Основные правила законодательной техники.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные правила законодательной техники.



3. Сокращение до минимума нормативных актов по одному и тому же вопросу;

4. Отсутствие противоречий с действующими нормативными актами и в самом нормативном акте;

5. Логическая последовательность изложения и взаимосвязь помещаемых в акте нормативных предписаний;

6. Наличие в акте правовых средств, обеспечивающих его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров, меры ответственности за нарушение правовых предписаний или отсылки к устанавливающим их действующим нормативным актам и др.);

7. Использование одинаковых, унифицированных официальных атрибутов (наименование акта, заголовок, порядковый номер и т.п.) и структурных частей (главы, разделы, части, статьи, пункты и т.п.);

8. Наличие в акте определений имеющих принципиальное значение терминов (законодательных дефиниций);

9. Отсутствие рассуждений, научных положений, деклараций и т.п.;

10. Язык должен быть точным и лаконичным, один и тот же термин должен всегда использоваться для обозначения одного и того же понятия;

11. Акт должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами, не должны употребляться в акте эпитеты, метафоры, образные сравнения, цитирование и многозначные слова и выражения;

12. В случае необходимости одновременно с проектом акта вносится проект постановления о порядке введения акта в действие. В этом проекте должны быть отражены вопросы отмены (изменения) ранее принятых нормативных актов (либо их частей), начало действия акта, другие вопросы по его реализации.

Понятие и признаки нормативно-правового акта.

Под нормативно-правовым актом понимается документ органов государственной власти, содержащий нормы права.

Признаки нормативно-правового акта (отличия от других документов):

1. Исходит от всего населения (в случае принятия на референдуме) или от органов государственной власти.

2. Содержит нормы права.

3. Создается в особом, процессуальном порядке.

4. Оформляется в определенном виде.

5. Образует единую, иерархическую систему.

6. Обязательно доводится до сведения населения.

Классификация нормативно-правовых актов.

Для упорядочивания нормативно-правовых актов используются различные классификации и способы систематизации нормативно-правовых актов.

Основания для классификации:

1. Юридическая сила нормативно-правового акта.

2. Содержание нормативно-правового акта.

3. Субъекты, издавшие нормативно-правовой акт.

4. Объем и характер действия нормативно-правового акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта отражает его место в иерархической системе нормативно-правовых актов.

Наибольшей юридической силой обладает Конституция РФ – основной закон государства.

Все множество нормативно-правовых актов по юридической силе делится на 2 подмножества:

1. Законы

2. Подзаконные нормативно-правовые акты.

По содержанию нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Однородные нормативно-правовые акты.

2. Комплексные нормативно-правовые акты.

Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права.

Пример однородных нормативно-правовых актов:

Трудовой Кодекс РФ

Пример комплексного нормативно-правового акта:

Федеральный закон «Об образовании».

По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяют:

1. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).

2. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).

3. Нормативно-правовые акты органов судебной власти (постановления).

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Акты общего действия.

2. Акты ограниченного действия.

Акты общего действия распространяются на все население государства.

Акты ограниченного действия распространяются только на определенный контингент лиц (например, на беженцев).

Законы: признаки и виды.

Признаки:

1. Регулируют наиболее важные общественные отношения.

2. Принимаются в результате всенародного волеизъявления на референдуме, либо органами законодательной власти.

3. Обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.

Виды:

По юридической силе законы подразделяются на:

1. Конституцию .

2. Федеральные конституционные законы

3. Федеральные законы.

4. Законы субъектов РФ.

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие и виды.

Подзаконный нормативно-правовой акт – это нормативно-правовой акт, принятый органами исполнительной власти.

Выделяют в порядке убывания юридической силы следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:

1. Указы Президента РФ.

2. Постановления Правительства РФ.

3. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб).

4. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени начинается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и заканчивается в момент прекращения действия нормативно-правового акта.

Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется:

1. Указанием в самом нормативно-правовом акте (например, с 1 января 2004 года).

2. Днем опубликования закона.

3. По прошествии определенного количества дней после опубликования нормативно-правового акта.

Прекращение действия нормативно-правового акта определяется:

1. Путем указания на то в новом нормативно-правовом акте.

