Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товарное производство как основа рыночной экономики. Виды, причины возникновения

Поиск

Смешанная экономика

Сме́шанная эконо́мика, гибри́дная эконо́мика — экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идею смешанной экономики придерживаются сторонники демосоциализма.

В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право иметь в собственности или оперативном управлении средства производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.

Деятельность государства финансируется за счёт налогов и акцизов, но главным образом — за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций.

Ряд жизненно важных для общества услуг и элементов общегосударственной инфраструктуры финансируются или частично субсидируются за счёт бюджета, либо напрямую принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, сельское хозяйство и связанное производство продуктов питания первой необходимости, топливно-энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, государственные монополии и т. п.

Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет: регулирование — трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное; защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей,окружающей среды; протекционизм.

По одной из точек зрения, большинство современных национальных экономик — гибридные, так как включают в себя как частную собственность, так и элементы государственной и близкой к ней корпоративной собственности, причём во многих развитых странах последняя играет ведущую роль.

Товар и его свойства

товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. ах трудовой теории стоимости четко различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость. На различие потребительной и меновой стоимости обращали внимание Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и другие экономисты.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.

Не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку товар должен обладать еще одним свойством – свойством обмениваться на другой товар. Это свойство товаров называется меновой стоимостью. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость является внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров.

Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).

В процессе труда создается потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство вытекает из того, что труд всякого производителя носит двойственный характер, выступает как конкретный труд и как абстрактный труд. Открытие и анализ двойственного характера труда – главный вклад К. Маркса в трудовую теорию стоимости.

Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (например, труд столяра, пекаря, портного и т.д.). Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость. Различие потребительных стоимостей обусловлено тем, что они выступают как продукты совершенно разных видов конкретного труда. Специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличие от другого товаропроизводителя.

Абстрактный труд – это труд, выступающий как затраты труда вообще (человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от его конкретной формы. Именно абстрактный труд создает стоимость. Его специфическая особенность состоит в том, что он проявляет свою общественную природу на рынке, в процессе обмена.

Теории стоимости товара

В процессе развития экономической теории возникало немало дискуссий о теории стоимости, сформулировано множество концепций, теорий. Но ни одна не получила абсолютного признания, поскольку все они характеризовали различные аспекты стоимости в процессе ее эволюции. Одной из наиболее распространенных является трудовая теория стоимости, проводимая представителями классической политической экономии Вильямом Петти, Адамом Смитом, Давидом Рикардо, а позже завершена основоположником нового направления в политической экономии Карлом Марксом.

Ее сторонники утверждали, что стоимость - это общественное свойство вещи. Определить ее непосредственно в товаре с помощью определенных физических или химических исследований невозможно. Она проявляется лишь в отношениях между товаропроизводителями. Основой трудовой теории стоимости является признание труда источником богатства, а экономический мир является огромной мастерской, где разворачивается соперничество между различными видами труда в целях создания общественного богатства. Наиболее важную роль в росте производительности труда и национального богатства играет разделение труда, благодаря которому совершенствуются навыки каждого работника, обеспечивается экономия времени за перехода от одной операции к другой, происходит облегчение и сокращение процесса производства. Стоимость, за А. Смитом, определяется потрачено трудом не одного конкретного человека, а средним, необходимой для определенного уровня развития производительных сил, трудом, а создается продуктивной работой. Разделение труда - главная предпосылка повышения ее производительности. Стоимость товара образует не только труд, затраченные непосредственно на его производство, но и труд уречевлена. Уречевлена труд - общественно необходимое (абстрактная) труд, воплощенная в жизненных благах, в товаре.

Одной из наиболее полных и разработанных в научно-теоретическом плане стала теория маржинализма (предельной полезности). Эта теория объясняет формирование и колебание рыночных цен исходя из категории «полезность».

