Тема 1. Предмет, методы и направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, методы и направления



Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

1.1. Задания для самостоятельной работы

 

1) Поставьте между словами «теория» и «факты» две противоположно направленные стрелки и соотнесите данные стрелки с методами дедукции и индукции.

2) Выберите ответ, характеризующий альтернативные издержки обучения студента А. в университете, если он не только не платит за обучение, но и получает стипендию за отличную учебу:

а) затраты родителей на содержание студента;

б) затраты государства (частного вуза) на обучение студента;

в) затраты студента на покупку необходимых ему благ;

г) максимальный доход, который мог бы получать студент, если бы он прекратил обучение и занялся бы чем-нибудь другим;

д) размер стипендии.

3) Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб необходимо снизить;

в) бедные не должны платить налоги, так как не могут их платить;

г) для роста прибыльности отечественных автозаводов желательно повысить таможенные пошлины на иностранные автомобили;

д) ограничение ввоза иностранных автомобилей позволит повысить зарплату на отечественных автозаводах;

е) следует уменьшить дефицит платежного баланса;

ж) снижение процентных ставок зависит от уменьшения дефицита госбюджета.

4) Разграничьте утверждения относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в Сибири вызвало падение урожайности зерновых;

в) средством снижения уровня инфляции является уменьшение бюджетного дефицита;

г) снижение налоговых ставок оживляет деловую активность в стране;

д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.

5) Предприятие Б. по ремонту локомотивов имеет в своем составе четыре помещения. На каждом из них может быть размещено оборудование либо по ремонту электровозов, либо по ремонту тепловозов. Количественные сочетания ремонта электровозов и тепловозов, которые могут быть осуществлены за год, представлены в табл. 1.1.1.

 

Т а б л и ц а 1.1.1.

Варианты распределения помещений и работы по ремонту локомотивов

 

Количество помещений под ремонт электровозов Число отремонтированных электровозов Число отремонтированных тепловозов
     
     
     
     
     

 

а) Начертите кривую производственных возможностей для предприятия Б.

б) Объясните, что характеризует данная кривая?

в) Каковы альтернативные издержки ремонта тепловозов, выраженные в ремонте электровозов, если для ремонта тепловозов используется только одно помещение?

г) Дайте определение альтернативных издержек.

д) Что означает ситуация, когда при занятых ремонтом электровозов двух помещениях ремонтируется 60 электровозов и 60 тепловозов?

е) Определите альтернативные издержки ремонта электровозов при занятии ремонтом электровозов третьего помещения.

ж) Будет ли отличаться от предыдущего ответ, если вместо «третьего» написать «трех»? Если «да», то какой будет ответ? Если «нет», то почему «нет»?

1.2. Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте предмет экономической теории, дайте понятия микроэкономики, макроэкономики.

2. Перечислите известные вам методы экономического анализа.

3. Дайте трактовку следующим категориям: собственность, эффективность, альтернативная ценность.

4. Назовите три основные модели экономических систем и расшифруйте термин «смешанная экономика».

5. Какие направления развития экономической теории вы знаете?

6. Объясните разницу между нормативными и позитивными экономическими суждениями.

 

Темы рефератов

 

1. Экономический империализм (Чикагская школа) и ее расширительные трактовки предмета экономической теории.

2. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на экономическую систему в СССР.

Литература

 

[1; 2; 4; 14; 15; 18; 21; 23; 24].

 

 

ЭКОНОМИКИ

 

2.1. Задания для самостоятельной работы

 

1) Петр и Елена продают всю выращенную клубнику оптом. Петр продает в день по 10 кг по цене не ниже 20 р./кг, а Елена – по 12 кг по цене не ниже 30 р./кг. Петр найдет возможности для продажи 18 кг в день при цене не ниже 40 р./кг, а Елена – те же возможности, что и Петр, при цене не ниже 50 р./кг. Постройте кривую суммарного предложения (принять при построении P и Q одну клетку за 2 единицы).

