Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематика семинарских занятий для технических направлений↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Философия Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Очная форма обучения
Новотроицк, 2013
УДК 1 ББК 8 Я 81
Составитель: доцент кафедры ГиСЭН, к.ф.н., Л.В.Яскевич Настоящие «Методические указания…» составлены в соответствии с требованиями ГОС ВПЩ по направлениям 150400 «Металлургия», 240100 «Химия и химические технологии», 151000 «Технологические машины и оборудование», 230700 «Прикладная информатика», 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника», 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», а также в соответствии с Рабочими программами по дисциплине «Философия». Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов. ФГОУ ВПО «Национальный Исследовательский техноло гический университет «МИСиС», Новотроицкий филиал, 2013 Содержание
1 Организация учебного процесса по дисциплине «Философия» Изучение данной дисциплины предполагает различные формы аудиторной и самостоятельной работы студента. Общее количество учебных часов и их распределение по видам работы в технических направлениях отражено в таблице 1. Таблица 1 – Объем дисциплины для направлений «Экономика» и «Менеджмент»
Аудиторная работа по данной дисциплине состоит из лекционных и семинарских занятий. Для наилучшего усвоения лекционного материала, понимания логики предмета студенту нужно представлять структуру курса лекций, которая отражена в таблице 2.
Таблица 2 - Содержание лекционных занятий дисциплины
Структура и последовательность семинарских занятий для студентов технических направлений отражены в таблице 3. Таблица 3 – Содержание семинарских занятий дисциплины (технические направления)
Структура и последовательность семинарских занятий для студентов направлений «Экономика» и «Менеджмент» отражены в таблице 4. Таблица 4 – Содержание семинарских занятий дисциплины (Направления «Экономика» и «Менеджмент»
Самостоятельная работа студента по дисциплине «Философия» включает в себя: подготовку к семинарским занятиям, подготовку к контрольным работам, выполнение реферата и подготовку к зачету (экзамену). Подготовка к семинарским занятиям Общие указания Для успешной подготовки к семинарскому занятию студент должен воспользоваться планом семинарского занятия. План семинарского занятия включает в себя перечень вопросов и список литературы. Все литературные источники, рекомендованные в нем, имеются в библиотеке и читальном зале филиала. Студент должен готовиться по всем вопросам, относящимся к теме занятия, пользуясь рекомендованной литературой. Подготовку желательно начать с прочтения конспекта лекций, в котором в краткой форме излагаются основные положения, даются определения основных понятий. Далее необходимо воспользоваться учебником. Для более глубоко освоения темы студент может обратиться к монографиям по теме занятия или публикациям в периодических изданиях. Желательно составить краткий конспект или план ответа, которым он может пользоваться. Речь студента должна быть самостоятельной. При ответе недопустимо чтение конспекта, использование учебника или ксерокопии. Желательно делать ссылку на литературный источник. Если студент не соблюдает этих требований, его ответ не засчитывается. Для проверки уровня подготовленности студента в начале каждого семинарского занятия студентам предлагается тест, который они должны выполнить в письменной форме.