Маржинализм базируется на следующих основных положениях:

  1. Всякая человеческая потребность уменьшается по мере ее удовлетворения;
  2. Психологическая и денежная оценка каждого блага, способного удовлетворять потребности человека, понижается по мере того, как оно становится все более доступным;
  3. Все экономические субъекты распределяют единицы своего дохода между различными расходами таким образом, чтобы из каждой единицы извлечь удовлетворение равной интенсивности;
  4. Цена есть денежное выражение полезности.

Исходя из этих положений, маржиналистами были разработаны такие теоретические обоснования, как теория формирования цен, принцип рационального поведения человека и закон убывающей предельной полезности. В части теории рыночного образования маржиналистами хорошо объясняются механизмы образования и колебания рыночных цен, убедительно и наглядно интерпретируются законы спроса и предложения, адекватно описываются модели потребительского поведения.

Несмотря на менее абстрактный характер теоретических построений и более ясный смысл категории «полезность», маржиналистский подход также имеет свои изъяны. Так, например, полезность как психологическое удовлетворение от покупки товара нельзя измерить в каких-либо единицах. Полезность – это как боль; очевидно, что она есть, но измерить ее в единицах интенсивности затруднительно. Вторым важным недостатком теории предельной полезности является субъективизм. Цены, таким образом, зависят от вкусов и восприятия товара каждым индивидом, от того, насколько полезным для потребителя он является.

Деньги и их функции

Деньги – это товар особого рода, исторически выделившийся из ряда других товаров и ставший всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров.

Деньги в своем развитии прошли большой путь от экзотических случайных форм до золота и бумажных денег.

Использование денег в хозяйстве заключается в выполнении ими пяти взаимосвязанных функций

Как мера стоимости деньги измеряют ценность всех благ. Определять цену любого товара можно с помощью идеальных денег, в качестве которых до 30-х гг. XX в. выступало золото, а в настоящее время используется обменный курс национальной валюты.

Как средство обращения деньги выступают мимолетным посредником в сделках купли-продажи, что дает возможность использовать бумажные деньги. Если государство выпустит их сверх меры, то они обесценятся и будут замещены бартером. В конечном счете, обесценивание денег может привести к ограничению рыночных сделок с помощью карточек и талонов.

Деньги как средство платежа выражают отношения между должником и кредитором, так как акт купли-продажи часто бывает разорван во времени. Период оплаты товаров и услуг в этом случае по целому ряду причин не совпадает с поставкой продукции. Подобные сделки оформляются в виде долговых обязательств – векселей, банкнот, счетов, чеков и др. На их основе возникают кредитные деньги.

Деньги как средство накопления представляют собой запас финансовых ресурсов для будущих расходов, формируют сбережения домохозяйств и инвестиции предпринимателей.

Выполнение роли мировых денег состоит в том, что деньги функционируют в качестве средства обращения и средства платежа в международном экономическом обмене.

Прибыль фирмы и ее виды

При́быль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка - Затраты

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов», а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

  • · штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;
  • · процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
  • · курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
  • · прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
  • · убытков от стихийных бедствий;
  • · потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;
  • · поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
  • · прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

  • · отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
  • · рентных платежей в бюджет;
  • · доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;
  • · доходов от казино, видеосалонов и пр.;
  • · прибыли от страховой деятельности;
  • · прибыли от отдельных банковских операций и сделок;
  • · курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;
  • · прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.

Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль – это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественное питание) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория «товарооборот». Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи. В зарубежной практике вместо термина «выручка» зачастую используют термин «валовой доход». Однако это очень широкая трактовка данного термина. Валовой доход как экономическая категория выражает собой вновь созданную стоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в общественном питании - сумма торговых набавок (скидок) и наценок.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Особенности рынка ресурсов

Рынок, на котором объектом спроса и предложения выступают экономические ресурсы, есть рынок ресурсов.

