ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ. МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИКА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ. МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИКА



Сущность понятия «Экономика». История возникновения экономической науки. Экономика как хозяйственная система и как научная дисциплина

Экономика как единство производства, распределения, обмена и потребления.

Предмет экономической науки. Основные группы вопросов, на которые отвечает экономическая наука: Что? Как? Для кого производить? Объекты экономики.

Связь экономической теории с другими экономическими науками. Соотношение экономической теории и экономической действительности.

Состав экономики как науки: теоретическая и прикладная ветви. Микроэкономика и макроэкономика – характеристика и основные показатели.

Экономические системы: традиционная, административная, рыночная, смешанная.

Отраслевая структура экономики. Отрасли материального и нематериального производства (социально-культурной сферы).

Экономические ресурсы и факторы. Экономические показатели.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РАВНОВЕСИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Спрос. Закон спроса. Кривые спроса. Объяснения характера кривой спроса. Изменение кривой спроса под влиянием ценовых и неценовых факторов. Группы кривых спроса: индивидуальные кривые, рыночные и кривые совокупного спроса.

Предложение. Закон предложения. Кривые предложения. Изменение кривой предложения под влиянием ценовых и неценовых факторов. Группы кривых предложения: индивидуальные кривые, рыночные и кривые совокупного предложения.

Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Излишки товаров на рынке и дефицит товаров.

Понятие эластичности. Коэффициент эластичности спроса. Варианты ценовой эластичности спроса: спрос эластичный, единично эластичный, неэластичный, бесконечно эластичный, совершенно неэластичный.

Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения и варианты ценовой эластичности предложения. Графическая интерпретация эластичности.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Сущность потребительского поведения. Основные постулаты теории поведения потребителя. Эффекты покупательских взаимовлияний.

Бюджетные ограничения и покупательская способность. Линия бюджетных ограничений. Значение номинального и реального дохода. Бюджетная линия изменения цен и доходов.

Предельная полезность и потребительский выбор. Влияние вкусов и предпочтений на потребительский выбор.

Совокупная и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Понятие рынка с точки зрения купли-продажи, с точки зрения организации экономики, с позиции участников рынка.

Сущность рынка его роль, функции и структура. Положительные стороны рынка и его негативные черты. Задача государства в условиях рынка.

Понятие сегментации рынка. Факторы при проведении сегментации рынка. Хозяйствующие субъекты и объекты рынка. Характеристика фирмы, домашнего хозяйства и государства как субъектов рынка.

Сущность и значение рынка факторов производства. Особенности спроса и предложения на рынке ресурсов.

Доходы от факторов производства: заработная плата, рента, процент. Экономическая природа прибыли.

Конкуренция — ключевая категория рынка, ее сущность и значение в рыночной экономике. Отрицательные и положительные черты конкуренции.

Внутриотраслевая и межотраслевая, ценовая и неценовая, совершенная и несовершенная конкуренция. Ценовая дискриминация.

Характеристика рынка свободной конкуренции. Главные черты совершенной конкуренции.

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Характеристика рынков несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта, олигополия, чистая монополия. Понятие естественных монополий.

Монополия в современных условиях. Причины существования монополий. Монополия в современных условиях. Причины существования монополий. Цель монополии. Организационные формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

Формы монополистической конкуренции на современном этапе. Потери от несовершенной конкуренции.

Характеристика олигополии. Ценообразование в условиях олигополии, барьеры входа на рынок. Олигопсония.

Сущность антимонопольного законодательства. Законы: Шермана (1890 г.), Клейтона (1914 г.), Робинсона—Пэтмэна (1936 г.). Направления современного антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство РФ. Сущность и виды недобросовестной конкуренции.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

Неравенство доходов, и его причины. Благосостояние потребителя. Благосостояние производителя. Сущность теории благосостояния. Причины неравенства доходов на рынке труда.

