ТОП 10:

Тематика семинарских занятий для технических направлений



Философия

Методические указания

по организации самостоятельной работы студентов

 

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Очная форма обучения

 

Новотроицк, 2013

 

 

УДК 1

ББК 8

Я 81

 

Составитель: доцент кафедры ГиСЭН, к.ф.н., Л.В.Яскевич

Настоящие «Методические указания…» составлены в соответствии с требованиями ГОС ВПЩ по направлениям 150400 «Металлургия», 240100 «Химия и химические технологии», 151000 «Технологические машины и оборудование», 230700 «Прикладная информатика», 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника», 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», а также в соответствии с Рабочими программами по дисциплине «Философия». Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов.

ФГОУ ВПО «Национальный

Исследовательский техноло

гический университет «МИСиС»,

Новотроицкий филиал, 2013

Содержание

 

1 Организация учебного процесса по дисциплине «Философия»
2 Подготовка к семинарским занятиям
2.1 Общие указания
2.2 Тематика семинарских занятий для технических направлений
2.3 Тематика семинарских занятий для направлений «Экономика» и «Менеджмент»
3 Подготовка к контрольным работам
4 Подготовка к зачету
5 Выполнение реферата
6 Рекомендуемая литература
7 Приложение А

 

1 Организация учебного процесса по дисциплине «Философия»

Изучение данной дисциплины предполагает различные формы аудиторной и самостоятельной работы студента. Общее количество учебных часов и их распределение по видам работы в технических направлениях отражено в таблице 1.

Таблица 1 – Объем дисциплины для направлений «Экономика» и «Менеджмент»

  Количество часов (4 семестр)
Виды учебной работы Направления 140100, 140400, 150400, 151000, 230700, 240100 Экономика Менеджмент
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия:
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля Дифф. зачет Дифф. зачет Экзамен

Аудиторная работа по данной дисциплине состоит из лекционных и семинарских занятий. Для наилучшего усвоения лекционного материала, понимания логики предмета студенту нужно представлять структуру курса лекций, которая отражена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Содержание лекционных занятий дисциплины

№ раздела № лекции Основное содержание
Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Философия Древнего мира
Философия средних веков
Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Немецкая классическая философия
6 - 8 Современная западная философия
Русская философия
10 - 11 Философские проблемы бытия
Философские проблемы сознания
Теория познания
Научное познание
Проблема человека в философии
Общество как объект философского анализа
Философские проблемы техники. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Структура и последовательность семинарских занятий для студентов технических направлений отражены в таблице 3.

Таблица 3 – Содержание семинарских занятий дисциплины (технические направления)

№ раздела № занятия Основное содержание
Философия Древнего мира и средних веков
  Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Немецкая классическая философия
Современная западная философия
Контрольная работа № 1
Философские проблемы бытия и сознания
Теория познания. Научное познание
Проблема человека в философии
Общество как объект философского анализа. Философские проблемы техники. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Контрольная работа № 2

Структура и последовательность семинарских занятий для студентов направлений «Экономика» и «Менеджмент» отражены в таблице 4.

Таблица 4 – Содержание семинарских занятий дисциплины (Направления «Экономика» и «Менеджмент»

№ раздела № занятия Основное содержание
Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Философия Древнего мира
Философия средних веков
Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Контрольная работа № 1
Немецкая классическая философия
7 - 8 Современная западная философия
Русская философия
Контрольная работа № 2
Философские проблемы бытия
Философские проблемы сознания
Теория познания. Научное познание
Проблема человека в философии
Общество как объект философского анализа
Философские проблемы техники. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Контрольная работа № 3

Самостоятельная работа студента по дисциплине «Философия» включает в себя: подготовку к семинарским занятиям, подготовку к контрольным работам, выполнение реферата и подготовку к зачету (экзамену).

Подготовка к семинарским занятиям

Общие указания

Для успешной подготовки к семинарскому занятию студент должен воспользоваться планом семинарского занятия. План семинарского занятия включает в себя перечень вопросов и список литературы. Все литературные источники, рекомендованные в нем, имеются в библиотеке и читальном зале филиала. Студент должен готовиться по всем вопросам, относящимся к теме занятия, пользуясь рекомендованной литературой. Подготовку желательно начать с прочтения конспекта лекций, в котором в краткой форме излагаются основные положения, даются определения основных понятий. Далее необходимо воспользоваться учебником. Для более глубоко освоения темы студент может обратиться к монографиям по теме занятия или публикациям в периодических изданиях. Желательно составить краткий конспект или план ответа, которым он может пользоваться. Речь студента должна быть самостоятельной. При ответе недопустимо чтение конспекта, использование учебника или ксерокопии. Желательно делать ссылку на литературный источник. Если студент не соблюдает этих требований, его ответ не засчитывается.

Для проверки уровня подготовленности студента в начале каждого семинарского занятия студентам предлагается тест, который они должны выполнить в письменной форме.

 

Литература

 

1 Асмус, В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 160 с.

2 Ас­мус, В.Ф. Ан­тич­ная фи­ло­со­фия (история философии) / В.Ф. Асмус. – 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.

1 Биб­лия (лю­бое из­да­ние).

3 Богомолов, А.С. Античная философия. Учебник. – 2-е изд. / А.С. Богомолов. - М.: Высшая школа, 2006 - 390 с.

2 Васильев, В.А. Августин о добре, зле, добродетели / В.А. Васильев, Д.В. Лобов // Социально – гуманитарные знания. - 2008. № 5. – с. 255 – 265.

4 Ва­силь­ев, Л.С. Ис­то­рия ре­ли­гий Вос­то­ка. Учебное пособие / Л.С.Васильев. – 8-е изд. - М. : КДУ, 2006. – 704 с..

5 Васильев, В.А. Будда о добродетели / В.А. Васильев // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 1. – С. 138 – 148.

6 Виц, Б.Б. Де­мок­рит / Б.Б, Виц. - М.: Мысль, 1979. – 212 с. – (Мыслители прошлого).