Литература
1 Асмус, В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 160 с. 2 Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии) / В.Ф. Асмус. – 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2003. – 400 с. 1 Библия (любое издание). 3 Богомолов, А.С. Античная философия. Учебник. – 2-е изд. / А.С. Богомолов. - М.: Высшая школа, 2006 - 390 с. 2 Васильев, В.А. Августин о добре, зле, добродетели / В.А. Васильев, Д.В. Лобов // Социально – гуманитарные знания. - 2008. № 5. – с. 255 – 265. 4 Васильев, Л.С. История религий Востока. Учебное пособие / Л.С.Васильев. – 8-е изд. - М.: КДУ, 2006. – 704 с.. 5 Васильев, В.А. Будда о добродетели / В.А. Васильев // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 1. – С. 138 – 148. 6 Виц, Б.Б. Демокрит / Б.Б, Виц. - М.: Мысль, 1979. – 212 с. – (Мыслители прошлого). 3 Волкова, А.Н. Средневековая философия / А.Н. Волкова. – Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1992.- 31 с. 7 Гусейнов, А.А. Великие моралисты / А.А. Гусейнов. - М.: Республика, 1995. – 351 с. 4 Данильченко, Р.Н. Философские и нравственные идеи Библии / Р.Н. Данильченко. – Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1994. – 43 с. 8 Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков. Учебное пособие / В.Т. Звиревич. - Екатеринбург: Деловая книга. Академ. Проект, 2002. – 348 с. 5 Иванов, В.Г. История этики средних веков / В.Г. Иванов. - СПб.: Лань, 2002. – 464 с. 9 История этических учений. Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с. 10 Кессиди, Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1976. – 198 с. 11 Кисиль, В.Я. Галерея античных философов. В 2-х т. / В.Я. Кисиль, В.В. Рибери. – М.: Фаир-Пресс, 2002. - Т. 1 – 576 с., Т.2 – 576 с. 12 Китайская философия. Энциклопедический словарь / Ред. М.Л, Титаренко. - М.: Мысль, 1994 – 573 с. 6 Коплстон Ф.Г. История средневековой философии / Ф.Г. Коплстон. – Пер. с англ. - М.: Энигма, 1997. – 512 с. 13 Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль,1989.- 204 с. 14 Лосев, А.Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев. - М.: Наука, 1977. – 206 с. 15 Мехед, Т.Г. Философская культура Древнего Китая / Т.Г. Мехед. - Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1993. – 51 с. 16 Нахов, И.М. Философия киников / И.М. Нахов. - М.: Наука, 1982. – 223 с. 17 Нерсесянц, В.С. Сократ / В.С. Нерсесянц. - М.: Наука, 1980. – 152 с. 18 Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3-х кн. / Б. Рассел. - Изд. 4-е. - М.: Академ Проект, 2004. - 1001 с. 19 Семушкин, А.В. Эмпедокл / А.В. Семушкин - М.: Мысль, 1985. – 191 с. 20 Семушкин, А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии. Учебное пособие / А.В. Семушкин. - М.: Интерпракс, 1996. - 192 с. 21 Фомичев, Н. Во имя истины и добродетели. Сократ: повесть-легенда / Н. Фомичев. - М.: Молодая гвардия, 1984. – 191 с. 22 Шохин, В.К. Первые философы Индии / В.К. Шохин – Учеб. пособие для университетов и вузов. - М.: Ладомир, 1997. – 302 с. 23 Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира (история философии) / А.Н. Чанышев - М.: Высшая школа, 2003. – 703 с. 24 Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учебное пособие для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 1991. – 512 с. 25 Яковлев, А.И. Учение Платона о сознании / А.И. Яковлев // Социально – гуманитарные знания. 2008. № 4. – с. 43 – 54.
СЕМИНАР № 2 Философия эпохи Возрождения и Нового времени 1 Философия эпохи Возрождения 1) Антропоцентризм и гуманизм в философии Возрождения (А. Данте, Ф. Петрарка, Л. Валла, Н. Макиавелли). 2) Натурфилософия эпохи Возрождения и построение новой картины мира (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). 2 Философия Нового времени 1) Приоритет гносеологии в философии XVII в. Учение о методах познания: эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк) и рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц). 2) Трактовка субстанции: монизм (Б. Спиноза), дуализм (Р. Декарт), плюрализм (Г. Лейбниц). Учение о субстанции Дж. Локка. 3 Философия эпохи Просвещения: английская идеалистическая философия и французский материализм. Социально-политические воззрения философов XVII - XVIII вв. 4 Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах). 5 Философия марксизма.
