Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. Отрасли современного российского праваСтр 1 из 10Следующая ⇒ Раздел 3. ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА Конституционные принципы правового статуса личности Конституционные принципы составляют основные начала, в соответствии с которыми и строится вся система прав и свобод. Они являются незыблемыми и общепризнанными. Среди конституционных принципов следует выделить следующие: 1. Принцип верховенства прав и свобод человека, признание его высшей ценностью, обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). 2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их принадлежности каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Этот принцип означает, что основные права и свободы не могут быть ограничены государством произвольно, без законных на то оснований. 3. Принцип равенства прав и свобод, который означает, что все равны перед законом и судом, а также равенства прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка и равенство прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19). 4. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина, включающий в себя социально-экономические, политические, юридические гарантии. Конституция закрепила государственную защиту прав и свобод (ст. 2, 17 - 19, 45). 5. Принцип прямого, непосредственного действия прав и свобод человека. Это означает, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). 6. Общепризнанный характер прав человека, приоритет норм международного права в сфере прав человека, являющихся составной частью правовой системы (ч. 1 ст. 17). Впервые в отечественной практике преодолен разрыв между нормами международного и национального права в сфере прав человека. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина Традиционно права личности делятся по сферам их реализации на три группы: 1) личные (гражданские); 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные права. В Конституции Российской Федерации такого разделения прав на группы нет. Вероятно, это связано с тем, что любая классификация прав личности достаточно условна, поскольку одно и тоже право может быть отнесено к различным группам. Так, например, свобода слова может быть признана и личным и политическим правом. Личные права и свободы Они составляют основу правового положения человека и гражданина Российской Федерации и отражены в ст. 20 - 29 Конституции. Большинство из этих прав являются основополагающими, неотъемлемыми правами человека и не подлежат ограничению. Личные права и свободы имеют повышенный уровень гарантий. Личные права, производные от естественного права на жизнь и свободу, призваны гарантировать человеку индивидуальность в отношениях с другими людьми и государством. К личным правам относятся: 1) право на жизнь (ст. 20), которое означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни; 2) право на достоинство (ст. 21), предполагающее право на уважение и обязанность уважать других, запрет подвергать пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию; 3) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), выражающееся в возможности совершать любые правомерные, то есть в рамках закона, действия. Это право предполагает ограничение должностных лиц в применении принуждения к людям. Личная неприкосновенность означает: а) что никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску, наносить вред здоровью; б) право свободно распоряжаться своей судьбой: жениться, учиться, голосовать и т. д.; 4) право на неприкосновенность жилища (ст. 25), которое означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как на основании закона или судебного решения. Федеральное Собрание Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации - палата Федерального Собрания, отражающая федеративное устройство российского государства, призванная выражать интересы субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят представители от 89 субъектов Российской Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Заседания палат проходят раздельно, ведают они различными вопросами. Так, федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет их или отклоняет. К исключительным предметам ведения Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента о введении военного, а также чрезвычайного положения; назначение выборов Президента Российской Федерации. В числе полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти. Так, Совет Федерации по представлению Президента назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др. Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с помощью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создаются по различным направлениям парламентской деятельности. Так, в Государственной Думе существуют комитеты по законодательству и судебно-правовой реформе, по труду и социальной поддержке, экологии, экономической политике, обороне, безопасности, собственности, комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, комитет по образованию, науке и культуре и др. Органы правосудия Они представляют третью ветвь власти - судебную, которая осуществляется посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие осуществляется только судами, создание чрезвычайных судов не допускается. Судебная система Российской Федерации определена Федеральным конституционным законом, принятым Государственной Думой 23 октября 1996 года. Поскольку российское государство является федеральным, постольку устанавливается двухуровневая судебная система: 1) федеральные суды, к которым относятся: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации; 2) суды субъектов Российской Федерации, включающие конституционные суды субъектов Российской Федерации, мировые суды. Мировые суды являются низшим звеном судебной системы в городах, районах и т. д. Они рассматривают дела о малозначительных преступлениях и проступках, а также мелкие гражданские споры между частными лицами. Мировые суды обычно избираются населением и действуют в составе одного судьи. Несмотря на то