2) Функция спроса Сергея Q1 = 6–3Р, функция спроса Ольги Q2 = 4–0,5Р. Постройте кривую суммарного спроса.

3) Предположим, есть два рынка товара А. На первом рынке функция спроса D1 = 25–Р, предложения S1 = –11+2Р; на втором, соответственно D2 = 60–2Р, S2 = –20+2Р.

а) определите равновесные объемы продаж и цены на каждом из рынков;

б) как изменятся равновесные цена и объем продаж, если эти рынки объединятся?

в) что произойдет на каждом из рынков при их раздельном существовании и на объединенном рынке, если государство установит единую цену продажи Pг=13?

4) Заполните табл. 2.1.1., поставив «галочки» в тех колонках, которые характеризуют изменения под влиянием указанного фактора с образованием новой равновесной цены.

 

Т а б л и ц а 2.1.1.

Влияние факторов на кривые спроса и предложения

 

Фактор влияния (при прочих равных усло-виях) Сдвиг кривой спроса Движение вдоль по кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль по кривой предложения
Изменение цены товара-заме-нителя        
Внедрение новой технологии        
Изменение моды на товар        
Изменение доходов потребителей        
Изменение цен на сырье        

 

5) Кривая спроса на карандаши сдвинулась вправо. Определите событие, повлиявшее на это движение:

а) изменение цены товара-заменителя;

б) изменение цены дополняющего товара (по отношению к карандашу);

в) изменение цены на сырье;

г) снижение косвенного налога (акциза) на карандаши.

 

2.2. Контрольные вопросы

 

1. Перечислите функции рынка. Какие из них и в чем можно относить к микроэкономике или к макроэкономике?

2. Охарактеризуйте структуру рынка по объектам рыночных сделок. До какого уровня можно подразделять структуру рынка объектам?

3. Сформулируйте законы и детерминанты спроса и предложения. Почему среди детерминант как неценовых факторов присутствуют цены?

4. Что понимается под равновесной ценой и как она меняется при сдвигах кривых спроса и предложения?

5. С помощью чего и как предприниматели могут определять прямую эластичность спроса по цене?

6. Какие из видов эластичности спроса и как характеризуют товарную массу?

7. Что такое общественные блага и каковы их свойства?

8. Дайте понятие экстерналий.

9. Перечислите типы и варианты фиаско рынка и функций государства в экономике, определите границы участия государства.

10. Расшифруйте содержание термина «ипдикативное планирование».

 

Темы рефератов

 

1. Практическое значение теории эластичности спроса и предложения.

2. Эволюция рынка и формирование рыночной экономики.

 

Литература

[3; 7; 9; 10; 13; 14; 17; 20; 26; 32].

 

 

Темы рефератов

 

1. Различие марксизма и маржинализма в трактовке полезности и ее значения в экономической теории.

2. Теория потребительского поведения сквозь призму попыток проверки ее утверждений на практике.

 

Литература

 

[3; 5; 6; 8; 11; 18; 19; 21; 28; 29].

 

 

Темы рефератов

 

1. Эволюция конкуренции в современной рыночной экономике (на примере XX века).

2. Миссия фирмы и другие признаки эволюции в целях деятельности крупного предпринимательства современности и прошлого столетия.

 

Литература

 

[6; 7; 9; 13; 14; 17; 18; 24; 26; 27].

 

Темы рефератов

 

1. Трактовки экономистами понятия, структуры, динамики и значения трансакционных издержек в современной рыночной экономике.

2. Эволюция теории прибыли и изменение подходов предпринимателей к определению путей роста прибыли и снижения издержек.

3. Динамика издержек производства на российских предприятиях в период реформ конца XX – начала XXI вв.

 

 

Литература

 

[7 – 9; 13; 14; 17; 18; 21; 30; 31].

 

 

Темы рефератов

 

1. Характер конкурентной борьбы и прибыли при совершенной конкуренции.