3 Вол­ко­ва, А.Н. Сред­не­ве­ко­вая фи­ло­со­фия / А.Н. Волкова. – Учебное пособие. - М. : МИСиС, 1992.- 31 с.

7 Гу­сей­нов, А.А. Ве­ли­кие мо­ра­ли­сты / А.А. Гусейнов. - М.: Республика, 1995. – 351 с.

4 Да­ниль­чен­ко, Р.Н. Фи­ло­соф­ские и нрав­ст­вен­ные идеи Биб­лии / Р.Н. Данильченко. – Учебное пособие. - М. : МИСиС, 1994. – 43 с.

8 Зви­ре­вич , В.Т. Фи­ло­со­фия древ­не­го ми­ра и сред­них ве­ков. Учебное пособие / В.Т. Звиревич. - Ека­те­рин­бург: Деловая книга. Академ. Проект, 2002. – 348 с.

5 Ива­нов, В.Г. Ис­то­рия эти­ки сред­них ве­ков / В.Г. Иванов. - СПб. : Лань, 2002. – 464 с.

9 История этических учений. Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.

10 Кес­си­ди, Ф.Х. Со­крат / Ф.Х. Кессиди. - М. : Мысль, 1976. – 198 с.

11 Кисиль, В.Я. Галерея античных философов. В 2-х т. / В.Я. Кисиль, В.В. Рибери. – М.: Фаир-Пресс, 2002. - Т. 1 – 576 с., Т.2 – 576 с.

12 Ки­тай­ская фи­ло­со­фия. Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь / Ред. М.Л, Титаренко. - М.: Мысль, 1994 – 573 с.

6 Копл­стон Ф.Г. Ис­то­рия сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии / Ф.Г. Коплстон. – Пер. с англ. - М. : Энигма, 1997. – 512 с.

13 Ло­сев, А.Ф. Ис­то­рия ан­тич­ной фи­ло­со­фии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль,1989.- 204 с.

14 Ло­сев, А.Ф. Ан­тич­ная фи­ло­со­фия ис­то­рии / А.Ф. Лосев. - М. : Наука, 1977. – 206 с.

15 Ме­хед, Т.Г. Фи­ло­соф­ская куль­ту­ра Древ­не­го Ки­тая / Т.Г. Мехед. - Учебное пособие. - М. : МИСиС, 1993. – 51 с.

16 На­хов, И.М. Фи­ло­со­фия ки­ни­ков / И.М. Нахов. - М. : Наука, 1982. – 223 с.

17 Нер­се­сянц, В.С. Со­крат / В.С. Нерсесянц. - М. : Наука, 1980. – 152 с.

18 Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3-х кн. / Б. Рассел. - Изд. 4-е. - М.: Академ Проект, 2004. - 1001 с.

19 Се­муш­кин, А.В. Эм­пе­докл / А.В. Семушкин - М. : Мысль, 1985. – 191 с.

20 Се­муш­кин, А.В. У ис­то­ков ев­ро­пей­ской ра­цио­наль­но­сти. На­ча­ло древ­не­гре­че­ской фи­ло­со­фии. Учебное пособие / А.В. Семушкин. - М. : Интерпракс, 1996. - 192 с.

21 Фо­ми­чев, Н. Во имя ис­ти­ны и доб­ро­де­те­ли. Сократ: повесть-легенда / Н. Фомичев. - М. : Молодая гвардия, 1984. – 191 с.

22 Шо­хин, В.К. Пер­вые фи­ло­со­фы Ин­дии / В.К. Шохин – Учеб. пособие для университетов и вузов. - М. : Ладомир, 1997. – 302 с.

23 Ча­ны­шев, А.Н. Фи­ло­со­фия Древ­не­го ми­ра (история философии) / А.Н. Чанышев - М. : Высшая школа, 2003. – 703 с.

24 Ча­ны­шев, А.Н. Курс лек­ций по древ­ней и сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии. Учебное пособие для вузов / А.Н. Чанышев. - М. : Высшая школа, 1991. – 512 с.

25 Яковлев, А.И. Учение Платона о сознании / А.И. Яковлев // Социально – гуманитарные знания. 2008. № 4. – с. 43 – 54.

 

СЕ­МИ­НАР № 2 Фи­ло­со­фия эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и Но­во­го вре­ме­ни

1 Философия эпохи Возрождения

1) Ан­тро­по­цен­тризм и гу­ма­низм в фи­ло­со­фии Воз­ро­ж­де­ния (А. Дан­те, Ф. Пет­рар­ка, Л. Вал­ла, Н. Ма­киа­вел­ли).

2) На­тур­фи­ло­со­фия эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и по­строе­ние но­вой кар­ти­ны ми­ра (Н. Ку­зан­ский, Н. Ко­пер­ник, Дж. Бру­но, Г. Га­ли­лей).

2 Философия Нового времени

1) При­ори­тет гно­сео­ло­гии в фи­ло­со­фии XVII в. Уче­ние о ме­то­дах по­зна­ния: эм­пи­ризм (Ф. Бэ­кон, Дж. Локк) и ра­цио­на­лизм (Р. Де­карт, Г. Лейб­ниц).

2) Трак­тов­ка суб­стан­ции: мо­низм (Б. Спи­но­за), дуа­лизм (Р. Де­карт), плю­ра­лизм (Г. Лейб­ниц). Уче­ние о суб­стан­ции Дж. Лок­ка.

3 Фи­ло­со­фия эпо­хи Про­све­ще­ния: английская идеалистическая философия и французский материализм. Со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ские воз­зре­ния фи­ло­со­фов XVII - XVIII вв.

4 Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах).

5 Философия марксизма.

 

Литература

 

1 Аки­мо­ва, А. Воль­тер / А. Акимова. - М. : Молодая гвардия, 1970. – 448 с. – (Жизнь замечательных людей).

2 Верц­ман И.Е. Жан-Жак Рус­со / И.Е. Верцман. - М. : Художественная литература, 1958. – 270 с.

3 Гу­лы­га, А. Ге­гель / А. Гулыга. – - М. : Молодая гвардия, 1970. – 272 с. - (Жизнь замечательных людей).

