Современная система лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых (больных) в чрезвычайных ситуациях и её основополагающие принципы. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная система лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых (больных) в чрезвычайных ситуациях и её основополагающие принципы. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения.



 

Под условиями деятельности ВСМК в ЧС мирного и военного времени по­нимается совокупность факторов, оказывающих существенное влияние на деятельность ВСМК и оп­ределяющих содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспе­чения при ликвидации ЧС.

Умение выявить эти факторы позволяет правильно оценить сложившуюся медико-санитарную обстановку и найти наиболее рациональное решение при организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС. Знание условий деятельности ВСМК явля­ется важнейшим звеном в подготовке врачебного состава к умелому выпол­нению своих функциональных обязанностей в сложных условиях ЧС мирного и военного времени.

Наиболее важными факторами, определяющими деятельность ВСМК в ЧС мирного и военного времени, являются:

- характер катастроф, масштаб распространения и частота возникнове­ния чрезвычайных ситуаций;

- величина и структура санитарных потерь населения и закономерности их формирования;

- выход из строя в зоне ЧС медицинских учреждений и нарушение жизнеобеспечения населения;

- продолжающееся воздействие поражающих факторов катастроф и угроза их повторного воздействия на пострадавших и медицинский персонал в очаге ЧС;

- готовность медицинского персонала, формирований и учреждений ВСМК к выполнению задач в ЧС мирного и военного времени.

Природные катастрофы - наводнения, циклоны, засухи, землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи и другие стихийные бедствия были постоянными спутниками человеческой истории. Они постоянно ре­гистрируются во всех регионах земного шара и на всей территории Рос­сийской Федерации. По данным ООН, ежегодно в мире происходит 10 тыс. наводнений, тысячи землетрясений, пожаров, оползней, ураганов, тропи­ческих циклонов, обильных снежных заносов, что характерно и для Рос­сии.

Биолого-социальные (эпидемии) и социальные катастрофы (терроризм, военные и вооруженные конфликты, войны) постоянно сопровождали челове­чество и остались неотъемлемой действительностью.

Чрезмерная концентрация промышленности во многих регионах нашей страны, усложнение технологических процессов с использованием значи­тельного количества взрыво, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износ промышленного оборудования и транспорта, ошибки людей при обращении с техникой приводят к ежегодному росту количества техно­генных катастроф. Только в 1998 году на территории РФ возникло 1424 ЧС, в которых пострадало 112 тыс. и погибло 1179 человек.

Катастрофы непредсказуемы ни по времени, ни по масш­табу, а большинство - и по месту возникновения. Это требует от ВСМК высокой готовности на всей территории РФ и на всех уровнях.

Высокая готовность ВСМК достигается:

- заблаговременным и долгосрочным прогнозированием медико-тактичес­кой обстановки на каждом потенциально опасном объекте и в зоне возмож­ных стихийных бедствий;

- постоянным знанием обстановки, умением своевременно и полно про­вести ее оценку при возникновении ЧС;

- планированием медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мир­ного и военного времени и реальностью выполнения предусмотренных ме­роприятий;

- созданием необходимых органов управления, формирований и учрежде­ний ВСМК, их укомплектованностью, высокой специальной, тактико-специ­альной, оперативно-тактической и морально-психологической подготовкой;

- организацией четкого взаимодействия и четкой работой оперативно-диспетчерской службы;

- своевременным получением оперативных данных и оповещением органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

- созданием и поддержанием на необходимом уровне резервов финансо­вых, медицинских и технических ресурсов для гарантированного обеспече­ния мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Величина и структура санитарных потерь зависят от вида и масштаба катастрофы; интенсивности, внезапнос­ти и продолжительности воздействия ее поражающих факторов; плотности населения в зоне катастрофы и степени его защищенности; времени суток и года; обученности населения правилам поведения в экстремальных ситу­ациях и приемам оказания первой медицинской помощи; типа застроек и прочности зданий; длительности фазы изоляции, своевременности оказания медицинской помощи и других причин.

Внезапное возникновение массовых санитарных потерь приводит к резкой диспропорции между возможностями объектового, местного, а нередко и территориального здравоохранения и потребностями в проведении в опти­мальные сроки медицинских мероприятий для спасения жизни пораженным (больным) и предупреждения опасных осложнений. Это требует привлечения в короткие сроки для медико-санитарного обеспечения сил и средств ВСМК, на­ходящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС и применения системы этапного лечения пораженных (больных) с эвакуацией их по назначению.