2. По истечении срока его действия, указанного в самом акте.

По общему правилу, нормы нормативно-правового акта начинают применяться для регулирования общественных отношений, возникших после вступления в силу данного акта.

Имеется два исключения:

1. Если об обратной силе акта прямо указано в самом акте.

2. Обратную силу имеют акты с нормами права, устраняющими или смягчающими уголовную или административную ответственность.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется полномочиями субъекта, издавшего акт.

Акты, которые издаются федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ.

Акты, которые издаются органами государственной власти субъектов РФ, действуют только на территории субъектов.

По кругу лиц, на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты.

Общие распространяют свое действие на всех граждан.

Специальные – на определенную категорию граждан(пенсионеров, студентов и др.).

Характеристика основных способов систематизации нормативно- правовых актов.

Систематизация – упорядочивание.

Коллизия – столкновение.

Кодекс – книга.

Существуют следующие основные способы систематизации нормативно-правовых актов:

1. Инкорпорация.

2. Кодификация.

3. Консолидация.

Инкорпорация – это объединение в сборнике действующих нормативно-правовых актов без изменения их содержания.

Кодификация – это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующих нормативно-правовых актов путем принятия нового кодифицированного акта (при кодификации устраняются коллизии норм из разных нормативно-правовых актов).

По своему содержанию кодифицированные акты бывают:

1. Основами законодательства.

2. Кодексами.

3. Уставами.

4. Положениями.

Консолидация – это деятельность, направленная на объединение множества нормативно-правовых актов, касающихся определенной сферы общественных отношений, в один укрупненный акт.

Консолидация является промежуточным шагом к кодификации.

 

 

Конституционное право

ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА (КП) РОССИИ

КП занимает ведущее положение в системе права любого государства и является юриди-

ческим фундаментом для всех других отраслей права.Это определяется предметом

правового регулирования КП.

Предметом КП являются ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ,связанные с устройством и деятельностью экономической и политической систем общества,устройством государства,взаимоотношением человека и гражданина с государством.

 

экон.система общества + полит.система общества=общественный строй

общественный строй+устройство государства=конституционный строй

устройство государства=1.Форма правления

2.Форма гос.устройства

3.Политический режим государства

КП - совокупность норм права, регулирующих ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, связанные с основами конституционного строя, системой и порядком образования органов гос. власти, основами правового статуса человека и гражданина.

Основной источник норм КП - Конституция РФ (КРФ) 1993 года, которую называют основным законом государства. Это определяется юридическими свойствами КРФ:

1Верховенство и высшая юридическая сила КРФ. Она является актом народного суверенитета и правовой базой существования государства. Поэтому она занимает 1 место в иерархии нормативно-правовых актов. Все иные НПА не должны противоречить положениям КРФ.

2.Учредительный характер КРФ. Это означает, что ни одно из положений КРФ не может быть признано недействительным.

3.Прямое действие КРФ. Когда нет нормы для упорядочения определенной ситуации или

существует коллизия (столкновение) между нормами других законов, нормы КРФ могут

применяться прямо и непосредственно.

4..КРФ является ядром правовой системы государства. Ее нормы координируют законодательство РФ.

Структура КРФ традиционна для конституций большинства государств. Она состоит из 9 глав:

1.Основы конституционного строя

2.Права и свободы человека и гражданина

3.Федеративное устройство

4.Президент РФ

5.Федеральное собрание

6.Правительство РФ

7.Судебная власть

8.Местное самоуправление

9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Наряду с КРФ в качестве источников КП выступают федеральные конституционные

законы:

1.О судебной системе

2 О Правительстве РФ

3. О Конституционном суде

4.О Верховном суде РФ

5.Об арбитражных судах

6.О референдуме и другие.

 

2.Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй-это способ организации общественной и государственной

жизни в РФ.

В преамбуле и гл.1 КРФ закреплены принципы конституционного строя в РФ.

