Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Западная философия конца 19 – 20 вековСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Иррационализм А. Шопенгауэра. «Мир как воля и представление». «Воля к жизни и ее объективации». Этика Шопенгауэра. Идеи Шопенгауэра в России. С. Кьеркегор как представитель философии жизни. «Страх и трепет». Учение о трех формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиозной. Индивидуальное существование человека (экзистенция). Психоанализ З. Фрейда. Философское значение учения о бессознательном. Коллективное бессознательное К. Юнга. Учение об архетипах. Неофрейдизм Э. Фромма. Натурализм Ф. Ницше. Родоначальник «философии жизни». Учение о сверхчеловеке. «Бог умер». Мировой процесс как круговорот. Вопросы этики и эстетики у Ницше. Интуитивизм А. Бергсона. Учение о творческой интуиции, «жизненном порыве». Прагматизм Ч. Пирса. Истина как полезное мнение, направляющее действие. Радикальный эмпиризм У. Джемса. Теория познания. Опыт как «поток сознания» или «поток жизни». «Инструментализм» Дж. Дьюи. Метод науки как инструмент соответствующий нашим прагматическим устремлениям. Э. Гуссерль – родоначальник феноменологии. Представители герменевтики. Философская антропология М. Шелера и П. Тейяра де Шардена. Эксистенциализм М. Хайдеггера. «Бытие и время»: бытие мира через мыслящего человека. К. Ясперс. «Существование есть сознание». Человек в пограничной ситуации. Ж.П. Сартр. Проблема свободы воли и ответственности. Позитивизм ХIХ –ХХ вв. Эмпирическая философия науки. Первая волна позитивизма: О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер. Родоначальник позитивизма О. Конт. Вторая волна эмпириокритицизм или махизм: Р. Авенариус, Э. Мах. Третья волна: логический позитивизм. Неопозитивисты. Р. Карнап, А. Айер, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Принцип верификации. Структурализм К. Леви-Строса. Критический рационализм К. Поппера. Принцип фальсификации (фаллибилизма). Русская философия Деизм М.В. Ломоносова. А.Н. Радищев и проблема человека. Социальный мыслитель П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники. Этика Л.Н. Толстого. «Царство божие внутри нас». Ф.М. Достоевский и «русское решение» социальных проблем. Русский космизм: Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский и учение о ноосфере. В.С. Соловьев. Учение о Софии-Мудрости Божией. Философия всеединства. Учение Н.А. Бердяева о свободе, смысле творчества. Либерализм К.Н. Леонтьева. Судьба либерализма в России. Концепция «одномерного» западного человека и критика «духовной буржуазности». Религиозная философия: П.А. Флоренский, С.Н. Булкагов, И.А. Ильин. Философия ХХ века в СССР и России: В.С. Степин, А.Ф. Лосев. 6.2. Примерный вариант теста Тест по философии 1 Вариант 31 а
1. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»: а) «Человек – это звучит гордо!» б) «Горе слабому!» в) «Человек человеку - Бог» г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи» д) «Человек человеку – друг, товарищ и брат»
2. Что является предметом философии? а) мир как целостность, место человека в мире, его отношение к миру б) структуру различных областей природы, их свойства в) специфику и структуру живых организмов г) психику человека, ее механизмы д) экономику и факторы ее роста
3. Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель? а) вода, форма, действующая причина, целевая причина б) воздух, форма, апейрон, действующая причина в) земля, форма, действующая причина, целевая причина г) материя, форма, действующая причина, целевая причина д) огонь, апейрон, действующая причина, целевая причина
4. В каком понятии русская философия выразила слияние всех народов с Богом, достижение высшего нравственного духа, всеобщей любви? а) соборность б) всеединство в) теургия г) русская идея д) богочеловечество
5. Какое понятие субстанции дает Б. Спиноза? а) субстанция – это то, что создается человеком б) субстанция – это то, что является причиной самой себя, существует через саму себя в) субстанция – это то, что сотворено Богом г) субстанция – это то, что существует в зависимости от чего-то другого и определяется им д) субстанция – это то, что обусловлено жизнедеятельностью общества
Контрольная работа Задание контрольной работы состоит из 2-х терминов, которые нужно определить и задачи: по высказыванию философа нужно определить, к какому типу философствования (материализму, идеализму объективному или субъективному) принадлежит данное высказывание. 7.1 Термины и задание к контрольной работе
Термины: Мировоззрение, Философия, Мифология, Религия, Антропология, Онтология, Гносеология, Праксеология, Аксиология, Этика, Эстетика, Логика, Субъект, Объект, Трансцендентный, Трансцедентальный, Феномен, Ноумен, Идея, Вещь-в-себе, Объективный идеализм, Априорный, Апостериорный, Абсолютная идея, Универсалии, Субъективный идеализм, Материализм, Натурфилософия, Наука, Сциентизм, Парадигма, Основной вопрос философии, Теизм, Атеизм, Деизм, Бытие, Монизм, Дуализм, Плюрализм, Натурализм, Теоцентризм, Социоцентризм, Антропологизм, Материя, Субстанция, Пантеизм, Антропологический материализм, Субстрат, Движение, Пространство, Время, Развитие, Прогресс, Регресс, Диалектика, Метафизика, Софистика, Эклектика, Синергетика, Закон, Противоречие, Противоположность, Качество, Количество, Мера, Отрицание, Отрицание отрицания, Детерминизм, Индетерминизм, Система, Целостность, Элемент, Часть, Структура, Общее и единичное, Сущность-явление, Содержание-форма, Причина-следствие, Возможность-действительность, Необходимость-случайность.
