Тема 2. Основы конституционного права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основы конституционного права



 

План

 

1. Сущность и понятие Конституции. Юридические свойства Конституции.

2. Правовой статус человека и гражданина.

3. Система высших органов государственной власти РФ: Президент; Федеральное собрание РФ; Правительство РФ; Суды РФ.

 

Вопросы для контроля

 

1. Когда и где в мире появились первые конституции?

2. В чем особенности новой Конституции РФ по сравнению с прежними?

3. Как можно приобрести гражданство? Как прекращается гражданство?

4. На какие группы делятся конституционные права и свободы?

5. Почему в Конституции перечисляются обязанности, но не предусматриваются меры юридической ответственности за их нарушение?

6. К какой ветви власти относится Правительство и какую ступеньку этой власти оно занимает?

7. Как формируется Правительство и чем оно занимается (какова его компетенция)?

8. Как Вы понимаете фразу: «Парламент – это представительный орган»?

9. Кто не может участвовать в выборах?

10. Из каких звеньев состоит система общих судов?

11. Из каких звеньев состоит система арбитражных судов и чем занимаются арбитражные суды этих звеньев?

12. КакоВы особенности судебной власти?

13. Как Вы понимаете положение Конституции о том, что Президент – глава государства?

14. Что означает положение о том, что Президент является гарантом Конституции?

15. Какие требования выдвигает Конституция к кандидату в Президенты?

 

Вопросы для обсуждения (диспута)

 

Демонстрации как показатель уровня развития общества.

Первая точка зрения. Участие граждан в публичных мероприятиях (собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях, пикетированиях) говорит о большой политической активности и культуре граждан. Людей с рабской психологией на улицы не выведешь. Они всегда во всем согласны и послушны власти, даже когда она действует неэффективно. На демонстрации ходят те, кто осознал себя как личность, как хозяин своей судьбы – стал внутренне свободен и хочет заставить государственных чиновников действовать в интересах граждан.

Вторая точка зрения. Проведение публичных мероприятий (собраний, демонстраций, митингов, шествий, пикетирования) говорит о том, что общество больно. В нормально развивающемся обществе все идет своим чередом, всякий знает свои обязанности и честно их выполняет. Зачем бастовать студентам, если установлена умеренная плата за обучение, если занятия проводятся качественно, если реально предоставляются установленные для студентов льготы (льготный проезд в общественном транспорте, бесплатное пользование библиотеками, скидки на билеты в музеи, бесплатные прививки против гриппа и др.)? Кстати, в индустриально развитых странах демонстрации – большая редкость.

 

Задачи и задания

 

1. Государственная Дума на одном из своих заседаний приняла решение послать в Югославию воинский контингент для поддержания мира и порядка.

Как Вы думаете, не оказался ли в данном случае нарушенным принцип разделения властей? К чьей компетенции относится руководство внешней политикой и управление армейскими подразделениями России?

 

2. Рафик Мисаилов приехал в Москву из Азербайджана учиться в Юридической академии. Проучившись 5 лет в вузе и получив диплом юриста, он обратился по месту жительства в орган внутренних дел с заявлением о приеме в гражданство. Русский язык он к этому времени знал достаточно хорошо. Он был очень удивлен, когда получил отказ.

Законно ли ему было отказано в приеме в гражданство?

 

3. В одном из десятых классов произошло неприятное событие. Олег Смирнов, фактически лидер класса, или, как его называли, «вожак», при выяснении отношений с учеником из параллельного класса прыснул газовым баллончиком и повредил ему глаза. Директор школы созвал собрание класса с целью осудить безобразное поведение Смирнова. Пожелавших выступить и осудить одноклассника оказалось немного. Многие предпочли отмолчаться, чтобы не вызвать на себя гнев вожака. Однако директор, ведущий собрание, стал поочередно вызывать учеников, оставшихся в стороне от обсуждения. Один из них заявил: «Но у нас свобода слова!» – «Правильно! – подхватил директор. – Вот и высказывайтесь!»

Оцените эту ситуацию и скажите, кто прав.

 

4. Учителям города несколько месяцев не выплачивали заработную плату. Были испробованы все средства, чтобы заставить местные власти рассчитаться по долгам, и учителя реализовали право на выражение своего мнения в полной мере (обращения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, забастовки в виде отказа от проведения уроков). Ничего не добившись, несколько наиболее активных и физически крепких учителей-мужчин решили начать голодовку. Они поставили раскладушку около здания отдела образования (благо было лето и стояла хорошая погода) и легли, укрывшись легкими одеялами. Приглашенной прессе участники голодовки объяснили причины своих действий. Через несколько минут прибыл наряд милиции. Все участники голодовки были арестованы за действия, не предусмотренные законом.

Законны ли действия милиции?

 

5. Керимов прибыл из Азербайджана к родственникам в Москву. Он устроился на работу, снял квартиру и перевез семью. При проверке документов участковым милиционером выяснилось, что семья живет в Москве без регистрации. Был составлен протокол о нарушении. «Но я ведь честно работаю и ничего незаконно не совершаю!» – возмутился Керимов.