2.1 В основу организации общественной жизни положены следующие принципы:

- идеологического и политического плюрализма

- светского характера государства

- свободы экономической деятельности

- многообразия и равноправия различных форм собственности

 

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ плюрализм означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст.13)

политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, существование политического многообразия, многопартийности

Светский характер государства означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Свобода экономической деятельности - свободное перемещение товаров, услуг, финансов, поддержание конкуренции, что является основой рыночной экономики. При

этом экономической основой РФ является частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Государство не только признает различные формы собственности ,но и в равной мере их защищает.

2.2 В основу организации государственной власти в РФ положены след. принципы:

- народовластия

- федерализма

- верховенства права

- разделения властей

- государственного суверенитета РФ

- вхождения РФ как полноправного члена в мировое сообщество

 

НАРОДОВЛАСТИЕ характеризует РФ как демократическое государство и означает,

что единственным источником власти является народ РФ (ст.3).

РФ как федерация состоит из частей, имеющих статус субъектов государства (республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения-всего 89 субъектов) Каждый субъект имеет свои основные законы (конституции, уставы).

Основные законы субъектов могут отличаться друг от друга(в этом отличие от

унитарных государств) Но при этом принцип федерализма подразумевает:

- государственную целостность РФ

- единство системы гос. власти

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.власти РФ

и органами гос.власти субъектов РФ

- равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос.

власти (ст.5)

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА выражается в верховенстве Конституции и связанности

государства правом.

По горизонтали власть делится на 3 ветви власти:

- законодательную

- исполнительную

- судебную

По вертикали власть делится между органами гос. власти РФ и органами гос.власти

субъектов РФ.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве гос. власти, ее единстве и независимости.

РФ явл. полноправным членом мирового сообщества, она постоянный член Совета Безопасности ООН.

3.Система органов гос. власти в РФ

Гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Такое разделение сделано с целью:

1.Специализации органов гос. власти по функциям(разработка законов, их исполнение,

разрешение правовых споров)

2.Предотвращения концентрации, монополизации власти одним человеком ,одним органом гос. власти

3.Уравновешивания,сдерживания друг друга различными ветвями власти.

Государство осуществляет свою деятельность посредством органов гос. власти.

Орган гос. власти- это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть

государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий государственные функции, деятельность которого регламентируется правом.

Классификация органов гос. власти РФ проводится по критериям принадлежности к той или иной ветви власти и и принадлежности к тому или иному уровню власти

(федеральному или субъекта РФ)

Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное

Собрание и представительные органы субъектов РФ, названия которых определяется

в конституциях, уставах субъектов(Московская городская дума, Санкт-Петербургское

городское собрание и т.п.)

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совета Федерации (СФ) составляют представители субъектов РФ по 2 от каждого субъекта:

1 от представительного органа власти субъекта РФ, второй от исполнительного органа

власти субъекта РФ(всего 178 депутатов от 89 субъектов РФ) К ведению С Ф отнесены

3 группы вопросов:

1.исключительные полномочия, определенные ст.102 КРФ

2.законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата

должна рассмотреть, одобрить или отклонить закон, принятый Гос. Думой

3.полномочия по самоорганизации: решение С Ф считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов – не менее ¾ числа депутатов должны быть «за».

Гос.Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Полномочия ГД делятся на:

1.исключительные (ст. 103)

2.законодательные, реализуемые в форме принятия законов

3.полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании,

квалифицированное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия федеральных

конституционных законов.

Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ (ПРФ) ,а на уровне субъектов РФ правительства субъектов РФ.

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ, федеральным

конституционным законом «О Правительстве РФ»,федеральными законами, нормативными Указами Президента РФ.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента. Гос. Дума может выразить недоверие Председателю ПРФ. После чего Президент может согласиться с решением ГД и объявить об отставке ПРФ. либо нет. ПРФ исполняет все гос. функции: регулирует экономические процессы, формирует и исполняет бюджет ,осуществляет социальную политику, обеспечивает законность, реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ, оборону, государственную безопасность, проводит необходимую внешнюю политику и др.

Наряду с ПРФ, на федеральном уровне в систему органов исполнительной власти входят органы специальной компетенции: министерства ,гос.комитеты, комитеты, федеральные

службы РФ и иные органы исп. власти.

