Этапы и уровни научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и уровни научного познания



Периодизация развития науки возможна в зависимости от смены господствующих в ней законов, различающихся по степени и видам математизации, эмпирической значимости и степени универсальности (широте охвата явлений).

Первому этапу, началу науки соответствуют сугубо описательные и узко эмпирические законы с элементарной математизацией. Таковы астрономия и механика от Птолемея и Архимеда до Кеплера и Галилея, термодинамики трех начал, физика электричества от Ома до Ампера, химия законов сохранения веса и кратных отношений, эволюционная биология Дарвина и т.д.

Второму этапу развития науки на основе изменения господствующих в ней законов свойственна опора на законы в развитой математической форме (дифференциальных и интегральных уравнениях, отношениях между матрицами), на универсальные законы сохранения. Таковы механика от Ньютона до Гамильтона, электродинамика Максвелла, термодинамика кинетическая и статическая, квантовая и релятивистская механики, химия после Менделеева, генетика и т.д.

Третий этап развития науки, подчиняющийся законам системности и движения информации. На этом этапе оценка, отбор и решение проблем науки ставятся в зависимость от податливости к законам системности и информационных процессов.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание, рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического познания.

Методы научного познания

Научное познание отличается от всех других ви­дов познания использованием специально разработан­ных методов.

Метод - это способ деятельности, совокупность при­емов, применяемых исследователем для получения опре­деленного результата. Когда речь идет о научных методах, то имеют в виду прежде всего те приемы и способы, ко­торые помогают получить истинное знание.

Метод в своем проявлении есть не что иное, как деятельность познающего субъекта с объектом.

Метод включает в себя такие элементы: объ­ект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности.

Метод зависит от предметной на­правленности различают: физические, химические, биоло­гические, социальные и др. методы исследования.

По степени общности методы бывают: частные, обще­научные и всеобщие. Частные (узкой области конкретных исследований). Общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция)

К теоретическим методам относятся:

Индукция (от частного к общему).

Дедукция (от общего к частному).

Анализ - это метод исследо­вания, состоящий в расчленении (разложении) целого на его составные элементы (части, стороны, свойства).

Син­тез - это метод исследования, состоящий в соединении отдельных элементов в единое целое.

В научном 2 уровня: эмпирический и теоретический.

К эмпирическим методам относятся:

Наблюдение - целенаправленное, планомерное, сис­тематическое восприятие предметов и явлений окружаю­щей действительности наблюдение ведется всегда в соот­ветствии с определенными познавательными задачами.

Эксперимент - сердцевина эмпирического исследо­вания. Латинское слово «эксперименту» буквально озна­чает пробу, опыт. В отличие от наблюдения, эксперимент представляет со­бой опыт, основанный на вмешательстве исследователя в ход явлений и процессов.Важнейшим моментом экспе­римента являются измерения.

Моделирование - это материальная или идеальная имитация реально су­ществующего или предполагаемого объекта путем конс­труирования модели, воспроизводящей основные особен­ности этого объекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.52.210 (0.02 с.)