Оцените ситуацию с точки зрения закона.

 

6. Комарова похоронила мужа, умершего от опухоли головного мозга. Лечивший его врач как-то высказал мнение, что причиной заболевания является плохая экология (семья Комаровых всю жизнь проживала в центре Москвы, на Садовом кольце). Желая все же прояснить ситуацию с экологической обстановкой в своем районе и решить, не стоит ли переехать в другое место, Комарова обратилась в префектуру Центрального округа города Москвы. «Данные об экологической обстановке являются секретными», – заявил в ответ чиновник.

Прав ли чиновник? Каковы были бы Ваши действия в этой ситуации?

 

7. После окончания школы Валетов поступал в институт, но не прошел по конкурсу. С октября месяца он стал посещать 10-месячные подготовительные курсы в этом институте, чтобы в следующем году наверняка стать студентом. Однако уже в мае он получил повестку в военкомат с требование явиться на призывной пункт (18 лет ему исполнилось в феврале).

Должен ли Валетов быть призван на военную службу? Имеет ли он право на отсрочку?

 

8. На избирательный участок вошла с трудом передвигающаяся старушка. Было видно, что участие в выборах достается ей не легко. Получив бюллетени, она пошарила по своим карманам и обнаружила, что забыла дома очки. Тогда она попросила одного из избирателей помочь ей заполнить бюллетени. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетени. Потом она сама бросила их в урну для голосования.

Как Вы думаете, нарушен ли был в данном случае принцип соблюдения тайны голосования?

 

9. Командир роты одной из воинских частей в день голосования после подъема сообщил солдатам распорядок дня: завтрак, голосование в красном уголке, где развернут избирательный участок, учения, обед и т.д. Один из солдат возразил, что он принципиально не будет голосовать, поскольку не видит в этом никакого толка. «Молчать, вольница будет на гражданке!» – закричал командир роты.

Как Вы думаете, не нарушен ли в данном случае принцип добровольности выборов?

 

10. Подполковник Самохин, служивший на Тихоокеанском флоте, стал собирать информацию об ущербе, нанесенном Дальнему Востоку срывом программы утилизации ядерных подводных лодок, снятых с эксплуатации и брошенных в дальневосточных бухтах. Против него было возбуждено уголовное дело и проведено расследование. Судья, принимая дело к слушанию, вынес постановление о закрытом судебном разбирательстве, поскольку оно связано с государственной тайной.

Законно ли постановление судьи?

 

11. Судье Давиденко, много лет проработавшему в Норильске, врачи по состоянию здоровья рекомендовали переселиться в какой-нибудь южный город, например Сочи. Давиденко так и сделал: уволился в Норильске и, приехав в Сочи, обратился в отдел юстиции с просьбой подобрать ему судейскую должность и представить его к назначению. Узнав, что работу ему предоставить не могут, поскольку свободных судейских должностей нет, он был крайне возмущен и воскликнул: «А вам что, неизвестно, что судьи несменяемы?».

Кто прав в данной ситуации: бывший судья Давиденко или сочинские работники отдела юстиции?

 

12. Бизнесмен Назарцев был привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Для обеспечения своего права на защиту он нанял трех адвокатов. Присутствующий прокурор, защищая интересы государства, в самом начале судебного заседания обратил внимание суда, что ведение защиты подсудимого тремя адвокатами вместе нарушает принцип равноправия сторон. Он просил судебное заседание прекратить и возобновить его только после удаления из процесса двух адвокатов (по выбору подсудимого).

Законно ли требование прокурора?

Тест

 

1. Понятию «конституция» соответствует следующее определение:

а) это юридический документ, который содержит все законы страны;

б) это основной закон государства, определяющий его устройство, формирование органов власти, права человека и т.п.;

в) это свод основных государственных принципов.

 

2. Россия принадлежит к … виду федерации.

а) симметричному; в) правильному.

б) асимметричному;

 

3. К категории экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации относится…

а) свобода собраний;

б) свобода передвижения по стране и выбор места жительства;

в) право на труд.

 

4. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет…

а) парламент РФ; в) Правительство РФ.

б) Президент РФ;

 

6. Федеральный конституционный закон считается принятым, если…

а) он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ;

б) он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ;

в) он одобрен большинством не менее одной второй голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

 

7. Согласно положениям Конституции РФ Президент РФ является…

а) высшим должностным лицом в РФ;

б) главой исполнительной власти РФ;

в) главой государства.

 

8. Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет…

а) Правительство РФ; в) Государственная Дума РФ.

б) Президент РФ;

 

10. Решение об отставке Правительства РФ может быть принято…

а) в случае недоверия Правительству РФ Государственной Думой, по собственному усмотрению Президента РФ, в случае подачи Правительством РФ заявления об отставке;

б) в случае недоверия Правительству РФ Советом Федерации РФ;

в) по собственному усмотрению судьи Конституционного Суда РФ.

