В экономической литературе существует множество определений понятия «инновация». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В экономической литературе существует множество определений понятия «инновация».



Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества.

Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В упрощенном виде можно сказать, что под инновациями понимаются вновь созданный материал, продукция или технология, впервые внедряемая в производство.

Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Те и другие тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил и повышении эффективности производства.

Характерными чертами инноваций, которыепозволяют отличать их от мелких технических усовершенствований, являются:

- (критерий новизны);

- (критерий эффективности).

Инновации можно классифицировать по ряду признаков:

1- по содержанию:

- производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т. д.;

- управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;

- информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;

- социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т. д.

2- по сфере применения:

- инновации в производственной сфере (промышленность, с/х и т. д.);

- инновации в непроизводственной сфере (образование, наука и т. п.).

3- по масштабам применения:

-мировые;национальные;отраслевые;региональные;в пределах одного субъекта хозяйствования.

4- в зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции, так как каждый из них можно продать.

5- по инновационному потенциалу:

- базисные инновации – реализуют открытия и крупные изобретения, они являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники;

- улучшающие инновации – связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

- псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии, незначительные технические или внешние изменения, оставляющие неизменным конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость нового изделия и входящих в него материалов и компонентов.

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий новшества и определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

– зарождение;

– промышленное освоение с выходом продукта на рынок;

– стадию зрелости, серийное или массовое производство, насыщение рынка, достижение максимального объема производства и максимального объема продаж.

В начале жизненного цикла, когда средства вкладывают в разработку, результаты незначительны. Затем, когда в процесс вступают ключевые усилия, результаты улучшаются скачкообразно. Наконец, по мере инвестирования в процесс или продукт дополнительных средств, прогресс (результат) становится все более трудоемким и дорогостоящим.

Инновационная деятельность предприятия – это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления.

Инновационная деятельность предприятия включает:

– проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества;

– подбор необходимых видов материалов для изготовления новых видов продукции;

– разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

– проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;

– разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

– подготовку, обучение, переквалификацию персонала;

– проведение работ или приобретение необходимой документации по патентованию, лицензированию, приобретению ноу-хау;

– организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, т.е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Побудительным мотивом развития инноваций на предприятии является стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Инновационная деятельность предприятия – одна из форм инвестиций, осуществляемая с целью внедрения НТП в производство.

Оценка эффективности инновацийопределение отдачи от инвестиций в техническую разработку.

Оценку можно проводить по нескольким направлениям.

1- Для характеристики экономического эффекта применяются показатели:

- прибыль, полученная от внедрения инновации;

- прирост объема продаж, полученный от внедрения инновации;

- повышение коэффициента использования производственной мощности от внедрения инновации;

- улучшение использования ресурсов предприятия: основных и оборотных средств, трудовых ресурсов.

2- Научно-технический эффект характеризуется следующими показателями:

- количество зарегистрированных авторских свидетельств и патентов;

- увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов;

- повышение коэффициента автоматизации производства и уровня механизации труда;

- повышение удельного веса применяемых прогрессивных технических средств.

3- Социальный эффект характеризуют следующие показатели:

- прирост реальных доходов работников предприятия за определенный период времени;

- увеличение числа рабочих мест;

- повышение степени безопасности труда;

- улучшение условий труда;

- снижение заболеваемости и травматизма.

4- Экологический эффект характеризуют:

- снижение вредных выбросов (сбросов) в окружающую среду;

- сокращение отходов производства.

Интегральной характеристикой результативности инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности предприятия.

Экономическую эффективность инноваций можно оценить следующими показателями:

- рентабельность затрат, осуществляемых на инновацию:

 

Рио = Пио: Зио,

 

где Пио – прибыль, полученная от инновации, руб.; Зио – затраты, связанные с осуществлением инновации, руб.

- срок окупаемости инновации:

 

Ток = Зио: Пио-г,

 

где Пио-г – среднегодовая прибыль, полученная от инновации, руб.

Методические рекомендации по оценке эффективности научной деятельности предприятия основным показателем называют экономической эффект, который определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь срок осуществления инновации.

Суммарный по годам расчетного периода экономический эффект рассчитывается по формуле:

 

Эи = Ри – Зи,

 

где Эи - экономический эффект инновации за расчетный период, руб.; Ри - стоимостная оценка результатов от инновации за расчетный период, руб.; Зи - стоимостная оценка затрат на осуществление инновации за расчетный период, руб.

Разновременные затраты и результаты приводятся к единому моменту времени – расчетному году t – путем умножения их величины за каждый год на коэффициент приведения:

 

at = (1 + Еn)tti,

 

Где Еn – норматив приведения разновременных затрат и результатов, численно равный нормативу эффективности капитальных вложений (Еn = 0,1); t – расчетный год; ti - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году.

Результаты от инновации рассчитываются по формуле:

 

Рт = å Рt х at,

 

где å Рt - величина результатов (прибыль и др.) в t-ом году;

Затраты на инновацию рассчитываются по формуле:

 

Зт = å Зt х at = å (Иt + Кt – Лt) х at,

 

где å Зt - величина затрат всех ресурсов в t-ом году (себестоимость), руб.; Иt - текущие издержки в t-ом году, руб.; Кt - единовременные затраты в t-ом году (на научно-исследовательские эксперименты, затраты на приобретение, монтаж, наладку оборудования и т.п.), руб.; Лt - остаточная стоимость основных средств, выбывающих в t-ом году, руб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.018 с.)