Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование природопользования↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Правовое регулирование природопользования Правовое регулирование осуществляется на базе совокупности нормативно- правовых актов: - законы РБ, указы и декреты Президента, - постановления и распоряжения Правительства, - нормативные акты Министерств и ведомств, - международные правовые акты. Экологическое законодательство определяет: - права и обязанности организаций, учреждений, граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории РБ: - гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни ОС; - экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; - меры и условия наказания за нарушения экологич. законодат-ства. Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства: - административная (штрафы, предупреждения, запреты); - дисциплинарная (выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п.); - материальная (возмещение причиненного ущерба по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства); - уголовная (лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.п.). Органы управления ПП, реализующие территориальный Принцип управления природопользованием Территориальный, который реализуется Президентом Республики Беларусь, Парламентом и Правительством Республики Беларусь, а на местах соответствующими Советами депутатов и их исполкомами.
Органы управления ПП, реализующие отраслевой принцип Управления природопользованием Отраслевой, кот. реализуется министерствами и ведомствами, относящимися к органам специальной компетенции, уполномоченных выполнять природоохранные функции.
52. Содержание и задачи эколого-экономического планирования Эколого-экономическое планирование (ЭЭП)- это система намеченных и обеспеченных финансированием мероприятий по сокращению ущерба, загрязнений и нарушения природного баланса и рациональному природопользованию. Объектом планирования являются социально-экономические и природные ресурсы, процессы и явления. ЭЭП включает в себя: - систему прогнозирования, которая предусматривает направления использования земельных ресурсов; прогноз запасов, пути улучшения качества ПР. Планирование: - меры по снижению и устранению существующих источников загрязнения; - разработка заданий по предупреждению возникновения новых источников загрязнения. Текущее планирование включает: - конкретные задания по охране водных, земельных, лесных ресурсов, организации заповедников; - ввод в действие природоохранных объектов. Порядок планирования и прогнозирования закреплен в Законе об ООС (ст.15, 1992 г.) 53. Уровни планирования и прогнозирования ПП и ООС Организация планирования и прогнозирования осуществляется по уровням. 1 уровень - Прогнозы и программы социально – экономического развития государства по периодам времени. 2 уровень - прогнозы, программы, планы конкретного зколого-эк. прогнозирования по периодам времени на уровне государства: - Нац. программа рац. использования ПР и ООС; - Научно- техническая программа «ПП и ООС» - Чернобыльская программа; - Планы по отдельным природным комплексам и экосистемам (по охране земель, водных ресурсов и т.д.) Уровень 3.1 Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне. Составляются областные, районные, городские программы рационального использования ПР и ООС. Например, схемы комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов озера Нарочь, реки Зап. Двина и т.д. 3.2 Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами использования отдельных видов ресурсов. Например, программы «Экология и энергетика», «Экология и транспорт», «Экологизация с/х» и др. 3.3 Планирование на крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства: – строительство и реконструкция природоохранных объектов; – содержание и эксплуатация очистных сооружений; – снижение выбросов; - разработка и совершенствование технологических процессов с целью снижения негативного воздействия на ОС; - определение величины природоохранных затрат и т.д. Наблюдения за состоянием ОС Классифицируются: по типам платформ: наземн, надводн, подводн, воздушн, космич; по способу проведения: прямые, контактные, дистанционные, ручные, автоматические, визуальные; по регулярности: регулярные, нерегулярные, регулярные синхронные, асинхронные. Оценка состояния Начиная с 1991 г. выпускаются экологические бюллетени АН и Министерства ПР и ООС, где дается информация: 1. Климатическая характеристика года и загрязнения атмосферы; 2. Состояние наземных и подземных вод; 3. Состояние и использование земельных ресурсов; 4. Животный мир: состояние и динамика; 5. Растительные ресурсы и их изменение; 6. Ландшафты и их изменение; 7. Образование и накопление отходов; 8. Социально-экономическая ситуация в РБ. Принципы мониторинга: 1. Обязательность; 2. Единая методическая основа; 3. Статистическое обобщение; 4. Вероятностная оценка; 5. Сравнение с имеющимися историческими рядами. Виды мониторинга По масштабам: локальный, региональный (город, район, область), глобальный. По содержанию: -биосферный (глобальный), - медицинский, - импактный (особо опасные районы