Тема 4. Человек и его существование в философии экзистенциализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Человек и его существование в философии экзистенциализма.



Основная литература:

1. Сартр. Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. В кн.: Сумерки богов. М., 1989.

• Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. В кн.: Бунтующий человек. М., 1992.

• Хайдеггер. М. Письмо о гуманизме. В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. Стр.192 – 220.

4. Примерные контрольные вопросы для подготовки к экзамену

(для студентов очной и заочной формы обучения)

• Мировоззренческая природа философии. Взаимоотношение философии с другими формами мировоззрения (мифом, религией, искусством, наукой, житейским опытом).

• Метод философии, особенности философской аргументации. Дискуссии о природе и предмете философии.

• Особенности становления и развития античной философии. От мифа к логосу. Основные направления античной философии.

• «Исповедь» Августина – пути к открытию личности и индивидуальности. Многоликое «Я», «Внутренний человек», добро и зло, проблема воли, свободы и благодати. Любовь как суть человека. Учение о «Граде земном» и «Граде Небесном».

• Гоббс о человеке, обществе и государстве. Идея «войны всех против всех». Теория «естественного права и общественного договора».

• Философия «критического идеализма» И. Канта. Дуализм и агностицизм Канта. «Явление» и «вещь-в-себе». Категории рассудка и разума.

• Философия истории Гегеля. История как прогресс в познании свободы. Ступени исторического процесса и его закономерности. Роль великой личности в истории.

• Основные положения философии экзистенциализма.

• Понятие бытия в философии. Бытие и сущее. Бытие и ничто.

• Универсальные свойства бытия. Современная наука о единстве мира.

• Монистические и плюралистические концепции бытия.

• Движение и развитие. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

• Антропный принцип. Взаимосвязь единства и многообразия мира. Проблема зависимости пространственно-временных характеристик и материальных параметров бытия.

• Современная наука о единстве мира и эволюции человека и природы.

• Природа и сущность человека. Проблема родовой сущности человека в истории философии. Проблема антропогенеза. Природа человека как единство тела, души, духа.

• Определение культуры. Культура как универсальное условие, средство и механизм жизнедеятельности людей. Функции культуры.

• Традиции и творчество в культуре. Диалог в культуре. Культура массовая и элитарная. Культура как текст.

• Общество и его структура. Общество как совместная жизнь людей и система отношений. Социальные институты. Гражданское общество и государство.

• История как способ бытия человека. Проблема единства и множественности истории. Проблема смысла истории. Проблема субъекта истории. Личность и массы. Свобода и необходимость.

• Соотношение понятий культура и цивилизация. Линейные и циклические концепции культуры. Проблема единства мировой цивилизации.

• Цивилизация и этнические общности людей. «Конец истории» или столкновение цивилизаций? (Ф. Фукуяма и С. Хантингтон)

• Основания для постановки вопроса о смысле жизни человека. Религиозно-философская концепция смысла жизни. Судьба человека как единство необходимости и свободы. Свобода выбора. Цель жизни и ценности человеческого существования.

• Сущность познавательной деятельности. Основные виды познания. Культурно-историческая обусловленность познавательного процесса.

• Сознание и познание. Рациональное и иррациональное в познании. Природа интуиции. Творчество.

• Специфика научного познания. Наука как форма организации знания: уровни научного познания. Знание и вера.

• Основные концепции истины. Истина и заблуждение. Истина и правда. Истина и ценность. Истина как процесс. Проблема критерия истины.

• Смена форм научной рациональности. Научные парадигмы и научные революции. Критерии научности. Знание научное и ненаучное. Псевдонауки реликтовые и современные.

• Методология и логика научного познания: понятия, сущность, соотношение, структура. Методология как система методов научного познания и их мировоззренческое обоснование.

• Многообразие методов научного познания. Специфика методологии естествознания. Особенности методов гуманитарного знания.

• Наука как социальный институт. Научное сообщество и научный этос. Проблема ответственности ученого.

• Наука и техника. М. Хайдеггер о значении «технического».

• Сущность, причины и состав глобальных проблем.

• Проблема выживания человечества и выбор будущего. Учение о ноосфере: метафизический смысл и возможности практической реализации.

• Становление человечества как единого субъекта истории.

 

VII. Методические рекомендации по изучению курса.

При изучении курса необходимо прослушать лекции, закрепить, либо дополнить знания, обращаясь к учебной и другой (основной и дополнительной) литературе, рекомендованной к изучению.

Готовясь к семинарским занятиям или выполнению контрольной работы необходимо законспектировать первоисточники, отвечая на поставленные вопросы.

 

Рекомендации по написанию конспектов.

• Семинарские конспекты – это тот материал, который проработан студентом перед практическим занятием. Семинарские конспекты – это теоретическая и психологическая основа для успешной сдачи зачета. Все виды конспектов проверяются преподавателем в индивидуальном порядке, например перед экзаменом.

Конспектируются в первую очередь произведения классиков, к которым относятся, например, труды Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля и т.д.

• Обязательно указывается источник, который конспектируется. Делать это лучше перед самим конспектом так, чтобы при проверке можно было сразу увидеть, что студент читал и конспектировал. Источник указывается в такой последовательности: автор; название работы; место издания; название издательства; год издания; прочитанные страницы.

• Если во время чтения учебной литературы у Вас возникают собственные мысли, ассоциации, воспоминания, аналогии или рассуждения – обязательно их записывайте на полях или на следующей странице. Именно через эти свои строчки учебная литература становится близкой и понятной, и приобретенные знания в дальнейшем будут использованы в конкретных конфликтных ситуациях.

• Обязательно записывайте, фиксируйте, отслеживайте ход работы самого семинара. Делайте на полях ценные замечания, запишите блестящий ответ соседа по парте. Рисуйте схемы, придумывайте свои значки и символы. Выделяйте главную идею, особенно если преподаватель повторил ее несколько раз. Все это – подспорье для будущего зачета. По этим своим «опорным сигналам» Ваша память даже в январе восстановит ход дискуссии, которая произошла в октябре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.008 с.)