По своей массовости, сложности структуры и тяжести поражения потери среди населения в ЧС мирного времени нередко сопоставимы и имеют много общего с таковыми от оружия массового поражения, но имеют и свои осо­бенности, обусловленные характером стихийного бедствия или техноген­ной катастрофы. Структура санитарных потерь зависит, в основном, от поражающих факторов катастроф, а также от своевременности оказания медицинской помощи и других причин. При этом вероятны сочетанные, множественные и комбинированные пора­жения, часто осложненные кровопотерей, шоком, присоединением инфекции, синдромом длительного сдавления, обострением хронических заболеваний, синдромом взаимного отягощения и другой патологией.

В структуре санитарных потерь преобладают крайне тяжелые, тяжелые и средней степени тяжести поражения. Все это затрудняет деятельность ВСМК, негативно сказывается на результатах диагностики, медицинской сортировки, медицинской помощи и лечения. Затрачивается больше сил, средств и времени для спасения жизни пораженного (больного) и предуп­реждения осложнений.

Сложная структура санитарных потерь населения и тяжесть их поражения еще больше усугубляют возникшее несоответствие между возможностями имеющихся сил и средств здравоохранения в зоне ЧС и необходимостью про­ведения всего комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий пораженным (больным) в очаге ЧС. Это требует привлечения в короткие сроки допол­нительных сил и средств ВСМК, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС.

Трагедия катастроф обычно утяжеляется для населения выходом из строя объектовых, местных и даже территориальных ЛПУ стационарного и амбула­торно-поликлинического типа, что значительно осложняет условия дея­тельности ВСМК по оказанию медицинской помощи пораженным (больным) и их лечению.

Так, например, при землетрясении в Армении (1988) полностью было разрушено 250 медицинских учреждений. Из 36 крупных больниц полностью было разрушено 24 и частично 8 больниц. Вышли из строя полностью 14 поликлиник и 3 санитарно-эпидемиологические станции. 97 поликлиник на­ходились в аварийном состоянии. Потери среди медицинского персонала составляли 70% и носили такой же характер, как и у всего пострадавшего населения.

Для предупреждения выхода из строя в зонах ЧС меди­цинских учреждений силы и средства ВСМК всех уровней должны постоянно выполнять комплекс мероприятий по защите и повышению устойчивости функционирования их в ЧС.

Ухудшение состояния общественного здоровья в связи с воздействием факторов ЧС, нарушение коммуникаций и систем жизнеобеспечения пострадавшего населения (разру­шение жилых зданий, системы отопления, водоснабжения, канализации и др.), снижение иммунных возможностей населения, нарушение действующей системы санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения создают предпосылки для появления массовых инфекционных заболеваний и отравлений.

Выход из строя в зоне ЧС медицинских учреждений, с учетом вышепере­численных факторов, полностью дезорганизует систему управления объек­тового и местного здравоохранения и нарушает действующую систему ле­чебно-профилактического, санитарно-гигиенического и противоэпидемичес­кого обеспечения населения, резко осложняет условия деятельности ВСМК.

Такая сложная медицинская обстановка требует оперативного реагирования на ЧС и немедленного выдвижения оперативной группы органов управления и формирований ВСМК в зону (район) ЧС. Эти формирования и учреждения ВСМК должны быть мобильными, оснаще­ны палаточным фондом, средствами обогрева, электростанциями, средства­ми связи, запасом медицинского и другого имущества в готовности орга­низовать свою деятельность в автономном режиме работы.

 

Анализ результатов работы по ликвидации медико-санитарных последс­твий природных и антропогенных катастроф в ряде регионов нашей страны показал слабую готовность медицинского персонала к выполнению, в пер­вую очередь, лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах ЧС и на этапах медицинской эвакуа­ции, а также к использованию наиболее эффективных форм и методов работы в ус­ловиях массовых санитарных потерь.

Отсутствие высокомобильных формирований для автономной работы, дли­тельность сбора и выдвижения в зоны ЧС формирований ВСМК, слабое их материально-техническое оснащение оказывают неблагоприятное влияние на готовность здравоохранения проводить в установленном объеме и в опти­мальные сроки лечебно-эвакуационные мероприятия в сложившейся чрезвы­чайной обстановке.

Недостаточное знание врачебным составом многообразия патологии, вы­зываемой поражающими факторами катастроф; слабое вла­дение наиболее эффективными формами и методами работы в условиях мас­совых санитарных потерь, направленных на своевременное и преемственное оказание медицинской помощи максимальному числу пораженных (больных) имеющимися силами; отсутствие опыта работы в таких условиях оказывают крайне отрицательное влияние на деятельность ВСМК в ЧС мирного и воен­ного времени.

Слабая специальная, тактико-специальная, оперативно-тактическая и морально-психологическая подготовка врачебного состава, участвующего в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказывает дезорганизующее влияние на деятельность формирований и учреждений ВСМК в сложных усло­виях чрезвычайной обстановки.