Литература
1 Акимова, А. Вольтер / А. Акимова. - М.: Молодая гвардия, 1970. – 448 с. – (Жизнь замечательных людей). 2 Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо / И.Е. Верцман. - М.: Художественная литература, 1958. – 270 с. 3 Гулыга, А. Гегель / А. Гулыга. – - М.: Молодая гвардия, 1970. – 272 с. - (Жизнь замечательных людей). 4 Гулыга, А. Кант / А. Гулыга. - 2 -е изд. М.: Молодая гвардия, 1981 -. – 303 с.- (Жизнь замечательных людей). 5 Дворцов, А.Т. Гегель: жизнь, деятельность, учение / А.Т. Дворцов. Отв. Ред. Б.С. Маньковский - М.: Наука, 1972. – 174 с. 6 Длугач, Т.Б. Дидро Дени / Т. Б. Длугач. - 2-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1986. – 191 с. 7 Заиченко, Г.А. Джон Локк / Г.А. Заиченко. - - 2-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1988. – 199 с. 8 Западная философия XIX века. / Под ред А.Ф. Зотова. - М.: Высшая школа, 2005. – 519 с. 9 История этических учений: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003. - 911 с. 10 Коников, И.А. Материализм Спинозы / И.А. Коников. - М.: Наука,1971. - 267 с. 11 Кочерян, М.Т. Поль Гольбах / М.Т. Кочерян. - М.: Мысль, 1978. – 187 с. 12 Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия / В.Н. Кузнецов. - Учебник, 2-е изд,, доп. - М.: Высшая школа, 2003. – 438 с. 13 Кузнецов, В.Н. Французский материализм ХVШ в. / В.Н. Кузнецов. - М.: Мысль,1981. – 303 с. 14 Мапельман, В.М. Классический (немецкий) период в философии Нового времени/ В.М. Мапельман. - Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1995. – 74 с. 15 Мееровский, Б.В. Гоббс / Б.В. Мееровский. - М.: Мысль, 1975. – 208 с. 16 Нарский, И.С. Западноевропейская философия ХVП века / И.С. Нарский. – Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1974. – 379 с. 17 Овсянников, М.Ф. Гегель / М.Ф. Овсянников. - М.: Мысль, 1971. – 223 с. 18 Полесушкин, В.А. Западноевропейская философия ХVП в. / В.А. Полесушкин. – Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1992. – 47 с. 19 Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII вв. / В.В. Соколов. – Учебник для вузов. 3-е изд, исправл. - М.: Высшая школа, 2003. – 428 с. 20 Стрельцова, Г.Я. Блез Паскаль / Г.Я. Стрельцова. - М.: Мысль, 1973. – 237 с. 21 Тяпкина, М.И. Философия эпохи Возрождения / М.И. Тяпкина. – Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1994. – 47 с. 22 Философия Канта и современность / Под общей ред. Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1974. – 469 с. 23 Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к «естественной философии» Нового времени / Г.Д. Чесноков // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 4. – С. 29 – 42. 24 Чесноков, Г.Д. Рационализм contra сенсуализм / Г.Д. Чесноков // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 5. – С. 42 – 57. 25 Чесноков, Г.Д. Судьба рационализма в истории философии и науки Нового времени / Г.Д. Чесноков // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 6. – С. 66 – 77.
СЕМИНАР № 3 Современная западная философия
1 Основные этапы развития позитивизма: 1) эмпиризм (О. Конт, Г. Спенсер), 2) эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), 3) неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Венский кружок), 4) постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос и др.). 2 Прагматизм. Вопросы идентификации истины (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). 3 «Философия жизни» (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). 4 Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). 5 Экзистенциализм. Проблема духовной свободы и ответственности личности (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю).