что судебная власть в Российской Федерации едина и неделима, условно правосудие можно разделить на три "ветви": а) конституционное правосудие; б) общее правосудие; в) арбитражное правосудие. Разбирательство по гражданским, уголовным, административным и иным делам осуществляют суды общей юрисдикции, состоящие из трех звеньев в соответствии с их компетенцией, целями и задачами: суд высшего звена (Верховный Суд РФ) осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции; суды среднего звена (Верховные суды республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов РФ) проверяют законность и обоснованность решений, приговоров, определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу; суды основного низового звена (районные, городские суды, мировые суды) рассматривают гражданские, административные, уголовные и иные дела по существу и выносят решения по гражданским делам, приговоры - по уголовным делам, определения - по любому из этих производств. Конституционное правосудие осуществляют созданный в 1992 г. Конституционный Суд РФ и Конституционные Суды республик. Основная функция этих судов состоит в охране и защите конституционных норм путем выявления нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, разрешении споров о компетенции между органами федеральной власти, а также федерации и субъектов Российской Федерации. Экономические споры, а также споры в сфере управления разрешают арбитражные суды, также состоящие из трех звеньев: высшего, среднего и основного. Судьями могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет. Они должны иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются лишь Конституции и закону. Они несменяемы и неприкосновенны. Это означает, что судья не подлежит ни административной, ни дисциплинарной ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей - неправительственной профессиональной организации судей, которая аттестует судью и рекомендует его к назначению на должность. Заключение судьи под стражу возможно с санкции Генерального прокурора или решения суда. Слушание дел в Российской Федерации во всех судах открытое, основано на состязательности и равноправии сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом (обычно по уголовным делам), судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Присяжные заседатели - люди, присутствующие на суде и высказывающие свое мнение перед окончательным принятием решения. Аппарат суда выбирает присяжных заседателей методом случайной выборки или жеребьевки из морально устойчивых граждан не моложе 30 лет, никогда не подвергавшихся уголовному преследованию. Всего должны быть отобраны 12 присяжных заседателей, то есть имеющих право выносить вердикт по делу, и 2 запасных. Роль заседателей состоит в определении виновности или невиновности подсудимого. Только после этого суд принимает решения голосованием. Органы прокуратуры Несмотря на то что в главе 7 Конституции Российской Федерации "Судебная власть" названа прокуратура, она не входит в судебную систему, так как имеет несколько иные, по сравнению с судебной властью, правовую природу и функции. Прокуратура является составной частью контрольной власти. Закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года определил ее функции и задачи. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов; местными представительными органами (законодательными собраниями); органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, при исполнении наказания. Возглавляет органы прокуратуры Генеральный прокурор, который назначает прокуроров субъектов РФ по согласованию с субъектами. Опека и попечительство Опека и попечительство- это правовые формы защиты личных и имущественных интересов граждан, нуждающихся в этом. Опека или попечительство над детьми устанавливаются в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 145 СК РФ). Опека может иметь место только в отношении детей, не достигших возраста 14 лет, попечительство - в отношении детей в возрасте от 14 до 18 лет. Порядок установления и прекращения опеки и попечительства над детьми регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 31 - 40 ГК РФ). В качестве опекунов (попечителей) детей могут выступать только совершеннолетние дееспособные лица, давшие на это свое согласие и имеющие нравственные и другие личные качества и способности, необходимые для содержания, воспитания и образования ребенка. Опеку или попечительство назначает орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка или по месту жительства опекуна (попечителя). Указанные формы защиты детей не лишают ребенка предоставленных ему законом прав, в том числе права на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособие и другие социальные выплаты, права собственности на жилье, помещение или получение его и др. Опекуны (попечители), в свою очередь, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, создавать ему необходимые условия, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии.
Приемная семья. Приемная семья - это вид защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Она образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью. Договор заключается на определенный срок. В нем должны быть оговорены условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, органов опеки и попечительства, размер оплаты труда приемных родителей и соответствующие льготы, предусмотренные нормативными актами о приемной семье. Требования к приемным родителям такие же, как и к опекунам (попечителям). Подбор приемных родителей осуществляют органы опеки и попечительства. На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается. При передаче ребенка учитывается его мнение, а если ребенок достиг возраста десяти лет, то требуется и его согласие. Дети, переданные в приемную семью, обладают всеми правами, предусмотренными ст. 55 - 57 СК РФ. Семейный кодекс РФ предусматривает возможность досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в семью (п. 2 ст. 152 СК РФ).
Раздел 3. ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.004 с.) |