На уровне субъектов РФ исп. власть наряду с правительствами субъектов осуществляют

департаменты, комитеты, управления и иные органы исп. власти.

Судебную власть в РФ осуществляют суды. Особенности судебной власти:

1.самостоятельность судебной власти ,независимость ее от других ветвей власти

2.независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и неприкосновенностью судей

3.осуществление правосудия только судом

4.состязательность и равноправие сторон при судебном разбирательстве

5.гласность судебного разбирательства

Суды образуют судебную систему РФ. Судебная система РФ устанавливается КРФ и

КФЗ «О судебной системе РФ» Структура суд. системы РФ:

1.Федеральные суды

2.Конституционные(уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ

К федеральным судам относятся:

1.Конституционный Суд РФ

2.Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, специализированные суды. Все эти суды образуют подсистему федеральных судов общей юрисдикции.

3.Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные

суды субъектов РФ. Все эти суды образуют подсистему федеральных арбитражных судов.

Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется ст.125 КРФ,КФЗ «О Конституционном Суде РФ»

В компетенцию Конституционного Суда входит обеспечение верховенства и прямого действия КРФ на всей территории РФ,защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.

4.Конституционный статус человека и гражданина в РФ

Правовой статус (ПС) человека и гражданина-это совокупность всех прав, свобод и обязанностей, законодательно закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-

правовых актах.

Основы правового статуса человека и гражданина, закрепленные в Конституции,

называются конституционным статусом (КС). Они образуют относительно небольшую

часть всех прав, свобод и обязанностей.

 

ПС > КС

Остальные права и обязанности излагаются в других отраслях права.(гражданском, трудовом, семейном и др.)

КС определяет положение человека и гражданина в государстве и обществе. Структурно включает:

1.права и свободы

2.обязанности

Другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах деятельности (имущественной, трудовой, семейной и т.п.)

КС основывается на след. основных принципах:

1.человек,его права и свободы –высшая ценность(ст.2) Признание ,соблюдение и защита

прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства.

2.граждане от рождения имеют равные права и свободы (ст. 6)

3.осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст.17)

4.основные права и свободы гарантированы государством (ст.45)

ГАРАНТИИ КС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Эта такие условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается на государство и всю

систему государственных органов (Ст.45,ст.80).

Ст.18 КРФ гласит: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.Это означает, что все законы, деятельность органов гос. власти и местного самоуправления должны ориентироваться на права и свободы человека и гражданина,

исходить из них, обеспечивать и защищать эти права и свободы.

Сам человек вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законами,

вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ст.46)

Различают общие(политические, социально-экономические) и юридические гарантии.

Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Предпосылкой некоторых прав и обязанностей является гражданство человека.

Гражданство-это определенное политико-правовое состояние человека, выражающее

его юридическую принадлежность к конкретному государству. ФЗ «О гражданстве РФ»

Конституционные права -это такие юридически признанные возможности человека и гражданина т.к. могут быть реализованы путем использования соответствующей юридической обязанности со стороны органов власти и других субъектов права(право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище и т.п.).

Конституционные свободы - это такие юридически признанные возможности человека и гражданина, которые он может реализовывать самостоятельно ,не вступая в правоотношения с органами власти и другими субъектами права. Реализация свобод предполагает лишь невмешательство при этом со стороны других лиц и органов власти ( свобода слова, вероисповедание и т.п.)

Правами и свободами пользуются по желанию. Нежелание ими пользоваться по закону

не преследуется.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Это предписанный и закрепленный в КРФ определенный вид и мера должного поведения.