Литература 1 Богомолов, А.С. Английская буржуазная философия ХХ века / А.С. Богомолов. - М.: Мысль, 1973. – 317 с. 2 Бугера, В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше / В.Е. Бугера. – 2-е изд. – М.: Комкнига, 2010,- 168 с. 3 Буржуазная философия ХХ века / Ред. коллегия: Л.Н. Митрохин, Т.И. Ойзерман, Л.И. Шершнева - М.: Политиздат, 1974. – 335 с. 4 Быховский, Б.Э. Шопенгауэр / Б.Э. Быховский. - М.: Мысль, 1975. – 206 с. 5 Габитова, Н.Н. Человек и общество в немецком экзистенциализме / Н.Н. Габитова. - М.: Наука, 1972. – 218 с. 6 Галеви, Д. Жизнь Фридриха Ницше /Пер. с фр. – Ростов на/Д.: Феникс, 1998, - 384 с. 7 Горнев, В.С. Современная западноевропейская философия человека / В.С. Горнев. - Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1993. – 45 с. 8 Гуревич, П.С. Этика А. Шопенгауэра // П.С. Гуревич. - Знание. Сер. Этика. 1991. № 9. – 64 с. 9 Добреньков, В.И. Неофрейдизм в поисках истины: иллюзии и заблуждения Э. Фромма. – М.: Мысль, 1974. – 141 с. 10 Западная философия XIX века / Под. ред. А.Ф. Зотова. – М.: Высшая школа, 2005. – 519 с. 11 Зотов, А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. Учебник. 2-е изд., исправленное. - М.: Высшая школа, 2005. – 781 с. 12 История этических учений: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003. - 911 с. 13 Канке, В.А. Основные философские направления и концепции развития науки / В.А. Канке. - Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. – 328 с. 14 Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и литературе / Е. Коссак. - М.: Политиздат, 1980. – 360 с. 15 Матрица безумия / К.Г. Юнг, М. Фуко. - М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2007. – 384 с. – (Философский бестселлер). 16 Немировская, Л.З. Ницше: мораль “по ту сторону добра и зла” // Л. З. Немирорвская. - Знание. Сер. Этика. 1991. № 6. – 64 с. 17 Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла: казус Вагнер, Антихрист, Ecce Homo. Сб-к / Пер. с нем. – Минск: ООО «Попурри», 1997. – 544 с. 18 Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. Пер. Ю.М. Антоновского. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. – 302 с. 19 Ойзерман, Т.И. К характеристике философии Фридриха Ницше / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. - 2011. № 4. –С. 164 – 176. 20 Пассмор, Дж. Современные философы / Дж. Пассмор. Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2002. – 192 с. 21 Сумерки богов / Сост. А.А.Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с. - (Библиотека атеистической литературы). 22 Тархова М.А. Философия экзистенциализма (основные проблемы) / М.А. Тархова. – Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1994. – 31 с. 23 Хайдеггер М. Ницше и пустота / Сост. О.Б. Семин. – М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2006. – 304 с. – (Философский бестселлер). 24 Это человек: антология / Отв. ред. П.С. Гуревич - М.: Высшая школа, 1995. – 320 с. Вопросы к контрольной работе № 1 1 Мировоззрение: уровни, исторические типы. 2 Специфика и предмет философского знания. Основной вопрос философии. 3 Философия и наука: сходства и отличия, принципы взаимоотношений. 4 Основные понятия брахманизма. 5 Ортодоксальные школы в Древней Индии. 6 Неортодоксальные школы в Древней Индии. 7 Характеристика основных школ Древнего Китая. 8 Специфика рассмотрения этических проблем в Древней Индии и в Древнем Китае. 9 Учения о мироздании в Древней Греции в досократический период. 10 Философия софистов и Сократа. 11 Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ. 12 Особенности эллинистической философии. 