Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 29. Детерменизм и индетерминизм.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ - принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, учение о причинно-следств. взаимосвязи явлений материального и духовного мира. Впервые обосновано П. С. Лапласом следующими постулатами: 1) всякое состояние Вселенной является причиной ее последующего состояния и однозначным следствием предшествующего, 2) если бы существовал всеобъемлющий ум, к-рый в едином мысленном акте смог бы охватить все силы, действующие в данный момент во Вселенной, координаты всех материальных частиц, то он смог бы, исходя из полного знания настоящего состояния Вселенной, однозначно описать ее прошлое состояние и предсказать будущее в любой момент времени. Д. противостоит индетерминизм, отрицающий наличие причинно-следственной взаимосвязи явлений материального и духовного мира, стимулом для которого в 20 в. явились крайности и неадекватности лапласовского Д., развитие генетики и квантовой механики, в к-рой состояние системы квантовомеханич. объектов в данный момент времени отнюдь нестрого однозначно определяет ее состояние в следующий момент. Альтернативой Д. и одновременно одной из его жестких форм явился телеологизм, восходящий к Аристотелю, и "предустановленная гармония" Г. Лейбница как детерминация всех явлений бытия конечной причиной или целью. ИНДЕТЕРМИНИЗМ -философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В истории философии, начиная с др.-греческой философии вплоть до наст. времени, индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки; индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Детерминизм и индетерминизм - философские учения о характере обусловленности одних сущих другими, которые могут трактоваться и как противоположные и как взаимодополняющие. Но сначала надо уточнить смысл этих терминов. 1. Д. и И. в узком смысле означают соответственно признание или отрицание того, что любая обусловленность является необходимой. При таком словоупотреблении приходится признать правоту И., если только он вообще не отрицает наличия необходимых связей. 2. Д. – это признание не только необходимой, но также случайной и вероятностной обусловленности. Такое понимание сответствует данным современной науки. Признание случайности – это ещё не И. Но что же тогда понимать под И.? С нашей точки зрения И. есть признание возможности спонтанного фактора или свободы в обусловленности состояния или процесса изменения сущего. Полнота обусловленности включает в себя взаимодополнительность необходимости, случайности, вероятностности и свободы. Билет 31. Основные вопросы философии человека. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: объективный идеализм; субъективный идеализм; материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм; гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм. 2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: материализм; идеализм; дуализм. Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; сознание определяется материей (бытием). К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. Основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.91 (0.01 с.) |