 

11. К компетенции Президента РФ НЕ относится…

а) подписание федеральных законов, право законодательной инициативы, обращение к парламенту с ежегодным посланием;

б) принятие решения об отставке Правительства РФ, формирование Администрации Президента РФ;

в) назначение мировых судей.

 

12. В главы … Конституции РФ могут быть внесены поправки.

а) 1–5; в) 3–8.

б) 6–9;

 

13. К ведению Совета Федерации РФ относится…

а) назначение выборов Президента РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) объявление амнистии.

 

14. К ведению Государственной Думы РФ относится…

а) отрешение Президента РФ от должности;

б) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

в) утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

 

15. Правительство РФ осуществляет…

а) управление федеральной собственностью;

б) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ.

 

16. Президент РФ…

а) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

б) осуществляет меры по обеспечению обороны страны и безопасности;

в) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

 

17. В исключительном ведении Российской Федерации находится…

а) выполнение международных договоров РФ;

б) координация вопросов здравоохранения;

в) судоустройство.

 

18. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится…

а) защита государственной границы;

б) разграничение вопросов государственной собственности;

в) правовое регулирование государственной собственности.

 

19. В Совет Федерации РФ входят…

а) по три представителя от каждого субъекта РФ;

б) по два представителя от каждого субъекта РФ;

в) по одному представителю от каждого субъекта РФ.

 

20. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность…

а) Государственной Думой РФ;

б) Советом Федерации по представлению Президента РФ;

в) Президентом РФ.

 

21. Исковое заявление о признании договора купли-продажи жилого помещения недействительным подается в…

а) суд общей юрисдикции; в) Арбитражный суд;

б) Конституционный Суд; г) Верховный Суд.

 

22. Полномочия Президента в области регулирования правового статуса граждан:

а) дает разрешение на выход из гражданства;

б) принимает решение об амнистии;

в) назначает наказание;

г) осуществляет исполнение судебных решений.

 

23. Депутатом Государственной Думы может быть избран:

а) гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет;

б) гражданин Российской Федерации, достигший 21 года;

в) гражданин любого государства, достигший 21 года;

 

При подготовке к занятию использовать [1, 2, 18, 21, 23, 26, 34, 35].

 

Деловая игра

 

Предлагаем вам подготовить и провести заседание Государственной Думы, которая рассматривает вопрос о внесении поправки в Конституцию. Речь идет об изменении статьи 43 Конституции, устанавливающей обязательность основного общего образования (9-летнего). Правительство РФ предлагает установить обязательное полное среднее образование (11-летнее).

Готовясь к деловой игре, необходимо распределить следующие роли.

1. Председатель Государственной Думы (ведет заседание и предоставляет поочередно всем слово, следит за порядком в зале заседаний, применяет санкции к нарушителям порядка, ставит вопросы на голосование).

2. Первый заместитель председателя Госдумы (выполняет те же функции в отсутствие председателя или по его поручению).

3. Второй заместитель председателя Госдумы (функции те же, что и у первого заместителя).

4. Председатель Правительства (вносит законопроект в Президиум Госдумы, зачитывает этот документ и приводит основные аргументы).

5. Министр образования и науки (рассказывает о положении дел в сфере школьного образования и детально аргументирует законопроект. Его речь не должна ни по каким позициям противоречить речи Председателя Правительства, поскольку он подчиняет ему по должности).

6. Министр финансов (высказывает свое мнение по законопроекту на предмет наличия в государстве финансов для проведения этого законопроекта в жизнь).

7. Председатель Центрального Банка (дает свое заключение по вопросу о том, не нарушится ли денежное обращение в связи с реализацией законопроекта и сможет ли Центробанк в случае необходимости дать соответствующий кредит Правительству).

8. Председатель комитета по образованию Госдумы (дает свое аргументированное заключение и четко высказывает мнение, к которому пришел комитет после предварительного обсуждения законопроекта).

9. Председатель Комитета по законодательству Госдумы (анализирует законопроект с точки зрения его возможного противоречия другим статьям Конституции РФ).

10. Глава фракции «Единство» (оценивает законопроект со совей политической позиции).

11. Глава фракции Коммунистической партии (оценивает законопроект со своей политической позиции).

12. Глава фракции Либерально-демократической партии (ЛДПР) (оценивает законопроект со своей политической позиции).

После выступлений указанных лиц слово может попросить любой депутат (студент, не получивший роли) и высказать свою точку зрения.

Участники деловой игры должны свою речь подготовить дома, затем ее выучить и произнести, не читая.

Речь, рассчитанная в среднем на 3–5 минут, должна иметь следующую структуру: вступление (в нем в качестве эпиграфа речи можно эффективно использовать пословицы, поговорки и т.д.), основную часть (приведение аргументов и обоснование предлагаемого решения) и заключение (четкое изложение мнения выступающего).

После выступления всех желающих слово опять предоставляется инициатору законопроекта – Председателю Правительства, который, обобщив все сказанное в прениях, призывает принять законопроект или снимает его с обсуждения.

Далее проводится голосование. Напоминаем, что для внесения поправок в главу 2 Конституции РФ законопроект должен получить 2/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.019 с.)