13 Средневековая философия: характерные черты, этапы развития. 14 Доказательства бытия Бога. 15 Проблема соотношения веры и знания в средневековой философии. 16 Спор об универсалиях в средневековой философии. 17 Учение о человеке в Средние века. 18 Гуманизм эпохи Возрождения. 19 Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения. 20 Эмпиризм и рационализм в философии XVII века. Теория «врожденных идей»: сторонники и противники. 21 Монизм, дуализм, плюрализм в вопросе о субстанции в философии XVII века. Противоречивое понимание субстанции Дж.Локком. 22 Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма. 23 Теория естественного права и общественного договора. 24 Основные черты философии эпохи Просвещения. Французский материализм XVIII века. 25 Теория познания И. Канта. Этика И. Канта 26 Философия Гегеля. 27 Философия Л. Фейербаха. 28 Основные идеи философии К.Маркса и Ф.Энгельса. 29 Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 30 Прагматизм Г. Пирса. Философские идеи У. Джеймса. Инструментализм Дж. Дьюи. 31 Философские идеи О. Конта и Г.Спенсера. 32 Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса. 33 Логический атомизм Л. Витгенштейна. Венский кружок. 34 Критический рационализм К. Поппера. 35 Учение о парадигме Т. Куна. 36 Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 37 Философские взгляды З. Фрейда и его последователей. 38 Экзистенциализм: представители и основные идеи. 39 Идеология западничества и славянофильства. 40 Философия всеединства Вл. Соловьёва. 41 Философские и социально – политические взгляды Н. А. Бердяева.
СЕМИНАР № 5 Философские проблемы бытия и сознания 1. Понятие и сущность бытия. Многообразие видов бытия. Уровни развития материального мира. 2. Движение, пространство и время как формы существования материи. 3. Проблема развития и взаимосвязи материальных явлений. Законы и категории диалектики как выражение универсальных взаимосвязей в мире. 4. Детерминизм: сущность, виды. Индетерминизм. Проблема самоорганизации материи (синергетика). 5. Структура и свойства сознания.
Литература 1 Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1988. – 253 с. 2 Грушин, Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблема исследования / Б.А. Грушин.- М.: Политиздат, 1987. – 368 с. 3 Диалектика отрицания отрицания / Ред. Б.М. Кедров - М.: Политиздат, 1983. – 342 с. 4 Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг / Д.И. Дубровский. - М. Высшая школа, 1980. – 286 с. 5 Дубровский, Д.И. Проблема идеального / Д.И. Дубровский. - М.: Мысль, 1983. – 228 с. 6 Кузнецова, Н.А. Основания синергетики и ее возможности / Н.А. Кузнецова // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 4. – С. 324 – 330. 7 Купцов, В.И. Детерминизм и вероятность / В.И. Кузнецов. - М.: Политиздат, 1976. – 255 с. 8 Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. Пер. с нем. - М.: Аспект Пресс, 1995. – 183 с. 9 Молчанов, Ю.Б. Проблема времени в современной науке/ Ю.Б. Молчанов. - М.: Наука, 1990. – 136 с. 10 Мостепаненко, А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире / А.М. Мостепаненко. - М.: Политиздат, 1974. – 240 с. 11 Ньютон и философские проблемы физики ХХ в. / - М.: Наука, 1991. – 207 с. 12 Подольный, Р.Г. Освоение времени / Р.Г. Подольный. - М.: Политиздат, 1989. – 143 с. 13 Противоречие как источник развития / Межвузовский сб. (Проблемы диалектики). Под ред. Ф.Ф. Вяккерева. - Л: ЛГУ, 1988. – 183 с. 14 Ровинский, Р.Е. Мировоззренческие проблемы физической науки, наследуемые XXI веком / Р.Е. Ровинский // Вопросы философии. - 2008. - № 3. – С. 128 – 132. 