Мультипликатор сбалансированного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мультипликатор сбалансированного бюджета



Воздействие на национальный доход, вызванное изменениями в государственных расходах, которые были компенсированы эквивалентными изменениями в налогообложении. Например, рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос в большей мере, чем такое же увеличение налогообложения сокращает его, так как часть дохода, извлеченного в виде налога, в противном случае осела бы в виде сбережений и, следовательно, не повлияла бы на совокупный спрос. В действительности уменьшение сбережений начинает беспокоить людей, и они, следовательно, работают более упорно, чтобы восстановить объем накоплений.

Фискальная политика: сущность, механизм Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетно-налоговой политикой.

Если правительство использует меры фискальной политики, пытаясь приблизить объем выпуска валового национального продукта к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен, это называется политикой стабилизации.

В кейнсианской модели экономического развития стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный объем производства через изменение совокупных расходов, т.е. через совокупный спрос.

Так в случае наличия «дефляционного разрыва» государство должно переместить уровень равновесия таким образом, чтобы он совпал с уровнем полной занятости. Это может быть сделано путем повышения совокупного спроса в обществе.

по­высить совокупный спрос можно проводя так называемую экспан­сионистскую политику расширения, т. е. увеличивая государственные расходы (пенсий, пособий на де­тей, стипендий на обучение и т.п.) или снижая налоги.

Поэтому в конечном итоге определенное стиму­лирование спроса вызывает больший рост производ­ства, чем тот, который непосредственно повлек за собой первоначальный толчок. Этот эффект называют обычно «эффектом мультипликатора», поскольку пер­воначальный стимул «умножает сам себя».

На рис. 26.1 эффект мультипликатора выражается в том, что общий рост ВНП (НД) больше, чем уве­личение спроса, вызвавшее повышение доходов (при­рост от ВНП* до F больше, чем прирост от Е1 до Е2).

Другой возможный путь воздействия на экономику - стимулирование ин­вестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение произ­водства более дешевым.

Рецепт против инфляции будет в точности про­тивоположным, а именно: рестриктивная политика сдерживания экономики (иногда ее называют «конт­рактивной»). Политика сдерживания также имеет мультиплицирую­щий эффект.

Виды фискальной политики Фискальную политику подразделяют на политику встроенных (автоматических) стабилизаторов и дискреционную политику.

Автоматизм фискальной политики обусловлен тем, что налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменяются автоматически с изменением дохода. Автоматические стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменение совокупного спроса. Главным встроенным стабилизатором являются подоходный налог и пособия по безработице.

Если в экономике наблюдается спад, т.е. личные доходы и доходы фирм снижаются, то при прогрессивном налогообложении автоматически уменьшаются и налоговые изъятия, что при прочих равных условиях смягчает последствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать объем производства.

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости (отчисления в фонд занятости осуществляются постоянно, независимо от состояния экономики) не расходуется и оказывает сдерживающее давление на совокупные расходы, в период низкой занятости, средства фонда интенсивно расходуются, поддерживая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях – и в сторону повышения и в сторону понижения.

автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной, которая ведет к возрастанию бюджетного дефицита в периоды спада, к бюджетному излишку во время инфляции. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются:

- изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки.

- осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;

- реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть или стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной).

Ограниченность фискальной политики

Оценивая действенность, эффективность фискальной политики, надо отметить ограниченность ее возможностей, обусловленную следующими обстоятельствами.

Направление изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например такими, как укрепление обороноспособности страны, охрана окружающей среды, финансирование научных исследований и т.п.

Кроме того, максимальный эффект фискальная политика дает только в краткосрочном периоде, в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам.

Рост доходов (как следствие возрастания государственных расходов) повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.

Если же объем выпуска фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных расходов может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного спроса. Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е. опять-таки происходит вытеснение частных инвестиций.

Снижение налогов как стимул для роста объема производства, доходов и снижения безработицы также эффективно только в краткосрочном периоде (когда цены постоянны).

Наконец, еще один отрицательный момент связанный с проведением фискальной политики – это так называемый «эффект запаздывания». Требуется определенное время прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. К этому моменту экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль

28. Происхождение денег Исследовать происхождение денег – это значит исследовать развитие торговли, обмена, возникновение того этапа человеческой цивилизации, который Ф.Хайек назвал «расширенным порядком человеческого сотрудничества».

