Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чувств. и рац. этапы познания и их формыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
· Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. 3 формы: -ощущение - чувств. образ, в котором воспроизводится одно свойств (кислый); -Восприятие - чувств. образ, в котором воспроизводится несколько свойств (кислый и круглый); -Представление-восприятие при отсутствии контакта. · Единство образного и знакового в чувственном отражении\ Мнения о познавательном содержании чувств 1. Внешний мир «впечатывается» в нашу психику, чувство – «след» предмета 2. Чувства – приблизительное отражение предмета, «копи» 3. Чувства – это знаки предметов, смысл которых предстоит расшифровывать. · Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения (при помощи понятий, суждений, умозаключений): - понятие-это мысль, в которой содержится наиболее существенные признаки, хар-ки чего-либо. суждение-это высказывание, в котором содержится утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение-это система суждений, в которой на основе суждений (посылок) выводится новое знание. (бывает индуктивные и дедуктивные) · Единство чувственного и рационального в познании В реальном процессе познания чувственные и рациональные формы взаимопереплетены Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического мышления, предстабляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическуя ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. С каждым понятием если не актуально то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей спецефической структурой, отличной от структуры чувственного познания.
Проблема истины в философии и науке Исторические разновидности понимания истины Античность: концепция соответствия. Истину видели в том, что существующие вещи интерпретировались как проявление идеи(Платон) или проявление формы (Аристотель) Средние века: истина в Боге и его откровении Новое время: истинные знания – это сведения, содержащиеся в чувствах, ясных идеях ХХ век: аналитики: концепция суждений и умозаключений (соответствия суж. и умозаключений фактам) Феноменологи: из чувств и чувственных впечатлений формируются эйдосы и понятия, а затем оценивается внешний мир на их основе Герменевты: считают истиной удачный контакт вещи с человеком; вещь открывается и происходит слияние горизонтов вещи и человека. Постмодернисты: любое явление имеет много смыслов. Истина – субъективное суждение человека, внешний мир истиной не обладает Абсолютное и относительное в истине Истина ограниченна ибо она отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно поддерживается жизнью. Истина и заблуждение Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие. Критерии истины Рациональная интуиция Соответствие чувствам или логическим законам Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном единстве. Верификация (проверяемость) – достоверность синтетических предложений. Выявляется в эксперименте. Фальсификация. Метод от «обратного»: любую теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но можно опровергнуть. Истина, оценка, ценности У истоков учения, в античной философии, истина являлась ценностью (идеалом) Кант «развел» эти понятия: истиной занимается рассудок, а ценностью – разум, разумная воля. Если красота – это ценность искусства, то истина – это ценность познания и науки
Важнейшим видом духовного производства является наука, рассматриваемая и как система знаний, и как устойчивый социальный институт. Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Как и другие виды духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Миф, религия — это способы духовной защиты. Их задача — как-нибудь пристроить человека к огромному и враждебному ему миру, приютить под сенью каких-либо могущественных сил-покровителей. Наука — это уже попытка разговора с внешним миром на равных, а не униженным просителем. Стоит отметить, что наука возникает не столько в противовес религии, а как бы рядом с ней. Это просто новый способ духовного освоения мира, у которого своя необходимость и свои задачи. Вопросы бытия этого идеального мира, меры его самостоятельности до сих пор служат предметом философских дискуссий. Именно он послужил основанием формирования особой сферы человеческой деятельности — науки. Наука, таким образом, началась с установления факта, что окружающий человека мир в сущности своей совсем не таков, каким он дан людям в непосредственности их ощущений, восприятий и представлений Сущность научной революции Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, которые задаются основаниями науки, называются научными революциями. Термин «научная революция» введен Т.Куном. В ходе научных революций изменяются основания науки идеалы и нормы науки, картины мира и философские основания науки. Первая научная революция (XVII – XVIII в.) привела к возникновению классического естествознания (механики, а позже физики), изменению картины мира, созданию новых оснований науки (идеалов и норм науки, и её философских оснований). В ходе этой революции сформировался особый тип научной рациональности, идеалом которой стало неизменное, всеобщее, безразличное ко всему знание. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур исследователя. Вторая научная революция (конец XVIII - 1-я половина XIX века) завершила становление классического естествознания, которое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. В то же время в науке начался пересмотр идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Третья научная революция охватывает период с конца XIX века до середины XX века, которая характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия. Крупные открытия были сделаны в космологии. В биологии была создана современная генетика и построена синтетическая теория эволюции. Усиливается тенденция к интеграции научного знания, что находит свое воплощение в синтетических науках (биофизика, геофизика, геохимия, физхимия). Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности. Время четвертой научной революции последняя треть XX столетия изучение науки становятся исторически развивающиеся системы (Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира). Это время рождения постнеклассической науки и формирования рациональности постнеклассического типа, которая характеризуется: а) применением исторической реконструкции как типа теоретического знания в таких областях как космология, астрофизика, б) при разработке идей термодинамики неравновесных процессов возникло новое направление в научных дисциплинах – синергентика; в) из бесстрастного ценностно нейтрального изучения законов природы в парадигму естественных наук вводятся ценностные ориентации как некие гуманитарные идеалы; г) в постнеклассическую науку вводятся вненаучные, дорациональные и внерациональные познавательные формы; д) важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.01 с.) |