15 Рузавин, Г.И. Проблема простого и сложного в эволюции науки / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. - 2008. - № 3. – С. 102 – 114. 16 Смолян, Г.Л. Человек и компьютер: социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации / Г.Л. Смолян. - М.: Политиздат, 1981. – 192 с. СЕМИНАР № 6 Познание. Научное познание 1 Многообразие форм познания мира. Чувственное и рациональное познание и их формы. Роль интуиции в процессе познания. 2 Понятие истины. Проблема объективности истины. Относительная и абсолютная истины. Истина и заблуждение. Проблема критериев истины. 3 Специфика научного познания. Проблема демаркации. Проблема генезиса науки. Основания науки. Классификация наук. 4 Уровни научного познания: · эмпирический уровень: формы и методы познания; · теоретический уровень: формы и методы познания; · взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания. 5 Этапы развития науки. Литература 1 Бряник, Н.В. Введение в современную теорию познания / Н.В. Бряник. - М.: Аадем Проект. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 288 с. 2 Девятова С.В. Феномен науки / С.В, Девятова, В.И. Купцов // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 6; - С. 110 – 130. 3 Девятова С.В. Феномен науки / С.В, Девятова, В.И. Купцов // Социально – гуманитарные знания. - 2009. - № 1. – С. 153 – 177. 4 Девятова С.В. Феномен науки / С.В, Девятова, В.И. Купцов // Социально – гуманитарные знания. - 2009. - № 2. – С. 127– 156. 5 Канке, В.А. Основные философские направления и концепции развития науки./ В.А. Канке. Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. – 328 с. 6 Кохановский, Е.А. Философия науки / В.П.. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергадеева. – 2-е изд. - М.: ИКЦ «Март». – Ростов на Дону: ИЦ «Март», 2006. – 496 с. 7 Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с. – (Высшее образование). 8 Мамедов, А.А. Наука как поле борьбы исследовательских программ: к критике концепции роста знания И. Лакатоса / А.А. Мамедов // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 2. – С. 219 – 226. 9 Мареева, Е.В.. Философия науки / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. Уч. пособие для аспирантов и соискателей. – М.: Инфра-М., 2010. – 333 с. 10 Никитич, М.А. История и философия науки / М,А. Никитич. - Электр. учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 1 электр. опт.диск. 11 Петров, Ю.А. Теория познания: научно-практическое значение / Ю.А. Петров. - М.: Мысль, 1988. – 142 с. 12 Селиванов, Ф.А. Истина и заблуждение / Ф.А. Селиванов. - М.: Политиздат, 1972. – 96 с. 13 Соболева, М.Е. Истина: Свойство, оператор, событие/ М.Е. Соболева // Вопросы философии. - 2008. - № 2. – С. 117 – 124. 14 Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы. / В.С. Степин. Учебник для послевузовского образования. – М.: Гардарики, 2007. – 384 с. 15 Филатов, В.П. Научное познание и мир человека / В.П. Филатов. - М.: Политиздат, 1989. – 270 с. 16 Философия науки / Под ред. С.А.Лебедева. Учебное пособие. - М.: Академ Проект, 2004. – 736 с. 17 Швырев, В.С. Научное познание как деятельность / В.С. Швырев. - М.: Политиздат, 1984. – 232 с. 18 Швырев, В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев. - М.: Наука, 1978. – 382 с.
СЕМИНАР № 7 Проблема человека в философии
1 Решение проблемы человека в истории философии. 2 Человек. Индивид. Личность. Социализация личности. 3 Социальное и биологическое в человеке. 4 Свобода и ответственность. 5 Смысл жизни. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека.
