Как подготовить доклад к семинару 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как подготовить доклад к семинару



1. Работу над содержанием темы следует начать с изучения соответствующего раздела учебника. После основательного изучения учебника, соответствующих глав в философском словаре можно приступать к составлению плана и изложить содержание тезисно, приблизительно.

2. Следующий этап – поиск и изучение современной научной литературы. Для этого следует обратиться к электронному каталогу в научной библиотеке и сначала просмотреть список монографий (не старше 15 лет с момента издания) и научных статей (не старше 5 лет) и подобрать для работы актуальную литературу.

Могут быть использованы и интернет материалы.

3. Когда материал будет собран, можно начать оформление работы.

Оформление работы

1. Материалы должны быть размещены по разделам работы: введение, основная часть, заключение.

1.1. Во введении необходимо проследить логику будущего изложения, определить актуальность, цель и задачи работы.

1.2. Основная часть работы должна быть структурирована, т.е. содержать главы и параграфы.

1.3. Заключение представляет собой выводы по работе.

2. При изложении материала необходимо делать ссылки на использованные при подготовке текста доклада научные работы. Ссылки могут быть прямыми и косвенными, в тексте, постранично или в конце работы.

3. В конце доклада, самостоятельной аналитической работы приводится список использованной литературы по форме: Автор, название книги или статьи, место и год издания, №№ страниц, Например: Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

3.1. Оформление ссылок на интернет - материалы осуществляется аналогично: Автор, название работы, полный электронный адрес сайта.

 

 

Приложение 2

Словарь основных понятий1

Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте (субстанцию и субъект одновременно).

Аксиология – учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Антропологический материализм – философия, рассматривающая мир как органическую целостность, в центре которой – человек.

Антропоцентризм – способ философствования в котором человек – продукт самосозидания, все в нем и вокруг него – его «индивидуальное предприятие», суверенный выбор; предельное основание познание – переживание.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Апостериорный – знание, полученное из восприятия, на основании опыта.

Априорный – предшествующий опыту и независимый от него; взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.

Атеизм – отрицание существования Бога.

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Биосфера -сфера всего живого на земле, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры (литосферу), гидросферу и атмосферу.

________________________________________________________

1 Составлено с использованием материалов: Краткий философский словарь. Под редакцией А.П. Алексеева. Изд-е 2-е, переработанное и дополненное. – ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.- 496 стр.; Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е издание. – М.: Гардарики, 2002. – 736с.; Щербинин М.Н., С.М. Халин, Т.Ф. Гусакова, В.С. Комбаров, С.И. Лысов, В.Н. Телегин, И.Б. Муравьев, Л.Г. Суворова, О.В. Захарова. Философия. Учебное пособие для дистанционного образования. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета. 2003. – 576 стр.; Новейший философский словарь: 2-е изд-е, переработанное и дополненное. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.- 1280 стр. – (Мир энциклопедий).; Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 576 с.

 

Бытие – предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие – это все, что существует.

Верификация – процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

«Вещь в себе» -философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе в отличие от того какими они являются «для нас» – в нашем познании, непознаваемая основа чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов.

Власть – (социальная власть) – сила, заставляющая каждого члена общества действовать в соответствии с интересами общества.

Возможность – это будущее в настоящем, потенциальное бытие.

Восприятие – процесс отражения действительности в форме целостного чувственного образа объекта.

Время – форма координации сменяющихся объектов и их состояний, длительность и смена состояний объектов.

Вульгарный материализм – течение западно-европейской философии, представители которого отрицали специфику сознания, сводили его непосредственно к веществу (Л. Бюхнер), утверждали, что содержание сознания определяется главным образом химическим составом продуктов питания. (Например, причиной рабства колониальных народов они считали растительную пищу, которую те преимущественно употребляют). Традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям работы мозга была продолжена в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современных биополевых концепциях сознания.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод, основанный на выведении заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно.

Глобальные проблемы – совокупность жизненно-важных противоречий, затрагивающих мир в целом.

Гносеология -учение о познании.

Государство – аппарат власти для решения социально-политических задач.

Гражданское общество – характеристика развития политической сферы, свидетельствующая о ее качественной трансформации в неполитическую, о переходе в сферу собственно самоуправления человечества.

Движение – способ существования сущего, любое изменение.

Деизм – философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно деизму, Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креационный акт как исходное чудо начала мира, не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам.

- религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий.

Действительность – то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует.

Демократия – политический режим, который предполагает:

- соблюдение основных прав и свободы человека и гражданина;

- наличие системы разделения властей;

- равенство всех перед законом;

- свободу деятельности политических и иных организаций;

- отсутствие государственной монополии в экономике, политике, идеологии.

Детерминизм – в классической и неклассической философии – признание преемственности, принудительной каузальности и эволюционности процессов в природе, обществе и мышлении.