Примерная задача: Определить философскую позицию автора: «Cogito ergo sum (Мыслю – следовательно существую)». Тематика контрольных работ (для студентов заочного обучения)
Выбор тем осуществляется студентом на основании последней цифры номера зачётной книжки. Контрольная работа состоит из эссе по определенной теме исследования и термина, содержание которого следует объяснить своими словами. Тема 1. 1. Возникновение философии и предфилософские виды мировоззрения. 2. Деконструкция – это … Тема 2. 1.Философия, её предмет и роль в обществе. 2. Дискурс – это … Тема 3. 1.Онтология – философское учение о бытии, основные свойства и виды бытия. 2. Воля к власти - это …
Тема 4. 1.Развитие представлений о материи. Категория «материя» и её роль для науки. 2. Симулякр – это … Тема 5. 1. Движение как способ существования материи. Движение и покой. 2. Симуляция – это … Тема 6. 1. Пространство и время как формы существование материи. 2. «Смерть Бога» - это … Тема 7. 1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. 2. Ризома – это …
Тема 8. 1. Основные законы диалектики. 2. Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм – это … Тема 9. 1. Категории диалектики, их методологическая роль. 2. Идиографизм – это … Тема 10. 1. Сознание, его происхождение и сущность. 2. «Смерть субъекта» - это … Тема 11. 1. Сущность и структура человеческой психики. Сознательное и бессознательное. 2. Пространство – это … Тема 12. 1. Сущность и основные формы познания. 2. Структура, элемент, система – это … Тема 13. 1. Проблема истины и заблуждения. 2. Нарратив – это … Тема 14. 1. Проблема человека в философии. 2. Другой – это … Тема 15. 1. Что есть личность. Личность и индивидуальность. 2. «Смерть Автора» - это … Тема 16. 1. Свобода и необходимость. 2. Желание – это … Тема 17. 1. Общество как целостная саморазвивающаяся система. 2. «Власть-Знание» – это … Тема 18. 1. Природа как объект философского исследования. 2. Хора – это … Тема 19. 1. Источники и движущие силы истории, смысл истории. 2. Агностицизм – это … Тема 20. 1. Экономическая сфера общества 2. Тело без органов – это … Тема 21. 1. Социальная сфера общества. 2. Идея – это … Тема 22. 1. Политическая сфера общества. Социальная власть, регулирование, государство. 2. Априорные идеи – это … Тема 23. 1. Духовная сфера общества. Общественное сознание, его сущность и структура. 2. Материя – это … Тема 24. 1. Формы общественного сознания. 2. Номадология – это … Тема 25. 1. Философия истории: цивилизационный и формационный подход. 2. Самосознание – это … Тема 26. 1. Глобализация как социально-философский феномен. 2. Индивидуальность – это … Тема 27. 1. Модернизация: сущность, основные этапы и цивилизационные варианты. 2. Глобальная проблема – это … Тема 28. 1. Философия техники. 2. Душа – это … Тема 29. 1. Соотношение философской, религиозной и научной картины мира. 2. Неодетерминизм – это … Тема 30. 1. Человек во Вселенной. Человечество перед лицом глобальных проблем. 2. Универсалия – это … Тема 31. 1. Русский космизм: Н.Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, В.П. Вернадский, А.Л. Чижевский 2. Хаос – это … Тема 32. 1. Религиозная философия. В.С. Соловьёв: тесофия, теургия, теократия. 2. Детерминизм – это … Тема 33. 1. Славянофилы и западники. Современная российская философия о старом споре. 2. Экзистенциальный – это … Тема 34. 1. Материализм в русской философской мысли. 2. Соборность – это … Тема 35. 1. Русский марксизм: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. 2. Абсолютная идея – это … Тема 36. 1. Античная философия: периодизация, значение, космоцентрический характер. 2. Эмпириокритицизм – это … Тема 37. 1. Философия Аврелия Августина: основные идеи и значение для последующей философии. 2. Рационализм – это … Тема 38. 1. Философия Ф. Аквинского. Томизм и неотомизм. 2. Субстанция – это … Тема 39. 1. Антропоцентрическая философия Возрождения. Н. Макиавелли о политике. 2. Эмпирический – это … Тема 40. 1. Знание как высшая ценность. Учение о методе познания Ф. Бэкона и Р. Декарта. 2. София – это … Тема 41. 1. Философия Б. Спинозы. 2. Феноменология – это … Тема 42. 1. Сенсуализм Дж. Локка. 2. Ноумен – это … Тема 43. 1. Агностицизм Дж. Беркли. 2. Бессознательное – это … Тема 44. 1. Философия немецкого и французского просвещения. 2. Идеальное – это … Тема 45. 