Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников




1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Комментарий к ст.51

 

На образовательное учреждение возлагается обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. К таким условиям относятся:

соответствие учебной нагрузки и режима обучающихся, воспитанников рекомендациям органов здравоохранения;

прохождение медицинского обследования педагогическими работниками образовательных учреждений;

организация медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;

организация питания обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся и воспитанников определяется уставом образовательного учреждения. Образовательные учреждения, устанавливая учебную нагрузку и режим занятий обучающихся и воспитанников, должны учитывать рекомендации органов здравоохранения, утверждаемые Минзравсоцразвития России в форме Санитарно-эпидемиологических требований и Санитарных правил и норм для каждого типа и вида образовательных учреждений в отдельности.

В отношении общеобразовательных учреждениях установлены следующие требования к режиму образовательного процесса и учебной нагрузке обучающихся.

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах составляет от 20 часов в неделю (для первого класса) до 36 часов в неделю (для старших классов). Продолжительность урока не должна превышать 45 минут. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Образовательные учреждения должны создавать условия для ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов, и т.п.

Аналогичные нормы устанавливаются и для других типов образовательных учреждений.

Санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения образовательным учреждениями, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с обучением и воспитанием детей и подростков.

В комментируемой статье используется термин учебная нагрузка. В комментируемом Законе данный термин используется в двух значениях: а) учебная нагрузка обучающихся, б) учебная нагрузка педагогического работника. Учебная нагрузка обучающегося – это объем учебных занятий, посещаемых обучающимся, рассчитываемый согласно санитарным нормам и правилам на одну неделю обучения. При расчете учебной нагрузки для обучающегося в первую очередь учитывается необходимость сохранения его здоровья. Учебная нагрузка педагогического работника – это объем учебных занятий, проводимый педагогическим работником, который рассчитывается на год в соответствии с типовыми положениями о соответствующих видах и типах образовательных учреждений. При расчете учебной нагрузки педагога учитывается соответствие выполняемой трудовой функции и заработной платы педагога. Психофизиологические факторы труда не учитываются при определении нагрузки педагога.

В целях охраны здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений последние обязаны проходить обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры в установленном порядке.

Для отдельных типов и видов образовательных учреждений санитарными правилами и нормами установлены повышенные требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала.

Так, работники дошкольных образовательных учреждений должны иметь личную медицинскую книжку, куда вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовки и аттестации. Работники, не имеющие личной медицинской книжки с результатами медосмотров и профессиональной гигиенической подготовки, к работе не допускаются. Также не допускаются или немедленно отстраняются от работы больные работники или при подозрении на инфекционные заболевания.

Следует обратить внимание, что в статье предусмотрена обязанность проходить медицинские обследования именно педагогическим работникам образовательных учреждений. В санитарно-эпидемиологических требованиях к образовательным учреждениям данная обязанность распространена на всех работников образовательных учреждений, не зависимо от того, занимаются они педагогическим трудом или нет. Сам факт возможного контакта с обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений делает необходимым установление указанных медицинских требований для всего персонала образовательных учреждений.

Комментируемая статья возлагает обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников образовательного учреждения на органы здравоохранения. В соответствии с комментируемым Законом, образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Однако, согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 все общеобразовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Тем самым обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников частично возложена на общеобразовательные учреждения. При этом статус медицинских работников образовательных учреждений в комментируемом Законе не определен. Работая в образовательном учреждении, и при выходе на пенсию они не могут пользоваться льготами, предоставляемыми педагогическим работникам. Также эти работники не относятся к работникам медицинских учреждений. Возникает определенная межведомственная коллизия, которая в настоящий момент не разрешена.

В обязанности образовательных учреждений по медицинскому обслуживанию обучающихся входит также организация комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обеспечение проведения медицинских осмотров и т.п.

Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся и воспитанников. Для обучающихся общеобразовательных учреждений должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей им может быть предоставлен и обед. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Организация и рацион питания обучающихся подлежат обязательному согласованию с органами госсанэпиднадзора.

До принятия поправок от 22 августа 2004 г. к комментируемому Закону обязанность по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений могла быть возложена органами местного самоуправления на организации общественного питания. В новой редакции комментируемого Закона эта норма исключена, поскольку она противоречила принципу свободы предпринимательской деятельности, закрепленном в гражданском законодательстве.

