Прежде чем говорить о предмете философии религии, необходимо попытаться определить что такое философия религии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прежде чем говорить о предмете философии религии, необходимо попытаться определить что такое философия религии.



Многообразие философско-религиозных образований, существовавших в истории, делает практически невозможным краткое определение или даже краткое описание понятия «философия религии». Понятие «философия религии» может рассматриваться в широком и узком смысле

1. Философия религии в широком смысле слова – это совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализацией ее природы и функций, а также философских подтверждений существования Бога, философских рассуждений о его природе и отношении к•миру и человеку.

Определенная позиция по отношению к религии в явной или неявной форме содержится во всяком философском построении. Философия всегда проявляла острый интерес к религии, проблемам ее значения и смысла, роли в индивидуальной жизни и в социальном бытии. Притязания философии религии определяются, по существу, глубинными притязаниями самой философии.

Соотнесенность с религией является важнейшей характеристикой философии. Это обусловлено поначалу генетической связью философии с религией, а затем их постоянным сосуществованием с момента появления философии как особой формы сознания и теоретической деятельности.

Философия религии в широком смысле слова, т. е. как эксплицированное или имплицитное отношение философии к религии, существует так же давно, как и сама философия.

2. Философия религии в узком смысле слова – это эксплицированное автономное философское рассуждение о Боге и о религии, особый тип философствования. Философия религии в узком смысле слова предстает. в истории либо как специальная тема, зачастую главенствующая, специальный раздел крупных философских систем, либо как обособившаяся философская дисциплина.

То есть при таком понимании философии религии, она рассматривается как часть той или иной философской дисциплины, например, философской гносеологии или эпистемологии, тогда философия религии будет изучать религиозное познания и проблемы связанные с ним.

В таком смысле философия религии является относительно поздней с исторической точки зрения, тематизацией философского интереса к религии, и появляется примерно в Новое время.

Экспликация философии религии как специальной предметной области философствования происходит в XVIII—XIX вв. благодаря трудам голландского философа Б. Спинозы, английского философа Д. Юма, французского философа П.А. Гольбаха, немецкого философа И. Канта, немецкого протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, немецких философов И. Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.А. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Гартмана, голландского теолога и историка религии К.П. Тиле, датского теолога и философа С. Кьеркегора, русского философа B.C. Соловьева и др.

В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии, например, натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т.д.

Несмотря на все озадачивающее многообразие, которое являет философия религии на всем протяжении своего существования, она обладает объективно установленной предметной сферой, постоянно воспроизводящимися формами осуществления, довольно устойчивыми отличиями от других областей философского знания, от теологии христианских конфессий, от религиоведческих дисциплин. Все это – объективные характеристики особого типа философствования, демонстрирующего многообразие исторических форм реализации.

Специфика философии религии состоит в том, что ее можно рассмотреть как философское религиоведение (это совокупность философских рассуждений, предметом которых является «религиозное отношение» человека или «религиозное сознание человека», взятые в познавательном аспекте). Это минимальное определение предметной сферы философии религии в ее религиоведческой функции.

В таком понимании философия религии ограничивается исследованием и осмыслением религии и не занимается описанием или концептуализацией какой-то сверхъестественной реальности, то есть не обращается непосредственно ни к исследованию, ни к конструированию объекта религии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.42.157 (0.019 с.)