Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 47. Философия культуры и искусства.

Поиск

Философия искусства — сегмент общей Философии культуры, особенность которого составляет эстетика, являющая основу и суть философии искусства.Авторитетнейшее издание, «Новая философская энциклопедия»,, подготовленное Институтом Философии Российской Академии наук и выпущенное в 2000—2001 гг. дает два определения; Искусство — художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности. Эстетика (от греч. αἰσθάνομαι — чувствовать; αίσθητικός — воспринимаемый чувствами) — наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его духовной Первопричиной, для верующих — с Богом.Мы видим, что в основе философии искусства (кстати, не выделяемой в строго научных категориях) лежит эстетика как раздел философии, изучающий специфический опыт освоения действительности. Определение института Философии четко отделяет Эстетику как специфически философский термин, от бытового (вульгарного) употребления слова.Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле — для обозначения эстетической составляющей культуры и её эстетических компонентов.Однако Искусство, как сказано выше не является лишь «составляющей», но формой общественного сознания. Над изучением, анализом и предвидением которого и работает Эстетика.В европейском интеллектуально-чувственном ареале протонаучная эстетика ярко проявила себя уже в греко-римской Античности. Затем были Средние века и Возрождение. Чуть позже, эстетика процвела в таких художественно-эстетических направлениях, как классицизм и барокко. В классический период имплицитная эстетика особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма. Начавшийся с Ницше постклассический период, основу которого составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно теоретическую эстетику (эксплицитную) на задний план, на уровень школьной дисциплины. Эстетическое знание в 20 в. наиболее активно развивалось внутри других наук (философии, филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствоведения и т. д.). Платон впервые вывел понятие τό καλόν (прекрасное как в физическом, так и в нравственном смысле) на уровень некоего абстрактного начала, указывающего морального и духовного совершенствования.Споры внутри Эстетики как философской дисциплины ведутся много веков и «разгранияительные линии» в этих спорах часто повторяют различия ведущих национальных философских школ. Например, классическая германская эстетика (Кант, Гегель, Шиллер) рассматривает искусство как «целесообразную деятельность без цели», «царство видимости», «игру творческих сил», проявление и выражение бытия «Абсолютного Духа». Русская эстетика реализма настаивает на идее органической связи искусства с действительностью, считая его главным предметом «все, что есть интересного для человека в жизни».Главный вопрос философии искусства; «что есть искусство?» обретает новую остроту с появлением постмодернизма, который ставит под сомнение многие «старые», классические представления, в том числе об эстетическом, о художественном. В постмодернизме они сохраняют свое значение лишь в качестве «транскультурных, трансвременных ценностей». Подвергаются ревизии античные представления о «мимесисе», который сводится к «обманному иллюзионизму», породившему традиционный реализм. Отстаивается идея приоритета т. н. осязаемых, а не иллюзионистских объектов, представляющих собой новое, оригинальное средство взаимодействия между художественной экспрессией и опытом повседневной жизни. Соответствующую этому принципу «постмодернистскую» художественную практику рассматривают (точнее — выдают) за новый и непредсказуемый по своему значению шаг в сближении искусства и жизни, якобы сливающихся в «единовременное переживание». Столь решительный разрыв с классическим наследием вряд ли окажется могущественнее духовно-практической силы самого искусства, продолжающего поражать воображение и давать наслаждение все новым поколениям людей.Невозможно отрицать, что искусство создается личностью и обращается к личности. Ни одна область творческой деятельности человека не может соперничать с искусством во всеохватности отражения человеческих ощущений. Беспрецедентны возможности искусства в раскрытии мотивов человеческого поведения, поступка, переживания. Отбрасывая вульгарные значения явлений, событий, художник воспроизводит их внутренний смысл в индивидуально-неповторимом облике и форме. И здесь вопросы философии искусства тесно переплетаются с вопросами психики и психологии человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.69 (0.008 с.)