Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование природопользования

Поиск

Правовое регулирование природопользования

Правовое регулирование осуществляется на базе совокупности нормативно- правовых актов:

- законы РБ, указы и декреты Президента,

- постановления и распоряжения Правительства,

- нормативные акты Министерств и ведомств,

- международные правовые акты.

Экологическое законодательство определяет:

- права и обязанности организаций, учреждений, граждан по

обеспечению условий безопасного проживания на территории РБ:

- гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и

благоприятную для жизни ОС;

- экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;

- меры и условия наказания за нарушения экологич. законодат-ства.

Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства:

- административная (штрафы, предупреждения, запреты);

- дисциплинарная (выговоры, лишение премий, понижение в

должности и т.п.);

- материальная (возмещение причиненного ущерба по специальным

таксам или в соответствии с общими нормами гражданского

законодательства);

- уголовная (лишение свободы, исправительные работы,

конфискация имущества и т.п.).

Органы управления ПП, реализующие территориальный

Принцип управления природопользованием

Территориальный, который реализуется Президентом Республики Беларусь, Парламентом и Правительством Республики Беларусь, а на местах соответствующими Советами депутатов и их исполкомами.

 

 

Органы управления ПП, реализующие отраслевой принцип

Управления природопользованием

Отраслевой, кот. реализуется министерствами и ведомствами, относящимися к органам специальной компетенции, уполномоченных выполнять природоохранные функции.

 

 

52. Содержание и задачи эколого-экономического планирования

Эколого-экономическое планирование (ЭЭП)- это система

намеченных и обеспеченных финансированием мероприятий

по сокращению ущерба, загрязнений и нарушения природного баланса и рациональному природопользованию.

Объектом планирования являются социально-экономические

и природные ресурсы, процессы и явления.

ЭЭП включает в себя:

- систему прогнозирования, которая предусматривает направления использования земельных ресурсов; прогноз запасов, пути улучшения качества ПР.

Планирование:

- меры по снижению и устранению существующих источников загрязнения;

- разработка заданий по предупреждению возникновения новых источников загрязнения.

Текущее планирование включает:

- конкретные задания по охране водных, земельных, лесных ресурсов, организации заповедников;

- ввод в действие природоохранных объектов.

Порядок планирования и прогнозирования закреплен в Законе об ООС (ст.15, 1992 г.)

53. Уровни планирования и прогнозирования ПП и ООС

Организация планирования и прогнозирования осуществляется по уровням.

1 уровень - Прогнозы и программы социально – экономического развития государства по периодам времени.

2 уровень - прогнозы, программы, планы конкретного зколого-эк. прогнозирования по периодам времени на уровне государства:

- Нац. программа рац. использования ПР и ООС;

- Научно- техническая программа «ПП и ООС»

- Чернобыльская программа;

- Планы по отдельным природным комплексам и экосистемам

(по охране земель, водных ресурсов и т.д.)

Уровень

3.1 Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне.

Составляются областные, районные, городские программы рационального использования ПР и ООС. Например, схемы комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов озера Нарочь, реки Зап. Двина и т.д.

3.2 Отраслевое природоохранное планирование

проводится министерствами, ведомствами, объединениями и

предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами использования отдельных видов ресурсов.

Например, программы «Экология и энергетика», «Экология и транспорт», «Экологизация с/х» и др.

3.3 Планирование на крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства:

– строительство и реконструкция природоохранных объектов;

– содержание и эксплуатация очистных сооружений;

– снижение выбросов;

- разработка и совершенствование технологических процессов с целью снижения негативного воздействия на ОС;

- определение величины природоохранных затрат и т.д.

Наблюдения за состоянием ОС

Классифицируются:

по типам платформ: наземн, надводн, подводн, воздушн, космич;

по способу проведения: прямые, контактные, дистанционные,

ручные, автоматические, визуальные;

по регулярности: регулярные, нерегулярные, регулярные

синхронные, асинхронные.

Оценка состояния

Начиная с 1991 г. выпускаются экологические бюллетени АН и

Министерства ПР и ООС, где дается информация:

1. Климатическая характеристика года и загрязнения атмосферы;

2. Состояние наземных и подземных вод;

3. Состояние и использование земельных ресурсов;

4. Животный мир: состояние и динамика;

5. Растительные ресурсы и их изменение;

6. Ландшафты и их изменение;

7. Образование и накопление отходов;

8. Социально-экономическая ситуация в РБ.

Принципы мониторинга:

1. Обязательность;

2. Единая методическая основа;

3. Статистическое обобщение;

4. Вероятностная оценка;

5. Сравнение с имеющимися историческими рядами.

Виды мониторинга

По масштабам: локальный, региональный (город, район, область),

глобальный.