Литература
1 Барулин, В.С. Социально-философская антропология: общие начала социальной философии, антропологии / В.С. Барулин. - М.: Омега, 1994. – 256 с. 2 Горнев, В.С. Проблема человека в философии / В.С. Горнев. Учебное пособие. - М.: МИСиС, 2001. – 32 с. 3 Грэхем, Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. / Л.Грэхем. - М.: Политиздат, 1991. – 479 с. 4 Гуревич, П.С. Феномен деантропологизации человека / П.С. Гуревич // Вопросы философии. -2009. - № 3. – С. 19 – 31. 5 Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. - М.: Мысль, 1988. – 283 с. 6 Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с. 7 Милтс, А.А. Гармония и дисгармония личности. Философско-этический очерк / А.А. Милтс. Пер. с латыш. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Наука, 1990. – 222 с. 8 Москаленко, А.Т. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. Отв. ред. А.А. Чечулин. - Новосибирск: Наука, 1989. – 205 с. 9 Нариньяни, А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего / А.С. Нариньяни // Вопросы философии. - 2008. - № 4. – С. 3 – 17. 10 Резвицкий, И.И. Личность, индивид, общество / И.И. Резвицкий. - М.: Политиздат, 1984. – 141 с. 11 Скворцов, Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. / Л.В. Скворцов. - М.: Политиздат, 1989.– 319 с. 12 С чего начинается личность? / Под ред. Р.И. Косолапова. – 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983. – 360 с. 13 Пилецкий, С.Г. Феномен человека агрессивности / С.Г. Пилецкий // Вопросы философии. - 2008. - № 10. – С. 50 – 65. 14 Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет / И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1989. – 559 с. 15 Фролов, И.Т. Перспективы человека. Комплексная постановка проблемы, дискуссии, обощения / И.Т. Фролов. – 2 –е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1983. – 350 с. 16 Это человек. Антология. / Ред. П.С. Гуревич. - М.: Высшая школа, 1995. – 320 с. 17 Яскевич,Л.В. Проблема человека в истории философии / Л.В. Яскевич. Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1999. – 80 с.
СЕМИНАР № 8 Общество как система 1 Специфика философского осмысления общественной жизни. Многообразие подходов к определению общества. Особенности социального детерминизма. 2 Формационный и цивилизационный подходы к истории: сравнительный анализ. Социальная синергетика. 3 Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобальные проблемы: классификация и варианты решения. Социальный прогресс и проблема его критериев. 4 Философия техники: определение, структура, функции, этапы развития, социальная роль. 5 Современные концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Бэлл, О. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт и др.).
Литература
1 Абдулаев, Д.С. Человек в информационно-техническом мире. Проблемы становления информационного общества / Д.С. Абдулаев, Т.П. Малькова, Т.А. Урсул. - М.: МИСиС, 1995. – 69 с. 2 Барулин, В. Социальная философия / В. Барулин. Учебник. - М.: МГУ, 1993. - Ч. 1, 2. – 240 с. 3 Бегматов, А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально - гуманитарные знания. - 2008. - № 1. – С. 149 – 158. 4 Бессонов, Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий/ Б.Н. Бессонов. Учебное пособие. - М.: Норма, 2006. – 320 с. 5 Длугач, Т.Б. Надо ли сегодня задумываться над Марксом / Т.Б. Длугач // Вопросы философии, - 2011. - № 7. – С. 122 – 137. 6 Емелин, В.А. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека/ В.А. Емелин, А.Ш. Тхостов / Вопросы философии. - 2010. - № 5. – С. 84 – 90. 7 Капитонов, Э.А. Социология ХХ века: история и технологии / Э.А.Капитонов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 С. 8 Карулина, Т.Б. Проблема типологизации исторического процесса / Т.Б. Карулина. Учебное пособие. – М.: МИСиС, 2001. – 49 с. 9 Кемеров, В.Е. Хрестоматия по социальной философии / В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - М.: Академ Проект, 2001.- 576 с. 10 Кочергин, А.Н. Философия и глобальные проблемы / А.Н. Кочергин. Спецкурс. - М.: Изд-во РОУ, 1996. – 228 с. 11 Кочетков, В.В.. К вопросу о генезисе постиндустриального общества / В.В. Кочетков, Л.Н. Кочеткова // Вопросы философии. - 2010. - № 2. – С. 23 – 33. 