4 Гу­лы­га, А. Кант / А. Гулыга. - 2 -е изд. М. : Молодая гвардия, 1981 - . – 303 с.- (Жизнь замечательных людей).

5 Двор­цов, А.Т. Ге­гель: жизнь, деятельность, учение / А.Т. Дворцов. Отв. Ред. Б.С. Маньковский - М.: Наука, 1972. – 174 с.

6 Длу­гач , Т.Б. Дид­ро Де­ни / Т. Б. Длугач. - 2-е изд., дораб. - М. : Мысль, 1986. – 191 с.

7 Заи­чен­ко, Г.А. Джон Локк / Г.А. Заиченко. - - 2-е изд., дораб. - М. : Мысль, 1988. – 199 с.

8 Западная философия XIX века. / Под ред А.Ф. Зотова. - М.: Высшая школа, 2005. – 519 с.

9 История этических учений: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. – М. : Гардарики, 2003. - 911 с.

10 Ко­ни­ков, И.А. Ма­те­риа­лизм Спи­но­зы / И.А. Коников. - М. : Наука,1971. - 267 с.

11 Ко­че­рян, М.Т. Поль Голь­бах / М.Т. Кочерян. - М. : Мысль, 1978. – 187 с.

12 Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия / В.Н. Кузнецов. - Учебник, 2-е изд,, доп. - М. : Высшая школа, 2003. – 438 с.

13 Куз­не­цов, В.Н. Фран­цуз­ский ма­те­риа­лизм ХVШ в. / В.Н. Кузнецов. - М. : Мысль,1981. – 303 с.

14 Ма­пель­ман, В.М. Клас­си­че­ский (не­мец­кий) пе­ри­од в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни/ В.М. Мапельман. - Учебное пособие. - М. : МИСиС, 1995. – 74 с.

15 Мее­ров­ский, Б.В. Гоббс / Б.В. Мееровский. - М. : Мысль, 1975. – 208 с.

16 Нар­ский, И.С. За­пад­но­ев­ро­пей­ская фи­ло­со­фия ХVП ве­ка / И.С. Нарский. – Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1974. – 379 с.

17 Ов­сян­ни­ков, М.Ф. Ге­гель / М.Ф. Овсянников. - М.: Мысль, 1971. – 223 с.

18 По­ле­суш­кин, В.А. За­пад­но­ев­ро­пей­ская фи­ло­со­фия ХVП в. / В.А. Полесушкин. – Учебное пособие. - М. : МИ­СиС, 1992. – 47 с.

19 Со­ко­лов, В.В. Ев­ро­пей­ская фи­ло­со­фия XV – XVII вв. / В.В. Соколов. – Учебник для вузов. 3-е изд, исправл. - М.: Высшая школа, 2003. – 428 с.

20 Стрель­цо­ва, Г.Я. Блез Пас­каль / Г.Я. Стрельцова. - М. : Мысль, 1973. – 237 с.

21 Тяп­ки­на, М.И. Фи­ло­со­фия эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния / М.И. Тяпкина. – Учебное пособие. - М. : МИСиС, 1994. – 47 с.

22 Фи­ло­со­фия Кан­та и со­вре­мен­ность / Под общей ред. Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1974. – 469 с.

23 Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к «естественной философии» Нового времени / Г.Д. Чесноков // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 4. – С. 29 – 42.

24 Чесноков, Г.Д. Рационализм contra сенсуализм / Г.Д. Чесноков // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 5. – С. 42 – 57.

25 Чесноков, Г.Д. Судьба рационализма в истории философии и науки Нового времени / Г.Д. Чесноков // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 6. – С. 66 – 77.

 

 

СЕ­МИ­НАР № 3 Со­вре­мен­ная за­пад­ная фи­ло­со­фия

 

1 Ос­нов­ные эта­пы раз­ви­тия по­зи­ти­виз­ма:

1) эм­пи­ризм (О. Конт, Г. Спен­сер),

2) эм­пи­ри­ок­ри­ти­цизм (Э. Мах, Р. Аве­на­ри­ус),

3) нео­по­зи­ти­визм (Б. Рас­сел, Л. Вит­ген­штейн, Вен­ский кру­жок),

4) пост­по­зи­ти­визм (К. Поп­пер, Т. Кун, И. Ла­ка­тос и др.).

2 Праг­ма­тизм. Во­про­сы иден­ти­фи­ка­ции ис­ти­ны (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

3 «Философия жизни» (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).

4 Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

5 Экзистенциализм. Про­бле­ма ду­хов­ной сво­бо­ды и от­вет­ст­вен­но­сти лич­но­сти

(М. Хай­дег­гер, К. Яс­перс, Ж-П. Сартр, А. Ка­мю).

 

Литература

1 Бо­го­мо­лов, А.С. Анг­лий­ская бур­жу­аз­ная фи­ло­со­фия ХХ ве­ка / А.С. Богомолов. - М.: Мысль, 1973. – 317 с.

2 Бугера, В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше / В.Е. Бугера. – 2-е изд. – М.: Комкнига, 2010,- 168 с.

3 Бур­жу­аз­ная фи­ло­со­фия ХХ ве­ка / Ред. коллегия: Л.Н. Митрохин, Т.И. Ойзерман, Л.И. Шершнева - М.: Политиздат, 1974. – 335 с.

4 Бы­хов­ский, Б.Э. Шо­пен­гау­эр / Б.Э. Быховский. - М.: Мысль, 1975. – 206 с.

5 Га­би­то­ва, Н.Н. Че­ло­век и об­ще­ст­во в не­мец­ком эк­зи­стен­циа­лиз­ме / Н.Н. Габитова. - М. : Наука, 1972. – 218 с.

6 Галеви, Д. Жизнь Фридриха Ницше /Пер. с фр. – Ростов на/Д.: Феникс, 1998, - 384 с.

7 Гор­нев, В.С. Со­вре­мен­ная за­пад­но­ев­ро­пей­ская фи­ло­со­фия че­ло­ве­ка / В.С. Горнев. - Учебное пособие. - М. : МИ­СиС, 1993. – 45 с.