По содержанию:

-биосферный (глобальный),

- медицинский,

- импактный (особо опасные районы и точки),

-биологический,

-базовый (фоновый);

- экологический.

Составляющими элементами экологического мониторинга является

мониторинг атмосферного воздуха, гидросферы, земель (почв),

радиационный мониторинг.

Учет и анализ ПП и ООС

Для учета всех характеристик природных ресурсов ведутся

государственные кадастры (ГК).

Государственный Кадастр систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе ПР.

Кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов и рекомендации по необходимым мерам их охраны и рационального использования.

Различают земельный, водный, лесной, кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и др.

В настоящ. время действует система показателей статистики окружающей среды и ПР, которая включаетследующие разделы:

- охрану и рациональное использование водных ресурсов;

- загрязнение, охрану и состояние атмосферного воздуха;

- состояние и охрану земельных ресурсов;

- охрану и рациональное использование лесных ресурсов;

- наличие, состояние и охрану заповедных территорий, охрану

животных;

- образование, удаление и утилизация отходов;

- затраты на природоохранные мероприятия

- ввод в действие природоохранных объектов;

- радиоактивное загрязнение территории,

- проведение мероприятий по ликвидации последствий

катастрофы на ЧАЭС.

 

Экологический аудит

-это систематизированная, периодическая, подкрепленная документами объективная оценка экологичности производства и оборудования.

Главная задача аудита - анализ ПОД данного предприятия и соответствие этой деятельности действующей нормативной и правовой базе в области ООС.

Он проводится при осуществлении масштабных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рисковых операциях, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и др. Важнейшая его составляющая —оценка потенциальных рисков, связанных с охраной

окружающей среды.

Объектами ЭА являются:

- имущество -(земельные участки, природные объекты, здания и др.);

- текущие операции предприятия (производственные, коммерч. и др.);

- система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях;

- программа охраны окружающей среды и др.

Как правило, процедура ЭА является добровольной (внутренний, инициативный ЭА), однако в случае, когда деятельность предприятия явно угрожает окружающей среде и населению, может быть проведена

принудительно (внешний, обязательный ЭА) ЭА могут осуществлять только организации, имеющие лицензию на проведение экологич. аудирования, выданную Государственным комитетом по ООС.

Экологический налог.

В соответствии с Законом РБ «О налоге за использование ПР (экологический налог)», экологический налог состоит из платежей за:

-использование (изъятие, добычу) ПР;

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

- сбросы сточных вод в ОС;

- размещение отходов в пределах установленных лимитов;

- перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов

- за переработку нефти

- за производство или импорт товаров, содержащих в своем составе

50% или более летучих органических соединений

- сбор при ввозе на территории РБ озоноразрушающих веществ

- сбор за проезд автомобильного транспорта иностранных гос-в.

Плательщики налога: предприятия, организации, представительства, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РБ, не зависимо от форм собственности.

Плательщиками также являются колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, подсобные хозяйства предприятий и организаций и др.

Объекты налогообложения:

Налог состоит из платы за добычу ПР и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, а также за сверхлимитные добычу и выбросы (сбросы).

Лимиты(объемы) добычи и выбросов загр. веществ по областям устанавливаются СМ РБ по представлению Министерства экономики и Минприроды РБ.

Облисполкомы по согласованию с Минприроды РБ устанавливают лимиты по районам и городам.

Рай(гор)исполкомы утверждают лимиты по каждому природопользователю. Для передвижных источников лимиты не устанавливаются. На предприятиях доведенные лимиты утверждаются приказами, копии которых направляются в налоговую инспекцию.

Ставки налога и лимиты ежегодно утверждаются

Правительством РБ.

В соответствии с законом "Об отходах производства и потребления" предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах. За превышение лимитов размещения отходов установлены нор­мативные санкции в 5-кратном размере от норматива, а за самовольное размещение или с нарушением экологических требований, а также за их сжигание — в 15-кратном.

За превышение установленных объемов добычи ПР налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов — в 15-кратном.

Порядок исчисления и уплаты экологического налога:

Налог исчисляется юридическими и физическими лицами исходя из фактических объемов добычи и выбросов ежемесячно.

Налог за объемы добычи или выбросов(сбросов) в пределах

лимита рассчитывается по установленным ставкам.

За превышение лимитов ставки налога увеличиваются в 15 раз.

За добычу ПР без утвержденных лимитов налог взымается в

10-кратном размере за весь объем добычи.

За сбросы (выбросы) без утвержденных лимитов налог взымается в 15-кратном размере.

Уплата в бюджет экологического налога плательщиками производится ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, а сверх установленных лимитов изымаются из прибыли.

Плата за землю.

Цель платы за землю – охрана и повышение ее качества, финансирование землеустройства, развитие социального развития территории.