Проблема бедности и богатства. Кривая Лоренца. Показатели количественной оценки неравенства (дифференциации) доходов населения (децильный коэффициент, индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

Бюджет и активы семьи. Формы сбережений. Основные факторы, оказывающими влияние на величину дохода. Номинальный, реальный, располагаемый доходы. Рациональную и минимальную «потребительские корзины». Формы размещения сбережений:

Сущность распределения и перераспределения доходов. Социальная политика государства. Группы программ поддержания уровня доходов (в цивилизованных странах). Методы государственного регулирования распределения доходов:

Нижние и верхние границы вмешательства государства в перераспределение доходов. Проблемы распределения доходов. Методы перераспределения доходов в смешанной экономике.

Уровень жизни населения и показатели его измерения. Рациональный и минимальный и физиологические уровни потребления. Кривые Энгеля, закон Энгеля (Engel's law). Группы товаров в зависимости от реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода. Группы показателей для оценки уровня жизни рекомендуемые ООН.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Понятие «бизнес». Свойства и признаки присущие бизнесу. Понятие «предпринимательство». Основные признаки предпринимательства. Субъекты предпринимательства. Формы предпринимательской деятельности.

Сущность предпринимательской деятельности. Схема предпринимательства. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое. Факторы предпринимательства.

Предприятие как субъект предпринимательской деятельности. «Предприятие» и «фирма». Цели коммерческого предприятия. Рентабельность капитала. Функции предприятия. Сущность бизнес – плана. Классификация предприятий:

Внутренняя и внешняя среда предприятия (фирмы). Информационная база предприятия.

Эффект масштаба фирмы. Отрицательный эффект масштаба.

ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ. ИЗДЕРЖКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Сущность производства. Группировка производства по отраслевому, технологическому, и территориальному признакам. Цель производственной деятельности. Экономический продукт. Категории экономического продукта. Виды экономического продукта. Общий продукт. Средний продукт. Предельный продукт. Промежуточный продукт. Конечный продукт.

Концентрация производства. Специализация производства. Интеграция производства (горизонтальная и вертикальная).

Производственная функция. Расчет производственной функции фирмы. Изокванты. Предельная доходность ресурсов.

Сущность и структура издержек. Издержки производства и издержки обращения. Постоянные, переменные, совокупные (валовые) издержки. Внешние (явные), внутренние (неявные). Средние, предельные (маржинальные). Общие, удельные. Бухгалтерские (или фактические), экономические (вмененные или альтернативные).

Функциональная зависимость издержек от объема произведенной продукции. Изокосты. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Общая характеристика бухгалтерского учета. Оперативный, статистический и бухгалтерский учет.

Виды информации. Сущность учетной информации. Пользователи бухгалтерской информации.

Предмет и метод бухгалтерского учета. Понятие «счет», «двойная запись», «хозяйственная операция» и «хозяйственный процесс». Техника и формы бухгалтерского учета.

Классификация имущества или активов хозяйствующего субъекта. Сущность понятия «хозяйственный средства»: основный средства, нематериальный активы, оборотные средства, денежные средства, средства в расчетах, отвлеченные средства.

Классификация источников формирования имущества или пассивов экономического субъекта.

Бухгалтерская отчетность. Бухгалтерский баланс. Валюта баланса. Учетная политика организации

ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРИБЫЛИ

Содержание и предмет экономического анализа. Сущность и особенности подходов к анализу результатов деятельности предприятий. Макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ. Цель экономического анализа.

Объект и задачи анализа. Принципы и правила анализа.

Виды анализа хозяйственной деятельности: финансовый, управленческий, социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый анализ, инвестиционный, функционально-стоимостный, логистический анализ.

Внешний и внутренний анализ. Горизонтальный и вертикальный анализ.

Экономическая природа прибыли. Современные трактовки категории прибыль. Бухгалтерская прибыль. Экономическая прибыль. Определение нормы прибыли (или рентабельности производства). Сущность валовой и чистой прибыли.