8 Гу­ре­вич, П.С. Эти­ка А. Шо­пен­гау­эра // П.С. Гуревич. - Зна­ние. Сер. Эти­ка. 1991. № 9. – 64 с.

9 Добреньков, В.И. Неофрейдизм в поисках истины: иллюзии и заблуждения Э. Фромма. – М.: Мысль, 1974. – 141 с.

10 Западная философия XIX века / Под. ред. А.Ф. Зотова. – М. : Высшая школа, 2005. – 519 с.

11 Зо­тов, А.Ф. Со­вре­мен­ная за­пад­ная фи­ло­со­фия / А.Ф. Зотов. Учебник. 2-е изд., исправленное. - М.: Высшая школа, 2005. – 781 с.

12 История этических учений: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. – М. : Гардарики, 2003. - 911 с.

13 Кан­ке, В.А. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские на­прав­ле­ния и кон­цеп­ции раз­ви­тия нау­ки / В.А. Канке. - Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. – 328 с.

14 Кос­сак, Е. Эк­зи­стен­циа­лизм в фи­ло­со­фии и ли­те­ра­ту­ре / Е. Коссак. - М. : Политиздат, 1980. – 360 с.

15 Матрица безумия / К.Г. Юнг, М. Фуко. - М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2007. – 384 с. – (Философский бестселлер).

16 Не­ми­ров­ская, Л.З. Ниц­ше: мо­раль “по ту сто­ро­ну до­б­ра и зла” // Л. З. Немирорвская. - Зна­ние. Сер. Эти­ка. 1991. № 6. – 64 с.

17 Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла: казус Вагнер, Антихрист, Ecce Homo. Сб-к / Пер. с нем. – Минск: ООО «Попурри», 1997. – 544 с.

18 Ниц­ше, Ф. Так го­во­рил За­ра­ту­ст­ра: книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. Пер. Ю.М. Антоновского. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. – 302 с.

19 Ойзерман, Т.И. К характеристике философии Фридриха Ницше / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. - 2011. № 4. –С. 164 – 176.

20 Пас­смор, Дж. Со­вре­мен­ные фи­ло­со­фы / Дж. Пассмор. Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2002. – 192 с.

21 Сумерки богов / Сост. А.А.Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с. - (Библиотека атеистической литературы).

22 Тархова М.А. Философия экзистенциализма (основные проблемы) / М.А. Тархова. – Учебное пособие. - М.: МИСиС, 1994. – 31 с.

23 Хайдеггер М. Ницше и пустота / Сост. О.Б. Семин. – М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2006. – 304 с. – (Философский бестселлер).

24 Это че­ло­век: ан­то­ло­гия / Отв. ред. П.С. Гуревич - М.: Высшая школа, 1995. – 320 с.

Вопросы к контрольной работе № 1

1 Ми­ро­воз­зре­ние: уров­ни, ис­то­ри­че­ские ти­пы.

2 Спе­ци­фи­ка и пред­мет фи­ло­соф­ско­го зна­ния. Ос­нов­ной во­прос фи­ло­со­фии.

3 Фи­ло­со­фия и нау­ка: сход­ст­ва и от­ли­чия, прин­ци­пы взаи­мо­от­но­ше­ний.

4 Ос­нов­ные по­ня­тия брах­ма­низ­ма.

5 Ор­то­док­саль­ные шко­лы в Древ­ней Ин­дии.

6 Не­ор­то­док­саль­ные шко­лы в Древ­ней Ин­дии.

7 Ха­рак­те­ри­сти­ка ос­нов­ных школ Древ­не­го Ки­тая.

8 Спе­ци­фи­ка рас­смот­ре­ния эти­че­ских про­блем в Древ­ней Ин­дии и в Древ­нем Ки­тае.

9 Уче­ния о ми­ро­зда­нии в Древ­ней Гре­ции в до­со­кра­ти­че­ский пе­ри­од.

10 Фи­ло­со­фия со­фис­тов и Со­кра­та.

11 Фи­ло­со­фия Пла­то­на и Ари­сто­те­ля: срав­ни­тель­ный ана­лиз.

12 Осо­бен­но­сти эл­ли­ни­сти­че­ской фи­ло­со­фии.

13 Сред­не­ве­ковая фи­ло­со­фия: ха­рак­тер­ные чер­ты, эта­пы раз­ви­тия.

14 До­ка­за­тель­ст­ва бы­тия Бо­га.

15 Проблема со­от­но­ше­ния веры и зна­ния в сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии.

16 Спор об уни­вер­са­ли­ях в сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии.

17 Уче­ние о че­ло­ве­ке в Сред­ние ве­ка.

18 Гуманизм эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния.

19 Неоплатонизм и натурфилософия эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния.

20 Эм­пи­ризм и ра­цио­на­лизм в фи­ло­со­фии XVII ве­ка. Тео­рия «вро­ж­ден­ных идей»: сто­рон­ни­ки и про­тив­ни­ки.

21 Мо­низм, дуа­лизм, плю­ра­лизм в во­про­се о суб­стан­ции в фи­ло­со­фии XVII ве­ка. Про­ти­во­ре­чи­вое по­ни­ма­ние суб­стан­ции Дж.Лок­ком.

22 Субъ­ек­тив­ный идеа­лизм Дж. Берк­ли и Д. Юма.

23 Теория естественного права и общественного договора.

24 Ос­нов­ные чер­ты фи­ло­со­фии эпо­хи Про­све­ще­ния. Фран­цуз­ский ма­те­риа­лизм XVIII ве­ка.

25 Тео­рия по­зна­ния И. Кан­та. Эти­ка И. Кан­та

26 Фи­ло­со­фия Ге­ге­ля.

27 Фи­ло­со­фия Л. Фей­ер­ба­ха.

28 Ос­нов­ные идеи фи­ло­со­фии К.Мар­кса и Ф.Эн­гель­са.

29 Фи­ло­со­фия А. Шо­пен­гау­эра и Ф. Ниц­ше.

30 Праг­ма­тизм Г. Пир­са. Философские идеи У. Джейм­са. Инструментализм Дж. Дьюи.

