Макроэкономическое равновесие и изменение в нем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономическое равновесие и изменение в нем



Поскольку совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг при данном уровне цен, а совокупное предложение представляет собой общее количество товаров и услуг произведенных и предложенных в соответствии со сложившимся уровнем цен, постольку между ними существует тесная взаимосвязь. Совокупный спрос и совокупное предложение могут быть измерены в текущих или неизменных ценах и изображены в виде кривой, графика. В условиях развитого рыночного хозяйства может возникнуть ситуация, когда спрос несколько опережает предложение. В этом случае в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Подчиняясь ценовым сигналам предложение следует за ростом цен. Это обычная реакция, которая позволяет подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от потребностей спроса.

Подобная ситуация, отображающая процесс согласования предложения и спроса, может быть изображена в виде двух кривых (см. рисунок 44).

По горизонтали откладывается количество произведенных товаров, а по вертикали – уровень цен. Кривая спроса растет –сверху вниз, а кривая предложения – снизу вверх. При росте цен растет предложение и снижается спрос. При движении цен в обратном направлении предложение сокращается, а спрос увеличивается. Иногда агрегированные спрос и предложение пересекаются в точке равновесия Рe: равновесная цена совпадает с равновесным объемом производства.

Рисунок 44.

Долгосрочная и краткосрочная кривые

совокупного предложения

 

Р

 

Уровень ASкр.

цен ASдолг.

 

 

Ре Е

 

 

Y

 

Экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая совокупным экономическим потенциалом, включающим природно экологическую, трудовую, производственную, научно техническую и технико технологическую, информационно управленческую, финансовую составляющие, функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений. Охватывает всю совокупность уровней функционированияэкономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный,хозяйствующих субъектов, предпринимателей, домашних хозяйств. Как наука — изучает социально экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений. Y* Доход, выпуск

 

Изучая данную проблему важно понять, что любой продавец должен выходить на конкурентный рынок не со своей индивидуальной ценой, а с ценой, обусловливаемой взаимодействием спроса и предложения, т.е. рыночной. В определенной степени эта цена стабильна и имеет свойство восстанавливаться после конъюнктурных колебаний. Какие же факторы влияют на формирование совокупного спроса и совокупного предложения? Предложение и спрос формируются под воздействием как ценовых, так и неценовых факторов. Так, совокупный спрос формируется под воздействием денежных доходов населения, а также уровня цен. Так снижение цен равнозначно увеличению доходов. Повышение цен ведет к снижению доходов и падению покупательного спроса. На структуру и размеры спроса влияют также система налогообложения, состояние денежного обращения в стране; возможности; и условия представления кредита.

Важно понять, что совокупный спрос и совокупное предложение являются не просто механической суммой индивидуальных величин. Они выступают качественно новой категорией. Вместе с доходами населения растет совокупный спрос. Однако, он растет не пропорционально росту доходов, так как с увеличением доходов средства начинают частично откладываться в сбережения. Поэтому предложение на определенном этапе обгоняет спрос. В этом случае производители не могут полностью реализовать произведенную продукцию. Запасы товаров увеличиваются. Предприниматели начинают нести убытки. Они вынуждены снижать цены и сокращать производство.

 

 

3. 25) Потребление и сбережения: сущность потребления, сбережения, их взаимосвязь (задача).

Потребление (C) – удовлетворение потребностей, конечный пункт и смысл производственной деятельности [1]. По целям потребление делится на личное, то есть направленное на удовлетворение потребностей людей за пределами производства, и производственное, представляющее собой использование продукта для целей возобновления и расширения факторов производства, для инвестиционных целей.

 

Сбережения (S) – та часть располагаемого дохода (Yd), которая остается после потребительских расходов. Таким образом, взаимосвязь потребления и сбережения может быть представлена следующим образом:

Yd = C + S

Сбережения - это та часть дохода, которая в данный момент не потребляется. Это не что иное, как отсроченное потребление. За счет сбережений обеспечиваются в будущем производственные и потребительские нужды. Сбережения производятся фирмами (с целью последующего инвестирования накопленного дохода в расширение масштабов производства), домашними хозяйствами и населением (для покупки земли, недвижимости, предметов длительного пользования).

Потребление и сбережения находятся между собой в тесной связи и зависимости и формируются под влиянием одних и тех же факторов. Потребление используется для удовлетворения текущих нужд, сбережения - для будущих. Взаимосвязь располагаемого дохода и потребления образует функцию потребления. Зависимость сбережений от получаемого дохода называется функцией сбережений. Обе эти функции характеризуют динамику соотношения расходов и отложенного спроса. Для определения динамики в прогнозных расчетах исчисляют склонность к потреблению и сбережению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) отражает желание семей приобретать товары. Она выражается отношением потребляемой части дохода (расходов на потребление) ко всей величине дохода:

(3.3)

Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое обусловило изменение потребления:

(3.4)

Величина потребительских расходов определяется уровнем дохода, МРС всегда будет меньше единицы, так как Y>C. Если МРС=0, то все приращение дохода пойдет в сбережения; если МРС=1, то все приращение дохода расходуется на потребление.

