Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор-составитель: кандидат исторических наук,

Поиск

Доцент Мищенко Т.А.

Брянск – 2009

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоведение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования России. Включает в себя учебную и рабочую программы курса, конспекты лекций, практические занятия, методику организации самостоятельной работы студентов.

Предназначена для студентов, обучающихся по специальностям:

Русский язык и литература, Физика и математика

 

 

Утверждена на заседании кафедры общепрофессиональных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала БГУ в г. Новозыбкове 2 сентября 2009 года, протокол № 1.

 

 

МОДУЛЬ 1.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Правоеведение – научная дисциплина,.

Каждый выпускнику высшего учебного заведения должен знать.

Интересы современного общества совпадают с основными направлениями изучения исторической науки в ВУЗе и выражаются в следующих задачах:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории древнего мирав их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение основными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Программа учебного курса «История древнего мира» разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования, принятого в 2000 г.

Выписка из стандарта

«Выпускник, получивший квалификацию учитель должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета: способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, использовать разнообразные приемы и методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающих, соответствующий требованиям государственного стандарта; осознать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах работы, осуществлять связь с родителями (лицами их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

…Выпускник, получивший квалификацию учитель должен знать: …методику преподавания предмета и воспитательную работу, программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности, основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки, основы права, научную организацию труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты».

 

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение курса предусмотрено в I-II семестрах. На него отведено ____ часов, из них ___ часов – на аудиторные учебные занятия и ___ – на самостоятельные внеаудиторные занятия студентов. По итогам изучения учебного курса предусмотрен экзамен. Аудиторные формы учебной работы представляет собой: лекции – ___ часов, семинарские занятия – ___ часа, индивидуальная работа – ___ часа.

Основная задача лекционного курса – дать студентам необходимые научные знания о исторических событиях, явлениях, процессах, о методах исторического исследования, отражении разных аспектов истории – экономики, социальных отношениях, внутренней и внешней политики, истории материальной и духовной культуры.

На практических (семинарских) занятиях контролируется уровень восприятия, знаний и качество работы студентов с лекционным материалом и учебными пособиями. Одновременно по всем вопросам каждой темы анализируется дополнительная литература, предусмотренная планами практических занятий и самостоятельно подобранные студентами работы. Содержание изучаемого на практических занятиях материала позволяет создавать на занятиях проблемные ситуации и организовывать дискуссии по самым различным вопросам.

Организация семинарских занятий проходит в форме выполнения исторических заданий и упражнений, проведения исторических драматизаций, привлечения мультимедийных изданий. Они позволяют не только глубже осмыслить теоретическую базу и познакомиться с практическими методиками, но и приобрести навыки исследования исторических проблем, место человека в современном обществе.

Освоение данной дисциплины «Правоведение» предполагает планирование и организацию разнообразной и систематической самостоятельной работы студентов. Основными задачами самостоятельной работы являются:

- углубление, расширение и закрепление полученных в рамках данной дисциплины теоретических знаний;

- формирование навыков самостоятельного изучения научной литературы по отечественной истории;

- овладение практическими навыками работы с картой,

- анализа исторических источников.

Исходя из специфики и содержания дисциплины, задач, решаемых в ходе ее изучения, можно выделить следующие формы самостоятельной работы студентов:

- изучение основной и дополнительной исторической литературы;

- выполнение домашних работ (рефератов);

- подготовка к выступлениям с сообщениями;

- проведение исследований по изучаемым проблемам;

- выполнение контрольных и самостоятельных работ

Основными видами текущего и промежуточного контроля знаний являются контрольные работы, выполнение тестовых заданий, анализ домашних работ и обсуждение докладов. Итоговый контроль осуществляется в виде экзамена.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации. М., 2000.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1,2,3. М., 2002.

3. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2000.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.

5. Земельный кодекс Российской Федерации. М., 2001.

6. Закон об охране окружающей природной среды. М., 1999.

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

8. Варывдин В.А. Право. Курс лекций. М.,1999.

9. Кашанина Т.В., Кашанин А. В. Основы российского права. Учебник. М., НОРМА,2003.

10. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. М., Юристъ, 2002.

11. Правоведение. Учебник./ Под ред. О.Е. Кутафина. М., Юристъ,2001.

12. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н.Марченко. М., Зерцало, 1998.