31 Фи­ло­соф­ские идеи О. Кон­та и Г.Спен­се­ра.

32 Эм­пи­ри­ок­ри­ти­цизм Э. Ма­ха и Р. Аве­на­риу­са.

33 Ло­ги­че­ский ато­мизм Л. Вит­ген­штей­на. Вен­ский кру­жок.

34 Кри­ти­че­ский ра­цио­на­лизм К. Поп­пе­ра.

35 Уче­ние о па­ра­диг­ме Т. Ку­на.

36 Ме­то­до­ло­гия на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских про­грамм И. Ла­ка­то­са.

37 Фи­ло­соф­ские взгля­ды З. Фрей­да и его по­сле­до­ва­те­лей.

38 Эк­зи­стен­циа­лизм: пред­ста­ви­те­ли и ос­нов­ные идеи.

39 Идеология западничества и славянофильства.

40 Фи­ло­со­фия все­един­ст­ва Вл. Со­ловь­ё­ва.

41 Фи­ло­соф­ские и со­ци­аль­но – по­ли­ти­че­ские взгля­ды Н. А. Бер­дяе­ва.

 

СЕ­МИ­НАР № 5 Фи­ло­соф­ские про­бле­мы бы­тия и сознания

1. Понятие и сущность бытия. Многообразие видов бытия. Уровни развития материального мира.

2. Движение, пространство и время как формы существования материи.

3. Проблема развития и взаимосвязи материальных явлений. Законы и категории диалектики как выражение универсальных взаимосвязей в мире.

4. Детерминизм: сущность, виды. Индетерминизм. Проблема самоорганизации материи (синергетика).

5. Структура и свойства сознания.

 

Литература

1 Ани­си­мов, С.Ф. Ду­хов­ные цен­но­сти: про­из­вод­ст­во и по­треб­ле­ние. / С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1988. – 253 с.

2 Гру­шин, Б.А. Мас­со­вое соз­на­ние: опыт определения и проблема исследования / Б.А. Грушин.- М.: Политиздат, 1987. – 368 с.

3 Диа­лек­ти­ка от­ри­ца­ния от­ри­ца­ния / Ред. Б.М. Кедров - М.: Политиздат, 1983. – 342 с.

4 Дуб­ров­ский, Д.И. Ин­фор­ма­ция, соз­на­ние, мозг / Д.И. Дубровский. - М. Высшая школа, 1980. – 286 с.

5 Дуб­ров­ский, Д.И. Про­бле­ма иде­аль­но­го / Д.И. Дубровский. - М.: Мысль, 1983. – 228 с.

6 Кузнецова, Н.А. Основания синергетики и ее возможности / Н.А. Кузнецова // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 4. – С. 324 – 330.

7 Куп­цов, В.И. Де­тер­ми­низм и ве­ро­ят­ность / В.И. Кузнецов. - М.: Политиздат, 1976. – 255 с.

8 Ленк, Х. Раз­мыш­ле­ния о со­вре­мен­ной тех­ни­ке / Х. Ленк. Пер. с нем. - М. : Аспект Пресс, 1995. – 183 с.

9 Мол­ча­нов, Ю.Б. Про­бле­ма вре­ме­ни в со­вре­мен­ной нау­ке/ Ю.Б. Молчанов. - М.: Наука, 1990. – 136 с.

10 Мос­те­па­нен­ко, А.М. Про­стран­ст­во и вре­мя в мак­ро-, ме­га- и мик­ро­ми­ре / А.М. Мостепаненко. - М.: Политиздат, 1974. – 240 с.

11 Нью­тон и фи­ло­соф­ские про­бле­мы фи­зи­ки ХХ в. / - М.: Наука, 1991. – 207 с.

12 По­доль­ный, Р.Г. Ос­вое­ние вре­ме­ни / Р.Г. Подольный. - М.: Политиздат, 1989. – 143 с.

13 Про­ти­во­ре­чие как ис­точ­ник раз­ви­тия / Межвузовский сб. (Проблемы диалектики). Под ред. Ф.Ф. Вяккерева. - Л: ЛГУ, 1988. – 183 с.

14 Ровинский, Р.Е. Мировоззренческие проблемы физической науки, наследуемые XXI веком / Р.Е. Ровинский // Вопросы философии. - 2008. - № 3. – С. 128 – 132.

15 Рузавин, Г.И. Проблема простого и сложного в эволюции науки / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. - 2008. - № 3. – С. 102 – 114.

16 Смо­лян, Г.Л. Че­ло­век и ком­пь­ю­тер: со­ци­аль­но-фи­ло­соф­ские ас­пек­ты ав­то­ма­ти­за­ции управ­ле­ния и об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции / Г.Л. Смолян. - М. : Политиздат, 1981. – 192 с.

СЕ­МИ­НАР № 6 По­зна­ние. На­уч­ное по­зна­ние

1 Мно­го­об­ра­зие форм по­зна­ния ми­ра. Чув­ст­вен­ное и ра­цио­наль­ное по­зна­ние и их фор­мы. Роль ин­туи­ции в про­цес­се по­зна­ния.

2 По­ня­тие ис­ти­ны. Про­бле­ма объ­ек­тив­но­сти ис­ти­ны. От­но­си­тель­ная и аб­со­лют­ная ис­ти­ны. Ис­ти­на и за­блу­ж­де­ние. Про­бле­ма кри­те­ри­ев ис­ти­ны.

3 Спе­ци­фи­ка на­уч­но­го по­зна­ния. Про­бле­ма де­мар­ка­ции. Про­бле­ма ге­не­зи­са нау­ки. Ос­но­ва­ния нау­ки. Клас­си­фи­ка­ция на­ук.

4 Уров­ни на­уч­но­го по­зна­ния:

· эм­пи­ри­че­ский уро­вень: фор­мы и ме­то­ды по­зна­ния;

· тео­ре­ти­че­ский уро­вень: фор­мы и ме­то­ды по­зна­ния;

· взаи­мо­связь эм­пи­ри­че­ско­го и тео­ре­ти­че­ско­го уров­ней по­зна­ния.

