Тема 15. Развитие педагогической теории в России в XIX – XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Развитие педагогической теории в России в XIX – XX вв.



Практическое занятие (4 час.)

Педагогическая мысль в первой половине XIX века. Западники и славянофилы; созвучность проблем дискуссий современным проблемам модернизации российской системы образования.

Педагогические идеи Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, П.Г. Редкина, возможность их экстраполяции в современную образовательную практику.

К.Д. Ушинский: биографический очерк, основные педагогические труды и идеи, их современное значение.

Педагогическая деятельность Н.А. Корфа, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, Н.Ф. Бунакова. Педагогическая деятельность С.А. Рачинского.

Педагогическая деятельность и идеи Л. Н. Толстого, современная мера актуальности идей Л.Н. Толстого.

Педагогическая концепция и деятельность П.Ф. Каптерева.

Вклад В. И. Вахтерова и П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической теории.

Образовательная деятельность и педагогические идеи П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А. В. Луначарского, их современное значение.

Педагогическая деятельность и педагогическое творчество А.С. Макаренко. Значение педагогических идей А.С. Макаренко для современной образовательной практики и педагогики.

Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Степень актуальности воззрений мыслителей русского зарубежья в современной России.

В.А. Сухомлинский. Педагогические системы педагогов-новаторов, возможность их реализации в рамках модернизации российской школы.


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Структура содержания курса «История образования и педагогической мысли» представляет собой систему лекционных и практических занятий.

На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом, преимущественно, монологическая речь учителя на лекции перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Активная познавательная деятельность студентов на лекции будет инициирована в том случае, если преподаватель, постоянно рассуждая, знакомит с различными точками зрения, чем вовлекает студентов в свои рассуждения. Лекция призвана побуждать студентов задавать вопросы и формировать у них потребность найти ответы в разнообразных источниках.

Специфика практических занятий по «Истории образования и педагогической мысли» состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации: объем учебного времени, выделенных на дисциплину, столь незначителен, что и лекционные, и практические занятия ориентированы на реализацию, прежде всего, информативной и когнитивной функций. При этом, реализация названных функций предполагает активную опору на самостоятельную работу, в процессе которой студенты из разнообразных источников черпают учебную информацию, осмысливают ее, оформляют в доклады и сообщения, которые воспроизводят уже на практических занятиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Программой курса «История образования и педагогической мысли» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 46 часов, которая предусматривает решение следующих задач:

- самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины, вынесенных в содержание практических занятий;

- подготовку к вступлениям с сообщениями и докладами на практических занятиях;

- выполнение практических и учебно-исследовательских заданий;

- аннотирование педагогической литературы и периодики.

Задания для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» ориентированы на развитие умений:

- работать с историко-педагогической литературой, научными и справочными изданиями,

- анализировать и интерпретировать историко-педагогические факты и явления,

- устанавливать причинно-следственные связи, противоречия и тенденции, характеризующие историко-педагогический процесс.

Содержание самостоятельной работы студентов составляет:

- работа с историко-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления, реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);

- сравнение педагогических парадигм, концепций, воззрений и взглядов;

- участие в теоретических дискуссиях, учебных диспутах и др.;

- сравнительный анализ оценочных суждений в различных источниках.

Важной особенностью заданий для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» является их ориентация на ознакомление студентов с историко-педагогическими исследованиями преподавателей академии и вузов региона.

При изучении курса «История образования и педагогической мысли» студенты могут вы­полнить факультативно[1] творческую работу. Темы работы предлагаются преподавателем из перечня, представленного в программе, либо формулируются студентом и утверждаются преподавателем. Темы должны быть сформулированы так, чтобы исключить возможность плагиата: реализации этого требования будет способствовать направленность содержания творческой работы на анализ региональной, муниципальной, вузовской научно-педагогиче­ской проблематики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.004 с.)