Рациональное поведение коммерческой фирмы в коротком и длительном периодах. Максимизация прибыли. Условие равновесия фирмы. Правило максимизации прибыли (или минимизация убытков).

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сущность и значение менеджмента в деятельности предприятия. Понятия «менеджмент» и «управление». Основная цель менеджмента. Функции менеджмента. Управляющая и управляемая подсистемы системы менеджмента.

Виды менеджмента: линейное и функциональное управление.

Основные управленческие роли на предприятии. Организационная структура, управления. Характеристика уровней иерархии управления предприятия. Пирамида управления.

Содержание и цель маркетинга. Основные задачи и функции маркетинга. Основные принципы маркетинга. Виды спроса выделяемые в маркетинге.

Характеристика конверсионного, стимулирующего, развивающего маркетинга, ремаркетинга, синхромаркетинга, поддерживающего маркетинга, демаркетинга, противодействующего маркетинга.

Виды маркетинга в зависимости от объекта: маркетинг продуктов, маркетинг организаций, маркетинг отдельной личности или персональный маркетинг, маркетинг места, маркетинг идей.

Виды маркетинга в зависимости от объема охваченного рынка: массовый маркетинг, товарно-дифференцированный маркетинг, целевой маркетинг.

Понятия «сегментирование» и «позиционирование».

Концепции маркетинга фирмы. Матрица, определяющая перспективность разных видов товаров (матрица БКГ – Бостонской консалтинговой группы). Маркетинг-микс: его сущность.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Макроэкономика как особый раздел экономической теории. Основные макроэкономические проблемы. Особенности макроэкономического подхода.

Понятие и значение Системы национальных счетов. Переход российской статистики на СНС. Основные счета СНС России.

Основные макроэкономические показатели. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, общая характеристика, различия. Конечный и промежуточный продукт. Добавленная стоимость. Методы исчисления ВВП: по производству, по расходам, по источникам доходов. Чистый внутренний продукт. Национальный доход. Личный доход. Располагаемый доход.

Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.

Макроэкономические индикаторы.

Валовой внутренний продукт и рост благосостояния.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Необходимость общей модели макроэкономического анализа. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Объяснение характера кривой совокупною спроса: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок.

Механизм действия неценовых факторов совокупного спроса. Изменения в потребительских расходах. Изменения в инвестиционных расходах. Изменение в государственных расходах. Изменение в расходах на чистый объем экспорта.

Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Объяснение формы кривой совокупного предложения. Кейнсианский, классический и промежуточный отрезки кривой совокупного предложения.

Механизм действия неценовых факторов совокупного предложения. Изменение цен на ресурсы. Изменение в производительности. Изменение правовых норм.

Равновесие национального рынка. Равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. Механизм установления равновесия на различных участках кривой совокупного предложения.

Изменения в равновесии. Последствия смещения кривой совокупного спроса. Последствия смещения кривой совокупного предложения. Стагфляция.

Структура «эффективного спроса». Деление дохода на потребление и сбережение, их зависимость от уровня дохода. График потребления. График сбережений. Пороговый доход. Средняя и предельная склонность к потреблению. Средняя и предельная склонность к сбережению.

Установление равновесного ЧНП при изменяющемся уровне цен. Сопоставление моделей «расходы-доходы» и совокупного спроса.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Сущность финансов. Понятие финансовых ресурсов. Функции финансов: распределительная, учетно-контрольная. Субъекты финансовой системы. Состав финансовой системы: финансы предприятий, учреждений, организаций, страхование, финансы государства. Финансовые связи и отношения. Использование финансов для регулирования экономики и стимулирования производства. Финансовая политика. Финансовая стратегия. Финансовая тактика. Планирование финансов.

Доходы и расходы бюджета. Понятие налога. Экономические функции налогов. Принципы налогообложения. Виды налогов. Налоговая система России и ее совершенствование.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, ее цели. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция. Дискреционная фискальная политика и ее недостатки. Встроенные стабилизаторы и недискреционная фискальная политика.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.201.220 (0.011 с.)