2. Взгляды экономистов на соотношение справедливости и эффективности при состоянии совершенной конкуренции и действии ее законов.

 

Литература

 

[7; 9; 14; 17; 19; 24; 26; 30; 31].

 

 

Темы рефератов

 

1. Современная монополия и конкуренция.

2. Реклама в условиях несовершенной конкуренции.

3. Реформа естественных монополий.

4. Несовершенная конкуренция и рыночная власть.

5. Источники и издержки монопольной власти.

6. Антимонопольная политика государства.

 

Литература

 

[3; 4; 6; 8; 9; 11; 17; 24; 26; 32].

 

 

Темы рефератов

 

1. Эволюция форм и систем заработной платы и мотивации труда.

2. Неравенство доходов, социальная политика и благосостояние.

3. Рынок ценных бумаг: сущность, функции, структура.

4. Экономические проблемы рационального природопользования.

 

Литература

 

[7; 9; 12 – 14; 22; 23 28; 29].

Библиографический список

 

1. Антология экономической классики: В 2 т. М.: Эконов, 1991-1992.

2. Баумоль У. Что узнал А. Маршал: вклад XX столетия в экономическую теорию / У. Баумоль // Вопросы экономики. 2001. № 2. С. 73 – 104.

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов / Е. Ф. Борисов. М.: Юрайт – Издат, 2004.

4. Видяпин В. И. Экономическая теория (политэкономия): Учебник для вузов / В. И. Видяпин, Г. П. Журавлева. М.: ИНФРА-М, 2004.

5. Гребнев Л. С. Экономика. Курс основ: Учебник / Л. С. Гребнев, Р. М. Нуреев. М.: Вита – Пресс, 2000.

6. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: Учебник для вузов / Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова. СПб.: Питер, 2003.

7. Долан Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей; Пер. с англ. В Лукашевича. СПб.: Изд-во СП «Автокомп», 1992.

8. Журавлева Г. П. Экономика: Учебник для вузов / Г. П. Журавлева. М.: Юристь, 2004.

9. Камаев В. Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории: Учебное пособие для вузов / В. Д. Камаев, М. А. Абрамова, Л. С. Александрова. М.: ВЛАДОС, 2001.

10. Курс экономики: Учебник, 2–е изд. / Под ред. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2004.

11. Курс экономической теории: Учебник, 4–е изд., доп. и перераб. / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: АСА, 1999.

12. Липсиц И. В. Экономика / И. В. Липсиц. М.: Омега – М, 2004.

13. Макконнелл К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М.: ИНФРА-М, 2004.

14. Максимова В. Ф. Микроэкономика: Учебник, 3–е изд., перераб. и доп. / В. Ф. Максимова. М.: Соминтек, 1996.

15. Моисеев С. Взлет и падение монетаризма / С. Моисеев // Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 92 – 102.

16. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. 2 – е изд., сокращ. / Н. Г. Мэнкью. СПб.: Питер, 2001.

17. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р. М. Нуреев. М.: Норма, 2000.

18. Пиндайк Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М.: Дело, 2000.

19. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс: Пер. с англ. 16–е изд. / П. Самуэльсон. М.: Вильямс, 2000.

20. Селищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка. Теория цены. Рынок и общество: Учебник для вузов / А. С. Селищев. СПб.: Питер, 2002.

21. Симкина Л. Г. Экономическая теория: Учебное пособие / Л. Г. Симкина. СПб.: Питер, 2003.

22. Современная экономика: Лекционный курс / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

23. Утинова С. О специфике российского рынка труда / С. Ути-нова // Российский экономический журнал. 2004. № 1. С. 94 – 95.

24. Фишер С. Экономика: пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 2001.

25. Шаванс Б. Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах / Б. Шаванс // Вопросы экономики. 2003. № 6. С. 3 – 15.

26. Шпалтаков В. П. Экономическая теория. Микроэкономика: Методические указания / В. П. Шпалтаков / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2000.

27. Экономика: Учебник для вузов. 3 – е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова. М.: Экономистъ, 2004.

