Раздел 3. ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА



Раздел 3. ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА

Конституционные принципы правового статуса личности

Конституционные принципы составляют основные начала, в соответ­ствии с которыми и строится вся система прав и свобод. Они являются незыблемыми и общепризнанными. Среди конституционных принципов следует выделить следующие:

1. Принцип верховенства прав и свобод человека, признание его высшей ценностью, обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2).

2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и граж­данина, их принадлежности каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Этот принцип означает, что основные права и свободы не могут быть ограни­чены государством произвольно, без законных на то оснований.

3. Принцип равенства прав и свобод, который означает, что все равны перед законом и судом, а также равенства прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка и равенство прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19).

4. Принцип гарантированности прав и свобод чело­века и гражданина, включающий в себя социально-экономические, по­литические, юридические гарантии. Конституция закрепила государст­венную защиту прав и свобод (ст. 2, 17 - 19, 45).

5. Принцип прямого, непосредственного действия прав и свобод человека. Это означает, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

6. Общепризнанный характер прав человека, приоритет норм международного права в сфере прав человека, являющихся составной частью правовой системы (ч. 1 ст. 17). Впервые в отечественной практике преодолен разрыв между нормами международного и национального права в сфере прав человека.

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

Традиционно права личности делятся по сферам их реализации на три группы: 1) личные (гражданские); 2) политические; 3) экономиче­ские, социальные и культурные права.

В Конституции Российской Федерации такого разделения прав на группы нет. Вероятно, это связано с тем, что любая классификация прав личности достаточно условна, поскольку одно и тоже право может быть отнесено к различным группам. Так, например, свобода слова может быть признана и личным и политическим правом.

Личные права и свободы

Они составляют основу правового положения человека и гражданина Российской Федерации и отражены в ст. 20 - 29 Конституции. Большин­ство из этих прав являются основополагающими, неотъемлемыми права­ми человека и не подлежат ограничению. Личные права и свободы име­ют повышенный уровень гарантий.

Личные права, производные от естественного права на жизнь и сво­боду, призваны гарантировать человеку индивидуальность в отношениях с другими людьми и государством. К личным правам относятся:

1) право на жизнь (ст. 20), которое означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни;

2) право на достоинство (ст. 21), предполагающее право на уважение и обязанность уважать других, запрет подвергать пыткам, насилию, друго­му жестокому обращению или наказанию;

3) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), выражающее­ся в возможности совершать любые правомерные, то есть в рамках зако­на, действия. Это право предполагает ограничение должностных лиц в применении принуждения к людям. Личная неприкосновенность означа­ет: а) что никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску, наносить вред здоровью; б) право свободно распоряжаться своей судьбой: жениться, учиться, голосовать и т. д.;

4) право на неприкосновенность жилища (ст. 25), которое означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как на основании закона или судебного решения.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание - парламент России - является представитель­ным и законодательным органом и состоит из двух палат - Совета Феде­рации и Государственной Думы.

Совет Федерации - палата Федерального Собрания, отражающая фе­деративное устройство российского государства, призванная выражать интересы субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят представители от 89 субъектов Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом. Депу­таты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Заседания палат проходят раздельно, ведают они различными вопро­сами. Так, федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет их или отклоняет.

К исключительным предметам ведения Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федера­ции; утверждение указа Президента о введении военного, а также чрез­вычайного положения; назначение выборов Президента Российской Фе­дерации.

В числе полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти. Так, Совет Фе­дерации по представлению Президента назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др.

Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с помощью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создаются по различным направлениям парла­ментской деятельности. Так, в Государственной Думе существуют коми­теты по законодательству и судебно-правовой реформе, по труду и социальной поддержке, экологии, экономической политике, обороне, безо­пасности, собственности, комитет по бюджету, налогам, банкам и фи­нансам, комитет по образованию, науке и культуре и др.

Органы правосудия

Они представляют третью ветвь власти - судебную, которая осуществ­ляется посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной за­коном процессуальной форме. Правосудие осуществляется только суда­ми, создание чрезвычайных судов не допускается. Судебная система Рос­сийской Федерации определена Федеральным конституционным зако­ном, принятым Государственной Думой 23 октября 1996 года. Поскольку российское государство является федеральным, постольку устанавливает­ся двухуровневая судебная система: 1) федеральные суды, к которым от­носятся: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбит­ражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федера­ции; 2) суды субъектов Российской Федерации, включающие конститу­ционные суды субъектов Российской Федерации, мировые суды.

Мировые суды являются низшим звеном судебной системы в городах, районах и т. д. Они рассматривают дела о малозначительных преступле­ниях и проступках, а также мелкие гражданские споры между частными лицами. Мировые суды обычно избираются населением и действуют в составе одного судьи.

Несмотря на то что судебная власть в Российской Федерации едина и неделима, условно правосудие можно разделить на три "ветви": а) кон­ституционное правосудие; б) общее правосудие; в) арбитражное правосудие.