Решение стоящих перед Всероссийской службой медицины катастроф задач достигается умелой организацией и четким выполнением совокупности ме­роприятий по медико-санитарному обеспечению в чрезвычайной ситуации. Оно включает: лечебно-эвакуационное, сани­тарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение; медицинскую защиту населения и личного состава, участвующего в ликвидации чрезвы­чайной ситуации; снабжение медицинским имуществом.

Лечебно-эвакуационное обеспечение в чрезвычайной ситуации является одним из основных и наиболее трудоемким видом деятельности ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и направлено на сохранение жизни пораженным (больным), быстрейшее восстановление их здоровья и работоспособности.

На ВСМК возлагается проведение следующих лечебно-эвакуационных ме­роприятий:

· - участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формировани­ями РСЧС) в оказании пораженным (больным) первой медицинской помощи и их эвакуации из очага ЧС;

· - организация и оказание доврачебной и первой врачебной помощи;

· - подготовка пораженных (больных) к эвакуации;

· - организация медицинской эвакуации пораженных (больных) и сопровож­дения их в лечебно-профилактические формирования и учреждения;

· - организация и оказание квалифицированной и специализированной ме­дицинской помощи пораженным (больным), создание условий для их госпи­тализации, последующего лечения и медицинской реабилитации.

При организации лечебно-эвакуационного обеспечения в зонах (очагах) поражения возникает необходимость, исходя из условий деятельности ВСМК в ЧС, применения специальной системы лечебно-эвакуационных мероприя­тий, соответствующих формирований и учреждений ВСМК и МС ГО для ее ре­ализации, особых форм и методов работы сил и средств здравоохранения, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Воснову системы оказания медицинской помощи поражённым (больным) в зоне (районе) ЧС положена чёткая организация и эффективное лечебно-эвакуационное обеспечение.

Лечебно-эвакуационное обеспечение - это комплекс организационных, медицинских, технических и других мероприятий по розыску пораженных (больных), их сбору, выносу (вывозу) из очага поражения, оказанию первой помощи на месте поражения (или вблизи от него), отправке на этапы медицинской эвакуации, оказанию медицинской помощи и лечению*

Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС позволяет выделить общие факторы обстановки, которые, как правило, имеют место при всех ЧС, сопровождающихся значительными потерями населения, и влияют на организацию лечебно-эвакуационного обеспечения. К ним можно отнести следующие:

  • значительные санитарные потери (пораженные, больные) возникают практически одновременно или в течение короткого отрезка-времени;
  • нуждаемость большинства пораженных в первой помощи, которая для многих из них является необходимой для сохранения жизни и должна быть оказана в самое ближайшее время после поражения на месте, где оно получено, или вблизи от него;
  • нуждаемость значительной части пораженных в специализированной медицинской помощи и стационарном лечении; при этом для многих пораженных эта помощь также носит неотложный характер и должна быть оказана в кратчайшие сроки;
  • нехватка сил и средств здравоохранения вблизи зоны (района) ЧС, которые бы могли обеспечить выполнение в оптимальные сроки требуемого комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий в отношении всех пораженных;
  • отсутствие возможности оказывать всем нуждающимся пораженным (больным) квалифицированную и тем более специализированную медицинскую помощь в зоне (районе) ЧС;
  • необходимость эвакуации пораженных из зоны (района) ЧС до лечебных учреждений, где им может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь и осуществлено лечение;
  • необходимость специальной подготовки пораженных к эвакуации и оказания им медицинской помощи в ходе эвакуации (в целях максимального снижения отрицательного воздействия транспортировки па состояние пораженных), это в определенной степени компенсирует более поздние сроки оказания
    исчерпывающей медицинской помощи.

Анализ перечисленных факторов позволяет сделать два важных вывода.

Во-первых, система медико-санитарного обеспечения, действующая в стране в обычных условиях, в большинстве случаев оказывается несостоятельной при ликвидации последствий ЧС, так как она предусматривает оказание всего объема необходимой медицинской помощи и лечение больных (пораженных) в одном лечебном учреждении. Такая система называется «лечением на месте».

Во-вторых, значительное количество одновременно появляющихся пораженных, отсутствие вблизи очага (зоны) ЧС достаточных возможностей сохранить жизнь пораженным и снизить риск возникновения тяжелых осложнений при эвакуации до лечебных учреждений, где такая помощь и лечение могут быть осуществлены, - все это заставляет применить другую систему оказания медицинской помощи - систему этапного лечения с эвакуацией поражённых (больных) по назначению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.014 с.)