Графическое представление функции потребления представлено на рисунке 3.1. На оси ординат - планируемые, или желаемые расходы на потребление (С), которыми представлен весь совокупный спрос (AD); на оси абсцисс - величина выпуска, или доход Y. Если бы расходы в точности соответствовали бы доходам, то это отражала бы любая точка на прямой С=Y, проведенной под углом 45°. В действительности график функции потребления отклоняется от этой линии вниз, наклон определяется предельной склонностью к потреблению, например, 0.8. Функция потребления запишется как С = МРС*Y.

Рис. 3.1. Функция потребления

Потребление, независимое от уровня дохода, называется автономным потреблением (С0). С его учетом функция потребления примет вид: С = С0 +МРС*Y.

Средняя склонность к сбережению (АРS) представляет отношение сбережений к доходу:

(3.5)

Предельная склонность к сбережению (МРS) выражает отношение любого изменения в сбережениях к изменению в доходах:

(3.6)

График функции сбережения [6]показывает зависимость сбережений от размера дохода.

Формула функции записывается как S = -C0 + MPS*Y. Наклон графика определяется предельной склонностью к сбережению, например, 0.2. Точка Е - уровень нулевого сбережения (равенство доходов и расходов). Слева от этой точки заштрихованная область, которая называется отрицательным сбережением (т.е. расходы превышают доходы). Автономное потребление представлено как отрицательное сбережение при нулевом доходе.

Следует отметить, что предельные склонности к потреблению и сбережению не изменяются на краткосрочных отрезках времени, поэтому их рассматривают как постоянные величины на протяжении долгосрочного периода.

 

4. 26) Инвестиции: сущность, виды и источники инвестиций, факторы, влияющие на их величину.

Инвестиции - это вложение денежных средств в приобретение основных средств производства (машин, оборудования), в строительство зданий и сооружений, а также финансовые инвестиции в приобретение ценных бумаг.

Источником инвестиционных вложений выступают накопления сбережений и амортизация. Амортизация - инвестиционные ресурсы по возмещению использованного основного капитала. Чистые инвестиции - вложения с целью увеличения капитала за счет нового строительства, установки дополнительного оборудования и д.т. Амортизация и чистые инвестиции образуют валовые инвестиции. Инвестиции, не зависящие от уровня дохода и составляющие при любом его уровне некоторую постоянную величину, называются автономными инвестициями. Предельная склонность к инвестированию определяется как доля прироста расходов на инвестирование.

Для закрытой экономики сбережения совпадают с инвестициями, где инвестиции I зависят от ставки процента r, а сбережения - от дохода:

I (r) = S (Y).  

Тождество сбережений и инвестиций обеспечивается прежде всего тем, что все, что частными агентами не потребляется, а направляется на хранение, рассматривается как инвестиции в запас. Они суммируются с инвестициями в основной и оборотный капитал, хотя никакого значения для роста производства не имеют.

Зависимость дохода и инвестиций выражается и в мультипликаторе. Это коэффициент, отражающий зависимость между изменением инвестиций и изменением величины дохода.

 

27,28) Инфляция и ее виды: сущность и виды инфляции, взаимосвязь инфляции и безработицы (задача).

Инфляция спроса и инфляция предложения. Кривая Филлипса. Закон В. Оукена. Уровень безработицы

Инфляция – избыток денег в обращении, ведущий к их обесцениванию и росту цен на товары и услуги. Обесценивание проявляется по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам.

Инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен (Ip)

где Р0 – уровень цен в базисном году (какой-либо предыдущий год);

Р1 – уровень цен в текущем году.

Инфляция, дезорганизуя рыночные процессы, «взрывает» и производство, и потребление, усиливает социальную напряженность в обществе.

По характеру протекания различают открытую и подавленную инфляцию. Первая присуща странам рыночной экономики, вторая – экономике с административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль не позволяет проявиться инфляции в росте цен (внешне они стабильны), что приводит к товарному дефициту.

По темпам инфляции выделяют умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10% в год); галопирующую (рост цен – от 10 до 200% в год); гиперинфляцию (рост цен – более 200% в год); суперинфляцию (рост цен – более 50% в месяц).

В мировой практике известны два вида инфляции: спрос и предложения. Инфляция спроса возникает как следствие избыточных совокупных расходов (AD1 -> AD2) (например, из-за роста зарплаты) в условиях, близких к полной занятости (Qf.e). Рост AD стимулирует не столько объемы производства, сколько рост цен (Р1 -> Р2) (рис. 28.1,а).

Инфляция предложения (издержек) возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции (рост цен на сырье, ресурсы), что ведет к сокращению совокупного предложения (AS1 -> AS2) (рис. 28.1,б). В этом случае цены растут (Р1 -> Р2), а объем производства сокращается (Q1 -> Q2).

Рис. 28.1. Инфляция спроса (а) и инфляция предложения (б)

Данные статистики свидетельствуют о том, что между инфляцией и занятостью существует обратная связь. Эту зависимость в 1958 г. определил английский экономист А. Филлипс. В соответствии с его концепцией инфляция в определенный промежуток времени снижает безработицу (короткий период).

