Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувств. и рац. этапы познания и их формы

Поиск

· Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

3 формы:

-ощущение - чувств. образ, в котором воспроизводится одно свойств (кислый);

-Восприятие - чувств. образ, в котором воспроизводится несколько свойств (кислый и круглый);

-Представление-восприятие при отсутствии контакта.

· Единство образного и знакового в чувственном отражении\

Мнения о познавательном содержании чувств

1. Внешний мир «впечатывается» в нашу психику, чувство – «след» предмета

2. Чувства – приблизительное отражение предмета, «копи»

3. Чувства – это знаки предметов, смысл которых предстоит расшифровывать.

· Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения

(при помощи понятий, суждений, умозаключений):

- понятие-это мысль, в которой содержится наиболее существенные признаки, хар-ки чего-либо.

суждение-это высказывание, в котором содержится утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение-это система суждений, в которой на основе суждений (посылок) выводится новое знание. (бывает индуктивные и дедуктивные)

· Единство чувственного и рационального в познании

В реальном процессе познания чувственные и рациональные формы взаимопереплетены

Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического мышления, предстабляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическуя ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. С каждым понятием если не актуально то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.

Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей спецефической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

 

Проблема истины в философии и науке

Исторические разновидности понимания истины

Античность: концепция соответствия. Истину видели в том, что существующие вещи интерпретировались как проявление идеи(Платон) или проявление формы (Аристотель)

Средние века: истина в Боге и его откровении

Новое время: истинные знания – это сведения, содержащиеся в чувствах, ясных идеях

ХХ век: аналитики: концепция суждений и умозаключений (соответствия суж. и умозаключений фактам)

Феноменологи: из чувств и чувственных впечатлений формируются эйдосы и понятия, а затем оценивается внешний мир на их основе

Герменевты: считают истиной удачный контакт вещи с человеком; вещь открывается и происходит слияние горизонтов вещи и человека.

Постмодернисты: любое явление имеет много смыслов. Истина – субъективное суждение человека, внешний мир истиной не обладает

Абсолютное и относительное в истине

Истина ограниченна ибо она отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно поддерживается жизнью.

Истина и заблуждение

Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.

Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена.

Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Критерии истины

Рациональная интуиция

Соответствие чувствам или логическим законам

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном единстве.

Верификация (проверяемость) – достоверность синтетических предложений. Выявляется в эксперименте.

Фальсификация. Метод от «обратного»: любую теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но можно опровергнуть.

Истина, оценка, ценности

У истоков учения, в античной философии, истина являлась ценностью (идеалом) Кант «развел» эти понятия: истиной занимается рассудок, а ценностью – разум, разумная воля. Если красота – это ценность искусства, то истина – это ценность познания и науки

 

 

65.Наука как вид духовного пр-ва

Важнейшим видом духовного производства является наука, рассматриваемая и как система знаний, и как устойчивый социальный институт.

Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д.

Как и другие виды духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах.

Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр.

Миф, религия — это способы духовной защиты. Их задача — как-нибудь пристроить человека к огромному и враждебному ему миру, приютить под сенью каких-либо могущественных сил-покровителей. Наука — это уже попытка разговора с внешним миром на равных, а не униженным просителем.

Стоит отметить, что наука возникает не столько в противовес религии, а как бы рядом с ней. Это просто новый способ духовного освоения мира, у которого своя необходимость и свои задачи.

Вопросы бытия этого идеального мира, меры его самостоятельности до сих пор служат предметом философских дискуссий. Именно он послужил основанием формирования особой сферы человеческой деятельности — науки.

Наука, таким образом, началась с установления факта, что окружающий человека мир в сущности своей совсем не таков, каким он дан людям в непосредственности их ощущений, восприятий и представлений

Сущность научной революции

Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, которые задаются основаниями науки, называются научными революциями.

Термин «научная революция» введен Т.Куном. В ходе научных революций изменяются основания науки идеалы и нормы науки, картины мира и философские основания науки.

Первая научная революция (XVII – XVIII в.) привела к возникновению классического естествознания (механики, а позже физики), изменению картины мира, созданию новых оснований науки (идеалов и норм науки, и её философских оснований). В ходе этой революции сформировался особый тип научной рациональности, идеалом которой стало неизменное, всеобщее, безразличное ко всему знание. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур исследователя.

Вторая научная революция (конец XVIII - 1-я половина XIX века) завершила становление классического естествознания, которое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. В то же время в науке начался пересмотр идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX века до середины XX века, которая характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия.

Крупные открытия были сделаны в космологии. В биологии была создана современная генетика и построена синтетическая теория эволюции.

Усиливается тенденция к интеграции научного знания, что находит свое воплощение в синтетических науках (биофизика, геофизика, геохимия, физхимия).

Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности.

Время четвертой научной революции последняя треть XX столетия изучение науки становятся исторически развивающиеся системы (Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира). Это время рождения постнеклассической науки и формирования рациональности постнеклассического типа, которая характеризуется: а) применением исторической реконструкции как типа теоретического знания в таких областях как космология, астрофизика, б) при разработке идей термодинамики неравновесных процессов возникло новое направление в научных дисциплинах – синергентика; в) из бесстрастного ценностно нейтрального изучения законов природы в парадигму естественных наук вводятся ценностные ориентации как некие гуманитарные идеалы; г) в постнеклассическую науку вводятся вненаучные, дорациональные и внерациональные познавательные формы; д) важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.01 с.)