Особенности функционирования. Надо признать, что методология исследования рынка экономического ресурса существенно не отличается от анализа продуктового рынка. Модель рынка также представлена как соотношение спроса и предложения. Равновесный рынок имеет равновесную цену и равновесный объем сделок. Покупатель и продавец в своем поведении руководствуются стремлением максимизировать предельную выгоду.
Вместе с тем рынок экономических ресурсов имеет ряд особенностей, которые существенно отличают его от рынка потребительских благ.
Покупатель - продавец. Каждая предпринимательская фирма выходит на рынок экономических ресурсов и выступает там в роли как продавца, так и покупателя. Некоторые виды экономических ресурсов продают и покупают только сами предприятия (например, сырье и материалы, оборудование, здания и т. д.), заключая сделки между собой.
Домашнее хозяйство на рынке экономических ресурсов выступает исключительно как продавец или собственник экономического ресурса. Так принято считать, что земля, труд, денежный капитал и т. п. продаются не иначе как домашними хозяйствами, так как находятся в частной собственности, являются результатом сбережений.
Доходы - расходы. Расходы предпринимательской фирмы, приобретающей ресурс, есть денежные доходы продавца ресурса. Получается, что через сделки на рынке ресурсов непосредственно формируются пофакторные доходы (заработная плата; рента; процент и т. д.). В любом случае купля-продажа экономических ресурсов является составной частью «общего кругооборота продуктов и дохода», характерного для рыночной экономики.
Проблема собственности. На рынке потребительских благ всегда имеет место смена собственника продукта. Например, в магазине нельзя купить мясо, молоко или хлеб неким особым способом, чтобы при этом все же не стать собственником продукта.
В отличие от этого на рынке экономических ресурсов может иметь место не только купля-продажа объекта и смена прав собственности, но и аренда ресурса, который длительное время сохраняет свою физическую оболочку (оборудование, земля и т. д.).
Кроме того, некоторые виды ресурсов (из-за своей природы) просто не в состоянии сменить собственника. Они лишь способны перейти во временное
пользование (или владение). Тогда за что платят деньги? Ответ таков: цена по ресурсу уплачивается лишь за ту полезную услугу, которую намерены получить при использовании приобретенного фактора производства. Например, это касается найма рабочей силы, привлечения заемного денежного капитала.
Распределение ресурсов. Конечно, всегда наиболее видимым моментом выступает купля-продажа экономического ресурса. Но есть смысл обратить внимание и на другую сторону медали. А именно на то, что таким способом через рынок между отраслями национальной экономики распределяются и перераспределяются экономические ресурсы. Такое распределение ресурсов осуществляется с учетом достигнутого уровня экономической эффективности производства.
Не исключено, что сегодня одна отрасль получит больше экономических ресурсов, а другая меньше. Однако в рыночной экономике ничто не является вечным, тем более достигнутый уровень эффективности производства. Поэтому сложившийся порядок межотраслевого распределения ресурсов никогда не является окончательным вариантом.
На рынке экономических ресурсов обращается масса разнообразных товаров. По доминированию на рынке определенных видов экономических ресурсов можно сделать вывод о доминирующем типе национального воспроизводства.
Размеры сделок. На рынке экономических ресурсов обычно доминируют крупные оптовые сделки. В качестве заинтересованных сторон предстают коммерческие банки, профсоюзы и правительство, а также институты экономического самоуправления (ассоциации, хозяйственные палаты и т. д.). При этом для любого рынка экономических ресурсов характерно наличие мощного институционального окружения, что оказывает сильное воздействие на механизм формирования спроса и предложения.
Ш Вывод: рынок экономических ресурсов есть важнейшая составная часть рыночного кругооборота товаров, денег и дохода.

Смешанная экономика

Сме́шанная эконо́мика, гибри́дная эконо́мика — экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идею смешанной экономики придерживаются сторонники демосоциализма.

В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право иметь в собственности или оперативном управлении средства производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.

Деятельность государства финансируется за счёт налогов и акцизов, но главным образом — за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций.