В постнеклассической философии - признание нелинейности, отсутствия внешней причины и отказа от принудительной каузальности, в описании процессов в природе, обществе и мышлении.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Первоначально под диалектикой понималось искусство спора, умение отыскивать истину посредством столкновения мнений.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал (принципов), составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия.

Духовная сфера общества – область общественной жизни, в которой осуществляется процесс духовного производства, т.е. создание и развитие общественного сознания в его целостности.

Единичное – объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов.

Заблуждение – несоответствие знания действительности, обусловленное ограниченностью практики и наличного знания либо абсолютизацией отдельных моментов познания или сторон действительности.

Закон – необходимые, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения объектов, процессов, явлений.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства, отношения и используемый для обработки информации.

Идея - форма постижения в мысли явлений объективной реальности, связанная с целеполаганием и практическим преобразованием мира.

Идеализация – мысленное конструирование образов объектов, не существующих и не осуществимых в действительности.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженной в формах сознания и воли человека; способ бытия объекта, представленного в психическом мире и жизнедеятельности субъекта.

Индетерминизм – учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана.

Индивидуальность – способ бытия личности, при котором личность приобретает внутреннюю целостность и относительную самостоятельность своего бытия в обществе.

Интуиция -способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам.

Информация – сведения, признаки некоторого объекта, представленные в другом объекте.

форма отражения в самоорганизующихся системах.

Информационное общество – общество, в котором основой, движущей силой, целью развития является производство информационного, а не материального продукта.

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом.

Категории – предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

Качество – это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по их способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые нетождественны изменению ее сущности.

Концепт – содержание понятия.

Коэволюция – процесс совместного развития биосферы и общества, в ходе которого человечество не только изменяет биосферу, но и изменяется само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культура -система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях.

Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Логика – наука о формах и приемах рационального мышления, способность правильно мыслить.

Ложь, обман – сознательное искажение или умолчание истины.

Материализм – философское миропонимание, усматривающее в качестве основания всех форм бытия материальное начало, материю.

Материя – телесное первоначало, то из чего все происходит; объективная реальность, данная нам в ощущениях и существующая независимо от них.

в материалистической традиции – философская категория, обозначающая субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию.

Мера – взаимосвязь качества и количества, границы, в рамках которых изменения несущественные, количественные не приводят к изменению сущности, качества.

Метафизика – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия; синоним категории «философия».

Метод – способ построения и обоснования систем знания, совокупность приемов освоения действительности.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.

Мифология – способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития, связанный с оживотворением, сакрализацией мира.

Монизм – понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизмененной субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего; учение о всеединстве.

Мышление – высшая форма отражения действительности в виде теорий, идей, целей человека.

Наблюдение – целенаправленная познавательная деятельность, восприятие предметов и явлений внешнего мира. От эксперимента наблюдение отличается отсутствием преобразующего воздействия субъекта на объект изучения.

Натурализм – взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий «сверхъестественное», универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения.

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Наука -сфера деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется объективное знание о действительности.

Необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе.

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Ноумен -объект мысли, разума. У Канта – нечто только мыслимое, голая идея, которой не соответствует никакой предмет.

Общее – это единое во многом.

Общественное бытие – материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу.

Общественное сознание – духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него.

Общественно-экономическая формация – целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно-определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.

Общественный прогресс – изменение, развитие с усложнением социальной системы, которое способствует развитию человека, личности.

Общество – форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время не разрывно с ней связаной.

Объект - вещь, предмет, то что противостоит субъекту

Онтология – учение о бытии.

Основной вопрос философии -вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. То или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого философского учения, задает мировоззренческую размерность философской проблематике.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений одних предметов в других.

Отрицание – переход старого качества в новое с удержанием положительных, жизнеспособных элементов старого.

Отрицание отрицания – возвращение на новом уровне к старому качеству системы в результате серии отрицаний.

Ощущение – одностороннее отражение свойств предмета органами чувств в результате непосредственного контакта субъекта и объекта познания.

Парадигма –

– строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности и способ действования, модель, образец решения исследовательских задач, «дисциплинарная матрица» (Т.Кун)

- система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Пантеизм – философское учение, отожествляющее Бога и мир.

Плюрализм – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал и видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии).

Познание – духовно-практическая деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов. Знания – это результат познания.

Политический режим – методы осуществления государственной власти.

Понятие -исходная форма отражения в мышлении внутренней стороны предметов, их сущности, законов, определяющих бытие предметов.

Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.

Праксеология – философская концепция деятельности.

Природа – (от лат. – natura) – слово, обозначающее как первоначальную сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком.

Причина – в классической и неклассической философии - то, что предшествует и порождает следствие.