Рис. 28.2. Кривая А.Филлипса

Так, например, если правительство рассматривает уровень безработицы как очень высокий, то с целью увеличения занятости проводит политику, стимулирующую AD. Необходимость удовлетворения возросшего спроса ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест, безработица снижается до уровня U2 (рис. 28.2).

При этом цена возрастает до Р2, т.е. увеличивается инфляция. Если правительство проводит антиинфляционную политику, цены снижаются до Р3, а безработица – до U3. Если инфляция продолжается более длительное время (свыше 5 лет), она может расти, несмотря на высокий уровень безработицы.

Безработица – временная незанятость экономически активного населения. По определению международной организации труда (МОТ), безработным считается человек, который может работать, но, не имея работы, активно ищет ее. Основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.

Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую (из-за перемены места жительства, повышения квалификации).

Структурная безработица возникает в связи с внедрением в производство достижений научно-технического прогресса (отмирание одних профессий – стеклодув, машинистка, появление новых – операторов IBM). Эти два типа безработицы имеют место всегда. Структурная и фрикционная безработицы образуют естественный уровень безработицы – 6-7% (при Q f.e.1) (рис. 28.1).

Циклическая безработица связана с экономическими циклами и представляет собой отклонение фактического уровня безработицы (при Q1) от естественного (при Q f.e.1). Она связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги (AD) (рис. 28.3).

Рис. 28.3. Фактический и потенциальный ВНП

Безработица из-за простоя оборудования ведет к значительным экономическим потерям в товарах и услугах. В результате – не производится определенная часть ВВП. Взаимосвязь между потерями ВВП и безработицей определяется законом В.Оукена: каждый 1% прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВВП на 2,5%.

Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных (Чб/р) и численности рабочей силы (Чр/с), которую составляют занятые и безработные

.

29) Государственные расходы и налоги: понятие бюджета, его доходы и расходы, сущность, виды и функции налогов (задача).

 

Государственные расходы - представляют собой конкретные суммы затрат государства, произведенных им в целях выполнения своих функций и задач.

Классификация государственных расходов. Государственные расходы представляют собой в своей совокупности определенную систему. Прежде всего они подразделяются на государственные, в том числе расходы центральных и региональных властей, и муниципальные.

В зависимости от источников получения расходных средств, а также порядка их планирования и использования расходы подразделяются на: централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

Выделяются также расходы на финансирование оборотных средств (текущих расходов), основных фондов (капитальных вложений), создание резервов.

Существует также классификация государственных расходов в зависимости от направления финансирования:

• социально-культурная сфера и наука;

• охрана окружающей природной среды;

• оборона;

• правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

• международная деятельность;

• государственное управление и местное самоуправление;

• создание запасов и резервов;

• отрасли хозяйства, например промышленность, строительство, сельское хозяйство;

• прочие расходы.

Основными задачами в области государственных расходов являются:

• обеспечение концентрации средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

• снижение расходов на содержание государственного аппарата;

Это дает возможность сделать следующие выводы:

1. Чем выше дополнительные расходы на потребление, тем больше величина мультипликатора, а следовательно, приращение ВНП при данном уровне увеличения инвестиций.

2. Чем больше дополнительные сбережения, тем меньше величина мультипликатора, а следовательно, тем меньше приращение ВНП при данном объеме увеличения инвестиций.

• повышение эффективности инвестиционного процесса, расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

• повышение эффективности использования средств на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрация их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

• снижение финансирования отдельных отраслей и предприятий сферы материального производства;

• усиление контроля за использованием бюджетных средств;

• обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Государственный бюджет — часть финансовой системы страны, канал перераспределения ВВП и национального дохода, он представляет собой смету государственных расходов и доходов для их покрытия.

В области государственных расходов в нашей стране до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств, не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.

Объем государственных расходов находится в прямой зависимости от объема государственных доходов. Превышение расходов над доходами — бюджетный дефицит — влечет за собой инфляцию национальной валюты, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика, что может привести к финансовому кризису.

В то же время бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду кризисных явлений, так как различными могут быть качество, природа дефицита. Он может быть невелик и связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Превышение доходов над расходами — бюджетный профицит — позволяет финансировать решение новых задач, накапливать резервы. В отличие от дефицита он не влечет за собой рисков финансовых потрясений.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с физических и юридических лиц и поступающие в государственный бюджет.

В довременном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Налоговая политика — основные направления воздействия налогов на участников общественного производства (отдельных индивидов, фирмы и общество в целок) связывается со следующими задачами: финансированием расходов государства, изменением в распределении доходов членов общества, изменением хозяйственного поведения экономических субъектов.

 

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
- Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
- Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.
- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
- Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

- Справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные условия.
- разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
- универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;
- однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за опреде- ленный законом период;
- научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению
- дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;
- стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;
- использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
- четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные (центральные), республиканские (включая налоги краев, областей, автономных образований) и местные.
-
3.ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ.

В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные -включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - толь-ко Физическими, а третьи - теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже не однородны; в их состава выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнее реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается и имущество предприятий, создающее материально - техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.069 с.)