12 Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. Пер. с нем. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 183 с. 13 Лешкевич, Т.Г. Философия науки / Т.Г. Лешкевич. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 2 72 с. - (Высшее образование). 14 Маслов, В.Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу / В.Ф. Маслов // Вопросы философии. - 2010. - № 7. – С. 40 - 46. 15 Митчем, К. Что такое философия техники / К. Митчем. Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. – 149 с. 16 Момджян, К.Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. Учеб. пособие. - М.: Вывсшая школа. КД «Университет», 1997. – 448 с. 17 Момджян, К.Х. Социум, общество, история / К.Х. Момджян. - М.: Наука, 1994. – 239 с. 18 Смирнова, О.М. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Глобальные проблемы современности / О.М. Смирнова. Учебное пособие. - М.: МИСиС, 2001. – 58 с. 19 Тавризян, Г. Философы ХХ века о технике и «технической цивилизации» / Г. Тавризян. – М.: Росс. ПЭН, 2009. - 216 с. 20 Юревич, А.В. Асимметричное будущее / А.В. Юревич // Вопросы философии. - 2008. - №7. – С. 76 – 89. 21 Яскевич, Л.В. Общество как объект философского анализа / Л.В. Яскевич. Учебное пособие. - М.: МИСиС, 2001. – 61 с.
СЕМИНАР № 9 Контрольная работа № 2 Вопросы к контрольной работе № 2 1 Бытие как философская категория. Виды бытия. Материя: определение, виды, структурные уровни. Развитие философских взглядов на материю. 2 Движение как форма существования материи. Движение и покой. Классификация форм движения материи. Пространство и время как свойства материального мира. 3 Детерминизм: сущность, виды. Индетерминизм. Классификация законов. Синергетика как теория развития. 4 Структура и свойства сознания. Бессознательное. Сознание и мозг. Сознание и язык. 5 Диалектика и метафизика как методы мышления: понятие, этапы развития. 6 Категории и законы диалектики. 7 Проблема познаваемости мира. Скептицизм и агностицизм. Объект и субъект познания. Роль практики в процессе познания. 8 Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм. 9 Истина и заблуждение. Диалектика относительной и абсолютной истины. Объективность и конкретность истины. Теории истины. Проблема критериев истины. 10 Специфика научного познания. Проблема демаркации. Проблема генезиса науки. Классификация наук. 11 Основания науки. Научная картина мира: структура и функции. 12 Сравнительная характеристика уровней научного познания. Их взаимосвязь. 13 Эмпирический уровень научного познания: методы и формы научного познания. 14 Теоретический уровень научного познания: методы и формы научного познания. 15 Структура и функции теории. Методы ее построения. 16 Этапы развития науки. Научные революции. 17 Специфика философского понимания человека. Соотношение понятий: человек, индивид, личность. Проблема соотношения социального и биологического в человеке. Современные естественнонаучные представления о природе человека. 18 Специфика социального познания. Социальный детерминизм. 19 Определение общества. Общество как система. Проблема определения системообразующего фактора. Функции социальной системы. Сферы общественной жизни. Их соотношение. 20 Линейная, циклическая и спиралевидная модели истории. Формы социальных изменений. 21 Понятие цивилизации, ее признаки. Цивилизационный подход к истории. 22 Теория локальных цивилизаций и проблема закономерностей истории. 23 Теория общественно-экономических формаций К. Маркса и проблема периодизации истории. 24 Концепция технологического детерминизма У. Ростоу. Модели постиндустриального общества. 25 Проблема социального прогресса и его критериев. Социальная синергетика. 26 Решение проблем общественного развития на различных этапах развития науки. 27 Многообразие подходов к определению техники. Ее специфические черты. Структура техники, ее назначение. 28 Способы периодизации развития техники. Социальные аспекты техники. Техницизм и антитехницизм. 29 Особенности современной цивилизации. Глобальные проблемы современности. 30 Редукционистские проблемы взаимосвязи природы и общества.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.253.171 (0.011 с.) |