В новой редакции закона не предусмотрена обязанность государства по компенсации инфляционного роста расходов на питание и охрану здоровья обучающихся и воспитанников. В комментируемом Законе не установлена обязанность государства по компенсации образовательным учреждениям расходов на питание обучающихся. Согласно п. 6.1. ст. 29 комментируемого закона субъекты Российской Федерации выделяют субвенции местным бюджетам на оплату труда работников образовательных учреждения, на учебные пособия и хозяйственные нужды. В этот список не входит оплата питания обучающихся.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает необходимость организации оздоровительных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в длительном лечении. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 


Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

(п. 2 введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ)

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Комментарий к ст.52

 

1. Права и обязанности родителей несовершеннолетних детей определены гл. 12 Семейного кодекса Российской Федерации и гл. 3 Гражданского кодекса РФ.

2. В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Данная конституционная норма конкретизируется в п. 2 ст. 63 СК, согласно которому родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Кроме того, родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен (ст. 57 СК).

Типы и виды образовательных учреждений определены ст. 12 Закона РФ “Об образовании”.

Формы обучения детей до получения ими основного общего образования установлены ст. 10 Закона РФ “Об образовании”.

Родители участвуют в управлении образовательным учреждением в форме и порядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения.

3. Согласно преамбуле Закона РФ “Об образовании” образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания. Согласно ст. 63 СК родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей; несут ответственность за воспитание и развитие своих детей; обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. В силу п. 1 ст. 18 Закона РФ “Об образовании” родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд (ст. 65 СК).

Разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены на основании заявления родителей (одного из них) органом опеки и попечительства или судом. Так, если родители не могут достичь согласия по вопросам воспитания (например, о его способах и методах) они вправе обратиться за помощью в орган опеки и попечительства, которые вправе дать родителям письменные или устные рекомендации по преодолению возникших разногласий с учетом интересов ребенка. Данные рекомендации относятся к области педагогики и не подлежат принудительной реализации. Однако, если между родителями возникает спор о праве на воспитание ребенка и они не в состоянии достичь соглашения, такой спор разрешается в судебном порядке (Пчелинцева Л. М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних. / Право и образование. М, № 5 2003 г. С. 180).

В соответствии с п. 3 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государства-участники обязаны уважать свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

О праве родителей на религиозное воспитание и обучение своих детей см. комментарий к п. 4 ст. 2 Закона РФ “Об образовании” . Что касается права родителей обеспечивать нравственное воспитание своих детей, то цели такого воспитания определены п. 1 ст. 2 Закона РФ “Об образовании” и ст. 29 Конвенции о правах ребенка, согласно которым образование ребенка должно быть направлено на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, а также уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Право ребенка на нравственное воспитание должно быть обеспечено и в образовательных учреждениях. В этой связи п. 7 ст. 15 Закона РФ “Об образовании’ предоставляет родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся. Образовательное учреждение должно обеспечить родителям (законным представителям) такую возможность. В случае нарушения права ребенка на воспитание в соответствии с убеждениями родителей последние вправе выступить в защиту прав ребенка. При этом в случае распространения образовательным учреждением информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию в защиту ребенка должны выступить органы государственной власти Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ”). В настоящее время нормы, обеспечивающие право ребенка на нравственное воспитание, применяются, в частности, при реализации в образовательных организациях программ, содержащих элементы полового воспитания.

В 1993 г. Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в рамках проекта “Половое воспитание российских школьников” в основные общеобразовательные программы некоторых государственных средних школ были введены программы “Культура общения и здоровье” (1-11 класс), “Основы сексологии”(5-11 класс), “Основы сексологии и семейной жизни” (5-11 класс).