5 Эта­пы раз­ви­тия нау­ки.

Литература

1 Бря­ник, Н.В. Вве­де­ние в со­вре­мен­ную тео­рию по­зна­ния / Н.В. Бряник. - М.: Аадем Проект. – Ека­те­рин­бург: Деловая книга, 2003. – 288 с.

2 Девятова С.В. Феномен науки / С.В, Девятова, В.И. Купцов // Социально – гуманитарные знания. - 2008. - № 6; - С. 110 – 130.

3 Девятова С.В. Феномен науки / С.В, Девятова, В.И. Купцов // Социально – гуманитарные знания. - 2009. - № 1. – С. 153 – 177.

4 Девятова С.В. Феномен науки / С.В, Девятова, В.И. Купцов // Социально – гуманитарные знания. - 2009. - № 2. – С. 127– 156.

5 Кан­ке, В.А. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские на­прав­ле­ния и кон­цеп­ции раз­ви­тия нау­ки./ В.А. Канке. Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. – 328 с.

6 Кохановский, Е.А. Философия науки / В.П.. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергадеева. – 2-е изд. - М.: ИКЦ «Март». – Ростов на Дону: ИЦ «Март», 2006. – 496 с.

7 Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с. – (Высшее образование).

8 Мамедов, А.А. Наука как поле борьбы исследовательских программ: к критике концепции роста знания И. Лакатоса / А.А. Мамедов // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 2. – С. 219 – 226.

9 Мареева, Е.В. . Философия науки / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский . Уч. пособие для аспирантов и соискателей. – М.: Инфра-М., 2010. – 333 с.

10 Никитич, М.А. История и философия науки / М,А. Никитич. - Электр. учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 1 электр. опт.диск.

11 Пет­ров, Ю.А. Тео­рия по­зна­ния: на­уч­но-прак­ти­че­ское зна­че­ние / Ю.А. Петров. - М.: Мысль, 1988. – 142 с.

12 Се­ли­ва­нов, Ф.А. Ис­ти­на и за­блу­ж­де­ние / Ф.А. Селиванов. - М. : Политиздат, 1972. – 96 с.

13 Соболева, М.Е. Истина: Свойство, оператор, событие/ М.Е. Соболева // Вопросы философии. - 2008. - № 2. – С. 117 – 124.

14 Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы. / В.С. Степин. Учебник для послевузовского образования. – М.: Гардарики, 2007. – 384 с.

15 Фи­ла­тов, В.П. На­уч­ное по­зна­ние и мир че­ло­ве­ка / В.П. Филатов. - М.: Политиздат, 1989. – 270 с.

16 Фи­ло­со­фия нау­ки / Под ред. С.А.Ле­бе­де­ва. Учебное пособие. - М. : Академ Проект, 2004. – 736 с.

17 Швы­рев, В.С. На­уч­ное по­зна­ние как дея­тель­ность / В.С. Швырев. - М.: Политиздат, 1984. – 232 с.

18 Швы­рев, В.С. Тео­ре­ти­че­ское и эм­пи­ри­че­ское в на­уч­ном по­знании / В.С. Швырев. - М.: Наука, 1978. – 382 с.

 

СЕ­МИ­НАР № 7 Про­бле­ма че­ло­ве­ка в фи­ло­со­фии

 

1 Ре­ше­ние про­бле­мы че­ло­ве­ка в ис­то­рии фи­ло­со­фии.

2 Че­ло­век. Ин­ди­вид. Лич­ность. Со­циа­ли­за­ция лич­но­сти.

3 Со­ци­аль­ное и био­ло­ги­че­ское в че­ло­ве­ке.

4 Сво­бо­да и от­вет­ст­вен­ность.

5 Смысл жиз­ни. Про­бле­ма жиз­ни, смер­ти и бес­смер­тия в ду­хов­ном опы­те че­ло­ве­ка.

 

Литература

 

1 Ба­ру­лин, В.С. Со­ци­аль­но-фи­ло­соф­ская ан­тро­по­ло­гия: общие начала социальной философии, антропологии / В.С. Барулин. - М.: Омега, 1994. – 256 с.

2 Гор­нев, В.С. Про­бле­ма че­ло­ве­ка в фи­ло­со­фии / В.С. Горнев. Учебное пособие. - М.: МИ­СиС, 2001. – 32 с.

3 Грэ­хем, Л. Ес­те­ст­во­зна­ние, фи­ло­со­фия и нау­ки о че­ло­ве­че­ском по­ве­де­нии в Со­вет­ском Сою­зе. / Л.Грэхем. - М. : Политиздат, 1991. – 479 с.

4 Гуревич, П.С. Феномен деантропологизации человека / П.С. Гуревич // Вопросы философии. -2009. - № 3. – С. 19 – 31.

5 Ко­ган, Л.Н. Че­ло­век и его судь­ба / Л.Н. Коган. - М. : Мысль, 1988. – 283 с.

6 Кон, И.С. В по­ис­ках се­бя: лич­ность и ее са­мо­соз­на­ние / И.С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. - 335 с.

7 Милтс, А.А. Гар­мо­ния и дис­гар­мо­ния лич­но­сти. Философско-этический очерк / А.А. Милтс. Пер. с латыш. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Наука, 1990. – 222 с.

8 Мос­ка­лен­ко, А.Т. Смысл жиз­ни и лич­ность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. Отв. ред. А.А. Чечулин. - Но­во­си­бирск: Наука, 1989. – 205 с.

9 Нариньяни, А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего / А.С. Нариньяни // Вопросы философии. - 2008. - № 4. – С. 3 – 17.

10 Рез­виц­кий, И.И. Лич­ность, ин­ди­вид, об­ще­ст­во / И.И. Резвицкий. - М.: Политиздат, 1984. – 141 с.

11 Сквор­цов, Л.В. Куль­ту­ра са­мо­соз­на­ния. Че­ло­век в по­ис­ках ис­ти­ны сво­его бы­тия. / Л.В. Скворцов. - М.: Политиздат, 1989.– 319 с.