28. Экономика для инженеров: учебник / под ред. Ю. А. Комарницкого. М.: Высшая школа, 2001.

29. Экономика для технических вузов / Под ред. А. И. Ковалева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

30. Экономическая теория: вопросы и ответы, задачи и решения: Учебное пособие / Под ред. В. Я. Иохина. М.: Экономистъ, 2004.

31. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. М.: Юрайт – Издат, 2004.

32. Экономическая теория: Элементарный курс / С. А. Бартенев, Н. Ю. Булыгина, О. С. Байдина и др. М.: Юристь, 2002.

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

1.1. Задания для самостоятельной работы

 

1) Поставьте между словами «теория» и «факты» две противоположно направленные стрелки и соотнесите данные стрелки с методами дедукции и индукции.

2) Выберите ответ, характеризующий альтернативные издержки обучения студента А. в университете, если он не только не платит за обучение, но и получает стипендию за отличную учебу:

а) затраты родителей на содержание студента;

б) затраты государства (частного вуза) на обучение студента;

в) затраты студента на покупку необходимых ему благ;

г) максимальный доход, который мог бы получать студент, если бы он прекратил обучение и занялся бы чем-нибудь другим;

д) размер стипендии.

3) Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб необходимо снизить;

в) бедные не должны платить налоги, так как не могут их платить;

г) для роста прибыльности отечественных автозаводов желательно повысить таможенные пошлины на иностранные автомобили;

д) ограничение ввоза иностранных автомобилей позволит повысить зарплату на отечественных автозаводах;

е) следует уменьшить дефицит платежного баланса;

ж) снижение процентных ставок зависит от уменьшения дефицита госбюджета.

4) Разграничьте утверждения относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в Сибири вызвало падение урожайности зерновых;

в) средством снижения уровня инфляции является уменьшение бюджетного дефицита;

г) снижение налоговых ставок оживляет деловую активность в стране;

д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.

5) Предприятие Б. по ремонту локомотивов имеет в своем составе четыре помещения. На каждом из них может быть размещено оборудование либо по ремонту электровозов, либо по ремонту тепловозов. Количественные сочетания ремонта электровозов и тепловозов, которые могут быть осуществлены за год, представлены в табл. 1.1.1.

 

Т а б л и ц а 1.1.1.

Варианты распределения помещений и работы по ремонту локомотивов

 

Количество помещений под ремонт электровозов Число отремонтированных электровозов Число отремонтированных тепловозов
     
     
     
     
     

 

а) Начертите кривую производственных возможностей для предприятия Б.

б) Объясните, что характеризует данная кривая?

в) Каковы альтернативные издержки ремонта тепловозов, выраженные в ремонте электровозов, если для ремонта тепловозов используется только одно помещение?

г) Дайте определение альтернативных издержек.

д) Что означает ситуация, когда при занятых ремонтом электровозов двух помещениях ремонтируется 60 электровозов и 60 тепловозов?

е) Определите альтернативные издержки ремонта электровозов при занятии ремонтом электровозов третьего помещения.

ж) Будет ли отличаться от предыдущего ответ, если вместо «третьего» написать «трех»? Если «да», то какой будет ответ? Если «нет», то почему «нет»?

1.2. Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте предмет экономической теории, дайте понятия микроэкономики, макроэкономики.

2. Перечислите известные вам методы экономического анализа.

3. Дайте трактовку следующим категориям: собственность, эффективность, альтернативная ценность.

4. Назовите три основные модели экономических систем и расшифруйте термин «смешанная экономика».

5. Какие направления развития экономической теории вы знаете?

6. Объясните разницу между нормативными и позитивными экономическими суждениями.

 

Темы рефератов

 

1. Экономический империализм (Чикагская школа) и ее расширительные трактовки предмета экономической теории.

2. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на экономическую систему в СССР.

Литература

 

[1; 2; 4; 14; 15; 18; 21; 23; 24].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.079 с.)