Разбирательство по гражданским, уголовным, административным и иным делам осуществляют суды общей юрисдикции, состоящие из трех звеньев в соответствии с их компетенцией, целями и задачами: суд выс­шего звена (Верховный Суд РФ) осуществляет судебный надзор за дея­тельностью судов общей юрисдикции; суды среднего звена (Верховные суды республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов РФ) проверяют законность и обоснованность решений, приговоров, определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу; суды основного низового звена (районные, городские суды, мировые суды) рассматривают гражданские, административные, уголовные и иные дела по существу и выносят решения по гражданским де­лам, приговоры - по уголовным делам, определения - по любому из этих производств.

Конституционное правосудие осуществляют созданный в 1992 г. Кон­ституционный Суд РФ и Конституционные Суды республик. Основная функция этих судов состоит в охране и защите конституционных норм путем выявления нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, разрешении споров о компетенции между органами федеральной власти, а также федерации и субъектов Российской Федерации.

Экономические споры, а также споры в сфере управления разрешают арбитражные суды, также состоящие из трех звеньев: высшего, среднего и основного.

Судьями могут быть только граждане Российской Федерации, достиг­шие 25 лет. Они должны иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются лишь Конституции и закону. Они несменяемы и непри­косновенны. Это означает, что судья не подлежит ни административной, ни дисциплинарной ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей - неправительственной профессиональной организации судей, которая аттестует судью и рекомендует его к назначению на долж­ность. Заключение судьи под стражу возможно с санкции Генерального прокурора или решения суда.

Слушание дел в Российской Федерации во всех судах открытое, осно­вано на состязательности и равноправии сторон. В случаях, предусмот­ренных федеральным законом (обычно по уголовным делам), судопроиз­водство осуществляется с участием присяжных заседателей. Присяжные заседатели - люди, присутствующие на суде и высказывающие свое мне­ние перед окончательным принятием решения. Аппарат суда выбирает присяжных заседателей методом случайной выборки или жеребьевки из морально устойчивых граждан не моложе 30 лет, никогда не подвергав­шихся уголовному преследованию. Всего должны быть отобраны 12 присяжных заседателей, то есть имеющих право выносить вер­дикт по делу, и 2 запасных. Роль заседателей состоит в определении ви­новности или невиновности подсудимого. Только после этого суд при­нимает решения голосованием.

Органы прокуратуры

Несмотря на то что в главе 7 Конституции Российской Федерации "Судебная власть" названа прокуратура, она не входит в судебную систе­му, так как имеет несколько иные, по сравнению с судебной властью, правовую природу и функции. Прокуратура является составной частью контрольной власти. Закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года определил ее функции и задачи. Прокуратура осуще­ствляет надзор за исполнением законов; местными представительными органами (законодательными собраниями); органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, при исполнении наказания. Возглавляет органы прокуратуры Генеральный прокурор, который назначает прокуроров субъектов РФ по согласованию с субъектами.

Опека и попечительство

Опека и попечительство- это правовые формы защиты личных и иму­щественных интересов граждан, нуждающихся в этом. Опека или попечи­тельство над детьми устанавливаются в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 145 СК РФ). Опека может иметь место только в отношении детей, не достигших воз­раста 14 лет, попечительство - в отношении детей в возрасте от 14 до 18 лет. Порядок установления и прекращения опеки и попечительства над детьми регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 31 - 40 ГК РФ).

В качестве опекунов (попечителей) детей могут выступать только со­вершеннолетние дееспособные лица, давшие на это свое согласие и имеющие нравственные и другие личные качества и способности, необ­ходимые для содержания, воспитания и образования ребенка. Опеку или попечительство назначает орган опеки и попечительства по месту жи­тельства ребенка или по месту жительства опекуна (попечителя).

Указанные формы защиты детей не лишают ребенка предоставленных ему законом прав, в том числе права на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособие и другие социальные выплаты, права собственности на жилье, помещение или получение его и др. Опекуны (попечители), в свою очередь, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, создавать ему необходимые условия, заботиться о его здоровье, физическом, ду­ховном и нравственном развитии.

 

Приемная семья.Приемная семья - это вид защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Она образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и супругами или отдельными граждана­ми, желающими взять детей на воспитание в семью. Договор заключает­ся на определенный срок. В нем должны быть оговорены условия содер­жания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности прием­ных родителей, органов опеки и попечительства, размер оплаты труда приемных родителей и соответствующие льготы, предусмотренные нор­мативными актами о приемной семье.

Требования к приемным родителям такие же, как и к опекунам (по­печителям). Подбор приемных родителей осуществляют органы опеки и попечительства. На воспитание в приемную семью передаются дети, ос­тавшиеся без попечения родителей. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается. При передаче ребенка учитывается его мнение, а если ребенок достиг возраста десяти лет, то требуется и его согласие. Дети, переданные в приемную семью, обладают всеми правами, преду­смотренными ст. 55 - 57 СК РФ. Семейный кодекс РФ предусматривает возможность досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в семью (п. 2 ст. 152 СК РФ).

 

Раздел 3. ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.56.184 (0.006 с.)