Первоначально (в историческом плане) товарный обмен между людьми (общинами людей) начинался с простой (случайной) формы стоимости. Продукты производились, как правило, для себя и обменивались от случая к случаю. Формула такого обмена:1 шкура мамонта = 10 наконечников для стрел Товар А = Товар Б Т.е. товар Б был эквивалентом товару А. Однако любой товар, выступающий в роли эквивалента, имеет одно очень интересное свойство: его полезность как бы раздваивается:

1.Полезность шкуры как шкуры, т.е. способность шкуры защитить от холода.

2.Полезность шкуры как эквивалента, т.е. способность шкуры выразить стоимость другого товара (10 наконечников для стрел).

В раздвоении полезности товара-эквивалента содержится ключ к пониманию рождения денег.

С развитием товарного производства простая форма стоимости сменилась полной (развернутой). Ее формула такова:

Постепенно из всего мира товаров выделились наиболее ходовые товары, т.е. те, имея которые, можно было купить все остальные товары. Выражаясь современным языком, речь идет о товарах, обладающих наибольшей ликвидностью( то что может быть реализовано в любой момент). Так, на смену полной форме стоимости пришла всеобщая форма стоимости с ее формулой:

Товар же, который беспрепятственно обменивался на любой другой, получил название всеобщего эквивалента.

Со временем роль всеобщего эквивалента закрепилась за денежным товаром, или деньгами. Это привело к утверждению денежной формы стоимости:

Золото и серебро стали деньгами потому, что обладали совокупностью качеств, позволяющих им лучше, чем другим товарам, играть роль абсолютно ликвидного средства обмена:

1) сохраняемость;

2) портативность (т.е. высокая стоимость в небольшом объеме);

3) экономическая делимость (т.е. слиток золота, поделенный на две равных по весу части означает, что и стоимость каждой половины слитка ровно в два раза уменьшилось).

4) относительная редкость в природе.

Ситуация несколько упростилась с появлением чеканки монет.

Монета - слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены поставленным на нем штемпелем государства.

Посредническая роль денег в процессе обращения мимолетна. Продавец придает значение не тому, имеют ли деньги собственную стоимость, а тому, в какой степени они пользуются общественным признанием. Поэтому со временем возникла возможность замены денег из благородных металлов условными знаками –

Бумажные деньги – это денежные знаки, выпускаемые государством и наделенные принудительным номиналом.

Деньги – это особый товар, выделившийся из остального мира в результате исторического процесса развития производства продуктов для обмена и служащий всеобщим эквивалентом.

Функции денег Единодушно экономистами принимаются три функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления. Помимо этого называют также такие функции денег, как средство платежа и мировые деньги.

1. Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товара в терминах, известных каждому участнику товарообмена, - в национальных денежных единицах.

2. В функции средства обращения деньги играют роль посредника при обмене товаров и услуг (Т – Д – Т): осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3. Если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, он тем самым изымает деньги из обращения, накапливает их, образуя сокровища.

4. В силу различных причин может возникнуть необходимость купли-продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. Исполняя роль средства погашения долгового обязательства, деньги реализуют функцию средства платежа. Эта функция может осуществляться не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств: выплате заработной платы, возврате денежных ссуд, уплате налогов.

5.Функция мировые деньги выполняется деньгами в процессе обслуживания экономических связей между странами. Деньги в этом случае обращаются на мировом рынке и выступают:

международным платежным средством – при погашении долговых обязательств, возникающих между странами;

международным покупательным средством - при покупке товаров за границей за наличные;

всеобщим средством перенесения богатства из одной страны в другую – при предоставлении внешних займов, уплате контрибуций.

Понятие и типы денежных систем Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Современную денежную систему составляют:

- национальная денежная единица (рубль, доллар, евро, йена и т. д.), в которой выражаются цены товаров и услуг;

-система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;

-система эмиссии денег, т. е. законо­дательно закрепленный порядок выпуска денег в обраще­ние;

-государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги. В связи с этим выделяют два типа денежных систем:

1) системы обращения металлических денег, когда в обра­щении находятся полноценные золотые и (или) сереб­ряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денеж­ный металл (в монетах или слитках);

2) системы обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обра­щения.

К отличительным чертам системы неразменных кредитных денег следует отнести:

1) господствующее положение кредитных денег;

2) демонетизацию золота, т. е. уход его из обращения;

3) отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания;

4) усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства;

5) значительное расширение безналичного обо­рота;

6) государственное регулирование денежного обра­щения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.116.152 (0.035 с.)