Представление – чувственный образ объекта, хранящийся в памяти познающего субъекта.

Прогресс – развитие системы, связанное с усложнением ее функций, переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному состоянию.

Пространство – форма бытия вещей и явлений, отражающая их протяженность и структурированность, форма координации сосуществующих объектов, состояний.

Противоположности – части единого целого, которые, существуя в единстве, друг друга взаимоисключают.

Противоречие – утверждение о тождестве заведомо различных объектов.

Развитие – направленные, необратимые качественные изменения системы.

Различие – части единого целого, которые, будучи несхожими, друг друга взаимно дополняют.

Регресс – понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.

Религия – мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, вера в сверхъестественное.

Свобода – способность человека поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения;

– социальное качество человека, характеризующее его относительную самостоятельность, независимость от внешних и внутренних условий своего существования;

– осознанная реализация необходимости.

Символ – особый знак, представляющий чувственную или духовную реальность, которая понимается не такой, как она существует, а в более широком и общем смысле.

Синергетика – научная концепция, изучающая наиболее общие закономерности спонтанного развития, теория нелинейных динамик в современной культуре.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях друг с другом, которая образует развивающуюся целостность, единство.

Следствие – в классической и неклассической философии -то, что вызвано действием причины.

Случайность – то, что имеет основание и причину не в себе самом, а в другом, что вытекает не из главных связей, а из побочных, может быть, а может и не быть.

Содержание – все то, что содержится в системе.

Сознание – высший уровень психической активности человека, связанный с формированием и использованием чувственных и рациональных образов.

Социальная структура – целостная совокупность всех существующих человеческих общностей, взятых в их взаимосвязи.

Социоцентризм -способ философствования в котором человек рассматривается как творение социальной среды, все в нем от общества и для общества создано, предельной основой познания выступает совместная деятельность людей (практика).

Софизм – заведомо ложное умозаключение.

Софистика – преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил, (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Субстанция – первооснова, сущность всех вещей.

Субстрат – основа, основание, носитель, субстанция.

Субъект -носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект.

Субъективный идеализм -одна из основных разновидностей идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью. Согласно с.и. мы познаем не объективные вещи и явления, а их субъективные образы, возникающие в нашем восприятии.

Суждение – мысль, в которой посредством логической связи понятий нечто утверждается или отрицается об объектах познания.

Сущность – это главное, основное, определяющее в предмете, от чего зависит все прочее.

Теизм – вера в Бога; религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им.

Теоцентризм – способ философствования в котором человек рассматривается как творение Бога, созданный по образу и подобию Божию, все через Него и для Него создано. Предельной основой познания в теоцентризме является вера.

Техника – (от греч. te′chne – искусство, мастерство) – система искусственных органов общества, которые делают более эффективным его воздействие на природу.

Технология – способности человека и общества использовать технику, умение и искусство осуществления трудового процесса.

Тоталитаризм – политический режим, который характеризуется тотальным (полным) контролем государства над жизнью общества:

- огосударствление всех легальных организаций;

- неограниченные законом полномочия властей, власть держится на насилии;

- ликвидации прав и свобод личности;

- репрессии в отношении оппозиции;

- суд лишен самостоятельности.

Трансцендентный – лежащий за пределами возможного опыта, то что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (И. Кант)

Трансцендентальный – выходящий за пределы ограниченного существования, конечного, эмпирического мира; то что связано с предпосылками возможного опыта (когда сознание субъекта предписывает предметам их законы и тем делает их составными частями мира этого сознания.) (И. Кант).

Умозаключение – способ мышления когда на основе нескольких суждений по законам логики делается определенный вывод – следствие, который содержит новое знание.

Универсалии – общие понятия, общее.

Феномен – явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего сущность феномена.

Философия – особая форма познания мира, система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Форма – внешнее выражение содержания, его внутренняя организация.

Целостность – высшая форма организованности, связанности и упорядочности предмета, качественной определенности и самодостаточности, уравновешенности существования предмета.

Ценность – функция объектов, явлений служить деятельности людей, быть ее целью и средством, определенная общественно-индивидуальная значимость явлений.

Цивилизация – набор культурных программ, реализовавшийся в облике самодостаточного и уникального общественного организма.

Часть -компонент целого, обладающий относительной автономностью и вместе с тем зависящий от природы исходного целого.

Человек – биосоциальное существо, способное к мышлению, общению, труду (творчеству).

Эклектика – бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций.

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Элемент – далее неделимый компонент системы, способный к относительно самостоятельному выполнению определенной функции.

Эстетика -учение о прекрасном, совершенном.

Этика – учение о нравственности, морали.

Этнос (народ) – связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей, являющаяся подлинным и единственным носителем объективного духа.

Явление – форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности.

Язык – система знаков, служащая созданию, хранению и передаче смыслов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.1 с.)