В соответствии с Законом РБ «О платежах за землю» (1991, 2007)земельным налогом облагаются:

- земли с/х назначения;

- земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

-земли населенных пунктов;

земли лесного фонда;

- земли водного фонда.

Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка.

Плата за землю взымается ежегодно в формах земе льного налога и арендной платы.

Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности.

Льготы по взыманию платы за землю.

Плата не взымается за земли: с/хоз. назначения, земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению,заповедники, опытные поля, ботанические сады, памятники природы и др.

Неналоговые платежи:

Плата за лесные пользования (в соотв. с Лесным Кодексом РБ)

-аренда участков лесного фонда для охотничьего хозяйства;

-добыча древесины на корню или живицы,

-пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических или спортивных целях и. др.

Пла тежи в области охраны и использования животного мира

(размер, порядок и условия взымания в соответствии с Законом РБ «О животном мире» от 10.06. 2007)

Платежи в области обращения с объектами растительного мира (в соответствии с Законом РБ «О растительном мире») включают платежи за:

- специальное пользование объектами растительного мира;

- удаление объектов растительного мира;

- ввоз или вывоз дикорастущих растений или их частей;

- выдачу разрешений в области обращения с объектами растительного мира и др.

 

 

Мероприятий

В соответствии с классификатором видов ПОД и затрат на ООС, утвержденным Минприроды (1997 г.) выделяются 2 конкретные формы деятельности по охране природы:

-природоохранные мероприятия (ПОМ),

-текущая природоохранная деятельность (ПОД).

* ПОМ это все виды хоз. деятельности, направленные на снижение

и ликвидацию отрицательного воздействия на ОС, на сохранение, улучшение и рац. использование природно-ресурсного потенциала.

ПОМ включают в себя:

- строительство и эксплуатация очистных сооружений;

- создание и развитие малоотходных и безотходных,

энергосберегающих технологий;

- размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом

экологических требований,

- рекультивация земель,

- меры по борьбе с эрозией почв,

- меры по воспроизводству флоры и фауны.

ЦЕЛЬ ПОМ – сохранение, улучшение и рац. использование природно-ресурсного потенциала; соблюдение нормативных требований к качеству ОС; получение максимального н/хоз. эффекта от ПОМ.

* Текущая ПОД непрерывная деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния ОС и включает:

- охрану атмосферы, водных ресурсов, земель и недр;

- охрану биоразнообразия и ландшафтов;

- создание и развитие особо охраняемых природных территорий,

- специальные сферы ПОД (борьба с шумом, вибрациями,
излучениями и т.д, обращение с отходами,

- управление и контроль.

Принцип суммации

Нормативное кач-во окр. среды достигается при след. соотношении:

 

С1 С2 Сп

пдк1 + пдк2 + пдкп

 

где С1, С2,...,Сп — фактические концентрации загрязняющих веществ;

ПДК1,ПДК2,...,ПДКп — соответствующие значения ПДК этих веществ.

Для каждого загрязняющего вещества установлены класс опасности,

максимальная разовая ПДК и среднесуточная ПДК.

Максимальная разовая ПДК устанавливается для предупреждения

рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, световая чувствительность глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин.)

Среднесуточная ПДК устанавливается с целью предупреждения

их общетоксического, канцерогенного, мутагенного действия.

Законодательства

Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства:

- административная (штрафы, предупреждения, запреты);

- дисциплинарная (выговоры, лишение премий, понижение в

должности и т.п.);

- материальная (возмещение причиненного ущерба по специальным

таксам или в соответствии с общими нормами гражданского

законодательства);

- уголовная (лишение свободы, исправительные работы,

конфискация имущества и т.п.).

85. Кадастры - понятие, содержание

Для учета всех характеристик природных ресурсов ведутся

государственные кадастры (ГК).

Государственный Кадастр систематизированный свод сведений

количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе ПР.

Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов и рекомендации по необходимым мерам их охраны и рационального использования.

Различают земельный, водный, лесной, кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и др.

Например, земельный кадастр включает данные о регистрации

землепользователей, количество, качество, оценку земель и др. показатели.

Природоохранная деятельность (ПОД)

В соответствии с классификатором видов ПОД и затрат на ООС, утвержденным Минприроды (1997 г.) выделяются 2 конкретные формы деятельности по охране природы:

-природоохранные мероприятия (ПОМ),

-текущая природоохранная деятельность (ПОД).

Текущая ПОД непрерывная деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния ОС и включает:

- охрану атмосферы, водных ресурсов, земель и недр;

- охрану биоразнообразия и ландшафтов;

- создание и развитие особо охраняемых природных территорий,

- специальные сферы ПОД (борьба с шумом, вибрациями,
излучениями и т.д, обращение с отходами,

- управление и контроль.