12 С че­го на­чи­на­ет­ся лич­ность? / Под ред. Р.И. Косолапова. – 2-е изд. - М. : Политиздат, 1983. – 360 с.

13 Пилецкий, С.Г. Феномен человека агрессивности / С.Г. Пилецкий // Вопросы философии. - 2008. - № 10. – С. 50 – 65.

14 Фро­лов, И.Т. О че­ло­ве­ке и гу­ма­низ­ме. Работы разных лет / И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1989. – 559 с.

15 Фро­лов, И.Т. Пер­спек­ти­вы че­ло­ве­ка. Комплексная постановка проблемы, дискуссии, обощения / И.Т. Фролов. – 2 –е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1983. – 350 с.

16 Это че­ло­век. Ан­то­ло­гия. / Ред. П.С. Гуревич. - М.: Высшая школа, 1995. – 320 с.

17 Яс­ке­вич ,Л.В. Про­бле­ма че­ло­ве­ка в ис­то­рии фи­ло­со­фии / Л.В. Яскевич. Учебное пособие. - М.: МИ­СиС, 1999. – 80 с.

 

СЕ­МИ­НАР № 8 Об­ще­ст­во как сис­те­ма

1 Спе­ци­фи­ка фи­ло­соф­ско­го ос­мыс­ле­ния об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Мно­го­об­ра­зие под­хо­дов к оп­ре­де­ле­нию об­ще­ст­ва. Осо­бен­но­сти со­ци­аль­но­го де­тер­ми­низ­ма.

2 Фор­ма­ци­он­ный и ци­ви­ли­за­ци­он­ный под­хо­ды к ис­то­рии: срав­ни­тель­ный ана­лиз. Со­ци­аль­ная си­нер­ге­ти­ка.

3 Со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция, ее осо­бен­но­сти и про­ти­во­ре­чия. Гло­баль­ные про­бле­мы: клас­си­фи­ка­ция и ва­ри­ан­ты ре­ше­ния. Со­ци­аль­ный про­гресс и про­бле­ма его кри­те­ри­ев.

4 Фи­ло­со­фия тех­ни­ки: оп­ре­де­ле­ние, струк­ту­ра, функ­ции, эта­пы раз­ви­тия, со­ци­аль­ная роль.

5 Современные концепции по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го (ин­фор­ма­ци­он­но­го) об­ще­ст­ва (Д. Бэлл, О. Тоф­флер, Дж. Гэлбрейт и др.).

 

Литература

 

1 Аб­ду­ла­ев, Д.С. Че­ло­век в ин­фор­ма­ци­он­но-тех­ни­че­ском ми­ре. Проблемы становления информационного общества / Д.С. Абдулаев, Т.П. Малькова, Т.А. Урсул. - М. : МИ­СиС, 1995. – 69 с.

2 Ба­ру­лин, В. Со­ци­аль­ная фи­ло­со­фия / В. Барулин. Учебник. - М. : МГУ, 1993. - Ч. 1, 2. – 240 с.

3 Бегматов, А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально - гуманитарные знания. - 2008. - № 1. – С. 149 – 158.

4 Бессонов, Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий/ Б.Н. Бессонов. Учебное пособие. - М.: Норма, 2006. – 320 с.

5 Длугач, Т.Б. Надо ли сегодня задумываться над Марксом / Т.Б. Длугач // Вопросы философии, - 2011. - № 7. – С. 122 – 137.

6 Емелин, В.А. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека/ В.А. Емелин, А.Ш. Тхостов / Вопросы философии. - 2010. - № 5. – С. 84 – 90.

7 Ка­пи­то­нов, Э.А. Со­цио­ло­гия ХХ ве­ка: история и технологии / Э.А.Капитонов. - Рос­тов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 С.

8 Карулина, Т.Б. Проблема типологизации исторического процесса / Т.Б. Карулина. Учебное пособие. – М.: МИСиС, 2001. – 49 с.

9 Ке­ме­ров, В.Е. Хре­сто­ма­тия по со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии / В.Е. Кемеров, Т.Х. Ке­ри­мов. - М. : Академ Проект, 2001.- 576 с.

10 Ко­чер­гин, А.Н. Фи­ло­со­фия и гло­баль­ные про­бле­мы / А.Н. Кочергин. Спецкурс. - М.: Изд-во РОУ, 1996. – 228 с.

11 Кочетков, В.В. . К вопросу о генезисе постиндустриального общества / В.В. Кочетков, Л.Н. Кочеткова // Вопросы философии. - 2010. - № 2. – С. 23 – 33.

12 Ленк, Х. Раз­мыш­ле­ния о со­вре­мен­ной тех­ни­ке / Х. Ленк. Пер. с нем. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 183 с.

13 Лешкевич, Т.Г. Философия науки / Т.Г. Лешкевич. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 2 72 с. - (Высшее образование).

14 Маслов, В.Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу / В.Ф. Маслов // Вопросы философии. - 2010. - № 7. – С. 40 - 46.

15 Мит­чем, К. Что та­кое фи­ло­со­фия тех­ни­ки / К. Митчем. Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. – 149 с.

16 Момд­жян, К.Х. Вве­де­ние в со­ци­аль­ную фи­ло­со­фию / К. Х. Момджян. Учеб. по­со­бие. - М. : Вывсшая школа. КД «Университет», 1997. – 448 с.

17 Момд­жян, К.Х. Со­ци­ум, об­ще­ст­во, ис­то­рия / К.Х. Момджян. - М. : Наука, 1994. – 239 с.

18 Смир­но­ва, О.М. Взаи­мо­дей­ст­вие ци­ви­ли­за­ций и сце­на­рии бу­ду­ще­го. Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти / О.М. Смирнова. Учебное пособие. - М. : МИ­СиС, 2001. – 58 с.

19 Тавризян, Г. Философы ХХ века о технике и «технической цивилизации» / Г. Тавризян. – М.: Росс. ПЭН, 2009. - 216 с.

20 Юревич, А.В. Асимметричное будущее / А.В. Юревич // Вопросы философии. - 2008. - №7. – С. 76 – 89.