Проект “Половое воспитание российских школьников ” преследовал цель обучения детей технике секса. Неслучайно в программах полового воспитания на изучение физиологии полового акта было отведено 26 часов, предполагалось также изучение таких тем как “типология женщины как сексуального партнера”, “индивидуальный характер выбора средств контрацепции”, “трагедия гомосексуализма” и т. п. Тем самым проект поощрял вступление школьников в ранние половые связи, оправдывал нетрадиционные формы сексуальности. В 1997 г. в защиту прав несовершеннолетних обучающихся на нравственное воспитание выступила Генеральная Прокуратура РФ. Согласно представлению Генерального прокурора РФ от 23.07.1997. № 21/3-164-97 “проверкой, проведенной Генеральной прокуратурой РФ, в связи с многочисленными обращениями средств массовой информации и депутатским запросом выявлены грубые нарушения законности при организации Министерством общего и профессионального образования РФ социологического исследования в рамках разработки программы “половое воспитание российских школьников”. В результате Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ, а вслед за ним и Министерство общего и профессионального образования РФ приостановили реализацию проекта“Половое воспитание российских школьников” (Решение Комитета по образованию и науке от 10.04.97. ; Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.04.97. № 781).Согласно Приказу Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.04.97. № 781 работа по реализации проекта “Половое воспитание российских школьников” приостанавливается до завершения разработки концепции полового воспитания обучающихся. Кроме того, Министерство общего и профессионального образования РФ направило в Государственную Думу письмо от 27.05.97. №1266/32-10, содержащее сообщение о том, что “работа по реализации проекта “Половое воспитание российских школьников” будет продолжена после широкого обсуждения концепции полового воспитания с учеными, экспертами, педагогами и ее одобрения представителями общественности. Согласно данному Письму “органам управления образованием субъектов РФ предложено в дальнейшей работе по организации полового воспитания обучающихся руководствоваться концепцией и учебной программой, которые будут разработаны в рамках проекта “Половое воспитание российских школьников”.

Несмотря на недвусмысленные формулировки приведенных документов, реализация программы “Половое воспитание российских школьников” отнюдь не была приостановлена, -изменилась лишь тактика ее реализации. Об этом с достаточной очевидностью свидетельствует текст отчета Министерства общего и профессионального образования РФ перед Фондом ООН по народонаселению о реализации проекта “Половое воспитание российских школьников ” за 1998 г. “Несколько ослабить накал страстей вокруг проекта,- говорится в отчете,- удалось, прежде всего, благодаря изменению тактики реализации проекта в 1998 г.: в связи с тем, что пришлось временно отказаться от проведения мероприятий непосредственно в пилотных регионах и школах. ” Согласно отчету работа по реализации проекта “Половое воспитание российских школьников ” в 1998 г. шла по трем основным направлениям, среди которых ведущая роль принадлежала “разработке стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации”. Данная стратегия получила отражение в ряде нормативных правовых актов и документов, в том числе в ст. 4 Федерального закона “О предупреждении распространения в российской федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”; Постановлении Правительства РФ от 1.05.1996. № 450, Постановлении Правительства РФ от 19.09.1997 № 1207, Указе Президента РФ от 4.05.1996. № 712, предусматривающих апробацию и внедрение современной системы полового образования и воспитания подростков в общеобразовательных школах; включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по половому воспитанию разработку соответствующих пособий. В своих комментариях на представленный Министерством образования отчет координатор проекта Московское бюро ЮНЕСКО заявляет о том, что “имеет смысл одновременно изменить название проекта “Половое воспитание российских школьников ” на новое- “Воспитание здорового образа жизни детей и подростков”. В настоящее время проект “Воспитание здорового образа жизни детей и подростков” реализуется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации, в том числе посредством преподавания курсов “Основы безопасности жизнедеятельности”, “Валеология”.

Приведем некоторые примеры из судебной практики по делам, связанным с нарушением права родителей на нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. 2 марта 2004 г. Невский районный суд г. Санкт-Петербурга запретил общеобразовательной школе № 516 осуществлять образовательные мероприятия, связанные с половым воспитанием , в отношении ребенка истицы.

5 июня 2003 г. Невский районный суд отказал родителям в иске, предъявленном в защиту своей несовершеннолетней дочери по фактам раздачи в школе № 497 Санкт –Петербурга журнала “Выпускной класс”, содержащего ряд материалов по вопросам сексуальной жизни, а также проведения лекции “Заболевания, передающиеся половым путем”. Истца требовала признать распространение журнала и проведение лекции незаконными, нарушающими ее право на нравственное воспитание ребенка в соответствии с собственными убеждениями.

5. Согласно п. 3 комментируемой статьи родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. Требования к уставу образовательного учреждения определены ст. 13 Закона РФ “Об образовании ”, в силу которой в уставе должны быть закреплены права и обязанности участников образовательного процесса, в том числе права и обязанности родителей несовершеннолетних обучающихся (воспитанников).

6. Родители, являясь законными представителями своих детей, выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей (ст. 64 СК).

7. Согласно п. 5 комментируемой статьи родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. Право на воспитание является личным неотъемлемым правом родителя. Родитель может быть лишен этого права на основании решения суда в случаях, предусмотренных законом (ст. 69, 71, 73, 74 СК). Родители не могут передать третьим лицам право на воспитание ребенка или отказаться от права на воспитание. В случае, если родители поручают воспитание ребенка третьим лицам (например, родственникам или образовательному учреждению), они несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка как лица уполномоченные на воспитание (ст. 63 СК).