13. Теория государства и права. Учебник./ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., НОРМА, 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

14. Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лек­ций. М: Юристъ, 1997.

15. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс: Учеб. для студ. юрид. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М: Юрид. лит., 1994.

16. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. М., Юристъ, 2001.

17. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. 2-е изд. М.: Юристъ, 2001.

18. Баглай М.В. Конституционное право РФ. 2-е изд. М: ИНФРА-НОРМА, 2000.

19. Байлов А.В., Макаренко С.Н. Основы правоведения: Краткое учеб. по­собие. Ростов-на-Дону: Эксперт бюро, 2000.

20. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. М., Юристъ, 2000.

21. Гражданское право. Учебник./ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М., Юристъ,2000.

22. Гражданское право. Часть 1 / Под ред. Толстого Ю.К. М., 1997.

23. Гражданское право. Часть 2 / Под ред. Сергеева А.П. М., 1997.

24. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.

25. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. Учебник. М., Юристъ, 2001.

26. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М., Юристъ,2001.

27. Коренев А.П. Административное право России: Учебник: В 3-х ч.М.:МЮИ МВД России, 1996.

28. Королев Ю.А. Семейное право России: Учебное пособие. М.: Юриди­ческая литература, 2000.

29. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М., 1996.

30. Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства: Для юрид. вузов и фак-тов / Ин-т Государства и права РАН. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.

31. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф.Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995.

32. Основы правоведения: Учебное пособие для студентов неюридических специальностей / В.И. Власов, В.В. Низовцев, В.А. Шевченко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

33. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для вузов / Э.П.Гаврилов, В.И. Гуреев, И.Ф.Зайцев и др.; Под общ. ред. З.Г. Крыловой. М.: Экономика, 1996.

34. Сыроватская Л.А. Трудовое право. Учебник. М., Юристъ,2001.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

Изучение курса «Правоведение» предусматривает различные формы учебно-познавательной деятельности студентов как в часы аудиторных занятий, так и в часы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа играет ведущую роль в формировании личности будущего специалиста и является необходимым условием развития его потенциальных возможностей. Она должна обеспечивать не только усвоение, контроль и самоконтроль определенных знаний, но и помогать формированию навыков самостоятельного их приобретения.

Среди форм самостоятельной работы студентов по курсу «Правоведение» особое значение имеют тестовые и домашние работы (рефераты). Их основная цель состоит в приучении студентов к систематической самостоятельной работе над учебным курсом, а также в формировании у них умений и навыков применения теоретических положений для анализа.

Тестовые и домашние работы (рефераты) призваны выполнить следующие учебные задачи:

- знание дат

- знание фактов

- поиск информации в источнике

- установление последовательности событий

- соотнесение единичных фактов и общих явлений

- указание характерных признаков, событий и явлений

- группировка систематизации фактов и понятий

- знание понятий, терминов

- объяснение причин и следствия.

Тематика и формы тестовых работ и домашних зданий (рефератов) разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки будущих специалистов образования.

Основой для оценивания степени усвоения знаний студентов, их самостоятельности, активности, творчества в процессе изучения дисциплины являются итоги (результаты) контроля и защиты домашних работ (рефератов). Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы студентов. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные – в оценочных суждениях типа «отлично», «хорошо», удовлетворительно». Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее установленный балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» – балл 5).

 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

Выполнение тестовых работ по курсу «Правоведение» имеет цель проверить качество и систематичность работы студентов, оценить полноту их знаний по указанным темам программы в соответствии с графиком изучения дисциплины. Вместе с тем контроль знаний студентов позволяет обеспечивать обратную связь между преподавателем и студентами, получать педагогом объективную информацию о степени усвоения учебного материала, своевременно выявлять недостатки и пробелы в знаниях.

Программа предусматривает проведение тестовых работ, как форм рубежного контроля. Они выполняются в рамках практических занятий (2 часа) и осуществляются в письменном виде.

Тестовые работы включают в себя вопросы, требующие выбрать правильный ответ из предложенных.

Домашние задания (рефераты) выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель – углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Домашние задания (рефераты) должны быть самостоятельны и правильно оформлены.

Домашние работы (рефераты) должны включать:

- вводную часть – значение проблемы, ее актуальность, степень изученности, целевые установки;

- основную часть, в которой рассматриваются всесторонние аспекты указанной проблемы;

- заключительную часть – резюме.