Природоохранные мероприятия

В соответствии с классификатором видов ПОД и затрат на ООС, утвержденным Минприроды (1997 г.) выделяются 2 конкретные формы деятельности по охране природы:

-природоохранные мероприятия (ПОМ),

-текущая природоохранная деятельность (ПОД).

ПОМ это все виды хоз. деятельности, направленные на снижение

и ликвидацию отрицательного воздействия на ОС, на сохранение, улучшение и рац. использование природно-ресурсного потенциала.

ПОМ включают в себя:

- строительство и эксплуатация очистных сооружений;

- создание и развитие малоотходных и безотходных,

энергосберегающих технологий;

- размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом

экологических требований,

- рекультивация земель,

- меры по борьбе с эрозией почв,

- меры по воспроизводству флоры и фауны.

ЦЕЛЬ ПОМ – сохранение, улучшение и рац. использование природно-ресурсного потенциала; соблюдение нормативных требований к качеству ОС; получение максимального н/хоз. эффекта от ПОМ.

Содержание текущих природоохранных затрат

Текущие затраты (эксплуатационные издержки) – расходы на содержание и обслуживание основных производственных природоохранных средств(зарплата, затраты на ремонт, энергоресурсы ит.д.).,оплата услуг, связанных с охраной окр. среды.

Текущие затраты экологического назначения значительно превосходят капвложения. По народному хозяйству они соотносятся как 3:1.

Содержание единовременных природоохранных затрат

Капитальные (инвестиции в основной капитал) – затраты на создание новых и реконструкцию действующих основных средств природоохранной направленности, совершенствование технологий производства и т.п.;

Основные средства природоохранного назначения - это здания, сооружения для очистки воды и воздуха, оборудование, мелиоративные объекты, водохранилища, дамбы и т.д.

Социальный ущерб

Социальный — ущерб, наносимый здоровью людей в ре зультате загрязнения окружающей среды. Он подразделяется на восполнимый и невосполнимый.

Восполнимый ущерб может быть измерен в стоимостных показателях: оплата больничных листов, затраты на лечение, потери производства от невыходов на работу по болезни и т.д.

Невосполнимый ущерб - ущерб, который невозможно оценить стоимостными показателями: потеря здоровья, снижение трудовой активности, досрочный уход на пенсию, сокращение продолжительности жизни, психологический дискомфорт и т.д.

 

Виды ущербов

Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропо­генной деятельности наносит урон экологическим системам, хозяйствен­ным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают следую­щие виды ущерба:

- экологический — нарушения, возникающие в природных системах;

-экономический — выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности;

В хозяйственных расчетах используют два понятия: возможный

(ожидаемый) ущерб – это условное теоретическое значение ущерба, которое ожидается в перспективе при предполагаемом состоянии ОС.

Предотвращенный ущерб – величина ликвидируемого ущерба в результате выполненных средозащитных мероприятий.

Социальныйущерб, наносимый здоровью людей в ре зультате загрязнения окружающей среды. Он подразделяется на восполнимый и невосполнимый.

Восполнимый ущерб может быть измерен в стоимостных показателях: оплата больничных листов, затраты на лечение, потери производства от невыходов на работу по болезни и т.д.

Невосполнимый ущерб- ущерб, который невозможно оценить стоимостными показателями: потеря здоровья, снижение трудовой

активности, досрочный уход на пенсию, сокращение продолжительности жизни, психологический дискомфорт и т.д.

Большой практический интерес представляет определение совокупного (суммарного) ущерба региону вследствие загрязнения и истощения ок­ружающей среды, который складывается из экономического (материального) (недовыработка промышленной продукции, снижение урожайности и продуктивности сельскохозяйственного производства и т.п.) и социального (восполнимого) ущербов (рост затрат на лечение, социальное страхование, недополучение продукции из-за повышенной заболеваемости работников, снижения производительности труда и пр.).

Правовое регулирование природопользования

Правовое регулирование осуществляется на базе совокупности нормативно- правовых актов:

- законы РБ, указы и декреты Президента,

- постановления и распоряжения Правительства,

- нормативные акты Министерств и ведомств,

- международные правовые акты.

Экологическое законодательство определяет:

- права и обязанности организаций, учреждений, граждан по

обеспечению условий безопасного проживания на территории РБ:

- гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и

благоприятную для жизни ОС;

- экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;

- меры и условия наказания за нарушения экологич. законодат-ства.

Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства:

- административная (штрафы, предупреждения, запреты);

- дисциплинарная (выговоры, лишение премий, понижение в

должности и т.п.);

- материальная (возмещение причиненного ущерба по специальным

таксам или в соответствии с общими нормами гражданского

законодательства);

- уголовная (лишение свободы, исправительные работы,

конфискация имущества и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.011 с.)