21 Яс­ке­вич, Л.В. Об­ще­ст­во как объ­ект фи­ло­соф­ско­го ана­ли­за / Л.В. Яскевич. Учебное пособие. - М.: МИ­СиС, 2001. – 61 с.

 

СЕМИНАР № 9 Контрольная работа № 2

Вопросы к контрольной работе № 2

1 Бы­тие как фи­ло­соф­ская ка­те­го­рия. Ви­ды бы­тия. Ма­те­рия: оп­ре­де­ле­ние, ви­ды, струк­тур­ные уров­ни. Раз­ви­тие фи­ло­соф­ских взгля­дов на ма­те­рию.

2 Дви­же­ние как фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния ма­те­рии. Дви­же­ние и по­кой. Клас­си­фи­ка­ция форм дви­же­ния ма­те­рии. Про­стран­ст­во и вре­мя как свой­ст­ва ма­те­ри­аль­но­го ми­ра.

3 Де­тер­ми­низм: сущ­ность, ви­ды. Ин­де­тер­ми­низм. Клас­си­фи­ка­ция за­ко­нов. Си­нер­ге­ти­ка как тео­рия раз­ви­тия.

4 Струк­ту­ра и свой­ст­ва соз­на­ния. Бес­соз­на­тель­ное. Соз­на­ние и мозг. Соз­на­ние и язык.

5 Диа­лек­ти­ка и ме­та­фи­зи­ка как ме­то­ды мыш­ле­ния: по­ня­тие, эта­пы раз­ви­тия.

6 Ка­те­го­рии и законы диа­лек­ти­ки.

7 Про­бле­ма по­зна­вае­мо­сти ми­ра. Скеп­ти­цизм и аг­но­сти­цизм. Объ­ект и субъ­ект по­зна­ния. Роль прак­ти­ки в про­цес­се по­зна­ния.

8 Чув­ст­вен­ное и ра­цио­наль­ное по­зна­ние. Сен­суа­лизм и ра­цио­на­лизм.

9 Ис­ти­на и за­блу­ж­де­ние. Диа­лек­ти­ка от­но­си­тель­ной и аб­со­лют­ной ис­ти­ны. Объ­ек­тив­ность и кон­крет­ность ис­ти­ны. Тео­рии ис­ти­ны. Про­бле­ма кри­те­ри­ев ис­ти­ны.

10 Спе­ци­фи­ка на­уч­но­го по­зна­ния. Про­бле­ма де­мар­ка­ции. Про­бле­ма ге­не­зи­са нау­ки. Клас­си­фи­ка­ция на­ук.

11 Основания науки. На­уч­ная кар­ти­на ми­ра: струк­ту­ра и функ­ции.

12 Срав­ни­тель­ная ха­рак­те­ри­сти­ка уров­ней на­уч­но­го по­зна­ния. Их взаи­мо­связь.

13 Эм­пи­ри­че­ский уро­вень на­уч­но­го по­зна­ния: ме­то­ды и фор­мы на­уч­но­го по­зна­ния.

14 Тео­ре­ти­че­ский уро­вень на­уч­но­го по­зна­ния: ме­то­ды и фор­мы на­уч­но­го по­зна­ния.

15 Струк­ту­ра и функ­ции тео­рии. Ме­то­ды ее по­строе­ния.

16 Эта­пы раз­ви­тия нау­ки. На­уч­ные ре­во­лю­ции.

17 Спе­ци­фи­ка фи­ло­соф­ско­го по­ни­ма­ния че­ло­ве­ка. Со­от­но­ше­ние по­ня­тий: че­ло­век, ин­ди­вид, лич­ность. Про­бле­ма со­от­но­ше­ния со­ци­аль­но­го и био­ло­ги­че­ско­го в че­ло­ве­ке. Со­вре­мен­ные ес­те­ст­вен­но­на­уч­ные пред­став­ле­ния о при­ро­де че­ло­ве­ка.

18 Спе­ци­фи­ка со­ци­аль­но­го по­зна­ния. Со­ци­аль­ный де­тер­ми­низм.

19 Оп­ре­де­ле­ние об­ще­ст­ва. Об­ще­ст­во как сис­те­ма. Про­бле­ма оп­ре­де­ле­ния сис­те­мо­об­ра­зую­ще­го фак­то­ра. Функ­ции со­ци­аль­ной сис­те­мы. Сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Их со­от­но­ше­ние.

20 Ли­ней­ная, цик­ли­че­ская и спи­ра­ле­вид­ная мо­де­ли ис­то­рии. Фор­мы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний.

21 По­ня­тие ци­ви­ли­за­ции, ее при­зна­ки. Ци­ви­ли­за­ци­он­ный под­ход к ис­то­рии.

22 Тео­рия ло­каль­ных ци­ви­ли­за­ций и про­бле­ма за­ко­но­мер­но­стей ис­то­рии.

23 Тео­рия об­ще­ст­вен­но-эко­но­ми­че­ских фор­ма­ций К. Мар­кса и про­бле­ма пе­рио­ди­за­ции ис­то­рии.

24 Кон­цеп­ция тех­но­ло­ги­че­ско­го де­тер­ми­низ­ма У. Рос­тоу. Мо­де­ли по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва.

25 Про­бле­ма со­ци­аль­но­го про­грес­са и его кри­те­ри­ев. Со­ци­аль­ная си­нер­ге­ти­ка.

26 Ре­ше­ние про­блем об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия на раз­лич­ных эта­пах раз­ви­тия нау­ки.

27 Мно­го­об­ра­зие под­хо­дов к оп­ре­де­ле­нию тех­ни­ки. Ее спе­ци­фи­че­ские чер­ты. Струк­ту­ра тех­ни­ки, ее на­зна­че­ние.

28 Спо­со­бы пе­рио­ди­за­ции раз­ви­тия тех­ни­ки. Со­ци­аль­ные ас­пек­ты тех­ни­ки. Тех­ни­цизм и ан­ти­тех­ни­цизм.

29 Осо­бен­но­сти со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции. Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти.

30 Редукционистские проблемы взаимосвязи природы и общества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.148 с.)