В рефератах обязательно должны быть постраничные сноски на использованные источники, а в конце работы – весь список изученной и использованной литературы по теме.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

 

1. Понятие права, его сущностные признаки.

2. Основные концепции правопонимания.

3. Понятие нормы права, структура и виды норм права.

4. Нормативно-правовые акты: понятие, виды.

5. Действие нормативно-правовых актов.

6. Понятие системы права, характеристика частей (элементов) системы права.

7. Правовые отношения: понятие, структура.

8. Понятия правоспособности, дееспособности..

9. Юридические факты: понятие, виды.

10.Законность и правопорядок: понятия и взаимосвязь.

11.Понятие правонарушения, виды правонарушений.

12.Понятие юридической ответственности, виды юридической

ответственности.

13.Правовое государство: понятие, признаки.

14.Понятие и источники конституционного права Российской Федерации. Принципы конституционного строя Российской

Федерации.

15.Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации.

16 Система органов государственной власти Российской Федерации по Конституции Российской Федерации.

17. Понятие и источники гражданского права Российской Федерации. Субъекты гражданских правоотношений.

18.Понятие права собственности, содержание права собственности, формы (виды) собственности.

19.Понятие обязательства, основания возникновения, ответственность за нарушение.

20.Наследование по завещанию и по закону.

21.Понятие и источники семейного права Российской Федерации. Условия вступления в брак и порядок заключения брака.

22.Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.

23. Понятие и источники гражданского права Российской Федерации. Субъекты гражданских правоотношений.

24.Понятие и источники экологического права Российской Федерации. Формы природопользования и охраны природы.

25.Понятие и источники административного права Российской Федерации. Субъекты административных правоотношений.

26.Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

27.Особенности составления, заключения и расторжения трудовых договоров.

28.Дисциплинарная и материальная ответственность по трудовому законодательству.

МОДУЛЬ II

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Лекции

 

1. Сущность и содержание понятия права

Право есть наука о добром и справедливом. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia» - справедливость. В настоящее время под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм права),

устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Значение и ценность права в том, что право позволяет:

1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития.

2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств.

3. Цивилизованно решать глобальные международные проблемы.

Сущность права – есть общая воля, интересы населения государства.

Содержание права.

Право выступает в качестве меры возможного и должного поведения человека в данном государстве. Содержание права выражается в форме двух принципов:

1. для граждан: разрешено все, что не запрещено законом.

2. для органов государственной власти: разрешено только то, что предусмотрено законом.

Структура права.

Право имеет сложную структуру и включает в себя следующие основные части:

1. права человека (естественное право).

2. общие принципы права.

3. нормы, принятые на референдуме.

4. централизованные нормы.

5. договорные нормы.

Все части права взаимосвязаны.

Права человека – это такие права, которые составляют естественное право и которыми любой человек обладает независимо от имущественного и социального положения с момента рождения и до смерти (право на жизнь, свободу, достойное существование и др.). Всего в настоящее время различают около 50 таких прав.

Общие принципы права – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права как регулятора общественных отношений (принципы законности, справедливости, социальной свободы, равенства всех перед законом и др.). Права человека и общие принципы права образуют основу права.

Нормы, принятые на референдуме, регулируют наиболее важные вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно. В РФ такими нормами выступают нормы Конституции РФ.

Централизованные нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными органами власти. Эти нормы занимают самую большую часть в структуре права.

Договорные нормы касаются участников договора. Если между ними возникают споры, то суд исходит из условий договора. В этом заключается государственная поддержка договорных норм.

2. Признаки,ФУНКЦИИ права.

Выделяют следующие основные признаки права:

1. Социальность (характеризует первоначальное предназначение права как регулятора наиболее важных общественных отношений).

2. Формализм (фиксация норм права в письменном виде, нормы права имеют определенную структуру).

3. Системность (право как система взаимосвязанных, общеобязательных норм, основанных на учете интересов различных слоев общества).

4. Процедурность (имеется определенный порядок создания, применения и защиты норм права).

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

Функции права подразделяются на:

1. Внутренние или специально-юридические.

2. Внешние или общесоциальные.

Специально-юридические функции права:

1. Регулятивная функция.

2. Охранительная функция.

Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений в соответствии с потребностями общественного прогресса.

Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных общественных отношений и вытеснение вредных для общества отношений.

Общесоциальные функции права:

1. Гуманистическая функция (направлена на смягчение противоречий и напряжения в обществе).