За неисполнение обязанностей к обязанному субъекту могут быть применены юридические санкции

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

По сферам жизнедеятельности(таблица 1)

личные(граждан- ские) политические экономические социальные культурные
связаны с индивидуальной, частной жизнью и принадлежат каждому человеку от рождения связаны с на- личием граж- данства      
на жизнь на участие в уп- равлении дела-ми государства на частную соб- ственность и возможность ее наследование на жилище на участие в культурной жиз- ни,на пользова- ние культ. уч- реждениями, на доступ к культурным ценностям
на защиту чести и достоинства на объединение, свободу союзов, партий и т.д. свобода эконо- мической дея- тельности на охрану здо- ровья и медиц. помощь свобода твор- чества и препо- давания
на свободу и ли- чную неприкос- новенность на собрания,ми- тинги,демонст- рации,шествия, пикетирование   на образование  
на неприкосно-венность жилища избирать и быть избранным   на социальное обеспечение  
  на свободу пере- движения и выбор места жи- тельства равное право доступа к лю- бым должнос- тям   на труд в нор- мальных усло- виях  
         
на неприкосно- венность личной жизни петиций(обраще- ний) в государ. органы   на отдых  
свобода мысли, слова на информацию   на благоприят- ную окр.среду, информацию о ее состоянии  
свобода совести, вероисповеданий     свобода труда  
уголовно-право- вые и процессу- альные гарантии        

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

1О. соблюдать Конституцию РФ и законы РФ(ст.15)

2.О.платить налоги и сборы (ст.57)

3.О. сохранять природу и окружающую среду,бережно относиться к природным богатствам (ст.58)

4.О. защищать отечество (ст.59)ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

5.О.получения детьми основного общего образования (ст.43) Возлагается на родителей

или лиц, их заменяющих .

 

Административное право

ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ(ФОРМЫ),СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ

1.1.Административное право (АП) РФ – отрасль права , нормы которой регулируют общественные отношения, складывающие в процессе организации и деятельности исполнительной власти РФ.

Исполнительная власть = административная власть = государственное управление

Администрация-совокупность людских, материальных, информационных и других средств, призванных обеспечить под руководством политической власти исполнение и применение законов.

В АП в качестве метода правового регулирования преимущественно используется императивный метод. Этот метод используется для управления. Управление предполагает наличие управляющей и управляемой сторон, их юридическое неравенство.

1.1 Источники(формы) АП РФ

1.2 АП РФ имеет сложный состав форм права.

а)Акты РФ

- Конституция РФ;

- Федеральные конституционные законы( «О Правительстве РФ»);

- Федеральные законы, кодексы («Об основах государственной службы», «Об организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О государственной социальной помощи», «О милиции», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Кодекс РФ об административных правонарушениях» и другие);

- Постановления палат Федерального Собрания;

- Указы, распоряжения Президента РФ;

- Постановления , распоряжения Правительства РФ;

- Приказы федеральных органов исполнительной власти(министерств, комитетов и т.п.);

- нормативные акты органов законодательной и исполнительской власти субъектов РФ;

- приказы, распоряжения руководителей государственных предприятий, командиров воинских частей.

б)Акты органов власти СССР;

в)Акты СНГ, принятые с участием РФ;

г)Международные акты.

1.3 АП является одной из самых сложных и самой большой отраслей права по объему регулируемых общественных отношений.

Особенностью АП является наличие в рамках отрасли 2-х связанных подотраслей:

-Материального АП;

-Административно-процессуального права.

Материальное АП состоит из общей и особенных частей. Общая часть включает следующие основные группы правовых институтов:

- определяющие основы организации и деятельности исполнительной власти;

- устанавливающие АП - статус субъектов АП;

- обеспечивающие законность в сфере управления.

Особенная часть включает следующие основные группы правовых институтов:

- регулирующие межотраслевое административно-правовое управление;

- регулирующие административно-правовое управление в административно-политической сфере;

- -«»- в экономической сфере;

- -«»- в социально-культурной сфере.

Административно-процессуальное право включает в себя следующие основные производства:

- по делам об административных правонарушениях;

- по предложениям, заявлениям, жалобам граждан;

- по дисциплинарным проступкам;

- по арбитражным делам в сфере управления;

- по применению мер административного пресечения;

- по делам о поощрениях;

- согласительное производство.

2.Особенности административно-правовых отношений (АПО)

Субъекты АПО:

- индивидуальные субъекты(граждане, граждане со специальным АП- статусом);

- коллективные субъекты(организации, структурные подразделения организаций, коллективы организаций, сложные организации).

Административная дееспособность граждан в полном объеме возникает с 18 лет. Субъектами некоторых АПО признаются лица, достигшие 16 лет.