Ряд жизненно важных для общества услуг и элементов общегосударственной инфраструктуры финансируются или частично субсидируются за счёт бюджета, либо напрямую принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, сельское хозяйство и связанное производство продуктов питания первой необходимости, топливно-энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, государственные монополии и т. п.

Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет: регулирование — трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное; защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей,окружающей среды; протекционизм.

По одной из точек зрения, большинство современных национальных экономик — гибридные, так как включают в себя как частную собственность, так и элементы государственной и близкой к ней корпоративной собственности, причём во многих развитых странах последняя играет ведущую роль.

Товарное производство как основа рыночной экономики. Виды, причины возникновения

Товарное производство прошло длительную эволюцию. Возникло оно в условиях разложения первобытной общины, зарождения частной собственности, при первом общественном разделении труда.} Известно, что простейшей формой разделения труда является естественное разделение в зависимости от пола и возраста. Первое же общественное разделение труда связано с отделением скотоводства от земледелия.- Это такое разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься различными видами хозяйственной деятельности, что привело к появлению избытка отдельных продуктов у производителей в результате роста производительности их труда и к значительному развитию обмена.

Общественное разделение труда — это первое необходимое условие возникновения товарного производства. С развитием общественного разделения труда происходит специализация производителей на выработке какого-либо одного продукта. Это обусловливает необходимость обмена. Общественное разделение труда является материальным условием существования товарного хо-зяйства.

Причиной товарного производства следует считать экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников. Именно экономическое обособление товаропроизводителей — условие, необходимое и достаточное для превращения обмена в товарный обмен. Только обмен между различными собственниками становится товарным. Экономическое обособление возможно в условиях и частной, и коллективной, групповой, корпоративной собственности.

под товарным производством следует понимать такую организацию общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый из них специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке..

Первоначально оно возникает и функционирует как простое или неразвитое товарное производство, существенными чертами которого являются:

1) общественное разделение труда как материальное условие

существования товарного производства;

2) частная собственность на средства производства и результаты труда;

3) личный труд собственника на средства производства;

4) удовлетворение общественных потребностей посредством. купли-продажи продуктов труда;

5) экономическая связь между людьми через рынок.

Несмотря на то, что товарное производство в своей основе однотипно с развитым (капиталистическим) товарным производством (ибо и то, и другое основано на общественном разделении труда, частной собственности и производстве продуктов для рынка), они имеют существенные различия. Простое товарное производство базируется на собственном труде товаропроизводителя, продукт труда с момента его производства до реализации на рынке принадлежит товаропроизводителю. Развитое капиталистическое товарное производство базируется на применении наемного труда, а произведенный продукт отчуждается от производителя (производится рабочим, а принадлежит капиталисту).

При капиталистическом товарном производстве:

· средства производства находятся в собственности предпринимателя;

· в основе лежит наемный труд;

· продукт принадлежит предпринимателю;

· рабочая сила является товаром;

· товарное производство носит всеобщий характер;

· цель - получение прибыли;

· товары - продукты капитала;

· развитая машинная техника.

Общие черты и различия простого и развитого капиталистического товарного производства предопределяют природу мелкого производителя: с одной стороны, он выступает как труженик, а с другой - как собственник. Это важно для определения закономерностей развития мелкого товарного производства, которое преобладает в развивающихся странах. Такая двойственность проявляется в период революционных преобразований общества.
Моделью товарного производства можно считать и предпринимательство - инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность граждан и их объединений. К предпринимательству могут относиться любые виды производственной деятельности, а также коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультативная деятельность, операции с ценными бумагами. Одной из основных его форм является частное предпринимательство. Предпринимательство может осуществляться как отдельными лицами, так и объединениями граждан и государством.
Закон стоимости гласит, что все товары обмениваются между собой на основе принципа эквивалентности, т.е. обмениваются равные стоимости.