2. Воспитательная функция (направлена на подготовку законопослушных граждан и должностных лиц).

3. Идеологическая функция (направлена на восприятие обществом мировых правовых стандартов).

Предмет,СПОСОБЫ,МЕТОДЫ правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимаются конкретные общественные отношения, которые регулируются нормами права. Предмет правового регулирования дает ответ на вопрос «что регулируется правом?».

Способы правового регулирования дают ответ на вопрос «каким образом осуществляется

регулирование тех или иных общественных отношений?».

Различают три основных способа правового регулирования:

1. Запрещение;

2. Дозволение;

3.Обязывание.

Запрещение – это возложение на участников общественных отношений обязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных нормами права.

Дозволение – это предоставление участникам общественных отношений прав на свои собственные активные действия, которые они могут осуществлять по своему собственному усмотрению, а могут и не осуществлять.

Обязывание – это возложение на участников общественных отношений обязанностей, связанных с совершением активных действий.

Под методом правового регулирования понимаются особенности характера осуществления правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Выделяют два метода правового регулирования:

1. Диспозитивный (автономный). Диспозитивное регулирование – предоставление с помощью норм права участникам общественных отношений свободы поведения в установленных пределах.

2. Императивный (авторитарный). Императивное регулирование – предписание с помощью норм права определенного поведения для участников общественных отношений.

Особенности диспозитивного метода:

1. Равноправие сторон.

2. Возникновение прав и обязанностей на основе соглашения между сторонами.

3. Споры разрешаются в судебном порядке.

Особенности императивного метода:

1. Стороны неравноправны, имеются управляющая и управляемая стороны.

2. Права и обязанности устанавливаются заранее в нормах права.

3. Условием их возникновения является государственно-властное предписание.

4. Споры разрешаются первоначально в административном порядке, а лишь после этого применяется судебный порядок.

Знание права гражданами:

1. Позволяет им компетентно исполнять свои обязанности.

2. Предостерегает их от совершения правонарушающих деяний.

3. Помогает им защитить свои права и законные интересы.

4. Позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права.

Существуют два подхода к правовому образованию студентов, обучающихся по неюридическим специальностям:

Узкий: студенты изучают только конкретные нормативно-правовые акты, необходимые для их профессиональной деятельности.

Широкий: студенты наряду с отраслевыми юридическими дисциплинами изучают основы теории права. В процессе изучения права студенты на первом этапе осваивают основные понятия и определения теории права, которые в дальнейшем используются для изучения конкретных отраслей права. Данный подход используется в курсе «Право России».

Цели изучения курса:

· усвоение категориально - понятийного аппарата юридического языка, без знания которого невозможно понимание современного права;

· получение сведений об основных отраслях права, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

· повышение правовой культуры.

В соответствии с целями изучения курса основными задачами являются:

· овладение понятийным аппаратом;

· вооружение студента правовым кругозором;

· привитие студентам ценностных ориентаций в жизни и в практической деятельности;

· формирование умения осмысливать правовые явления и процессы.

Россия = Российская Федерация = РФ

Курс начинается с изучения основ теории права и особенностей системы права России Далее рассматриваются основы отраслей права России, знание которых предусмотрено государственными образовательными стандартами по экономическим специальностям

ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленных на лучшее удовлетворение общих потребностей и интересов.

Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы:

1. Отдельные личности.

2. Семьи.

3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).

4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государство есть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Основной признак государства – наличие суверенной власти (наивысшей).

Власть – влияние на поведение населения страны.

Вторым признаком государства является право. Без права нельзя управлять государством.

Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Признаки государства - территория, население, флаг, гимн, налоги.

Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние (основные):

1. Политическая (стабильность в обществе).

2. Охранительная (все законы должны выполняться).

3. Экономическая.

4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).

5. Экологическая.

Внешние:

1. Оборона страны от внешнего нападения.

2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государства включает в себя три элемента:

1. Форма правления (монархия, республика).

2. Форма государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство).

3. Форма политического режима (демократический, антидемократический).

Россия – президентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

связь государства и права. Правовое государство

Самим фактом своего существования право обязано государству. Оно производно от него и без государства не существует. С другой стороны, государство также не может существовать без права. Право обеспечивает легитимность государственной власти.

Легитимность – законность установления власти, степень поддержки власти населением государства.