Классификация АПО

а)в зависимости от целей управления:

- регулятивные;

- охранительные.

б)в зависимости от состава участников АПО:

- внутриаппаратные;

- внеаппаратные .

в)в зависимости от характера подчинения:

- вертикальные;

- горизонтальные.

3.Административные правонарушения и административная ответственность

Административное правонарушение(проступок) – это противоправное, виновное действие(бездействие), за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность-вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами или должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения правонарушения;

- конфискация предмета, явившего орудием совершения правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного гражданину;

- исправительные работы;

- административный арест.

Законодательством РФ могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Классификация мер административного принуждения:

а)административно-предупредительные(карантин, медицинское освидетельствование и т.п.);

б)восстановительные меры(выселение из незаконно занятого помещения, снос незаконно возведенных строений и т.п.);

в)меры пресечения (принудительное лечение, задержание и т.п.);

г)меры наказания(административные взыскания).

4 Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Правом регулируются следующие отношения,связанные с :

-отнесением сведений к гос. тайне

-засекречиванием или рассекречиванием сведений, отнесенных к гос.тайне

-защитой сведений, отнесенных к гос. тайне.

Гос.тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Законодательными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с гос. тайной, являются:

- ФЗ «О государственной тайне»

- ФЗ «О безопасности»

Подзаконные НПА:

- Указ Президента РФ от 3.11.95 г. №1203 с изменениями от

24.1.98 г. «Об утверждении перечня сведений,отнесенных к государственной тайне»

Указ Президента РФ от 1.11.99 г. №1467. «О составе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям».

Согласно ФЗ «О государственной тайне»:

- допуск к гос. тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющих государственную тайну, а предприятий - на проведение работ с использованием таких сведений.

- В разделе 2 статье 5 –перечень сведений, составляющих гос. тайну

- ст.8 о грифах секретности: сведения особой важности, совершенно секретных, секретных

- ст.9 о порядке отнесения сведений к гос. тайне

- ст. 21 о порядке допуска лиц и граждан к гос. тайне

(это дополнительные обязанности и льготы % надбавки к зарплате)

- ст. 22-основания для отказа гражданину в допуске к гос. тайне

- ст. 26-ответственность за нарушение законодательства РФ о гос. тайне (уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность).

Всего же имеется большое количество НПА по обеспечению безопасности государства, гос. тайны, режима секретности.

5.Государственные служащие как субъекты административного права.

Государственная служба как институт административного права включает большое количество норм права, содержащихся в различных источниках:

- Конституция РФ

- Федеральный закон «Об основах государственной службы в РФ»

- Федеральный закон «О милиции»

- Федеральный закон «О статусе судей»

- Трудовой кодекс РФ

- другие НПА

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов.

Государственная должность-должность в государственных органах ,образуемых в соответствии с Конституцией РФ с установленными:

- кругом обязанностей;

- денежным содержанием;

- ответственностью за исполнением обязанностей .

Государственный служащий-гражданин РФ, исполняющий в порядке установленным федеральным законом обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Основные права государственных служащих:

1.на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, организационно-технические условия, необходимыми для исполнения им должностных обязанностей

2.на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями

3.на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации

4.на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Основные обязанности государственных служащих:

1.обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ

2.добросовестно исполнять служебные обязанности

3.обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан

4.хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Основные ограничения ,связанные с государственной службой.

Государственный служащий не вправе:

1.заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2.быть депутатом законодательных органов;

3.заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4.принимать участие в забастовках;

5.использовать свое служебное положение в интересах политических партий и других общественных объединений.

Гражданское право

1. Понятие, источники (формы), система гражданского права (ГП) РФ.

1.1. ГП – отрасль права, нормы которой регулируют имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

В ГП используется диспозитивный метод правового регулирования, предполагающий равенство, автономию воль, имущественную самостоятельность субъектов гражданских правоотношений.

Имущественные отношения бывают 2-х видов:

1) вещные отношения – закрепляющие принадлежность имущества конкретному лицу;

2) обязательственные отношения – возникают при переходе имущества от одного лица к другому.

Личные неимущественные отношения бывают 2 видов:



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.058 с.)