 

Товар и его свойства

товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. ах трудовой теории стоимости четко различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость. На различие потребительной и меновой стоимости обращали внимание Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и другие экономисты.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.

Не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку товар должен обладать еще одним свойством – свойством обмениваться на другой товар. Это свойство товаров называется меновой стоимостью. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость является внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров.

Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).

В процессе труда создается потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство вытекает из того, что труд всякого производителя носит двойственный характер, выступает как конкретный труд и как абстрактный труд. Открытие и анализ двойственного характера труда – главный вклад К. Маркса в трудовую теорию стоимости.

Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (например, труд столяра, пекаря, портного и т.д.). Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость. Различие потребительных стоимостей обусловлено тем, что они выступают как продукты совершенно разных видов конкретного труда. Специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличие от другого товаропроизводителя.

Абстрактный труд – это труд, выступающий как затраты труда вообще (человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от его конкретной формы. Именно абстрактный труд создает стоимость. Его специфическая особенность состоит в том, что он проявляет свою общественную природу на рынке, в процессе обмена.

Теории стоимости товара

В процессе развития экономической теории возникало немало дискуссий о теории стоимости, сформулировано множество концепций, теорий. Но ни одна не получила абсолютного признания, поскольку все они характеризовали различные аспекты стоимости в процессе ее эволюции. Одной из наиболее распространенных является трудовая теория стоимости, проводимая представителями классической политической экономии Вильямом Петти, Адамом Смитом, Давидом Рикардо, а позже завершена основоположником нового направления в политической экономии Карлом Марксом.

Ее сторонники утверждали, что стоимость - это общественное свойство вещи. Определить ее непосредственно в товаре с помощью определенных физических или химических исследований невозможно. Она проявляется лишь в отношениях между товаропроизводителями. Основой трудовой теории стоимости является признание труда источником богатства, а экономический мир является огромной мастерской, где разворачивается соперничество между различными видами труда в целях создания общественного богатства. Наиболее важную роль в росте производительности труда и национального богатства играет разделение труда, благодаря которому совершенствуются навыки каждого работника, обеспечивается экономия времени за перехода от одной операции к другой, происходит облегчение и сокращение процесса производства. Стоимость, за А. Смитом, определяется потрачено трудом не одного конкретного человека, а средним, необходимой для определенного уровня развития производительных сил, трудом, а создается продуктивной работой. Разделение труда - главная предпосылка повышения ее производительности. Стоимость товара образует не только труд, затраченные непосредственно на его производство, но и труд уречевлена. Уречевлена труд - общественно необходимое (абстрактная) труд, воплощенная в жизненных благах, в товаре.

Одной из наиболее полных и разработанных в научно-теоретическом плане стала теория маржинализма (предельной полезности). Эта теория объясняет формирование и колебание рыночных цен исходя из категории «полезность».

Маржинализм базируется на следующих основных положениях:

  1. Всякая человеческая потребность уменьшается по мере ее удовлетворения;
  2. Психологическая и денежная оценка каждого блага, способного удовлетворять потребности человека, понижается по мере того, как оно становится все более доступным;
  3. Все экономические субъекты распределяют единицы своего дохода между различными расходами таким образом, чтобы из каждой единицы извлечь удовлетворение равной интенсивности;
  4. Цена есть денежное выражение полезности.

Исходя из этих положений, маржиналистами были разработаны такие теоретические обоснования, как теория формирования цен, принцип рационального поведения человека и закон убывающей предельной полезности. В части теории рыночного образования маржиналистами хорошо объясняются механизмы образования и колебания рыночных цен, убедительно и наглядно интерпретируются законы спроса и предложения, адекватно описываются модели потребительского поведения.

Несмотря на менее абстрактный характер теоретических построений и более ясный смысл категории «полезность», маржиналистский подход также имеет свои изъяны. Так, например, полезность как психологическое удовлетворение от покупки товара нельзя измерить в каких-либо единицах. Полезность –



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.012 с.)