Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неклассическая философия и ее основные направления. Постклассическая философия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Классическая ф-я стремилась к объяснению закономерности объективной и субъективной реальности, к целостности, завершенности; стиль ее изложения был поучительным. А во 2-й половине 19 в. подготавливается переход к новой неклассической науке и ф-и. Неклассическая ф-я была в 1-ю очередь вызвана потребностью осмысления кризиса западной цивилизации и культуры. Происходит кризис рационализма, пересматривается статус разума и познающего субъекта, структуры познавательного процесса. Роль разума пересматривается и переходит к иррационализму, что означает: 1) разум не в состоянии охватить всё разнообразие мира; 2) обращается внимание на такие проявления человека, как воля, власть, интуиция, бессознательное, эмоции, инстинкты и т.д. Если в классич. ф-и в центре внимания был человек вообще (как существо разумное), то в неклассич. ф-и имеет место личность с ее индивидуальными переживаниями, сомнениями. Понятие «герменевтика» означает «искусство истолкования». Практически впервые в проблемное поле философии попадает человек не как абстрактный субъект, а как реальная и уникальная личность. При этом важнейшей проблемой философии становится проблема понимания как попытка раскрыть тайну субъективности. Основные представители ф-и жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, и др. Ф-я жизни принципиально отказывается от рационально-логических средств решения филос. проблем. Она резко разводит ф-ю и науку, сосредотачиваясь при этом исключительно на вопросах, связанных с человеком, который мыслится как сгусток субъективных переживаний. Самым ярким представителем философии жизни считается Фридрих Ницше. Основные работы – «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла». Он выдвигает идею Сверхчеловека, который контролирует все собственные инстинкты и желания, будучи способным творить себя сам, обладающий огромной силой воли. Идея Сверхчеловека – призыв к преодолению самих себя, утверждение человека и его способностей в постоянном становлении и развитии. Анри Бергсон считает, что сама жизнь есть переживание. Именно поток переживаний, наполненный сменой ощущений, эмоций, желаний и составляет подлинную реальность, а, следовательно, и предмет философского поиска.Бергсон разделяет и противопоставляет две способности нашего сознания: интуицию и интеллект. Интуиция представляет собой созерцательно-пассивное отношение человека к жизни, а интеллект – активно-действенное. При этом именно интуиция способна воспринимать жизнь целостно, непосредственно, свободно от любого практического интереса, а, следовательно, от ошибок и заблуждений. Благодаря интуиции не только раскрывается стихия жизни, но сама жизнь человека разворачивается как непредсказуемый и беспрестанный творческий акт. Зигмунд Фрейд впервые в ф-и и в психологии концентрирует интерес вокруг бессознательного как важнейшего феномена объяснения не только особенностей индивидуально-личностного развития, но явлений культуры, творческих процессов и общества в целом.Развитие личности в трактовке Фрейда строго определено различными влечениями, желаниями и инстинктами и, прежде всего, их подавлением. Основными инстинктами вступают Эрос как стремление к жизни, сексуальное влечение, самосохранение и Танатос как стремление к смерти, деструкции и агрессивность. Серен Кьеркегор впервые в истории европейского интеллектуализма переориентирует ф-ю с сущности на существования, с абстрактной истины бытия на истину субъективности, аргументируя это тем, что истина не то, что ты знаешь, а то, что ты есть. В своих работах «Или-или», «Страх и трепет» автор утверждает, что истина может быть только неотделимой от существования человека.По его мнению, разум бессилен познать жизнь в ее многогранности, противоречивости, текучести. Жизнь обречена на сомнения, страх, смерть. К основам человеч. существования можно прикоснуться в ситуации критического выбора, когда человек встречается со своим Я. Система Артура Шопенгауэра проникнута волюнтаризмом, иррационализмом, пессимизмом. Он считал, что на место разума должна быть поставлена воля, т.к. она – это первоначало мира, его абсолют, а человеч. воля родственна волевым порывам Вселенной. Воля бессознательна и безразлична к своим творениям. Люди брошены на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Отсюда вытекает пессимизм Шопенгауэра. Экзистенциализм выдвигает на 1-й план абсолютную уникальность человеч. бытия, которое невыразимо на языке понятий. Исходный принцип этой ф-и в том, что существование предшествует сущности, а не наоборот (т.е. человек обретает свою сущность, уже существуя). Экзистенциалисты считают, что: 1) нет предзаданной человеческой природы; 2) никто, кроме самого человека, не может осуществить его превращение в человека; 3) он сам несет ответственность за своё становление. Аналитическая философия. Аналитическая ф-я – это не просто одна из филос. систем. Это совокупность многообразных течений в рамках современной англоязычной ф-и, и определить единообразно эти течения в ракурсе одного направления весьма непросто. Термин «аналитическая ф-я» может означать определенный стиль филос. мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук. Основоположником является Готлоб Фреге, а известными представителями - Б. Рассел, Дж.Э. Мур, Л. Витгенштейни У. Куайн. В работе Фреге „Запись в понятиях“ современная логика разрабатывается на основе использования понятий смысла и значения. В дальнейшем Фреге развивал свою философию логики и математики в работах „Основания арифметики“ и „Основные законы арифметики“.Как и Фреге, Рассел и Уайтхед пытались показать, что математика сводима к фундаментальным логическим принципам. В конце 1920-х, в 1930-х и 1940-х годах формализм Рассела и Витгенштейна разрабатывался группой мыслителей из Вены и Берлина, которые объединили Венский кружок и Берлинское общество научной ф-под общей доктриной логического позитивизма (или логического эмпиризма).Логические позитивисты обычно придавали философии очень узкую роль. Для них философия ограничивалась прояснением мыслей и не обладала своим собственным предметом исследования. Позитивисты принимали верификационизм, согласно которому всякое осмысленное утверждение либо является аналитическим, либо может быть верифицировано на опыте. Это привело логических позитивистов к отрицанию многих традиционных проблем философии — а особенно проблем метафизики и онтологии — как бессмысленных. Приблизительно с 1910 по 1913 год такие аналитические философы как Рассел и Витгенштейн сфокусировались на создании идеального для филос. анализа языка, который был бы свободен от двусмысленностей обыденного языка, постоянно приводящего, по их мнению, философов к ошибочным выводам. Это филос. направление может быть названо «анализ идеального языка» или «формализм». На данном этапе Рассел и Витгенштейн пытались понять язык и, следовательно, филос. проблемы, используя формальную логику для формализации филос. утверждений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.006 с.) |