Правовое государство-это государство, вставшее на более высокую ступень своего развития с новыми признаками. Такими новыми признаками дополнительными к обычным признакам государства являются:

1.Народный суверенитет. В государстве только народ реально выступает источником всей власти, которую реализует государство.

2.Господство(верховенство) права. Правовым законам должно подчиняться и само государство.

3.Распределение функций между различными государственными органами с целью предотвращения злоупотребления властью, повышения профессионализма в государственном управлении, осуществления контроля за деятельностью государственных органов.

4.Реальное обеспечение неотъемлемых прав и свобод граждан.

5.Наличие гражданского общества, в котором государство подконтрольно обществу.

Понятие и виды Органов государственной власти.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом.

Государственный аппарат – это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются на следующие виды:

1. Законодательные органы.

2. Исполнительные органы.

3. Правоохранительные органы.

Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, комитеты, федеральные службы.

Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий. Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. На федеральном уровне имеется Прокуратура РФ.

Теории происхождения права

1. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА.

Сторонники этой теории считают, что наряду с нормами права, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Естественное право составляют общепризнанные права человека и гражданина, которыми люди обладают в силу факта своего рождения (право на жизнь, право на свободу совести, мысли, религий, на свободу передвижения в пределах государства, право на труд, свободный выбор профессии и пр.). Подробно эти права отражены в Всеобщей Декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.) и других документах.

Государство не может посягать на естественные права людей.

Позитивное право – это право, установленное государством.

Нормы позитивного права признаются правом только в том случае, если они не противоречат естественному праву.

2.ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.

В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа.

Достоинства школы:

1. внимание к обычаям народа.

2. критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств.

Недостатки:

1. отрицает внешнее влияние на право.

2. придает националистическое звучание праву.

3. КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой.

Достоинства:

1. выражена действительная связь права с экономикой и политикой.

2. право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.

Недостатки:

Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА.

Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право». Оно представляет собой сложившиеся в обществе фактические общественные отношения. Теория предполагает расширение правотворческой функции судов, уделяет большое внимание анализу права в действии с использованием социологических методов.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.

Право трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики, представлений людей о своих правах и обязанностях. Это право называют «неофициальным правом». При этом правом признается и «официальное право» – установленное и поддерживаемое государством. Предполагается, что государственное принуждение не выступает в качестве специального признака нормы права.

6. НОРМАТИВИЗМ

«Узкий» взгляд на право как только лишь на совокупность зафиксированных в документах норм права, установленных государством. Упор делается только на изучение структуры таких норм, а не на их сущность (юридический позитивизм).

Современное правопонимание.

Право – это совокупность норм равенства и справедливости, регулирующих согласование и борьбу свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, признаваемых в данном обществе и обеспеченных защитой государства.

Наличие многих концепций на происхождение и сущность права позволяет рассмотреть такое сложное явление как право с разных сторон. Это дает возможность в процессе правотворческой деятельности отыскивать для закрепления в качестве норм права правила поведения с учетом различных факторов.

Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важных общественных отношений, необходимо единое понимание права в процессе правоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистское понимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права, установленных государством.

 

Система права

Понятие системы права.

Все множество норм права образует систему права.

Под системой понимается целое, состоящее из частей. Как целостное образование система права включает в себя все действующие в государстве нормы права. В качестве составных частей системы права выступают отрасли права, подотрасли права и институты права, но базовыми частями системы права выступают отрасли права.

Под отраслью права понимается совокупность норм права, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. Основаниями для разбиения права на отрасли являются предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Система права – это совокупность отраслей права, в которых выражена общая воля господствующего класса или всего общества.

Строение права.

В свою очередь, каждая отрасль права может состоять из подотраслей права и институтов права. Графически система права выражается в следующем виде:

Горизонтальное строение права представляет собой разбиение права на отдельные отрасли права.

Вертикальное строение права – иерархическая связь различных частей, входящих в отрасль права.

Подотрасль права – совокупность норм права, регулирующих специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования отрасли права. Например, в качестве подотраслей гражданского права выступают авторское право, наследственное право и др. подотрасли.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих однородную группу общественных отношений.

По своему содержанию институты права бывают простыми и сложными.

Простой институт права включает в себя нормы права одной отрасли права. Например, институт залога в гражданском праве.

Сложный институт права включает в себя нормы права из различных отраслей права. Например, институт собственности включает в себя нормы права из конституционного права,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.52 (0.016 с.)