В соответствии со ст. 63, 80 СК родители несут ответственность за воспитание, развитие своих детей, получение ими основного общего образования, а также за их содержание. Нормы, посвященные ответственности родителей , содержатся не только в Семейном кодексе Российской Федерации, но также в Гражданском кодексе Российской Федерации, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 69-76 СК в случае, если родители (один из них) не исполняют обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей, по заявлению одного из родителей (законных представителей) либо близких родственников ребенка, органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также других органов и учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, может быть инициирован вопрос об ограничении либо лишении их родительских прав.

Ограничение родительских прав допускается , если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка вследствие поведения родителей либо по иным обстоятельствам (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.), но не установлено достаточных оснований для лишения родительских прав.

Основаниями для лишения родительских прав являются уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребление своими родительскими правами; жестокое обращение с детьми, в том числе физическое или психическое насилие над ними, покушения на их половую неприкосновенность; хронический алкоголизм или наркомания; совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (ст. 69 СК).

Если в случае ограничения родительских прав родители утрачивают право на лич­ное воспитание ребенка, то лишение родительских прав влечет утрату родителями всех прав, основанных на факте родства с ребенком.

Ограничение либо лишение родительских прав влечет за собой утрату права родителей на льготы и государственные пособия для граждан, име­ющих детей, однако не освобождает родителей от обязанностей по содер­жанию своего ребенка.

Статья 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязан­ностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (предупреждение или штраф в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда).

Кроме того, статья 20.22 КоАП предусматривает ответственность ро­дителей или иных законных представителей несовершеннолетних за по­явление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а также распитие несовершеннолетними алкогольной и спиртосодержащей продукции, по­требление наркотических средств или психотропных веществ в обществен­ных местах (штраф в размере от трех до пяти минимальных размеров оп­латы труда).

Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершен­нолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовер­шеннолетним. Данная статья предполагает достаточно широкий спектр мер воздействия на родителей, включающий, в частности, штраф до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, обязательные работы на срок до 180 часов, исправительные работы на срок до одного года, ограничение свободы на срок до трех лет. Злостное уклонение от уплаты штрафа влечет за собой его замену в пределах санкции, предусмотренной данной статьей, зло­стное уклонение от обязательных и исправительных работ — их замену в установленном порядке ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ жестокое обращение с детьми включает в том числе физическое и психическое насилие над ними, покушение на их половую неприкосновен­ность. Согласно п. 11 постановления пленума Верховного суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» жестокое обращение может проявляться также в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренеб­режительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Согласно ст. 156 УК РФ под жестоким обращением понимаются, прежде всего, действия (бездействия), характеризующиеся меньшей общественной опасностью, не повлекшие фактического значи­тельного вреда здоровью или жизни детей и не содержащие самостоя­тельного состава иного, как правило, более тяжкого, преступления, пре­дусмотренного соответствующей нормой Уголовного кодекса Российской Федерации. В случаях если жестокое обращение с несовершеннолетним сопряжено, например, с истязанием, изнасилованием, умышленным причинением тяжкого вреда его здоровью, привело к смерти несовершеннолетнего, совершение перечисленных дей­ствий влечет за собой дополнительное привлечение родителей к уголов­ной ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации также предусматривает ответственность за вов­лечение родителями (законными представителями) несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК); антиобщественных действий, включая систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151 УК).

Кроме того, в уголовном законодательстве установлена ответственность родителей за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей (ст. 157 УК).

Гражданский кодекс РФ (ст. 1073—1075) регламентирует основания и порядок привлечения родителей (иных законных представителей) несо­вершеннолетних к ответственности за причиненный несовершеннолетними вред. При этом, в частности, Гражданский кодекс российской Федерации предполагает возможность возложения на родителей, лишенных родительских прав, ответственности за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей (Об ответственности родителей за воспитание детей . / По материалам Минобрнауки России, подготовленным к парламентским слушаниям “Ответственность родителей за воспитание детей: совершенствование законодательства, практика работы законодательных, судебных и исполнительных органов государственной власти”, состоявшихся в СФ ФС РФ 26.11.2004(Образование в документах . Межведомственный информационный бюллетень № 2 (237) М, 2005 г. С 105-108).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.014 с.)