Типы монополий. Чистая монополия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы монополий. Чистая монополия



Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наибо­лее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монопо­лия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним про­давцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единст­венным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-моно­полист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятель­но в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).

В качестве примера чистой монополии обычно рассматрива­ются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и не которые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия — отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обыч­но предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотреблений с их стороны. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доми­нирующие в отрасли.

Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Спо­собствующие формированию таких барьеров факторы и порожда­ют монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции (положительный эффект масштаба производства

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обыч­но значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подгото­вить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значи­тельными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, вла­деющая или контролирующая сырье, необходимое в производст­ве данного материального блага, может препятствовать возник­новению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на кото­ром сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобре­тения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности не­которых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной мас­сы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организа­ция конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибе­гают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время уста­навливается цена ниже величины средних издержек; криминаль­ные и прочие методы.

Виды монополий

закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное по­ложение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку воз­никновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей;

открытая монополия. В случае открытой монополии рыноч­ная власть фирмы-монополиста является результатом нова­торских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть Скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм — открытых монополий;

естественная монополия. О ней уже говорилось. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовле­творении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее;

монопсония — особый тип рыночной структуры, когда ры­ночная власть концентрируется в руках не продавца, а по­купателя;

двусторонняя монополия возникает в том случае, если моно­польная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

50.Монополистическая конкуренция как тип рынка. На этом рынке действует множество мелких и средних фирм. Товар каждой из них несколько отличается от товаров конкурентов. Именно рынок монополистической конкуренции создает такое многообразие ассортимента в наших магазинах, и покупатель готов заплатить немного дороже за товар или услугу, которые наилучшим образом отвечают его вкусам. Следовательно, рынок предлагает и большее внимание к клиенту по сравнению с рынком олигополии. Однако разнообразие не всегда истинное. Часто с помощью рекламы компании формируют мнимые уникальные свойства товаров, чтобы любой ценой дифференцироваться от товаров конкурентов. На этом рынке есть неценовая конкуренция, связанная с дифференциацией товара. Дифференциацию всячески подчеркивают с помощью рекламы. Продавец хорошо знает и может часами рассказывать об особенностях своего товара, прекрасно знаком со своим рыночным сегментом и потребностями «своего» покупателя. Тем не менее, при излишней дороговизне покупатель все же переключиться на ближайший заменитель, продавец которого тоже наверняка сумеет рассказать о преимуществах своего товара. Именно реклама дает информацию для потребителей и для других фирм об особенностях товара. Благодаря ей многие фирмы могут значительно быстрее выйти на рынок и найти своего потребителя. В целом реклама ускоряет многие рыночные процессы. Словом, реклама делает конкуренцию более интенсивной. И если Ваш конкурент активно рекламирует свой товар, отбирая Вашу долю рынка, Вам также придется участвовать в этой гонке и тратиться на рекламную компанию. Барьеры входа для большинства фирм невысокие, однако, каждый продавец, входящий на рынок, не сможет полностью скопировать товар конкурента, ему придется предложить что-то новое. Многие инновации рождались на рынке монополистической конкуренции, но стали неотъемлемой частью по-настоящему массовой продукции в портфеле товаров фирм-гигантов на рынке олигополии или монополии. На рынке монополистической конкуренции фирма не является получателем цены, она может сама устанавливать цены на свою продукцию. Несмотря на обилие товаров-заменителей на этом рынке, неоднородность товара, приверженность и привычки покупателей затрудняют их переключение на товары и услуги других фирм. Спрос на товар фирмы не является абсолютно эластичным

Минусы Плюсы
Значительные издержки на рекламу Дает огромное разнообразие товаров и услуг
Наличие избыточных производственных мощностей Покупатели имеют дополнительную возможность выбора, благодаря рекламе они хорошо информированы о всевозможных новшествах
Неэффективное расходование ресурсов Низкие входные барьеры позволяют новым фирмам с новыми идеями выйти на рынок и найти своего покупателя
Реклама провоцирует необоснованный спрос, смену стилей и модных тенденций Является активным «поставщиком» инновационных идей для более крупных фирм
Часто реклама создает преувеличенное представление об отличительных особенностях товара, который на самом деле ничем не выделяется из ряда аналогичных товаров (псевдо-дифференциация) Рынок не нуждается в государственном регулировании уровня прибыли
В результате псевдо-дифференциации спрос становится менее эластичным и производитель получает незаслуженно высокие прибыли  

 

 
   

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.01 с.)