и точки), -биологический, -базовый (фоновый); - экологический. Составляющими элементами экологического мониторинга является мониторинг атмосферного воздуха, гидросферы, земель (почв), радиационный мониторинг. Учет и анализ ПП и ООС Для учета всех характеристик природных ресурсов ведутся государственные кадастры (ГК). Государственный Кадастр — систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе ПР. Кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов и рекомендации по необходимым мерам их охраны и рационального использования. Различают земельный, водный, лесной, кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и др. В настоящ. время действует система показателей статистики окружающей среды и ПР, которая включаетследующие разделы: - охрану и рациональное использование водных ресурсов; - загрязнение, охрану и состояние атмосферного воздуха; - состояние и охрану земельных ресурсов; - охрану и рациональное использование лесных ресурсов; - наличие, состояние и охрану заповедных территорий, охрану животных; - образование, удаление и утилизация отходов; - затраты на природоохранные мероприятия - ввод в действие природоохранных объектов; - радиоактивное загрязнение территории, - проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Экологический аудит -это систематизированная, периодическая, подкрепленная документами объективная оценка экологичности производства и оборудования. Главная задача аудита - анализ ПОД данного предприятия и соответствие этой деятельности действующей нормативной и правовой базе в области ООС. Он проводится при осуществлении масштабных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рисковых операциях, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и др. Важнейшая его составляющая —оценка потенциальных рисков, связанных с охраной окружающей среды. Объектами ЭА являются: - имущество -(земельные участки, природные объекты, здания и др.); - текущие операции предприятия (производственные, коммерч. и др.); - система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях; - программа охраны окружающей среды и др. Как правило, процедура ЭА является добровольной (внутренний, инициативный ЭА), однако в случае, когда деятельность предприятия явно угрожает окружающей среде и населению, может быть проведена принудительно (внешний, обязательный ЭА) ЭА могут осуществлять только организации, имеющие лицензию на проведение экологич. аудирования, выданную Государственным комитетом по ООС. Экологический налог. В соответствии с Законом РБ «О налоге за использование ПР (экологический налог)», экологический налог состоит из платежей за: -использование (изъятие, добычу) ПР; - выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; - сбросы сточных вод в ОС; - размещение отходов в пределах установленных лимитов; - перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов - за переработку нефти - за производство или импорт товаров, содержащих в своем составе 50% или более летучих органических соединений - сбор при ввозе на территории РБ озоноразрушающих веществ - сбор за проезд автомобильного транспорта иностранных гос-в. Плательщики налога: предприятия, организации, представительства, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РБ, не зависимо от форм собственности. Плательщиками также являются колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, подсобные хозяйства предприятий и организаций и др. Объекты налогообложения: Налог состоит из платы за добычу ПР и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, а также за сверхлимитные добычу и выбросы (сбросы). Лимиты(объемы) добычи и выбросов загр. веществ по областям устанавливаются СМ РБ по представлению Министерства экономики и Минприроды РБ. Облисполкомы по согласованию с Минприроды РБ устанавливают лимиты по районам и городам. Рай(гор)исполкомы утверждают лимиты по каждому природопользователю. Для передвижных источников лимиты не устанавливаются. На предприятиях доведенные лимиты утверждаются приказами, копии которых направляются в налоговую инспекцию. Ставки налога и лимиты ежегодно утверждаются Правительством РБ. В соответствии с законом "Об отходах производства и потребления" предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах. За превышение лимитов размещения отходов установлены нормативные санкции в 5-кратном размере от норматива, а за самовольное размещение или с нарушением экологических требований, а также за их сжигание — в 15-кратном. За превышение установленных объемов добычи ПР налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов — в 15-кратном. Порядок исчисления и уплаты экологического налога: Налог исчисляется юридическими и физическими лицами исходя из фактических объемов добычи и выбросов ежемесячно. Налог за объемы добычи или выбросов(сбросов) в пределах лимита рассчитывается по установленным ставкам. За превышение лимитов ставки налога увеличиваются в 15 раз. За добычу ПР без утвержденных лимитов налог взымается в 10-кратном размере за весь объем добычи. За сбросы (выбросы) без утвержденных лимитов налог взымается в 15-кратном размере. Уплата в бюджет экологического налога плательщиками производится ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, а сверх установленных лимитов изымаются из прибыли. Плата за землю. Цель платы за землю – охрана и повышение ее качества, финансирование землеустройства, развитие социального развития территории. В соответствии с Законом РБ «О платежах за землю» (1991, 2007)земельным налогом облагаются: - земли с/х назначения; - земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; -земли населенных пунктов; земли лесного фонда; - земли водного фонда. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взымается ежегодно в формах земе льного налога и арендной платы. Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности. Льготы по взыманию платы за землю. Плата не взымается за земли: с/хоз. назначения, земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению,заповедники, опытные поля, ботанические сады, памятники природы и др. Неналоговые платежи: Плата за лесные пользования (в соотв. с Лесным Кодексом РБ) -аренда участков лесного фонда для охотничьего хозяйства; -добыча древесины на корню или живицы, -пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических или спортивных целях и. др. Пла тежи в области охраны и использования животного мира (размер, порядок и условия взымания в соответствии с Законом РБ «О животном мире» от 10.06. 2007) Платежи в области обращения с объектами растительного мира (в соответствии с Законом РБ «О растительном мире») включают платежи за: - специальное пользование объектами растительного мира; - удаление объектов растительного мира; - ввоз или вывоз дикорастущих растений или их частей; - выдачу разрешений в области обращения с объектами растительного мира и др.
Мероприятий В соответствии с классификатором видов ПОД и затрат на ООС, утвержденным Минприроды (1997 г.) выделяются 2 конкретные формы деятельности по охране природы: -природоохранные мероприятия (ПОМ), -текущая природоохранная деятельность (ПОД). * ПОМ – это все виды хоз. деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного воздействия на ОС, на сохранение, улучшение и рац. использование природно-ресурсного потенциала. ПОМ включают в себя: - строительство и эксплуатация очистных сооружений; - создание и развитие малоотходных и безотходных, энергосберегающих технологий; - размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, - рекультивация земель, - меры по борьбе с эрозией почв, - меры по воспроизводству флоры и фауны. ЦЕЛЬ ПОМ – сохранение, улучшение и рац. использование природно-ресурсного потенциала; соблюдение нормативных требований к качеству ОС; получение максимального н/хоз. эффекта от ПОМ. * Текущая ПОД – непрерывная деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния ОС и включает: - охрану атмосферы, водных ресурсов, земель и недр; - охрану биоразнообразия и ландшафтов; - создание и развитие особо охраняемых природных территорий, - специальные сферы ПОД (борьба с шумом, вибрациями, - управление и контроль. Принцип суммации Нормативное кач-во окр. среды достигается при след. соотношении:
С1 С2 Сп пдк1 + пдк2 + пдкп
где С1, С2,...,Сп — фактические концентрации загрязняющих веществ; ПДК1,ПДК2,...,ПДКп — соответствующие значения ПДК этих веществ. Для каждого загрязняющего вещества установлены класс опасности, максимальная разовая ПДК и среднесуточная ПДК. Максимальная разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, световая чувствительность глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин.) Среднесуточная ПДК устанавливается с целью предупреждения их общетоксического, канцерогенного, мутагенного действия. Законодательства Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства: - административная (штрафы, предупреждения, запреты); - дисциплинарная (выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п.); - материальная (возмещение причиненного ущерба по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства); - уголовная (лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.п.). 85. Кадастры - понятие, содержание Для учета всех характеристик природных ресурсов ведутся государственные кадастры (ГК). Государственный Кадастр — систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе ПР. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов и рекомендации по необходимым мерам их охраны и рационального использования. Различают земельный, водный, лесной, кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и др. Например, земельный кадастр включает данные о регистрации землепользователей, количество, качество, оценку земель и др. показатели. Природоохранная деятельность (ПОД) В соответствии с классификатором видов ПОД и затрат на ООС, утвержденным Минприроды (1997 г.) выделяются 2 конкретные формы деятельности по охране природы: -природоохранные мероприятия (ПОМ), -текущая природоохранная деятельность (ПОД). Текущая ПОД – непрерывная деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния ОС и включает: - охрану атмосферы, водных ресурсов, земель и недр; - охрану биоразнообразия и ландшафтов; - создание и развитие особо охраняемых природных территорий, - специальные сферы ПОД (борьба с шумом, вибрациями, - управление и контроль. Природоохранные мероприятия В соответствии с классификатором видов ПОД и затрат на ООС, утвержденным Минприроды (1997 г.) выделяются 2 конкретные формы деятельности по охране природы: -природоохранные мероприятия (ПОМ), -текущая природоохранная деятельность (ПОД). ПОМ – это все виды хоз. деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного воздействия на ОС, на сохранение, улучшение и рац. использование природно-ресурсного потенциала. ПОМ включают в себя: - строительство и эксплуатация очистных сооружений; - создание и развитие малоотходных и безотходных, энергосберегающих технологий; - размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, - рекультивация земель, - меры по борьбе с эрозией почв, - меры по воспроизводству флоры и фауны. ЦЕЛЬ ПОМ – сохранение, улучшение и рац. использование природно-ресурсного потенциала; соблюдение нормативных требований к качеству ОС; получение максимального н/хоз. эффекта от ПОМ. Содержание текущих природоохранных затрат Текущие затраты (эксплуатационные издержки) – расходы на содержание и обслуживание основных производственных природоохранных средств(зарплата, затраты на ремонт, энергоресурсы ит.д.).,оплата услуг, связанных с охраной окр. среды. Текущие затраты экологического назначения значительно превосходят капвложения. По народному хозяйству они соотносятся как 3:1. Содержание единовременных природоохранных затрат Капитальные (инвестиции в основной капитал) – затраты на создание новых и реконструкцию действующих основных средств природоохранной направленности, совершенствование технологий производства и т.п.; Основные средства природоохранного назначения - это здания, сооружения для очистки воды и воздуха, оборудование, мелиоративные объекты, водохранилища, дамбы и т.д. Социальный ущерб Социальный — ущерб, наносимый здоровью людей в ре зультате загрязнения окружающей среды. Он подразделяется на восполнимый и невосполнимый. Восполнимый ущерб может быть измерен в стоимостных показателях: оплата больничных листов, затраты на лечение, потери производства от невыходов на работу по болезни и т.д. Невосполнимый ущерб - ущерб, который невозможно оценить стоимостными показателями: потеря здоровья, снижение трудовой активности, досрочный уход на пенсию, сокращение продолжительности жизни, психологический дискомфорт и т.д.
Виды ущербов Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит урон экологическим системам, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают следующие виды ущерба: - экологический — нарушения, возникающие в природных системах; -экономический — выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности; В хозяйственных расчетах используют два понятия: возможный (ожидаемый) ущерб – это условное теоретическое значение ущерба, которое ожидается в перспективе при предполагаемом состоянии ОС. Предотвращенный ущерб – величина ликвидируемого ущерба в результате выполненных средозащитных мероприятий. Социальный — ущерб, наносимый здоровью людей в ре зультате загрязнения окружающей среды. Он подразделяется на восполнимый и невосполнимый. Восполнимый ущерб может быть измерен в стоимостных показателях: оплата больничных листов, затраты на лечение, потери производства от невыходов на работу по болезни и т.д. Невосполнимый ущерб- ущерб, который невозможно оценить стоимостными показателями: потеря здоровья, снижение трудовой активности, досрочный уход на пенсию, сокращение продолжительности жизни, психологический дискомфорт и т.д. Большой практический интерес представляет определение совокупного (суммарного) ущерба региону вследствие загрязнения и истощения окружающей среды, который складывается из экономического (материального) (недовыработка промышленной продукции, снижение урожайности и продуктивности сельскохозяйственного производства и т.п.) и социального (восполнимого) ущербов (рост затрат на лечение, социальное страхование, недополучение продукции из-за повышенной заболеваемости работников, снижения производительности труда и пр.). Правовое регулирование природопользования Правовое регулирование осуществляется на базе совокупности нормативно- правовых актов: - законы РБ, указы и декреты Президента, - постановления и распоряжения Правительства, - нормативные акты Министерств и ведомств, - международные правовые акты. Экологическое законодательство определяет: - права и обязанности организаций, учреждений, граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории РБ: - гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни ОС; - экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; - меры и условия наказания за нарушения экологич. законодат-ства. Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства: - административная (штрафы, предупреждения, запреты); - дисциплинарная (выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п.); - материальная (возмещение причиненного ущерба по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства); - уголовная (лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.п.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.011 с.) |