


Типы гос. Регулирования:

 

1) полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

2) различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;

3) крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.

 

 

Пределы гос. регулирования
Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.

 

35. Экономические функции государства.

а) правовое обеспечение функционирования экономической сферы:

- защита прав субъектов экономики законодательно

- правовое обеспечение прав собственности

- противодействие неограниченной власти монополий (антимонопольное законодательство)

- защита прав потребителя

- защита интеллектуальной собственности

- разработка и применение принудительных мер к нарушителям (уголовное право)

 

б) определение приоритетов и целей экономического развития страны - разработка и осуществление

экономической политики государства (задачи, ресурсы, цели, результаты)

 

в) производство общественных товаров (оборонного назначения, дороги, услуги пожарных, борьба с

паводками и др.) - товары и услуги, которыми пользуется все общество:

- бюджетная и налоговая политика

- организация финансирования данного производства

 

г) минимизация трансакционных (организационно-договорные) издержек (издержки не связанные с

материальным производством) - это затраты времени, усилий и денег на поиск поставщика ресурсов,

или услуг, заключение с ним соглашения, контроль за выполнением сделки:

- оказание помощи субъектам экономики на международной арене

- взятие производства с высокими трансакционными издержками в свои руки

- выполнение посреднических функций в договорных процессах

 

д) компенсация внешних издержек (экстерналий) - это издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющимися участниками сделки (напр., загрязнение окружающей среды, прокладка дороги к заводу через деревню):

- установление норм и запретов на отрицательные экстерналии

- организация контроля за отрицательными внешними эффектами

- принятие администр. мер по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналии (административное законодательство, спец. контролирующие гос. органы)

- образование рынка прав на причинение отрицательных экстерналий (продажа лицензий на нанесение ущерба, напр., на загрязнение вод, на сброс отходов и др.)

- использование налоговой системы для борьбы с отрицательными экстерналиями

 

е) стабилизация макроэкономических колебания (циклов)

 

ж) регулирование социальных отношений, вызванных экономическими эффектами

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.031 с.)