1. Философия И. Канта. 2. Событие – это … Тема 46. 1. Философия Г.В. Гегеля. 2. Скептицизм – это … Тема 47. 1. Философия позитивизма. 2. Ценность – это … Тема 48. 1. Экзистенциальная философия: возникновение и современные идеи. 2. Абсолютная истина – это … Тема 49. 1. Знание и язык: современная герменевтика. 2. Эйдос – это … Тема 50. 1. Современная феноменология. 2. Мера – это … 9. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. Структура философского знания. 2. Мировоззрение и философия. Философия и мифология. Философия и религия. 3. Натурфилософия. Взаимосвязь философии и частных наук о мире. 4. Основной вопрос философии и типы философского знания. 5. Религиозная картина мира. 6. Научная картина мира. 7. Философская картина мира. Философский монизм, дуализм и плюрализм о единстве мира. 8. Учение о бытии. Виды бытия. 9. Категория материи и ее роль для науки. Развитие представлений и материи. 10. Движение, пространство и время. Движение и покой. Прогресс, регресс. 11. Философское учение о развитии. Диалектика: ее суррогаты, антиподы и альтернативы. 12. Понятие закона. Классификация законов. 13. Закон диалектической противоречивости. 14. Закон перехода количества в качество. 15. Закон диалектического синтеза. 16. Детерминизм и индетерминизм. Категории причина, следствие, условия. 17. Категории диалектики. Общее, особенное и единичное. 18. Системность и целостность. Системный подход в науке. 19. Сознание: его происхождение и сущность. 20. Социальные предпосылки появления сознания. 21. Материя и отражение. Структура сознания. 22. Сознательное и бессознательное. 23. Сознание и язык. Знаковые системы и информация. 24. Познаваемость мира и философский агностицизм. 25. Структура процесса познания. Виды познания: чувственное, рациональное, эйдетическое (интуитивное). 26. Чувственное познание и его формы. Роль в процессе познания. 27. Рациональное познание и его формы. Роль в процессе познания. 28. Философское учение об истине. 29. Принципы истинного знания в материализме. 30. Научное познание, его специфика. Способы научного познания. 31. Общество и природа. Специфика социального. 32. Специфика социального познания. Социальные законы. 33. Технологические и экономические основы общественной жизни. 34. Общественное разделение труда и социальная стратификация. 35. Общество «открытое» и «закрытое». Социальная мобильность. 36. Общественная власть, социальное регулирование и государство. 37. Политический режим. Виды политического режима. 38. Духовная жизнь общества: общественное сознание и его уровни. 39. Человек, личность, индивидуальность. Место человека в мире и перспективы развития человека. 40. Личность и общество. Платон, Аристотель и Гегель о взаимодействии личности и общества. 41. Свобода личности и социальная необходимость. Свобода и ответственность. 42. Понятие, предмет и функции культуры. Социальное наследование. 43. Этнос и культура. 44. Философия техники. 45. Общественный прогресс: критерии и границы. 46. Человек в информационном обществе. Философские проблемы современного информационного общества. 47. Социальный прогресс и глобальные проблемы. Сущность и методы решения глобальных проблем. 48. Философия истории: цивилизационный и формационный подход. 49. Диалектика науки. Научные революции и смена типов рациональности. 50. Аксиологическая функция философии. Ценности и их роль в человеческой жизни.
Приложение 1 Написание доклада или самостоятельной аналитической работы С целью углубленного изучения курса философии и корреляции (согласования) его с интересами студента предлагается подготовить и выступить на семинаре (или на студенческой научной конференции) с докладом или написать самостоятельную аналитическую работу по предложенной теме. Предполагается, что автор доклада или самостоятельной аналитической работы знакомится с современной научной литературой по избранной теме и по возможности, самостоятельно излагает ответы на поставленные им вопросы плана своей работы. Объем работы в целом не должен быть менее 15 страниц компьютерного текста. Содержание работы оценивается с точки зрения научности, соответствия предмету и теме исследования, самостоятельности, творческого использования при раскрытии философской проблематики знаний по профилю обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.013 с.) |